Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был вчера 13:43

Кыштым — Россия Июнь 2019

Вот и наступило лето! Пришла пора четырехколесному другу Кирюше вновь пошуршать колесами по дорогам Урала. В прошлом году мы с ним начали осваивать просторы юга Челябинской области по пути в Казахстан. Транзитом было осмотрено немало достопримечательностей, но ещё больше их осталось в стороне от маршрута.

Зима была долгой, времени для изучения соседних областей — достаточно. Наконец-то снег растаял, пришло долгожданное тепло, на работе договоренность о длинном выходном. Поехали!

Ближайшей точкой для погружения в историю стал небольшой городок Кыштым. Сколько раз проезжал мимо по дороге на бесчисленные челябинское озера., но не думал, что здесь можно найти массу «интересностей».

Начнём с истории. Как и многие уральские города, основанные в 18 веке, Кыштым тесно связан с династией Демидовых. В 1755 году Никита Демидов получил «добро» от Бергкомиссии на строительство заводов, и уже в 1757 году чугунолитейный и железоделательный заводы начали выдавать продукцию с клеймом " Два соболя». В начале 19 века заводы перешли к купцу Расторгуеву.

Плотное знакомство с городом начнём, как и все путешествующие, с вокзала. В конце 19 века в Кыштым прибыл первый паровоз по новой ветке, соединившей Уральскую железную дорогу с Самаро — Златоустовской.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности
Новое здание вокзала, взамен деревянного, было построено в 2005 году.

С другой стороны привокзальной площади стоит Соборная мечеть.

Бала построена в 2013 году.

От вокзала проведем сразу на восточную окраину города, туда, где начинается автодорога Кыштым — Озёрск.

Во времена СССР все города, связанные с атомной промышленностью и энергетикой, были закрытыми и о них не допускалось никакого упоминания в прессе. Полная засекреченность! Для указания адреса в корреспонденции указывался какой-то близлежащий город и цифры. Челябинск — 40… Таким было в то время имя города Озёрск, в котором располагались цеха ПО «Маяк». Весь мир узнал об этом городе в 1957 году. В СССР вся информация была засекречена до 1990-х годов. В 1957 году на комбинате «Маяк» произошла первая в СССР радиационная катастрофа — взорвалась ёмкость с радиоактивными отходами. Последствия были ужасными. До сих пор некоторые участки местности на территории пятна, где прошло радиоактивное облако, являются закрытой зоной. Никакой связи катастрофы с Озерском быть не должно было… И даже памятник ликвидаторам той аварии поставили на окраине Кыштыма.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

Неподалёку от него стоит мемориал, посвящённый другим трагическим датам в нашей истории. Монумент «Скорбящая мать»,

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

Если взглянуть на карту Кыштыма с отмеченными точками расположения церквей, то заметно, что они образуют ромб, или т.н. Кыштымский крест. Изучать этот крест начнём с северной вершины, где стоит самый «молодой» храм города — Николаевская церковь.

Когда-то здесь был посёлок Нижне — Кыштымского железоделательного завода, и стояла маленькая часовня. В конце 19 века Расторгуевы выделили средства на строительство нового храма, и в 1896 году церковь, замкнувшая Кыштымский крест, была освящена.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

В 1930-х годах, как и повсеместно, церковь закрыли, купола посносили… И только в 2007 году храм был полностью отреставрирован.

Храм стоит напротив нынешнего медеэлектролитного завода, который, в свою очередь, построен на месте первого демидовского завода. В память о мастеровых 18 века напротив проходной был установлен памятник.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

Основание памятника — наковальня для ковки демидовского железа с маркой «Два соболя».

Заводы в те времена строили, в первую очередь, на берегу реки и рядом возводили плотину. На берегу Нижне — Кыштымского пруда, у плотины, есть Александринский причал.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности
Происхождение названия выяснить мне не удалось. Только, думаю, связан оно с именем цесаревича Александра, в ходе своей поездки по Сибири и Уралу посетившего эти места.

С востока «перекладину» Кыштымского креста замыкает Собор Рождества Христова.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

Строительство этого храма было начато в 1848 году. Стоящий на самой высокой точке, его видно со всех районов города. В 1930-х годах его закрывали, но в годы войны был открыт для прихожан. Сейчас собор на реставрации, но даже леса не мешают полюбоваться на его величие.

За храмом, на этой же возвышенности, стоит здание пожарного депо. Конечно, в сравнении с 71- метровой колокольней собора, пожарная каланча выглядит уж совсем приземистой. Только стоящая на постаменте пожарная автолестница как бы говорит, что эта служба всегда на страже.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

Сырая после прошедшего ливня дорога к западной оконечности Кыштымского креста проходит как в тоннеле из деревьев со свежей ярко-зеленой листвой.

Построенная в 1849 году Свято — Троицкая церковь стоит на самом берегу городского пруда. До 1930-х годов её купола отражались на водной глади.

Дореволюционный Кыштым. Фото из интернета.

Но прозвучал лозунг — Религия — опиум для народа! — и храма не стало. Купола снесли, прорубили окна, сделали общежитие. Сейчас на месте церкви — руины…

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

Разговоры о реставрации ведутся. Может, когда-то вновь засияют над прудом купола Свято — Троицкой церкви, и Кыштымский крест обретет свою утраченную вершину…

А вот домики, не представляющие никакой ценности, свято оберегаются. По соседству с храмом стоит неказистая избушка с мемориальной доской, гласящей, что здесь была конспиративная квартира большевиков.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

Вдоль берега речки Кыштымки, впадающей в городской пруд рядом со Свято — Троицкой церковью, когда-то была высажена аллея.

Эх, если бы это были не тополя, чей век короток… Я б сказал, что в тени этой аллеи прогуливались гимназистки со своими боннами. Ведь дорожка аллеи идёт вдоль здания бывшей гимназии для девиц.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

В самом начале 20-го века здесь получали уроки музыки, танца, рукоделия девушки из дворян и мещан. Видимо, гимназистки создали в этом здании определённую ауру — после закрытия гимназии здесь располагались только учебные заведения!

С юга Кыштымсий крест замыкает самая старая постройка города — Церковь Сошествия Святого Духа. Построена она была практически одновременно с заводом, в 1760 году на острове посреди пруда по инициативе Никиты Демидова.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

Во время Пугачевского восстания церковь осквернили — бунтари устроили здесь конюшню, жгли костры, с колокольни сбрасывали неугодных. После подавления бунта, в 1775 году церковь вновь освятили. В 1930-х годах с колокольни сбросили теперь уже колокола и храм закрыли. Под склад. В 2008 году церковь освятили в третий раз.

На мысу напротив церкви расположилась главная достопримечательность Кыштыма — поместье Демидовых — Расторгуевых. Основатель города, Никита Демидов, построил здесь своё родовое гнездо. Все очень основательно.

Наша карета подкатила к воротам, выполненным в форме триумфальной арки.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

От них в стороны отходит величественный когда-то забор.

Привратника на месте не оказалось, кучеру пришлось слезть с облучков, и вместе с гостями зайти через калитку. Слева и справа — флигели в виде сторожевых башен. Сейчас одна башня на реконструкции, затянута сеткой. А вторая густо заросла деревьями.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

Тенистая аллея ведёт к основному зданию усадьбы. Только вот в центре круговой дорожки не фонтан изливает свои струи, а Всесоюзный староста М. И. Калинин вещает о светлом будущем.

Это здание местные называют Белым домом — за цвет его фасада. Дом на длительной реставрации (т. е. огорожен забором и никакой «движухи»), но за ограду можно пройти без проблем. Такой усадьба стала выглядеть при завершении её строительства уже купцом Расторгуевым.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

Обошли вокруг, и со стороны заднего крыльца

вышли в парк. Дорожки набережной по современным СНиПам заасфальтированы, а вот каменные ступени к воде ещё сохранили шарм 19-го века.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

А вот и произведение искусства каслинских мастеров, которое выкинули от усадьбы ради статУи Калинина. Чугунный фонтан.

Его установили перед заводом в 1857 году. Вода стекала по четырем чадам разного диаметра. Вокруг, как охрана, стояли трубы с головами сказочных чудищ.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

В том же 19 веке фонтан переехал от завода к усадьбе. Работал он до середины 20-го века. Потом что то случилось… Наверное, эстетическое удовольствие от вида Всесоюзного старосты приятней, чем любование шедевром, не уступающем Петергофским фонтанами.(Со слов знатоков 19 века) Сейчас фонтан на реставрации. Многие детали были сохранены в местном музее, а часть будет вновь отлита в Каплях.

Гуляя по парку среди вековых тип и тополей помоложе, но таких же огромных, обратил внимание на одно дерево. До чего же, все-таки, До чего же все-таки изобретательна природа! Это ведь каким надо обладать разумом? Чувствуя, что боковая ветвь скоро обломится от собственного веса, дерево от корня пустило вертикальный побег — подпорку, который насмерть сросся с «ненадёжной» веткой.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

Покинув усадьбу, наш дилижанс переехал на другой берег, где в гуще городского парка стоит ещё одна достопримечательность — деревянный дом Дружинина.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

Это свадебный подарок полковника лейб-гвардии Московского полка Григория Дружинина своей молодой жене, наследнице Расторгуевых, Ольге.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

Вроде бы и небольшой городок, этот Кыштым, а несколько часов пролетели. Время близилось к вечеру, а нам надо было побывать ещё в одном месте и определяться с ночлегом. Дело в том, что при составлении этого маршрута я не забывал и о своём бзике — побывать на как можно бОльших обелисках Европа — Азия, не прибегая к помощи всяких там лебедок, сэнд-траков, хай-джеков и пр. Проверить, насколько это возможно на обычном полноприводной автомобиле.

И вот такой объект ждал нас неподалёку от Кыштыма, по дороге в посёлок Б. Ёгусты. Всего каких-то 25 км по лесной дороге. Да уж…

Но оно того стоило!

Металлическая стела на обложенном камнем бетонном основании, из-под которого струится родник.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

Воды этого ручейка текут в Азию.

Зафиксировав " Я здесь был» в своём личном списке, двинулись в дальнейший путь.

Затянутое сплошной облачностью небо и периодически накрапывающий дождик «уговорили» не останавливаться «на фотосессию» в Карабаше — ещё недавно бывшем наглядным пособием «Планета после апокалипсиса». Недалеко от Миасса свернули к небольшому безымянному лесному озерцу.

По дорогам Южного Урала. Кыштым и окрестности

В сосновом бору у озёра, несмотря на недавний дождь, было сухо. Здесь мы повечеряли и заночевали.

А утром природа порадовала безветрием и ясным небом!