Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был вчера 12:25

Магнитогорск — Россия Июнь 2019

Начало — здесь.

Продолжение путешествия — здесь.

Как бывает в автопутешествиях? Небольшая задержка в пути, и тщательно, чуть не по-минутно, разработанный маршрут может полететь в тартарары. Ранне-утренний марш-бросок по Верхнеуральску вселял надежды на более полное знакомство с Магнитогорском, но… В-общем, приехали мы в город — символ первых пятилеток ближе к обеду. И надо было постараться часов за 6 — 7, пешком, чтоб не тратить драгоценное время на поиски парковки или нужного общественного транспорта, получить как можно более полное представление о Магнитогорске. Не буду останавливаться на описаниях подробностей нашего «похода» и строго придерживаться в рассказе о маршруте. Что понравилось — о том и расскажу.

Магнитогорск — в тройке российских городов, наряду с Оренбургом и Орском, разделенных рекой Урал на европейскую и азиатскую части. Этот факт даже является официальным слоганом, запечатленном художниками во многих местах.

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день

Город был основан в 1743 году, как крепость Магнитная. Месторождение железной руды на одноименной горе было известно башкирам задолго до прибытия сюда казаков. Промышленная добыча руды началась в 1759 году. Везли её на завод в Белорецке. Проектные работы по строительству металлургических заводов на горе Магнитной начались уже в Советском Союзе. В январе 1929 года на заседании Совнаркома СССР было принято решение о начале строительства.

Как и большинство туристов, начнём знакомиться с городом на Привокзальной площади.

30 июня 1929 года по новой железнодорожной ветке, построенной для строительства, на станцию Магнитная прибыл первый поезд. Эта дата стала считаться днём основания города. А к 50-летнему юбилею нашли «первый» паровоз серии Эу и торжественно установили его на Привокзальной площади.

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день

Только вот какой-то юный железнодорожник, возомнивший себя механиком, с упоением изучал строение паровоза и ни на минуту не исчезал из кадра.

Напротив здания вокзала стоит монументальная скульптура «Металлург».

Интересна её история. Изготовлена она была в 1958 году для выставки в Брюсселе, где на пару с «Колхозницей» представляла СССР. Потом эта парочка побывала на выставках достижений СССР в Нью-Йорке, Вене. До 1967 года «Металлург» со спутницей стоял на ВДНХ в Москве. Потом почему-то его отправили в Магнитогорск, и в 1970 году скульптура заняла своё нынешнее постоянное место.

Магнитогорск и Уралмаш — два символа первых пятилеток молодой Страны Советов. И архитектура проспекта Ленина и прилегающих улиц как близнецы с домами Уралмаша и Старой Сортировки в Екатеринбурге. Проспекты Ленина и Карла Маркса — это многоэтажные дома постройки конца 40-х — начала 50-х годов. «Сталинки».

Дойдя до Театра оперы и балета, открытого в 1996 году,

повернем вглубь кварталов, начинающихся домами довоенной постройки в стиле конструктивизма.

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день
Дальше по улице Строителей начинается застройка из 2-3-этажных домов, которые у нас в обиходе называют «немцы строили».

А вот домов, которые в Магнитогорске действительно строили немецкие военнопленные — целый квартал. Он так и называется — Немецкий. Видимо недавно фасады домов (не знаю, как внутри) капитально отремонтировали. Сейчас эти домики чем-то напоминают Западную Европу. Отделка под камень, арки, клумбы, горшки с геранью на балконах…

Из Немецкого квартала по улице Строителей выходим к парку Ветеранов. Здесь стоит памятник первостроителям Магнитки в виде символического шатра — палатки.

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день

Город готовится через месяц отметить свой 90-летний юбилей и многие достопримечательности приводят в надлежащий праздничный вид — моют, подкрашивают. Рядом с палаткой — раскрытая ладонь с куском железной руды.

А по периметру постамента идут строки стихотворения, посвященного первым строителям.

Мы жили в палатке с зелёным оконцем.

Промытой дождями, просушенной солнцем,

Да жгли у дверей золотые костры

На рыжих каменьях Магнитной горы.

Пройдя до конца ул. Строителей, выходим к Центральному мосту,

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день

связывающему жилые районы с цехами заводов, расположенных на левом берегу Урала.

Украшением моста являются 4 обелиска,

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день

возле которых скромно стоят бетонные кубы, обозначающие границу Европа — Азия.

Посередине моста простой дорожный знак — указатель.

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день

От Центрального моста до Дворца Культуры металлургов тянется набережная.

Ничем особенным она не выделяется, разве что бетонные плиты решётки украшены работами уличных художников.

Вообще, о граффити в Магнитогорске стоит сказать отдельно. Много действительно хороших работ. История современного стрит-арта началась, можно сказать, в СССР и на здании ДК видим прекрасно сохранившуюся мозаику,

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день

а на здании Дворца творчества детей и молодёжи — панно.

Современные художники продолжили традицию настенных росписей на фасадах домов,

гаражей,

трансформаторных будках,

на ограждениях набережной.

И это только часть замечательных рисунков, что мы видели.

От набережной поднимемся вновь в сторону проспекта Ленина. У памятника первым комсомольцам строителям Магнитки

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день

начинается сквер металлургов. Уютный зелёный уголок, один из многих в городе. Тенистые аллеи,

фонтаны,

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день

уличные скульптуры, как сценки из жизни.
Доктор

Заканчивается сквер ставшим традиционным сердечком

напротив университета.

Незаметно по проспекту Ленина доходим до драматического театра,

через дорогу от которого стоит обелиск с наградами Магнитогорска — орденами Ленина и Трудового Красного знамени.

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день

А у самого здания театра ностальгические чувства вызвала обычная тумба для афиш и объявлений.

У нас в городе их давно ни одной не осталось…

За драмтеатром, у здания городской администрации, расположилась Площадь народных гуляний. К полувековому юбилею Магнитогорска, как символ, олицетворяющий этот отрезок времени, пробитый городом, была установлена 30-метровая, облицованные камнем, башня с четырьмя циферблатами. Магнитогорске куранты.

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день

Каждые полчаса они оповещают округу громким боем.

Рядом с курсантами — цветомузыкальный фонтан. Но, как я уже упоминал, город готовится к 90-летнему юбилею. На многих улицах меняется асфальт, а на Площади народных гуляний меняют плитку и ремонтируют фонтан. Кругом — горы песка, плитки, трубы, бригады рабочих. Фонтан, верней его бассейн, фотографировать не стал.

От курантов спустимся к реке. Там, в парке Победы, располагается самый значимый памятник Магнитогорска — «Тыл — фронту».

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день

Это первая часть триптиха «Меч Победы». По задумке авторов меч был выкован на Урале, поднят Матерью — Родиной на Мамаевом кургане в Сталинграде и опущен Воином — освободителей в Трептов-парке в Берлине. Символичны и фигуры памятника. Рабочий, передавая меч, смотрит в сторону заводов, где тот был выкован, а воин, принимая меч, смотрит на запад, где идут бои. Широкая аллея идёт к 15-метровому монументу, стоящему на 18-метровой насыпи — постаменте.

По обеим сторонам аллеи каменные трапеции с именами Героев Советского Союза.

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день

Перед памятником — звезда с Вечным огнём и мемориальные плиты с именами погибших.
Торжественное и печальное место…

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день

После Парка Победы идти уже никуда не хотелось, начала сказываться усталость.

А утром была дорога домой. На выезде из города посетили ещё парочку достопримечательностей. Первым был сквер музыкальных инструментов. Вот только день был субботний и все ворота — калитки были на замках. Прохожие подсказали, что открыт сквер только в будни. Странно… Пришлось пофотографировать через прутья решётки.

Рояль

Знакомство с Магнитогорском завершилось посещением Свято — Вознесенского кафедрального собора.

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день
Строительство этого храма начали в 1989 году, но из-за финансовых трудностей продолжили только спустя 10 лет. К 75-летию города, в июне 2004 года, собор был освящён. Впечатляют размеры храма, построенного по мотивам крестово — купольных храмов 14–15 веков. Высота купола — 42 метра, а вместе с крестом — 52 метра. Высота иконостаса — 15 метров, ширина — 25 метров, 108 икон. Главный фасад украшает мозаика с изображениями святых, остальные фасады почти без оформления.

Через дорогу от храма стоит памятник святому Симеону Верхотурскому, особо почитаемому у нас на Урале.

По дорогам Южного Урала. Что посмотреть в Магнитогорске за неполный день

Чуть вдалеке — Ледовый дворец, домашняя арена хоккейного клуба «Металлург».

Переехав на азиатский берег реки Урал, мы направились к дому. Очередная поездка по Уралу заканчивалась. Что-то не получилось, на что-то не хватило времени. Но, в-целом, получили много новой информации и массу положительных эмоций.