Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 21:45
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Задонск — Россия Июль 2019

Я уже был в Задонске ранее. Однако фото от той поездки не сохранились. На днях решил освежить воспоминания, заодно и написать здесь рассказ об этом интересном городке. От Липецка Задонск всего-то 60 км.

Путешествие в Задонск...

Там где пару десятилетий назад были лишь заросшие бурьяном поля, теперь снова (как и во времена СССР) заколосилась рожь.

Пшеницы в последние годы в России намолачивается столько, что его даже успевают продавать заграницу, чего даже при Союзе не бывало. В последние три десятилетия существования СССР зерно закупалось заграницей, своего не хватало.

По импорту пшеницы мы как и во времена царской России вновь спустя столетие вышли на первое место в мире, опередив даже Канаду США!

(Индия и Китай "пшеничные лидеры" не в счёт, так как там трудится и проживает треть населения планеты).

Осенью 2015 года премьер Дмитрий Медведев сообщил, что Россия наконец-то добилась того, что экспорт сельхозпродукции достиг 20 млрд долларов и превысил доходы от продажи вооружений.

«Как-то мы об этом забываем, но мы уже в большей степени сельскохозяйственная страна, к чему стремились достаточно долго», — сказал премьер на заседании правительства. Премьеру, видимо, не доложили, что аграрной страной именуют государства третьего мира со слаборазвитой экономикой. Увидеть в таком положении дел предмет для восторгов сможет, пожалуй, не каждый.

Но мы отвлеклись.

Путешествие в Задонск...

Возник Задонск как слобода Тешевка при основанном около 1610 года Тешевском (позднее Задонском) Богородицком монастыре.

Статус города присвоен Задонску в 1779 г.

Нет, это не исторический замок и не культурное наследие. Это такой особняк отстроил кто-то из современных толстосумов. Впечатляет как для маленького городка? Знай наших!

Путешествие в Задонск...

Достопримечательности при въезде в Задонск.

Основание Богородицкому мужскому монастырю положили выходцы из московского Сретенского монастыря монахи Кирилл и Герасим, принесшие сюда список с Владимирской иконы божьей матери, впоследствии прославившийся как чудотворный.

В 1769 г. в монастыре поселился ушедший в отставку по состоянию здоровья епископ воронежский Тихон (Тимофей Савельевич Соколовский) — знаменитый иерарх и духовный писатель.

В Задонске были написаны его главные духовные сочинения «Истинное христианство», «Письма келейные», «Сокровище духовное, от мира собираемое» и др.

Путешествие в Задонск...

В 1845–1853 годах по проекту архитектора К. А. Тона (автор храма Христа-Спасителя в Москве) был построен новый величественный пятиглавый собор в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Иконостасы для него предоставлены художником Мягковым.

Одной из главных святыней храма является чудотворная Владимирская икона, которая была помещена у клироса. Риза иконы выполнена из серебра с позолотой и украшена жемчугом и драгоценными камнями.

Икона уцелела при пожаре 1692 года, помогла в эпидемии холеры в Задонске в 1830–31 гг. и 1848 г. (в монастыре болезнь свирепствовала, но никто не умер от неё), спасла Задонск в июне 1861 г. и 1 августа 1869 г. от уничтожения огнём (икону приносили к пожарищу с молебном и огонь стихал, что давало возможность потушить его).

Путешествие в Задонск...

13 августа 1861 г. в Задонске произошло событие, сделавшее город одним из православных центров России — открытие святых мощей святителя Тихона Задонского.

Большое количество паломников со всей России стали основой городской экономики, ориентированной на обслуживание приезжих. В XIX веке здесь жил юродивый Антоний Монкин. Антоний родился в крестьянской семье. В возрасте семи лет во время бури он пропал из дома и был найден через три недели в поле у ручья, где питался все это время росшим на берегу горохом. На вопросы, как он попал туда, он молчал или отвечал что-то неподходящее. С этого времени началась его жизнь юродивого.

Он рано потерял отца, мать повторно вышла замуж, но отчим плохо относился к пасынку, заставлял его выполнять тяжёлую работу, бил, а после смерти матери выгнал из дома. Первое время Антоний жил у своего племянника, проводил много времени в лесу или в Задонском монастыре Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Не принимая монашеских обетов, он стал вести жизнь аскета. Уже при жизни народная молва приписывала ему прозорливость и чудотворения. В последние годы жизни, согласно сохранившемуся портрету 19 века, Антоний Алексеевич был сгорбленным, худощавым старичком, одевался в крестьянскую одежду. За год до смерти он поселился у орловской помещицы А. В. Демидовой, купившей в Задонске дом. За две недели до смерти Антоний заболел и скончался в 1851 г., по преданию, в возрасте около 120 лет. В 1861 г. второй Святой Задонска — Тихон Задонский был причислен к лику святых.

Путешествие в Задонск...

Не так давно мощи Святого из Орловской области перенесли в этот храм Богородицкого монастыря.

В монастыре сберегается деревянный ковчег, содержащий частицы мощей наиболее чтимых на Руси святых. Мощи 11 задонских праведников сегодня находятся в мраморной гробнице во Владимирском соборе монастыря (среди них юродивый Антоний Монкин).

Колокольня.

Путешествие в Задонск...

Монастырская трапезная с домовой церковью Вознесения Господня, 18–19 век.

Церковь Рождества Богородицы и больница, 1869 год.

А это небольшое скромное строение — усыпальница Преподобного Тихона Задонского.

Путешествие в Задонск...

Мы покидаем знаменитый Богородицкий монастырь и отправляемся посмотреть Задонск. Город на достопримечательности (нецерковные) очень беден и нам хватило 20 минут чтобы увидеть в центре его главные интересности. C Задонском и его уездом связана жизнь известного военачальника и государственного деятеля, генерала Муравьёва Карского (похоронен в Задонске) — брата декабриста Муравьёва.

Помните мой материал о его усадьбе в Скорняково-Архангельском:

В скорняково-Архангельское на Троицу…

В начале XX века в городе появился синематограф. Это был один из первых провинциальных кинотеатров в Российской Империи. Вполне вероятно, именно он описан в известном стихотворении «Кинематограф» Осипа Мандельштама (известно, что поэт посещал Задонск).Кинотеатр был создан местным дворянином Воробьевским. 3 февраля 1918 года в Задонске была установлена советская власть. 5 сентября 1919 года Задонск был взят конницей генерал-лейтенанта Мамонтова, которая в городе не задерживалась.

Парк Победы.

Этот памятник посвящен жительнице Задонска Марии Фроловой. Эта женщина, у которой война отняла 8 сыновей, по праву может олицетворять образ матери. Георгий муж Марии был старше супруги на 20 лет. К жене относился с трепетом, нежностью, был по-настоящему влюблен в супругу и благодарен за детей. Мария родила ему 14 детей, двое из которых умерли в младенчестве. Они вырастили и воспитали двух дочерей и 10 сыновей — красавцев, умниц, спортсменов и музыкантов. Дети росли крепкими, дружными и жизнерадостными. Летом по несколько раз в день переплывали Дон. Зимними вечерами читали вслух книги.

Мария получила 6 похоронок — шестеро сыновей погибли во время военных действий. Двое сыновей умерли от последствий фронтовых ранений вскоре после Победы. Муж Марии Георгий умер в мае 1941 года. Мария Матвеевна ушла из жизни в возрасте 96 лет. Основные средства на возведение памятника были выделены из областного и районного бюджетов. В сооружении памятника есть посильный вклад задонцев, искренно почитающих память семьи Фроловых. Почти 100 тысяч рублей собрали, что называется, всем миром. В Задонске есть улица имени братьев Фроловых. Скульптура Матери выполнена из полимербетона. Вокруг восемь обелисков с мужскими именами: Михаил, Дмитрий, Константин, Тихон, Василий, Леонид, Николай, Петр.

Путешествие в Задонск...

Одну табличку с именем погибшего сына уже отодрали вандалы. Зачем? Табличка же не из цветного металла и сдать её нельзя. Да и разве примут такое на скупке? Совесть-то у комерсантов есть.

Под Задонском жарким летом 1942 года шли бои. Город дважды подвергался налёту фашисткой авиации.

Как видите «вечный» огонь вовсе не вечен и не горит. Эх, провинция…А ведь город посещают и иностранцы. Не стыдно администрации? В Задонске сейчас проживает 10 000 жителей. В 1954 г. Задонск и Задонский район из Орловской области были переданы в состав новосозданной Липецкой области.

В 2000 г. вокруг Задонска была построена объездная дорога. До этого весь большегрузный транспорт, идущий по федеральной трассе «Дон», проезжал через этот небольшой город.

Путешествие в Задонск...

Здание ДОСААФ.Тут мы сделали небольшую паузу, и отправились загород посмотреть на женский монастырь. А Святых источников и монастырей вокруг Задонска очень много.

Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь. Расположен в селе Тюнино. В полутора вёрстах к северу от села и трёхстах саженях от Дона, на высоком берегу, в лесной чаще находился обильный родник.

Это место полюбилось Тихону для уединения и молитв. Существует предание, что Тихон сам трудился над благоустройством источника.

Путешествие в Задонск...

Весна 1814 года может считаться началом основания будущей Богородице-Тихоновской обители.

В 1930 году представителями власти принято решение о выселении монахинь и конфискации зданий. Сёстры решили добровольно не покидать обитель.

10 февраля 1930 года монахини были арестованы за сопротивление власти и отправлены в ссылку, а настоятельница Мелитина была расстреляна в Елецкой тюрьме.

Путешествие в Задонск...

Напротив монастыря Святой источник. Мы набрали тут воды домой.

Остальные баклажки наполнили Святой водой в Богородицком мужском монастыре в Задонске, куда вернулись вновь после посещения Тихоновского (Тюнинского) женского монастыря.

Путешествие в Задонск...

Храм Пресвятой Богородицы мужского Богородицкого монастыря близ источника, построенный в честь иконы «Живоносный иточник».

Это купель. Внутри бьёт ключ, Святой источник. Вода круглогодично +4 градуса. Мужчины и женщины заходят в неё по очереди.

Последний и единственный раз я окунался здесь зимой 15 лет назад. Зимой контраст температур не так ощущается. Да и я теперь уже не молод…Сейчас, в 2019 г., я зашёл по колено в ледяную воду, у меня аж кости заломило, и я так и не решился повторить тот пятнадцатилетний мой «подвиг».На это надо заранее настраиваться, а не так бегом по-ходу жизни.

Путешествие в Задонск...

Вот по этой крытой аллее можно подняться к храмам монастыря.

Но мы прогулялись вверх по другой дорожке, вот по такой «Иерусалимской» улочке.

Чем не новый Иерусалим?

Что это за странная композиция? Это единственный в мире памятник… пенициллину! Расположен памятник во дворе районной ветеринарной станции и представляет собой колонну на широком постаменте, с большой белой ампулой наверху, на которой прикреплена гипсовая банка с надписью «пенициллин». Внизу другая надпись: «А. Флеминг 1929».Второй памятник — микроскопу и его изобретателю Антони Ван Левенгуку -располагается во дворе лаборатории Юрия Седова.

На постаменте установлен железный шар, изображающий Землю, а над ним микроскоп, в который можно детально рассмотреть планету.

Путешествие в Задонск...

К сожалению, как видите, мы обнаружили микроскоп «на реставрации».В Задонске проживает деятельный и изобретательный ветврач, заслуженный ветеринар России, а ныне простой пенсионер Юрий Седов. Именно с его подачи в Задонске появилось три необычных скульптуры. И третья затея Юрия Седова — памятник лабораторной мыши. Небольшая 70-сантиметровая белая мышка из дерева украшает двор лаборатории. Ведь без этих зверьков, которые принимают удар на себя, невозможны были бы испытания многих лекарств и выведение жизненно важных вакцин.

Дом аптекаря Ульриха.

Этот дом на бывшей Монастырской улице (ныне ул. Коммуны) построен в первой половине XIX века помещиком А. Ф. Викулиным, который впоследствии продал его аптекарю А. П. Ульриху. Прямоугольное в плане одноэтажное здание южным фасадом выходит на красную линию улицы, круто спускающейся к реке Дон. Центральный объем с мезонином в три световых оси выделен четырехколонным портиком тосканского ордера с венчающим фронтоном. Стены фасадов обработаны рустом на высоту окон. На южном фасаде мезонина находится балкон. В 1890-х годах семья Ульрихов становится весьма заметной в городе. Так, Николай Андреевич Ульрих был городским судьей и вел активную общественную деятельность, являясь, в частности, попечителем женской прогимназии.

Путешествие в Задонск...

Сейчас в этом доме располагается краеведческий музей, осмотреть который мы просто не успели.

Зато успели побывать в гончарной мастерской, что расположена во дворе дома Ульриха (краеведческого музея).

В гончарной мастерской мне показалось настолько интересно, что это атмосферное место достойно последующего более подробного рассказа.

Путешествие в Задонск...

Вот, пожалуй, коротко всё о посещении городка Задонска.

Продолжение о Кудыкиной горе и о гончарной мастерской Задонска следует…