Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 31 марта 18:50
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Грузия (день 4). Ахалцихе: крепость Рабат, храм царицы Тамары. Боржоми: церковь Серафима Саровского, серные бани, Центральный парк

Боржоми, Ахалцихе — Грузия Апрель 2019

К началу рассказа

Рано утром мы уже были на автовокзале в ожидании какого-нибудь транспорта до Ахалцихе. Этот город привлекает множество туристов огромной средневековой крепостью Рабат. Проходящая маршрутка аж из Тбилиси не заставила себя долго ждать. Заняли свои места и стали рассматривать происходящее за окном.

Боржоми. Автобус в Ахалцихе

А за окном мелькали горы, река, небольшие поселения, временами появлялись железнодорожные пути. Дорога заняла около часа.

Дорога Боржоми — Ахалцихе

Крепость возвышается над Ахалцихе. Не так давно она была отреставрирована и восстановлена. И эта работа проделана очень качественно.

По дорожке, ведущей вверх, подошли к главным воротам.

Крепость условно разделена на две части. В нижней — можно гулять бесплатно, а чтобы попасть в верхнюю, нужно купить билет.

Осмотр начали с нижней части крепости. Здесь расположились кафе, магазины, чудесный садик, пруды, дом бракосочетания, но самое интересное — это смотровые башни.

Ахалцихе. Крепость Рабат

Несмотря на небольшую территорию — нам потребовалось достаточно много времени, чтобы всё осмотреть и залезть в каждую башню. Сверху открывается чудесный вид и на саму крепость, и на городок Ахалцихе.

Крепостная стена расположена на обрыве скалы. Смотрится довольно неприступно.

Вот такая чудесная аллея любви перед входом в дом бракосочетания.

Осмотрев нижнюю часть крепости, перебираемся в верхнюю. Её территория ещё больше, и расположились тут исторический музей, мечеть Ахмедийе, медресе, усыпальница паши, православная церковь, амфитеатр. Но все туристические потоки сосредоточены главным образом у самой высокой смотровой башни. Посещение её мы оставили на конец прогулки.

За время прогулки по крепости мы увидели и чудесные цветники, и археологический музей под открытым небом, и заглянули в православный храм.

В многочисленных смотровых башенках чувствуешь себя как минимум солдатом, а может и генералом!

Если пройти дальше за археологический музей, то можно оказаться в непопулярной у туристов части крепости — здесь особенно чувствуется неприступность башни и открваются чудесные виды на окрености.

Центральная часть наполнена восточным духом: мечеть, медресе, комнатки пашей, красивая белая галерея, восточный садик.

И вот наконец уже изрядно уставшие мы приступили к восхождению на цитадель. На каждом уровне можно найти что-то интересное.

Решётки, ворота и даже тюремные тёмные помещения с настоящими решётками, в которые можно пройти и почувствовать все тяготы жизни заключённых здесь когда-то узников.

Ну, а на самом верху можно вновь посмотреть по сторонам и рассмотреть крепость во всех деталях.

На прогулку по крепости стоит отвести не менее трёх часов. У нас примерно так и получилось. Можно было продолжить угубляться в изучение истории этой крепости, но мы уже устали и очень хотелось есть. А для этих целей у нас было припасено одно местечко, о котором мы вычитали заранее в интернете. Несколько туристов давали свои рекомендации одному заведению, в котором вкусно кормил хозяин Серго. Расположено оно на улице Тамарашвили. Чтобы сюда попасть, нужно спуститься из крепости и повернуть направо после железнодорожного моста, под которым проезжают автомобили. Метров через сто вы увидите неприметное кафе «У Серго».

Заведение простое, но душевное. Хозяин сам принимает заказы, любит поговорить и, как гласят интернет-источники, выпить с дорогими гостями чего покрепче. С нами он не пил, видать время было раннее. Зато накормил нас вкусными домашними купатами, хинкали и харчо. Также мы здесь впервые научились различать два основных грузинских соуса сацебели и ткемали. Хозяин показал нам фотоальбом со своими дорогими гостями со всего мира. Видать, фотографии в альбом помещаются только с застолий. Рекомендую это кафе!

Перед возвращением в Боржоми решили немного осмотреться в Ахалцихе. Но далеко не ушли. Прошлись лишь по мостику с обнимающимися фонарями, осмотрели храм царицы Тамары и памятник ей. Также в завершение оценили новые стеклянные стены здания местной милиции, которые появились по всей стране во времена Михаила Саакашвили.

Купили в маленьком окошечке на автовокзале билеты на маршрутку и благополучно вернулись в Боржоми.

Время близилось к вечеру, но ещё была возможность совершить интересную прогулку к храму Серафима Саровского. Неприметный указатель в сторону храма располагался рядом с нашим домом, и мы приметили его почти сразу. И вот наконец настал момент отправиться в указываемом им направлении.

Вначале шли вдоль автодороги, плавно поднимаясь всё выше и выше. Машины встречаются редко. А вот коровы прогуляться тут любят. Через какое-то время подошли к верхней станции канатной дороги, на которой были накануне. Затем снова шли вдоль дороги, ведущей через лес. Удивили внезапно появившиеся высокие дома, расположенные практически в лесу. В какой-то момент решили свернуть в лес: так показал навигатор на телефоне. И вдруг заметили на дереве метку сине-белого маршрута! И вот мы уже участники квеста «Найди храм». Пробираешься через красивый хвойный лес, красиво подсвеченный лучами заходящего солнца, а глазами ищешь эти маленькие меточки. И как ребёнок радуешься каждой из них.

Боржоми. Дорога к церкви Серафима Саровского

Следуя меткам мы вышли вначале к одному из зданий обители, а затем и к самому храму. Расположен он в лесу. Окрестности вокруг храма обустроены по подобию местности, где жил Серафим Саровский. Здесь тихо и очень душевно. Сама церквушка небольшая и очень приятная. Рядом с ней стоит копия кельи, в которой жил старец.

С нами было ещё несколько посетителей, они приехали на машине. Но вскоре мы остались совсем одни. Насладились тишиной. Охотно верится, что к Серафиму Саровскому приходили дикие звери, в частности, медведь. Но нам было не так страшно, почти весь путь нас сопровождала местная собака, которая подсказывала затерянную лесную тропинку. Она присоединилась к нам в районе верхней станции канатной дороги. В её компании было намного веселее блуждать по лесу, ведь её уверенная походка намекала на то, что дорога ей знакома, и бегала она тут уже не раз.

После осмотра церкви решили спуститься к термальным бассейнам. Направление движения определили по навигатору, но вскоре поняли, что вновь идём по бело-голубой туристической тропе. Идти снова нужно было через лес, тропинка явно не просматривалась. И лишь когда пришло время спускаться вниз в ущелье, появилось некоторое подобие тропы. Не скажу, что очень экстремально, но довольно отвесно и местами скользко. После дождя тут явно лучше не гулять. Шум горной реки становился всё отчётливее, а вскоре между деревьев появилась и она. Рядом с этой рекой и бьют горячие серные источники. Это та самая река, которая протекает по боржомскому ущелью, где расположен парк и Екатерининский источник.

Боржоми. Дорога к серным бассейнам

Бассейны существуют уже давно. Здесь более ста лет назад купалась семья Российского императора. Ну, а мы готовы к купанию не были. Ни купальных принадлежностей, ни полотенца с собой не взяли. Вход на территорию платный. Нам удалось лишь издалека посмотреть на бассейны с горчей водой и на плескавшихся в них посетителей.

Далее отправились вдоль горной реки в сторону парка и, соответственно, дома. Дорога не близкая, но очень приятная, несмотря на вечерние сумерки.

Обед в Ахалцихе был настолько сытным, что чувство сытости не покидало нас до самого вечера. Да и вечером есть сильно не хотелось. Но мы всё-таки перебороли себя и заглянули ещё раз в кафе «Турист», где накануне взяли вкусный горячий хачапури. Кафе это небольшое, столиков для посетителей всего около 5. Но здесь просто нереальная обстановка: в клетке сидит попугайчик, на стенах развешаны всевозможные сувениры, вырезки, фотографии, денежные купюры и монеты, сладости, флаги, открытки и другие предметы из разных стран и городов. То ли хозяин сам любит путешествовать, то ли его гости дарят такие подарки полюбившемуся заведению. Рассматривать всё это можно очень долго, чем мы и занимались, пока ждали когда хозяйка испечёт нам ещё один хачапури с сыром. До сих пор сожалею о том, что в тот вечер мы были сыты, и не провели в этом месте чуть больше времени.

Ну, а наше пребывание в Боржоми заканчивалось вот на такой аппетитной ноте. На утро нас ждал переезд.

Маршрут четвёртого дня получился таким, 14.5 км.

Карта

Читать далее Грузия (день 5)