Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была вчера 22:49
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Вашингтон — США Июнь 2017

Все началось с С-Петербурга. 2 года назад, в мае, собрались туда с мужем. Уральцы и те, кто еще восточнее, меня поймут: выбравшись в Москву и Питер, на автомате начинаешь думать, куда бы еще слетать «между делом»)) Возвращаться домой после одного города — как-то странно… И тут я вспомнила про американскую визу — правда, план был «в год по разу», а до этого я слетала в Штаты — впервые — в ноябре предыдущего года. Но такие заманчивые билеты подвернулись — AirFrance и KLM, со стыковками соответственно в Шарль де Голле и Схипхоле (все-таки Аэрофлот — хоть и свой и хоть и кормит дважды за рейс, но 12 часов одним махом — не самый комфортный перелет). В оба конца вышло 26 тысяч. Берем, пока дают!

Затем начались поиски жилья. И тут я призадумалась. Осенью-то летала к подруге и с ценами на отели не столкнулась. А времени — меньше месяца, остались реальные клоповники по худо-бедно приемлемой цене, но мне почему-то хотелось привезти домой в качестве сувениров что-нибудь отличное от клопов… Вот тогда и состоялось мое знакомство с AirBnB — весьма успешное, надо сказать. Изучив карту города и схему метро, я выбрала комнату в таунхаусе пригорода Вашингтона. Городок Хьятсвил находится на той же линии метро, что и аэропорт Даллес. Забегая вперед, скажу, что жить в таком месте оказалось очень комфортно. 2-3-этажные застройки, тихие улочки в зелени и цветах, гулять по ним можно хоть всю ночь. А в кондоминиуме, где я жила, еще и бассейн свой был — и мне выдали гостевой пропуск.

Национальная аллея и вашингтонские музеи

И вот Санкт-Петербург, а также 5-часовая стыковка в Париже — позади, а я выхожу из Даллеса, добираюсь до метро и еду через весь город. Первое мое самостоятельное передвижение по Штатам: осенью меня опять же подруга забирала прямо из лос-анджелесского аэропорта. Около половины пути — наземная линия. Через час с небольшим моя станция (на фото ниже). О-о, оказывается, меня даже встречают — хозяйка таунхауса и ее постоянная арендатор (в таунхаусе 3 этажа и 3 комнаты в аренде)! Узнали меня по чемодану — ибо туристов в Хьятсвиле практически нет, равно как и белокожих (население в основном состоит из выходцев с Ямайки).

Разместившись, познакомившись с хозяевами и окрестностями, отоспавшись, я на следующее утро отправляюсь в столицу. Весь путь от дома до ее центра занимает не больше получаса: 5 минут до метро и 15–20 — до нужных станций. Сразу скажу о вашингтонском метро: 6 линий, стоимость проезда зависит от длины маршрута. На транспортной карте SmartTrip должен лежать необходимый минимум около $2, проходя турникет, прикладываем карту, на выходе — снова. По начальной и конечной станциям определяется длина маршрута и снимается соответствующая сумма. У меня выходило обычно около $3.5, и только когда я поехала назад в аэропорт, она превысила $5. С 9.30 и после 19 ч тариф ниже, в это время я и ездила каждый день. Станции чистые, но почему-то полутемные (те, что под землей) — газету там точно не почитаешь. Большинство вагонов внутри почему-то застелено жутковатым потертым ковролином)) А ходят поезда достаточно часто, сидеть в них комфортно.

На первый день у меня был самый неприхотливый план: «еду в центр, гуляю где-нибудь вокруг Капитолия, а там видно будет». Все силы и время ушли на планирование походов по Питеру, т. к. как раз туда поездка не была спонтанной))) Что такое центр в Вашингтоне? Это National Mall, Национальная аллея. Если представить основную ее часть в виде буквы Г, то Капитолий будет в основании, а на другом конце — Белый дом. Выбирать станцию можно из пяти-шести разных, все они рядом с аллеей, ну разве что одна отсекалась — была не на моей ветке.

Национальная аллея и вашингтонские музеи

Мой выбор был — L’Enfant Plaza (чтоб уж не самая близкая к Капитолию). Покружив в окрестностях станции, я потихоньку двинулась к цели — зданию сената. И тут свершилось: я буквально наткнулась на первый свой музей с National Mall — Национальный музей американских индейцев.

Музей молодой (ему нет еще 15 лет) и современный. Форма и цвет здания отсылает к скалам в западных штатах. Конечно, я туда зашла — и зависла. Рассказ о каждом из посещенных мною музеях будет отдельным — они того заслуживают. Скажу в двух словах, что оказавшийся впоследствии не самым потрясающим (для меня), музей тем не менее очаровал меня с первых шагов. Надо учесть, что буквально за несколько дней до этого я бродила по музеям Петербурга — и, несмотря на искреннее удовольствие от них, должна признать честно: бесплатные в отличие от наших музеи Национальной аллеи выглядят (тоже в отличие от наших) так, словно открылись несколько недель назад. Много народу, всюду абсолютная чистота, полы блестят, стекла витрин — тоже… И очень много интерактива. Насчет бесплатного входа: музеи на Национальной аллее и некоторые в других местах города находятся под эгидой Смитсоновского института (The Smithsonian). Джеймс Смитсон — британский (!) ученый — завещал наследство Штатам с условием, согласно которому и был создан в середине XIX века научный институт его имени, а позже — 10 музеев на National Mall, 9 — вне ее, но тоже в столице и еще около полутора сотен филиалов по стране.

Национальная аллея и вашингтонские музеи

Возвращаясь к Музею индейцев. Вкратце: два этажа, предметы быта, картины, изделия ручной работы, макеты, карты и фото, а также десятки интерактивностей — все об истории индейцев. Погуляв полчаса, я узнала, что еще через 40 минут состоится экскурсия по музею, «сбор у столбика». В центре здания, в небольшом амфитеатре, сначала выступил экскурсовод-перуанец, затем повел собравшуюся группу по музею. Кстати, слушать его было проще, чем североамериканцев — родной язык у него испанский, и английский его был ближе к нашему, чем American English (например, the он говорил как «зе», а R его звучало как наше чистое «Р»). О магазине сувениров я тоже расскажу отдельно в отзыве, а закончу кафе: пора было обедать, и как же прикольно оказалось взять на обед настоящие индейские блюда)) салат был из какой-то крупы с изюмом, помню, а вот синнабоны мне всегда казались французским изобретением, но я их люблю, поэтому тоже попробовала.

С новыми силами я пошла по Национальной аллее уже более осознанно. Что это за аллея, собственно? Комплекс музеев, памятников, парков, площадок. Спортивные площадки — большие и задействованные. На них играют в футбол, вокруг них бегают любители ЗОЖа. Впрочем, бегают они везде — около Капитолия не меньше. Памятники и монументы очень разнообразны — от лаконичной стелы монумента Вашингтона до роскошного мемориала Линкольна. Это будет тоже отдельная тема — моей следующей поездки. А пока, решив, что в первый день лучше не смешивать музеи, я догуляла до Капитолия.

Национальная аллея и вашингтонские музеи

Капитолий потряс!.. В конце мая цвели магнолии (так и хочется на скорую руку поиграть в буриме с рифмой Капитолий — магнолий), народ не толпился, а именно гулял мимо величественного здания. Полюбовавшись и сфотографировавшись, я все-таки не могла так просто уйти отсюда — где-то на час-полтора уселась на скамеечке в парке напротив и вязала, одновременно любуясь белками в траве.

Надо ли говорить, что уже с первого дня я запала на смитсоновские музеи? Следующим был Национальный музей авиации и космонавтики. Он гораздо старше и был основан через год после окончания Второй мировой. Акт о создании подписал сам Гарри Трумэн. Понятно, что сначала это был National Air Museum — «and Space» добавилось в название позже, в эру космонавтики. Четыре части музея — огромные кубы, в которых стоят, лежат, а чаще — висят, словно летят, копии, а чаще оригиналы самолетов и космических аппаратов. И все-таки все не вошли, часть хранится в ангаре — этаком филиале музея, рядом с аэропортом Даллеса. На первом этаже основного здания — экспозиции, посвященные космонавтике, на втором — авиации. Кроме собственно летательных аппаратов внизу много витрин, рассказывающих о планетах, зарождении космических полетов. Можно увидеть космическую пищу и костюмы астронавтов. Я знала, что здесь должен быть скафандр Юрия Гагарина. Не могла найти и спросила в справочном центре. Пожилой man задумался, спросил такого же пожилого коллегу, в итоге они сообщили мне, что «да, есть такой, но сейчас он не выставлен, убран в запасники, экспозиции меняются время от времени». Жаль! Зато впечатлили записи Феоктистова с грифом «СС» — он же был не просто летчиком-космонавтов, а инженером… близкая тема, я сама по распределению работала в Гос. ракетном центр, а муж уже 3 десятка лет ежедневно берет в архиве такие же «совершенно секретные» блокноты.

На втором этаже, полюбовавшись самолетами разных лет и стран, я долго бродила вдоль экспозиций, посвященных авиапочте и летчиках Второй мировой. А еще понравилась история Амелии Эрхарт — первой женщины-летчицы, пересекшей Атлантический океан. Она погибла, точнее, пропала во время полета, когда ей было всего 39. Мне кажется, именно она стала прототипом главной героини романа Даниэлы Стил «Полет длиною в жизнь».

Третий музей показался еще интересней, хотя и не входил в группу смитсоновских. Это Музей шпионажа (основан ровно 17 лет назад) — и находится он всего в 700 м по прямой от National Mall, на углу 8-й и F Северо-западных улиц. Поначалу показался он скорее детским: маски, черные очки, Джеймс Бонд, всякие шпионские штучки… но когда я пошла на звуки марша «По долинам и по взгорьям» и вышла в зал, посвященный НКВД, с портретом Дзержинского и формой сотрудника внутренних дел 20-х годов, мнение изменилось. Что поразило: вот стол чекиста, с лампой и телефоном. Такой же я видела за неделю до того в С-Петербурге. Но у нас он огорожен канатом — смотри издали. А здесь можно сесть, снять трубку аппарата, почитать под стеклом машинописные справки, приказы тех лет… Открытый доступ — это все-таки здорово!..

Конечно, интересный зал с «секретиками» — самые обычные вещи, в которых делали тайники для пленок, помните, как в «ТАСС уполномочен заявить»? А еще открытка из СССР, где самый невинный текст идет поверх тайного, написанного специальными чернилами (зал истории разведки СССР и США). На открытке марка, которая когда-то лежала в коллекции брата, т. е. все подлинное! Да, об этом музее тоже нужно будет написать свой отзыв.

Национальная аллея и вашингтонские музеи

Следующий — Музей почты — снова принадлежит к The Smithsonian, однако стоит не на аллее, а около Union Station, Центрального вокзала города. Раньше, 100 лет назад, здесь находился главпочтамт, а с 1993 года — этот музей.

В нем тоже два этажа, основные экспонаты — это марки: редкие, ошибочно выпущенные с перевернутыми надписями, малотиражные и прочие вожделенные экземпляры для филателистов. А также почтовый дилижанс, почтовый самолет, почтовый офис, почтовые ящики, сумки почтальонов, все — оригиналы. Хоть музей и создан в прошлом веке, сейчас он такой же современный, как и более новые музеи. Например, в нем можно сесть за стол, сделать селфи на специальном устройстве, «приклеить» виртуальную марку — цену на ней ставишь сам, цвет тоже выбираешь сам, — и отправить свой виртуальный портрет-открытку себе на е-мейл!)) Что я и сделала с большим удовольствием, и дочке тоже послала, обе получили)))

Национальная аллея и вашингтонские музеи

Про фронтовые письма и собаку, награжденную медалью от United Post, я расскажу в отдельном отзыве, здесь только упомяну про рай для филателистов. Несколько столов, на которых лежат сотни, если не тысячи марок со всего света — и стопочка чистых конвертов, на конвертах надпись: Здесь ты можешь начать свою коллекцию. Каждый может выбрать 6 любых марок из этих россыпей и унести их с собой в конверте. Честно говоря, берут больше)) Никто не следит. Марок множество, и они обновляются ежедневно. Встретила русскую даму, которая живет уже лет 12 в Вашингтоне, она поведала мне, что каждую субботу приходит сюда и ищет для коллекции марки с совами. И просит всех: найдете, скажите мне, please.

Что я заметила: каждый следующий музей казался мне интереснее предыдущего. В магазине сувенирки Почтового музея я так и сказала продавщице: Ваш музей самый увлекательный из всех, что я пока повидала. И купила у нее комплект для выращивания сакуры из семян. Очень красивое ведерко с грунтом и двумя косточками. Подарила маме — ничего не взошло ((Почему сакура — ежегодно в Вашингтоне весной проходит Фестиваль сакуры как раз на National Mall, но этому будет посвящен рассказ о моем втором визите сюда.

Национальная аллея и вашингтонские музеи

А теперь Музей Newseum — от слова News, новости. Проще говоря — Музей журналистики. Он и не смитсоновский, и стоит не на аллее, и вход туда совсем не бесплатный. Сумма не круглая с учетом налога (он вечно добавляет какие-то центы к цене), но, играя словами, можно сказать, что билет обошелся мне «в кругленькую сумму».$25 — правда, можно прийти по нему же на следующий день. И этажей здесь не 2, а 7. На верхнем — прекрасный вид на Капитолий. Как раз это фото я разместила в своем профиле на здешнем сайте)) Справа от меня — Капитолий.

Музей прекрасный, хотя 7 этажей — явно не для одного дня, не рассчитала я силы. Фрагмент Берлинской стены с фотографиями и рассказами о том, как немцы перебирались через нее, чтобы попасть в ФРГ из ГДР. Кинозал с видео — хроника от 11 сентября… очень горькая. Стена с портретами журналистов всего мира, погибших при выполнении своей работы, т. е. в горячих точках. Там же автомобиль из Косова, весь изрешеченный пулями. Карикатуры на Трампа. Карта мира, в цвете демонстрирующая степень свободы печати во всех государствах (Российская печать явно не самая свободная, судя по сей карте). Есть, на мой взгляд, кое-где претенциозная подача информации, но кто сказал, что журналистика всегда была объективной?.. А вот старые снимки на верхнем этаже-галерее, где запечатлены виды как раз вокруг здания музея, только много лет назад, — это реальная история, и старые газеты тоже. Сейчас музей находится недалеко от аллеи, а изначально он был открыт в Арлингтоне — это штат Виргиния, правда, туда протянуто все то же вашингтонское метро)) С 1997 по 2002 Neseum простоял в Виргинии (и был бесплатным), но материалов добавлялось, положение тоже многих не устраивало, и 11 лет назад открылось новое — нынешнее — здание на Пенсильвания авеню 555.

Говоря об Арлингтоне, надо непременно вспомнить и Арлингтонское кладбище. В один из дней я побывала здесь, как уже говорилось, доехать можно на метро, от станции пешком всего минут 10. Оно знаменито тем, что там покоятся Джон и Жаклин Кеннеди. Из известных миру людей можно назвать еще полярника Роберта Пири, боксера Джо Луиса, композитора Глена Миллера, госсекретаря Джона Даллеса (вспомним аэропорт). А также здесь есть могила неизвестного солдата, и караул около нее несут только добровольцы. Само кладбище напоминает очень ухоженный парк, разве что без скамеечек. Чистые асфальтированные дорожки с фонтанчиками, вековые дубы с табличками и тысячи одинаковых могил. Оград здесь нет в отличие от наших кладбищ. Первая могила появилась в 1864 году, с тех пор их уже более 400 тысяч. Начиналось с захоронений участников войны Юга с Севером, затем стали хоронить солдат Первой и Второй мировой войн, после — павших на корейской и вьетнамской войнах. Надгробья одинаковы у всех: идея кладбище — каждый воин одинаково достоин уважения и почестей, будь то генерал или простой рядовой.

Национальная аллея и вашингтонские музеи

А вот теперь, под занавес, можно перейти к Белому дому. Невысокое здание в неоклассическом стиле, с 1801 г. — бессменная резиденция глав Америки. (Здесь тоже есть красивый парк с лавочками, я тоже сидела и вязала здесь, пока в 19 ч полиция не попросила вежливо всех покинуть территорию).

В сквере напротив Белого дома жизнь бьет ключом. Фотографируются выпускники колледжей, резвятся на лужайке белки и молодые люди, даже пикет за права свободного Тибета проходит))

Национальная аллея и вашингтонские музеи

Он совсем не так величествен, как Капитолий, наверное, поэтому я с веселым удивлением обнаружила, что если набрать в поисковике «Белый дом» и открыть не статьи, а картинки, половина из них будет — все верно, Капитолий))) Народ часто видит именно второе здание в новостях как символ США, именно Капитолий служит мерилом высоты всех вашингтонских построек — выше него дома возводить нельзя, поэтому Вашингтон так отличается от высоченного Нью-Йорка.

Этот город гораздо спокойнее, официальнее, просторнее и малолюднее, чем НЙ. Он понравился мне больше всех городов, увиденных до него и после.

Национальная аллея и вашингтонские музеи

И в третий раз я полетела в Штаты прежде всего потому, что мне снова хотелось побывать в Вашингтоне. На National Mall. В этих замечательных музеях. Я не рассказала о музеях искусств, художественных галереях, музее Африки и музее естественной истории. А главное — о самом любимом, Национальном музее американской истории. За две поездки в Вашингтон я побывала в нем четыре раза и каждый раз находила что-то новое. Обязательно напишу о нем в рассказе о втором пребывании в Вашингтоне. А если до этого кто-то поделится своими впечатлениями — буду благодарна!

Спасибо всем, кто прочитал мои воспоминания, а если еще и до конца — двойная благодарность))) Приятных путешествий, друзья!