Турист Aleksandr Filippov (AlEvFilippov)
Aleksandr Filippov
был 8 октября 2022 21:43

Стамбул — Турция Июль 2019

Как вы поняли из названия, моя очередная статья будет посвящена бывшей столице Римской, Византийской, Латинской и Османской империй, крупнейшему городу Турции — Стамбулу, городу с многовековой историей.

В написании данной статья и в самом путешествии я использовал в качестве ориентира статью Евгения Маркова «ТОП-20 интересных мест Стамбула», с которой вы можете ознакомиться по ссылке: https://www.tourister.ru/responses/id_22831. Я постараюсь изложить информацию кратко, как в статье Евгения М., т. е. я так же пробегусь по основным достопримечательностям и районам Стамбула, но уже со своими заметками. В моем путешествии моими помощниками были путеводитель и мое любимое приложение — карты MAPS.ME.

Прежде всего хочу рассказать о том, как была запланирована поездка и как мы добирались до Стамбула. Поездка была запланирована спонтанно на середину июля (одна неделя), после отмены авиасообщения с Грузией. Воспользовались услугами авиакомпании AtlasGlobal (вылет и прилет — аэропорт Домодедово), которая оказалась дешевле авиакомпаний Pegasus и Turkish Airlines. Самолеты в данное время принимает гигантский хаб — новый международный аэропорт Стамбула. В аэропорту очень хорошая навигация, запутаться сложно. По указателям мы вышли к автобусным остановкам на посадку в шаттлы HAVAİST, которые едут без остановок до разных конечных точек Стамбула, включая станции метро. Нам было удобно добраться до своего отеля от площади Султанахмета, поэтому мы выбрали автобус-шаттл под номером IST-20, стоимость проезда 18 лир. Мы заранее обменяли небольшую сумму денег в аэропорту и купили карту Istanbul kart на автобусной остановке в автомате (наличный и безналичный расчёт, меню на русском языке), так как планировали и в дальнейшем пользоваться общественным транспортом в Стамбуле. На карту Istanbul kart мы положили деньги, но уже в другом автомате и, используя её, рассчитались за поездку в автобусе-шаттле. Наш отель Eliza Hotel находился в пешей доступности от площади Султанахмета в шумной торговой улочке.

На этом всё. Пора начинать свой рассказ. Поехали!

1. Мечеть Сулеймание.

Одна из самых красивых мечетей Стамбула — Сулеймание — шедевр архитектора Синана. Не являюсь фантом сериала «Великолепный век», поэтому об этом месте никогда не слышал. Мечеть строилась долго (1550—1557 гг.) и обошлась казне султана Сулеймана Великолепного в кругленькую сумму. Религиозное здание способно вместить до 5 тысяч верующих и, помимо собственно мечети, включает целый комплекс из бань, медресе (исламских учебных заведений), кухонь, библиотеки и обсерватории, ну и, конечно, четырех стройных и высоких минаретов. Во дворе мечети захоронены сам султан, его жена Роксолана, их дочь Михриман и два других османских султана — Султан Ахмет второй и Султан Сулейман второй.

Стамбул (Не Константинополь)

Практически каждый элемент этого удивительного старинного комплекса символичен. К примеру, четыре минарета считаются символом правления Сулеймана, который был четвертым султаном Стамбула. 10 балконов на них обозначают, что он был десятым в династии. Внутри стоит обратить внимание на редкие по красоте витражи талантливого мастера Ибрагима по прозвищу «Сархош» («опьянённый»).

Вход свободный. Для туристов мечеть закрывается на время намаза.

Недалеко от мечети Сулеймание вы можете посетить еще одно интересное место — магазин «Vefa Boza».

Стамбул (Не Константинополь)

Здесь можно попробовать и приобрести полезный пшеничный напиток с многолетней историей Боза. Боза — это не очень жидкий напиток, по консистенции близкий к сметане. По вкусу он кисло-сладкий, немного напоминает детское яблочное пюре. Алкоголь, образующийся в процессе брожения, вносит небольшую кислинку, как у кефира. В напитке содержатся витамины группы В, витамины, А, Е, С, железо, калий, магний, цинк, фосфор. В нем очень низкий процент алкоголя, поэтому боза не наносит вреда здоровью. Напиток очень полезен тем, у кого наблюдается недостаток витаминов и микроэлементов. Он укрепляет иммунитет, улучшает самочувствие, повышает настроение.

История самого магазина началась в 1870 году, когда молодой албанец Хаджи Садик Бей прибыл в Стамбул и поселился здесь в аристократическом районе под названием Вефа. Хаджи Садик узнал, что около 200 местных армян производят и продают напиток «boza», кислый на вкус и напоминающий сок.

Через некоторое время прямо в этом привилегированном месте города молодой человек открыл производство собственного напитка «Vefa Boza», имевшего совершенно иной вкус и аромат. Его «boza» отличалась густой консистенцией и менее кислым вкусом. В сентябре 1876 года Хаджи Садик зарегистрировал способ производства напитка, а также торговую марку под названием «Vefa Bozacısı».

Внешний вид здания, в котором открылся магазин, остаётся неизменным с 1930-х годов. В его стенах под стеклянным колпаком хранится стакан, из которого в 1937 году ставший уже широко известным напиток пил сам Мустафа Кемаль Ататюрк.

Ссылка на сайт магазина http://vefa.com.tr/. Вход свободный. Стоимость одного стаканчика 2 лиры.

1. Район Ускюдар.

Ускюдар известен как один из самых древних стамбульских районов. Некогда в этом месте находился военный форпост. До сегодняшнего дня район практически не изменил внешность, сохранив консерватизм.

Основные достопримечательности Ускюдара — это мусульманские храмы и Девичья Башня. В центральной части района находится причал для паромов, а неподалеку от него есть просторная площадь и красивая набережная Саладжак.

Стамбул (Не Константинополь)

В районе Ускюдара мы посетили три интересных мечети:

МЕЧЕТЬ ШАКИРИН

Эта не совсем обычная мечеть хотя бы потому, что к ее созданию приложили руку не только турецкие архитекторы, но и мастера из других стран. Мечеть Шакирин была построена в память об Ибрагиме и Семихе Шакир их детьми из арабско-турецкой семьи (Гази, Хада и Хасан), которая проживает в Лондоне. Отсюда название мечети, как отражение фамилии, но оно также имеет другое значение, в переводе с арабского оно обозначает «Те, кто благодарны Богу».Отличительной особенностью авангардного строения мечети стало обилие стекла (используется с трёх сторон мечети).

Молельный зал рассчитан на 500 человек.

МЕЧЕТЬ МАРМАРА ИЛЯХИЯТ ПРИ ФАКУЛЬТЕТЕ ТЕОЛОГИИ УНИВЕРСИТЕТА МАРМАРА

Мечеть была разработана как интерпретация классической Османской традиционной архитектуры с использованием современных технологий. В проекции здание мечети представляет собой додекагон.

Это единственная мечеть в Турции, которая сделана из стали. На постройку ушло более 500 тонн металла.

Мечеть может вместить 4500 верующих.

МЕЧЕТЬ ЧАМЛЫДЖА

Это самая грандиозная по размерным параметрам турецкая мечеть. Святыня совсем «молодая», первый камень в ее основание заложили в 2013 году.

Главной особенностью мечети стали ее шесть минаретов. Высота четырех минаретов достигает 107,1 м, а двух других — 90 м. Это самые большие минареты в Турции!

Одновременно в мечети Чамлыджа могут находиться до 63 000 человек. Помимо религиозной обители здесь есть музейный комплекс, галерея живописи, библиотека, бомбоубежище, конференц-зал и мастерская для художников.

1. Галатская башня.

Галатская башня — один из самых старых памятников Стамбула. К внушительной высоте самой башни (61 метр, при том что строили её в 14 веке!) добавляется естественное возвышение одноименного холма — так что Галату отлично видно практически из любого района турецкой столицы.

Сейчас Галатская башня в Стамбуле работает как музей. На верху находится открытая смотровая площадка, а на восьмом этаже ресторан с национальной кухней.

Мы решили не стоять в многочасовой очереди чтобы посетить башню. Гораздо приятнее прогуляться в вечернее время по извилистым и крутым улочкам возле башни, с кучей маленьких и интересных магазинчиков.

Стамбул (Не Константинополь)

Около башни нам посчастливилось увидеть небольшое представление — молодой человек сделал неожиданное предложение своей избраннице. Романтично.

1. Квартал Кузгунджук.

Кузгунджук — один из самых спокойных и толерантных районов Стамбула. Распложенный в азиатской части турецкого мегаполиса, Кузгунджук радушно принимает людей разных взглядов и религий, здесь мирно соседствуют синагога, христианская церковь и мечети.

Стамбул (Не Константинополь)

Район уникален своим неповторимым стилем, только здесь можно встретить разноцветные ажурные деревянные домики, ютящиеся друг к другу.

Главная улица порадует, зашедшего в гости путника, уютными заведениями, где можно расслабиться и выпить чашечку кофе в сопровождении турецкой сладости. Мы остановили свой выбор на Metet Kozde Doner http://metetdoner.com/.

Стамбул (Не Константинополь)

1. Старый город. Площадь Султанахмет.

В ходе посещения старого города и площади Султанахмет нам удалось посетить несколько основных достопримечательностей и интересных локаций. Не буду описывать их, так как это наиболее узнаваемые и раскрученные туристические места Стамбула и в сети Интернет о них можно найти много информации.

МУЗЕЙ АЙЯ-СОФИЯ (СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ)

Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме.

Вход платный — 72 лиры.

ГОЛУБАЯ МЕЧЕТЬ

Одна из самых крупных мечетей Стамбула. Насчитывает шесть минаретов. Считается выдающимся образцом исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула напротив музея Айя-София.

На момент посещения большая часть мечети находилась на реставрации. Вход свободный.

ЦИСТЕРНА БАЗИЛИКА

Одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя, имеющее некоторое сходство с дворцовым комплексом.

Вход платный — 20 лир.

Стамбул (Не Константинополь)

Данная достопримечательность находится недалеко от Собора Святой Софии и пользуется большой популярностью у туристов. Нас данное место не так впечатлило, как другая Цистерна, меньшая по размеру. Нужно только чуть дальше углубиться в старый город, и вы сможете посетить не менее интересную Цистерну Феодосия.

Цистерна Феодосия, часть византийской системы водоснабжения, работавшей еще в бытность Стамбула Константинополем. Цистерна располагается по адресу Piyer Loti Caddesi 23. Она открыта с 10:00 до 19:00, периодически в ней проходят выставки и другие мероприятия. Вход свободный, спуск оборудован лифтом.

ПАРК ГЮЛЬХАНЕ

Некогда парк Гюльхане, входящий в состав дворца Топкапы, был закрыт для широкой публики — гулять по нему имели право только досточтимые особы. Сегодня же сотни горожан приходят сюда на пикник или променад вдоль старинных цветочных клумб.

Парк довольно большой, но заблудиться в нем невозможно — территорию пронизывает центральная аллея, к которой выходят аллеи второстепенные.

Главной достопримечательностью Гюльхане считается Готская колонна 3 века — самый старый памятник Стамбула. 18-метровая монолитная колонна установлена в честь победы войска римского императора Клавдия над готами.

Стамбул (Не Константинополь)

Также от площади Султанахмате Вы можете начать обзорную экскурсию на двухэтажном автобусе Big Bus https://www.bigbustours.com/, 2 дня — 55 евро. Мы решили для себя, что будем пользоваться общественным транспортом и обходить все достопримечательности пешком, поэтому не воспользовались сервисом Big Bus.

1. Дворец Долмабахче.

Роскошный дворец Долмабахче, самый «нетурецкий» из монарших резиденций в Стамбуле, был создан для того, чтобы посоперничать в помпезности с лучшими дворцами европейских правителей. Он построен в стиле необарокко с элементами традиционной турецкой архитектуры и во многом сохранил шикарное убранство своей эпохи.

Стамбул (Не Константинополь)

В комплекс Долмабахче входит: дворец, часовая башня, мечеть, музеи и парк.

Дворец делится на две части: селамлык (Selamlık) и гарем (Harem). Селамлык — мужская половина, в которой султан занимался официальными, государственными делами, принимал иностранных послов. Гарем или гаремлик — семейная часть дворца, в которой проходила частная жизнь правителя, жили его жены и дети.

К сожалению, во дворце нельзя фотографировать, но уверяю, внутреннее убранство дворца впечатлит вас не меньже, чем наружный вид.

Стамбул (Не Константинополь)

На территории дворца есть несколько отдельных музеев: Музей часов, Музей живописи и Музей дворцовых коллекций, а также разбит очень красивый парк с прудами, где цветут многочисленные цветы и деревья.

Вход платный. В селамлык и гарем продаются отдельные билеты. Советую посетить обе, тем более комплексный билет покупать немного выгоднее. Стоимость комплексного билета — 90 лир.

Стамбул (Не Константинополь)

1. Площадь Таксим. Улица Истикляль.

Площадь Таксим в Стамбуле — это сердце современного города. Здесь находится транспортный узел, а также берут начало многие известные улицы города. Сейчас площадь активно используется для массовых мероприятий: культурных, общественных. Строится новая мечеть.

В центре площади с 1928 г. стоит монумент «Республика» высотой 12 м. На постаменте изображены многочисленные фигуры героев-освободителей, среди которых маршалы Ататюрк, Чакмак, Иненю и простые люди.

Стамбул (Не Константинополь)

Известность площади также связана с тем, что рядом с ней располагается знаменитая торговая улица Истикляль. Улица Истикляль представляет собой сосредоточение развлекательных центров, ресторанов, театров, всевозможных бутиков, сувенирных лавок, художественных галерей и клубов. Здесь можно посмотреть на стамбульские мечети, синагоги, армянские церкви и православные храмы.

На площади Таксим останавливается старинный трамвайчик, который следует по улице Истикляль к фуникулеру и Галатской башне.

1. Пролив Босфор.

Название отделяющему Европу от Азии проливу дал древнегреческий миф, согласно которому Зевс превратил одну из своих очередных возлюбленных Ио в белую корову, чтобы спасти её от гнева своей законной супруги Геры. Однако это не удалось и Ио сбежала из Греции через пролив, который с тех пор называется «коровьим бродом» — Босфор.

Стамбул (Не Константинополь)

Пролив Босфор — ярчайшая и важнейшая часть Стамбула. Здесь собраны многовековые традиции, тайны и красоты. Каждый, кто приезжает в Стамбул, обязан познакомиться с Босфором.

Наше знакомство с Босфором состоялось во время путешествия на Принцевы острова.

1. Крепость Румелихисар.

Крепость Румелихисар, возведённая на живописном берегу Босфора, находится недалеко от второго босфорского моста имени султана Фатиха. Когда-то она имела огромное стратегическое значение, об этом красноречиво говорит второе название крепости — «перерезанное горло». Румелихисар появилась в 1452 г. по приказу султана Махмеда Фатиха и заняла своё место на босфорском берегу напротив крепости Анадолухисар, расположенной на азиатской стороне. Две крепости совместно контролировали заходящие в пролив Босфор корабли и тем самым «отрезали» Константинополь от Чёрного моря. После сдачи города крепость использовалась в качестве пропускного пункта, затем в её помещениях расположилась тюрьма.

В настоящий момент эта крепость открыта для посещения. Вход платный — 15 лир.

1. Танец дервешей.

Танец дервишей по праву может считаться визитной карточкой Турции, и вызывает прямые ассоциации именно с этой страной.

Кто такие эти дервиши — танцующие мужчины в платьях, а главное для чего они кружатся? Дервиш — некоторый аналог мусульманского аскета или монаха, следующего по пути суфизма. В переводе с персидского языка, Дервиш означает бедняк, нищий, странствующий по миру в поисках подаяния и смыслов бытия.

Согласно суфийскому учению, истину можно понять, только находясь в состоянии единства с Богом. Такое единство можно достичь, в том числе через танец-медитацию, который при длительном кружении позволяет войти дервишу в трансовое состояние. Танец Дервишей называется Сема, а танцуещего дервиша именуют — семазен. Во время такого мистического полета, дервиш обращает одну руку к небу, другую к Земле, создавая собою некий мост для передачи божественной энергии. Считается, что своим кружением дервиши символизируют вращение планет вокруг Солнца или вращение душ вокруг Бога.

Все действия Семы пропитаны глубочайшими смыслами, все как и полагается суфийскому учению. Даже традиционная одежда танцующих дервишей, каждая деталь несет символическое значение.

Мы познакомились с данным культурным феноменом в центре культуры и искусства Ходжапаша (Hodjapasha), неподалеку от вокзала Сиркеджи в здании бывшего хаммама. Шоу сопровождается световыми эффектами и длится один час. Билеты можно взять заранее на официальном сайте: https://www.hodjapasha.com/en/online-ticket-sale-2/. Стоимость билета — 24 доллара (96 лир).

1. Район Балат.

Очень часто в туристических путеводителях этот район называют двойным именем — Балат-Фенер. Фанар, Фанарион или Фенер — греческий район, кварталы которого протянулись вдоль бухты Золотой Рог. После османского завоевания Константинополя в 1453 году сюда перебрались христиане — греки и болгары со всей округи. Провести границу между Балатом и Фенером практически невозможно, поэтому церкви, мечети и синагоги в этом районе Стамбула стоят вперемешку в узких улочках старого города.

Единый архитектурный стиль в этом районе мегаполиса отсутствует напрочь. Все постройки датируются разными столетиями, ветхие сооружения и домики соседствуют с вычурными новостройками. Сюда приходят, чтобы увидеть «настоящий» Стамбул, вдохнуть его неповторимую атмосферу и поймать кусочки исчезающего прошлого.

1. Квартал Ортакёй.

Ортакёй — один из самых знаменитых стамбульских кварталов. Протянулся он по берегу пролива Босфор и разделяет его Босфорский мост, который официально носит название моста Мучеников 15 июля. Символом района является мечеть Ортакёй.

Центральная часть Ортакёй — это зона побережья, находящаяся перед мостом. Именно на этой небольшой территории размещены достопримечательности всего района, вокруг которых рассыпано несчетное количество торговых павильонов, магазинчиков, разноплановых заведений общественного питания, а также целый ряд лавочек, торгующих кумпиром (печеный картофель с начинкой).

Стамбул (Не Константинополь)

Скажу сразу, что нам этот квартал не понравился — шумный и грязный, много людей и мало места, неуютный, отчасти напоминает какую ту смесь рынка, узких улочек и мечети, которые находятся на маленьком пяточке побережья. Мы приехали в этот квартал в выходной день. Может быть поэтому он оставил у нас такие впечатления?

1. Квартал Эминёню (причал и площадь).

Квартал Эминеню (в переводе с турецкого означает «перед правосудием») — один из самых старых в городе, славящийся своими музеями, мечетями и колоритными восточными базарами.

Площадь Эминеню — это важнейшая транспортная развязка не только в районе Эминеню, но и в городе Стамбул. Помимо большого числа терминалов для автобусов, на площади расположена остановка Эминеню скоростного трамвая. Кроме того, рядом на площади расположены причалы для различных типов морских паромов — пассажирских и грузовых, транспортирующих легковые автомашины и даже железнодорожные вагоны с путей вокзала Сиркеджи.

Площадь Эминеню переполнена покупателями, ведь именно здесь расположен известный на весь мир Египетский базар восточных специй и приправ, а также многочисленные торговые ряды и палатки, окружающие здание одного из крупнейших и популярных рынков Стамбула.

По громкому призыву площадь мгновенно заполняется местными жителями, которые по нескольку раз в день спешат совершить молитву в одно из трех мест отправления религиозного культа: Новую мечеть, мечеть Aхи Челеби или мечеть Рустам Паши.

Нельзя не вспомнить о множестве голубей, живущих повсюду на строениях площади.

1. Район Каракёй.

Каракёй — хипстерский Стамбул. Район Каракёй расположен в Бейоглу между Галатским мостом, Музеем современного искусства, улицей Kemeralti и Босфорским проливом.

История перемешала в Каракее церкви и публичные дома, морскую таможню и греческую школу, пушечные мастерские и иммигрантские рестораны. За последние несколько лет этот район «застолбили» за собой cамые модные кафе, креативные агентства, концептуальные галереи и магазинчики. Они, кажется, совсем не собираются отступать, а наоборот — нашли благодарную аудиторию и постоянных посетителей, которые сильно отличаются от разношерстной молодежно-туристической толпы привычного всем Таксима.

Стамбул (Не Константинополь)

1. Принцевы Острова. Бююкада.

Недалеко от Стамбула в Мраморном море есть небольшой архипелаг. Названия у него разные и Кызыладалар — Красные острова, и просто острова — Адалар, и на греческий манер — Принкипо, но наиболее популярным является название Принцевы острова. Название это происходит еще с Византийских времен когда сюда часто ссылали неугодных принцев и прочих престолонаследников.

Бююкада (Büyükada) — самый большой остров из архипелага Принцевы острова в Мраморном море. Находится в 12 километрах на юго-восток от Стамбула.

Посещение Бююкада — отличный вариант для однодневной экскурсии из Стамбула. Время в пути на пароме в одну сторону занимает около полутора часов. На остров мы добирались на пароме от причала Эминёню.

Ознакомиться с достопримечательностями острова можно несколькими способами: пешая прогулка, аренда велосипедов или лошадиная повозка (фаэтон). Третий способ советую в крайнем случае — езда осуществляется только по основным дорогам, коротким маршрутом, всю красоту и интересные места таким образом вы не увидите. Местные передвигаются на электромопедах.

На острове Бююкада немного исторических достопримечательностей, в основном это церкви и особняки зажиточных людей. Интересным фактом является наличие рядом синагоги, греческой, армянской, католической и латиноамериканской церквей.

Основные объекты можно посмотреть в рамках однодневной экскурсии, а именно:

а) Монастыри и церкви различных вероисповеданий, включая монастырь св. Георгия Кудунского.

б) Дом Троцкого.

Дом Троцкого — это кирпичное полуразвалившееся здание, находящееся сейчас в аварийном состоянии из-за пожара в 1930-х годах. Посмотреть на него можно только из-за забора.

в) Греческий детский дом Принкипо.

г) Старинные особняки.

Жизнь на острове — спокойная и провинциальная; нам он напомнил Грецию. Эстетическое удовольствие от созерцания окружающей красоты мы получили.

1. Стамбульские коты.

Я не мог пропустить одну из главных достопримечательностей Стамбула — стамбульские коты. Коты — культурный символ Стамбула! Такого количества кошек, как в Стамбуле, я не видел ни в одном городе мира.

Почему так много котов в Стамбуле? На этот счет существует несколько версий. По одной из них, это любимое животное Пророка. Однажды кот заснул на его одеянии. И когда Мухаммеду понадобилось уйти, он просто отрезал полу своей одежды, чтобы не потревожить любимца.

В другом варианте легенды кот спугнул ядовитую змею, собравшуюся ужалить пророка.

Другая легенда более жизненная и правдоподобная. Дело в том, что Стамбул был деревянным городом, поэтому чтобы спастись от крыс и мышей, каждой семье приходилось завести кота.

Чаще всего можно увидеть котов, лежащих на мопедах, на скамейках в парках, на старых книгах в книжном магазине, в кресле или на диване кофейни и, главное, — их никто не может потревожить. Котов даже пускают в мечети и молятся в их присутствии. Котам здесь разрешают всё.

Я кошатник и поэтому с упоением наслаждался этой достопримечательностью.

Стамбул (Не Константинополь)

Спасибо, что дочитали мой рассказ до конца.