Турист Иван Косенков (Ivan_Kosenkov)
Иван Косенков
был 6 августа 2023 19:56

На мотоцикле по Непалу

Катманду, Покхара — Непал Ноябрь 2015

Я ни разу не был в Непале и ни разу не управлял мотоциклом. А какие еще нужны причины, чтобы отправиться в мото-путешествие по этой горной стране? Никаких — рассудил я, и отправился.

ступы побольше и поменьше
На мотоцикле по Непалу

Мой товарищ в тот момент недавно бросил работу в консалтинге и вместе с тогдашней своей девушкой открыл свой туристический стартап, посвященный мотопутешествиям по Непалу. Со стартапом правда не сложилось — в 2015 когда ребята запустились, сначала случилось землетрясение, обрушившее туристическую индустрию страны, а за ним и топливная блокада Непала со стороны Индии, добившая стартап.

мандала на Дивали, Катманду

Меня пригласили меня опробовать новый сервис. «Почему бы нет?» — подумал я. И согласился, не раздумывая. Правда, мотоциклом управлять я не умел, так что перед поездкой мне пришлось взять несколько уроков в мотошколе. К моменту, как я ступил на непальскую землю, у меня за плечами было 10 часов обучения и никакой дорожной практики.

очень весёлый парень, похоже
Паук на фоне гор

Я не имел ни малейшего понятия о том, как сейчас выглядит Непал. Когда я прилетел, сразу возникло ощущение, что оказался героем фильма «Безумный Макс»: разрушенные здания, горы битого кирпича… Узкие лабиринты улиц, неоновый свет многочисленных баров, перепутанные провода над головами, мотоциклы, велосипеды и рикши, дешевые китайские гаджеты и индуистские боги, которые смотрят на тебя с витрин магазинов… Надо сказать, что в начале 2015 года тут произошло сильное землетрясение, которое обратило в руины полстраны. Но, несмотря на это, местные жители ведут привычный для себя образ жизни. Центр Катманду представляет собой весьма странную зону, это такой большой рынок на руинах, где можно купить все, что угодно. Кроме, пожалуй, бензина: заправки были закрыты после введения топливной блокады страны со стороны Индии.

В итоге мы покупали бензин у контрабандистов, что на самом деле выглядело достаточно прозаично: мы отправились в одну из местных кафешек, поднялись на второй этаж. К нам вышел местный, принесли чай, и начался процесс торговли. Изначально продавец запросил 1000 рупий за литр бензина — то есть 1000 рублей! Мой товарищ неистово торговался до последнего, в итоге контрабандист снизил цену за литр до 400 рублей. Конечно, если бы мы были непальцами, мы могли сторговаться и до двухсот. Но пришлось утешиться тем, что если бы я отправился в путешествие один, вряд ли смог добыть хотя бы литр.

Глядя на горы
Ступа Мира, Покхара

Мотоциклы мы нашли без проблем, поскольку, в отличие от России, мотоцикл в Непале — доминирующее средство передвижения. Я взял — Bajaj Avenger, это индийская реплика Kawasaki Eliminator, а мой товарищ — более спортивный Bajaj Pulsar. Эти мотоциклы идеально подходят для езды по дорогам страны.

Bajaj Avenger и Bajaj Pulsar - индийская, довольно неплохая мототехника
Собака, украшенная в честь праздника Дивали
Летучие мыши в пещере близ Покхары

Сам роуд-трип оставляет прямо-таки неизгладимое впечатление. Первое время при движении в хаотичном потоке дрожат руки и ноги. Например, когда навстречу по твоей полосе летит жутко дымящий грузовик, увешанный амулетами или когда несешься на мотоцикле по горному серпантину, и тут тебя обгоняет автобус (!), набитый доверху людьми. Они едут даже на крыше. Особенно дух захватывает тогда, когда он накреняется градусов на 15, и люди свисают с него, держась каким-то чудом. Рассказывают, что автобусы периодически переворачиваются, тогда все выбираются, координируются и вытаскивают автобус обратно на дорогу, чтобы продолжить путь. При этом водители частенько находятся в состоянии измененного сознания: чтобы не спать (время — деньги) они жуют так называемый бетель — вещество, которое оказывает стимулирующий эффект. Или вот, например, в Катманду нет ни одного работающего светофора… Но при этом мистическим образом люди не сталкиваются на перекрестках У меня поначалу возникло ощущение, что они общаются между собой при помощи телепатии. Но все оказалось проще: главное в дорожном движении тут — наличие гудка на мотоцикле. Без гудка на дорогу лучше не выезжать. За время путешествия я даже научился понимать «язык» гудков.

утро в дороге
Вид на Покхару от Ступы Мира

Какого-то продуманного маршрута у нас не было. Это было путешествие ради самого ощущения дороги, так что мы, как беспечные ездоки, просто ехали куда нам захочется. Курсировали между двумя крупнейшими городами страны — Катманду и Покхара. Собственно, само путешествие было задумано ради вот этого ощущения дороги, запаха бензина и чувства свободы.

дорога, Непал
небольшой храм на холме

Пять дней подряд мы просто ездили по несколько часов куда глаза глядят, останавливаясь в небольших деревеньках, пересекая мосты через бушующие реки. Голубой оттенок Гималаев на горизонте, рев воды под серпантином, невероятный запах диких цветов, растущих на холмах, подземные пещеры, полные летучих мышей, невероятные виды Аннапурны… Бродили по улицам деревень, поднимались вверх по лестнице, чтобы попасть внутрь древних храмов. Пытались насытиться всем, что могли увидеть глаза.

цветы и статуя коровы
кого-то сжигают

Вся моя поездка — одно большое впечатление. Мое пребывание пришлось на большой индуистский праздник Дивали, который отмечают в Индии и Непале. Обычно неосвещенный Непал в эти дни загорается огнями, местные жители рисуют мандалы на входе в дом, повсюду танцуют, поют и украшают собак: животных обвешивают гирляндами и рисуют у них на лбу точки. Это впечатляет.

в воды этой реки бульдозер сталкивал горящую мусорную кучу
собака спит в храме

Самостоятельно передвигаться по Непалу достаточно безопасно — страна сильно зависит от денег туристов, так что шансы того, что тебя, например, похитят, минимальны. Любая страна может быть безопасной, если соблюдать меры осторожности. Вообще, я уверен, для того, чтобы почувствовать «пульс» страны, нужно увидеть ее с разных сторон. Как правило, турагентства изолируют людей от негативных моментов и предъявляют исключительно рафинированные вещи. И только контрасты могут помочь составить истинное впечатление о стране. Местные водители, продавцы на рынке, контрабандисты бензина — все это позволяет ощутить всю остроту момента в путешествии.

собака дремлет у ворот святилища