Турист liolil (liolill)
liolil — была вчера 14:01

Тысяча километров по Тунису с кактусом в кармане

Хумт Сук, Зарзис, Дуз, Таузар, Кайруан, Монастир + 5 городов — Тунис Май 2019

Тунис — микс контрастных впечатлений: освежающее Средиземноморье на севере, яркая эклектика в Сахаре и вальяжная Франция на юге. Арабский колорит здесь приправлен африканскими нотками и отшлифован европейским лоском.

Великолепие этой северо-африканской страны приоткрывается в многодневной поездке по нескольким ее городам. Тунис знаком чаще пакетным туристам, но многие, так и не сумев освободиться от нежных пут отелей all inclusive, улетают с поверхностным впечатлением о стране, судят только по одному городу. Проехав территорию небольшого государства с севера на юг, понимаешь, насколько богата его культура. Но даже недельного путешествия мало, чтобы разгадать все тайны Туниса, вдоволь насладиться ласковым морем и местной кухней.

Маршрут 8 дней в Тунисе: Энфида — Хаммамет — Ясмина Хаммамет — Сусс — Картаж — Сиди-бу-Саид — Монастир — Кайруан — Тозеур — Дуз — Джерба.

Впервые со мной случилась настолько масштабная поездка. Под грамотным сопровождением организатора и вдумчивым рассказом гида полностью погружаешься в изучение неизведанного. Летели в майские праздники авиакомпанией AZUR Air: 4 часа полета из Москвы — и ты на месте. Никаких виз, только по приезду просят заполнить миграционную карту.

С первых минут прилета в новенький аэропорт Энфиды удивляешься обилию света и цвета, а еще гнездящимся на каждом столбе аистам гигантам. Из скудной растительности — оливки и кактусы. Кстати, кактусы здесь используют как живые изгороди, а их плоды съедобны — главное, счищать иголки. Как-то раз в самом начале путешествия я набила карманы этими yammy прямо с уличной клумбы. И всю поездку жадно искала их, вызывая тем самым удивление местных.

В курортный Хаммамет с низкорослыми домами мы прибыли уже под вечер и застали ужин с умопомрачительными макрудами и маршмуллой под живой аккомпанемент национального инструмента. Ночью, словно, приветствуя, Тунис устроил грозовое шоу на пляже: наблюдали этот танец неба, гуляли под шум волн, утопая в песке. Утром оцениваешь все прелести номера на первом этаже с собственным бассейном и на минуточку ощущаешь себя селебом, коих в Хаммамете гостило немало (среди них Унистон Черчилль, Ги де Мопассан).

Magic Holiday Village Manar и куст жасмина. Отели Туниса радовали все путешествие. Мы гостили в 5* и уровень правда соответствовал.

Седина времен в живом обрамлении современности — Медина (Касба) с узкими улочками за высокими стенами у кромки воды. Морской ветер подхватывает крики торговцев восточного базара, жители колесят на мопедах, рыбаки распутывают сети, на лавках еще дышит жабрами дорада — обыденная жизнь тунисцев такая простая, но очаровательная. Местные говорят на журчащей смеси арабского и французского — и это вносит особую мелодичность в музыку тунисских будней.

Рыбацкая лодка у Хаммамета.

Мелодия Туниса на мгновение затихает среди руин цитадели на холме Бирса. Здесь зародилась история величественного Карфагена, основанного сметливой царицей финикийской Элиссой — по легенде, та, бежав из Тира, выторговала у аборигенов кусок земли. По договору можно было взять тот участок, который покроет бычья шкура, Дидона разрезала шкуру на тонкие полосы, этого как раз хватило, чтобы покрыть подножие холма Бирса. Город постоянно боролся за свою независимость, даже проигрывая, он восставал из пепла, рос и развивался. Честь Карфагена отстаивал легендарный полководец Ганнибал Барка, во время осады жительницы отрезали свои волосы, чтобы из них сделали веревки для катапульт. Карфаген — современное название города Картаж — должен быть одним из первых пунктов для ознакомления с Тунисом.

Смотровая с холма Бирса.

Впечатленная бурным прошлым города, я бродила в археологическом парке и случайно забрела во внутренний двор музея. Среди подсобного инвентаря свои сложные отношения выясняли коты, зияли пастями фонтаны-орлы. Незаметно ворота захлопнулись, я оказалась запертой — похоже, настолько плотно я соприкоснулась с историей, что не захотела возвращаться. Благо, на мой стук прибежали служащие и высвободили меня. Такой забавный мини опыт не забывается!)

В архитектурном облике Туниса рефреном звучат цвета и формы. Каждый город подчинен единому стилю, а Сиди-бу-Саид — это буквально рай для перфекционистов. В маленьком городочке нельзя оставлять на стоянке машины, пешком ты бродишь в этом бело-голубом лабиринте и окунаешься в некую медитацию. Одинаковые с виду дома уникальны внутри — уже привыкший к внешнему аскетизму мозг теперь не перестает удивляться шикарным интерьерам в вилле местной знати. Такие вот они тунисцы — красота не снаружи, а внутри!

Сиди-бу-Саид можно принять за Санторини.
Даже кошки Сиди-бу-Саида в палитре города.

Мажорные аккорды путешествия звучат в тусовочном Суссе — модном молодежном и семейном курорте. Город-порт хранит следы богатой истории, его старинная часть (Медина) — памятник ЮНЕСКО, возвышается над Новым городом, который «по линеечке» выстроили в период французского протектората.

Сусс - шумный и светский.

В 10 км к северу от Сусса находится Порт-эль-Кантауи с лунапарком, ресторанами, засыпанными виллами на берегу, гаванью из богатых яхт и простых лодок. Удивило, что автор курорта Оливье Клеман Какуб участвовал и в создании советской гостиницы «Космос». Сюда едут отдыхать как туристы, так и сами тунисцы. Местные любят устраивать семейные посиделки в кафе-мороженых — такая традиция зародилась сравнительно недавно, примерно 10 лет назад. Раньше в кафе собирались в основном мужчины для оперативной передачи важной информации. Этот мужской социальный клуб — своего рода «интернет», существует и сейчас: в более провинциальных городах можно увидеть подобные «совещания» в тени улочек.

Порт-эль-Кантауи днем.

Еще тунисцы горячо любят первого президента страны Хабиба Бургибу, благодаря ему страна стала свободной и грамотной. Бургиба добился равноправия полов, в Тунисе запрещена полигамия, женщины имеют права наравне с мужчинами, могут нести военную службу и занимать правительственные посты. Отправляемся на родину Хабиба Бургибы в Монастир — здесь он возвел себе помпезный мавзолей в стиле магрибской мечети, но с двумя минаретами. Сверкающий куполом мавзолей находится напротив рибата и возле священного кладбища Сиди эль Мезри. Над скромными мусульманскими могилами витают орлы, но отчего-то картина совсем не жуткая, скорее любопытная.

Мавзолей Хабиба Бургибы в Монастире.

Столица Туниса называется так же — Тунис. Здесь есть наземное метро и самое высокое здание страны — 22-этажная башня отеля «Африка». А еще мэр города — женщина. Все эти дни путешествия было местами солнечно, но свежо, дня два шли песчаные бури и лил дождь. Поэтому в одноименной столице Туниса мы решили совершить набег на местные магазины в поисках теплой одежды. Замерзшие в Африке, еле нашли кофе (в Рамадан это сделать довольно сложно, почти все кафе закрыты, а если открыты, то в них занавешены окна и заседают только мужчины (не соблюдающие пост). Добрая горожанка угостила нас горячей лепешкой, когда у продавца не оказалось сдачи на единственную крупную купюру.

Чем ближе к пустыне, тем солнце жарче, а нравы консервативнее. Все больше девушек не в современных одеждах, а почти полностью укутанных и в перчатках от солнца. Последний аксессуар показался чертовски стильным, тут же захотелось приобрести и себе такой. На место средиземноморского климата приходит настоящая Африка. Незабываемо пробираться сквозь скалы к горному оазису Шебика. Драйвово ехать по золотым барханам на джипах. Сахара прекрасна, в безмолвном великолепии будто невзначай закинуты декорации к фильму «Звездные войны».

Добряк и шутник Хасан, провожавший к Шебике. И я, меня зовут Алия - это арабское имя, поэтому все мне на Тунисе радовались)) А отец Хасана вообще тезка, так что он на фото обнял, как родную.

Город Тозер с мединой — настоящим лабиринтом, славится произрастающим здесь лучшим сортом фиников, его называют «пальцами света», кожица настолько тонкая, а мякоть нежная, что сквозь них просвечивает косточка. Из Тозера выдвигаемся к соляным берегам озера Шотт-эль-Джерид. Помимо красных масляных луж здесь можно увидеть фантастическое зрелище — мираж. Ты будто на другой планете: среди безжизненных равнин в воздухе зависают острова/камни и вдали рябит иллюзорное море. Не успев опомниться от чудес Шотт-эль-Джерида, мы оказываемся в Фантассе — скалах обтекаемой формы. Эти оранжевые песчаники под пронзительной синевы небом просто ошеломляют. Шелест изредка пробегающего в безмолвии паука дополняет атмосферу.

Фантасса.
 Сахара one love.

Сахару сравнивают с морем: пески — волны, корабли — верблюды, пираты — туареги, а ветер — сирокко. Есть и кораллы — розы ветра, кристаллические образования из соли и песка. Тунисские верблюды уникальны — это единственное животное, которое может пить и соленую, и пресную воду. У них двойное веко, один горб, колени сгибаются наоборот — это же просто космически невероятно! А еще верблюды очень умные и добрые, человека считают другом, а не хозяином и верны ему всю жизнь.

Тунисские верблюды обаятельны.
Море Сахары.

Тунисцы громко разговаривают. «А как еще услышать собеседника на том краю пустоши?» — объясняет гид то ли шутя, то ли всерьез. Поэтому если вам кричат «А?» или подгоняют «Фьюх!» — это не грубость, это обычное обращение в стране (но это не точно)).

Ключ к Сахаре - город Дуз.
Самый популярный транспорт в Тунисе.

Совсем другой оазис Ксар Гилан — чаша с зеленой газировкой, это уже не тот веселый ручеек Шебика. За колючей проволокой прятался неприметный с первого взгляда национальный парк. Не ожидая увидеть ничего впечатляющего, я застыла в восторге от зрелища. Передо мной развернулась картина в духе Сальвадора Дали: черные коряги на оранжевом песке. Застыв в изумлении, отстала от группы. Надо мной начала кружить какая-то огромная черная птица. Задорно и страшно было бежать, увязая в песке, от такой «опасности» — придуманной или нет, ведь гигантский ворон вполне мог бы унести мою 40-кг тушку себе на обед.

Сюрреалистичный Ксар Гилан.

По идеальным дорогам через марсианские долины мы мчимся в гости к берберам. Да, в этих пещерных квартирках до сих пор живут люди. Конечно, есть и современные деревни со школами, почтой и прочими благами цивилизации. Но в них, говорят, не так комфортно, как в Матмате. Продуманная система охлаждения позволяет не только спрятаться в тени, но и сохранить продукты свежими. Висящие на стенах рога-хвосты нагнетают легкую жуть, а тщательно расставленная мебель и вылетевшая из зернохранилища стая птиц приводят к мысли, что это музейная экспозиция, а не настоящее жилище троглодитов. Тем не менее, все это интересно, а берберский сникерс, чай с чабрецом и миндалем, кус-кус — просто объеденье.

Матмата.
В Матмате угощают медом и лепешкой. Говорят, так завтракает 105-летний долгожитель Туниса.

На Джербе все другое — это край лотосов и фламинго, тут более теплый влажный климат и превосходные пляжи. Кстати женщины здесь богаче мужчин: когда-то владевшие островом предки местного населения передавали наследство, сыновьям отдали лучшие плодородные земли, а дочерям досталась никому не нужная тогда прибрежная зона. Со временем Джерба стала курортом, и наследницы, соответственно, обогатились. (Моя внутренняя феминистка в этот момент снова порадовалась за тунисских дам).

В только что отстроенном Magic Sensimar Ulysse Thalasso шик и блеск. После африканских отелей, где вода дороже золота и прием пищи по Рамадану, это выглядит гротескно. Поначалу даже сомневаешься в реальности, наблюдая чопорных официантов и, словно сошедших с обложки модных журналов, иностранцев с холеными в талассопроцедурах телами. Со временем втягиваешься в эту тягуче-сладкую безмятежность. Душу и ум радует искусство — строения на пляже расписаны граффити, а в музеях так много всего, что и за неделю не разберешь.

Тысяча километров по Тунису с кактусом в кармане

Итоги. Больше тысячи километров, 8 дней, 15 городов, разные пейзажи и люди. Море впечатлений и эмоций. И легкая грусть, что приходится улетать.

Есть у тунисцев такая особенность менталитета — созерцание красоты в простых мелочах, умение наслаждаться каждым моментом в круговерти происходящего. В некоторых источниках его называют дулеша, а наш гид просто перевел — «обтуниситься». Этого и не хватило: окунуться с головой в этот бурлящий котел тунисской культуры и насладиться каждым моментом еще немного, смакуя виды полюбившихся мест. А забытый в рюкзаке кактус напомнил, что надо обязательно вернуться и нарвать в чемоданы как можно больше этих сладких ягод.

Огромная благодарность за возможность побывать в Тунисе принимающей компании Vojages 2000, ANEX Tour и Choukri Sadok. Shokran!