Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 15:30
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Чаплыгин, Липецкая область — Россия Май 2019

Об автопробеге с клубом «Открыватели» посвящённом Дню Победы я рассказывал в прошлом рассказе. А уже в конце мая мы выехали с ними на ночь в музее в Чаплыгинский (Раненбургский) район. Этот район находится на самом северо-востоке нашей Липецкой области, на границе с Рязанской и Тамбовской областью.

Раненбургский район образован в 1928 г. в составе Центрально-Черноземной области (ЦЧО) (до 1930 г. входил в Козловский (Мичуринский) округ).После разделения ЦЧО 1934 г. вошёл в состав Воронежской области. В 1937 г. — включён во вновь образованную Рязанскйю область. В 1948 г. Раненбургский район переименован в Чаплыгинский район.

После образования в 1954 г. Липецкой области включён в её состав. Сейчас в Чаплыгинском районе проживает всего 30 000 человек из которых 11 000 проживает собственно в райцентре — г. Чаплыгин (Раненбург).Население и в городе и в районе продолжает сокращаться год от года…

Даже в конце 19 века в городе проживало аж 16 000 человек.

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

Мы в историческом центре города.

Раненбург расположен при впадении рек Ягодная Ряса и Московская Ряса в реку Становая Ряса (правый приток Воронежа-реки, бассейн Дона), в 83 км от Липецка.

Первое письменное упоминание об этих местах относится к 1638 г., тогда при создании Белгородской засечной черты на месте современного Чаплыгина было основано поселение под названием Усть Становы́х Ряс.

К концу XVII века в селе насчитывалось 100 дворов.

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

В это время, в 1695 г., здесь на высоком берегу Ягодной Рясы был возведён небольшой деревянный путевой дворец, предназначенный для отдыха Петра и его свиты при следовании из Москвы в Воронеж.

В 1702 г. Пётр Великий заложил в Слободском небольшую крепость по голландскому образцу, которой дал название Ораниенбу́рг (нем. Oranienburg — «апельсиновая крепость» или «Крепость Оранского»).

Очевидно, здесь (как и в случае с названием Ораниенбаум — ныне город Ломоносов) имело место простое заимствование немецкого названия восходящего к наименованию Оранской династии (кумир Петра I Вильгельм Оранский умер как раз в 1702 году).

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

Название крепости постепенно распространилось и на село, причём в народном языке оно превратилось сначала в Ранинбу́рг, а затем Раненбу́рг.

Я бывал в этом городе раньше.

За последние годы Чаплыгин преобразился и для привлечения московских туристов здесь создали целую туристическую зону.

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

Турзону-то сделали, но заодно снесли единственный на весь центр общественный туалет что был в парке. А новый так и не сделали. Нет туалета и в краеведческом музее что в доме Меншикова.

В итоге посетители и работники музея вынуждены идти по нужде… вот в эти кусты позади дома Меншикова. Впрочем так во многих провинциальных райцентрах. Например, год назад я не нашёл туалета в подмосковном Малоярославце.

В 1702 году село Слободское и крепость были подарены Меншикову.

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

Памятник Петру и Меншикову.

Это единственный конный двойной памятник Петру и его ближайшему сподвижнику.

Так называемый отреставрированный «дом Меншикова».

На самом деле доподлинно неизвестно в каком именно доме жил петровский фаворит.

До наших дней из пяти зданий крепости сохранилось это единственное строение. Его и называют условно «палатами Меньшикова».

Голландец де Бруин рассказывает о посещении поместья Меншикова в феврале 1703 года следующее:

«Прибыли мы в 9 часов утра в имение князя Александра Даниловича Меншикова, отстоящее от поместья г-на Лефорта во ста десяти верстах. Помещичий дом Меншикова — громадное прекрасное строение, похожее на увеселительный дом, с красивым кабинетом наверху, в виде фонаря, покрытого отдельною кровлею, раскрашенною очень красиво всеми возможными цветами. Войти в него можно только через ворота крепостцы: и дом, и крепостца окружены одним и тем же земляным валом, или стеною, которая, впрочем, не занимает большого пространства. Есть здесь и довольно верков, или укрепленных мест, достаточно снабженных пушками; всё это местечко прикрыто с одной стороны горою, а с другой — болотом или озером. Так как у замка этого не было еще имени, то его величество назвал его тут же Ораниенбургом. Селение князя Александра, лежащее подле замка, называется Слободка».

Через 10 лет с подачи Меншикова неподалёку был основан мужской монастырь — Петропавловская пустынь:

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

В пустынь мы тоже чуть позже заехали, но это совсем другая история. В 1744 году в Раненбурге отбывало ссылку арестованное Брауншвейгское семейство.

Памятник Иоанну Антоновичу проведшему свою короткую несчастную жизнь в заточении.

В 1781 г. года утверждён герб города:

«В 1-й части щита, в золотом поле, часть герба Рязанского Наместничества… Во 2-й части, в серебряном поле, яблоннаго дерева ветви с плодами положены крестообразно, каковыми плодами сей город изобилует».

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

Троицкий собор. Свою историю собор ведет с 19 века. Первоначально на его месте стояла деревянная церковь петровских времен во имя Архистратига Божия Михаила, с каменной колокольней более позднего времени.

В 1806—1816 гг. был возведён пятиглавый соборный храм Михаила Архангела.

Свою историю полюбившийся многим прихожанам храм Святителя и Чудотворца Николая ведет с начала девятнадцатого века. Именно тогда в Раненбурге началось интенсивное строительство каменных зданий различного назначения.

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

Постепенно город превращается в крупный торговый центр, и во второй половине 19 века занимает среди городов Рязанской губернии одно из видных мест по торговому обороту.

Главным предметом торговли было зерно, а особенно славилась из-за своих вкусовых качеств раненбургская гречиха.

На рынке города экологически чистые разносолы, варенье местного домашнего производства. Мой друг, законченный горожанин, пользуясь случаем тут накупил разных банок. Даже начал с бабушками торговками договариваться на предмет оптовых поставок, захотел бизнес в Липецке наладить по продаже экопродуктов.

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

Здание торговых рядов 19 века. Согласно надписи на табличке — охраняется государством. В городе в 19 веке действовали табачная фабрика купца Оловникова, спичечная фабрика купца Калашникова, несколько мыловаренных заведений.

Облик города менялся, и к началу 20 века уже 14 улиц были замощены, керосиновые фонари сменились электрическими, появились телефонная сеть и кинотеатр («кинематограф Синема»).

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

27 августа 1919 г. Раненбург был взят конницей казаков генерал-лейтенанта Мамонтова, прорвавший фронт и устроивший рейд по красным тылам. Впрочем казаки в городе не задержались и повернули к Ельцу и далее к фронту назад к Воронежу, где и были разбиты С. М. Будённым.

В 1948 г. город был переименован в Чаплыгин — в честь уроженца Раненбурга академика Чаплыгина, российского и советского учёного.

Вопрос о возвращении городу названия Раненбург был вынесен на городской референдум в 2006 году, однако поддержки большинства горожан не получил.

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

Дом мещанина Шабанова, 19 век, памятник архитектуры. Чаплыгинцы бережно относятся к историко-культурному наследию.

Сохранность застройки 18–19 веквов достигает 60%.

На территории города находятся 52 памятника архитектуры, состоящие на государственной охране.Побродив по городу мелкими группами и помокнув под дождиком, наш караван «Открывателей» движется дальше на северо-восток к границе с Рязанской областью. Посетили Петропавловскую пустынь. Её который год никак не отреставрируют.

Там развалины.

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

А вот это место особенное. Тут проходит водораздел Волги и Дона. Сколько же неизвестных интересных достопримечательностей на родной земле.

Не знал до поездки об этом месте…

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

А вот в этом лесочке водитель нашей машины показал нам заброшенное кладбище. Он уже бывал в этих краях.

Эти места связаны с родом Семёновых (Тян-Шанских).Именно в их имение-музей мы и едем с ночевкой. А Вы знаете что в Липецке есть улица имени СЕМЁНА! Тян-Шанского. Да, Семёна Тян-Шанского, так постановила местная администрация.

Меня иногда удивляет уровень образования чиновников. Мы в вымирающем селе Урусово. В 16 веке на этом месте находилось сторожевое укрепление, при котором позже выросло село.

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

В 1830 г. в Урусове была построена Никольская церковь (ныне памятник архитектуры (региональный)).Ещё один памятник — усадебный деревянный дом помещика Вагнера, построенный в середине XIX века. Старинный парк сегодня охраняется государством как дендрологический памятник природы.

Так же в селе находится усадебный дом 18 века Буниных-Кропоткиных, в котором располагалась школа.

Сами видите в каком она теперь состоянии.

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

Мы спускаемся в полузасыпанный фамильный склеп-грот. Впрочем, это место достойно более подробного последующего отзыва. Владельцем усадьбы был Пётр Максимович Бунин — прадед П. П. Семёнова-Тян-Шанского, ученого и путешественника.

В 1822 г. имение в Урусово купил Пётр Николаевич Кропоткин (1771–1826), прадед Петра Алексеевича Кропоткина.

П. А. Кропоткин (1842–1921) — русский революционер, теоретик анархизма, географ и геоморфолог, историк, член Русского географического общества, неоднократно бывал в Урусово.

Всего пару недель назад я был в доме-музее Кропоткина в Дмитрове, где узнал об этом человеке и познакомил Вас с ним: Дом-музей анархиста Кропоткина

И вот волею случая я в этой поездке узнаю о наших липецких корнях теоретика анархизма! Тесен мир, путешествия полны неожиданностей. Название села Урусово могло произойти от фамилии служилых людей Урусовых, которые населяли здешние селения в 16–17 веках.

И вот, наконец, мы прибыли в главное место нашего путешествия. Деревня Рязанка Урусовского сельского поселения. За последнее время хоть дорогу сюда сделали сносную. Несколько лет назад раскисшая от дождей черноземная грунтовая дорога не позволяла сюда проехать.

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

Здесь даже есть автобусная остановка! Правда автобус в Чаплыгин следует теперь аж пару раз….в неделю!

А ещё тут есть телефонный аппарат, неработающий.

Очень «нужен» здесь неработающий таксофон, так как мобильная связь на территории усадьбы ловит через пень-колоду. Интернета мобильного тоже нет. Кстати, рядом с неработающем таксофоном даже номера телефонов для незрячих людей! Как будто много инвалидов туристов приедет первым делом сразу пользоваться таксофоном или много незрячих в вымершем селе Рязанка! Короче, мы в забытом Богом месте, через реку РАНОВА находится уже Рязанская область.

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

Идёт полным ходом подготовка к нашему визиту. Отдать должное местным краеведам энтузиастам, усадьбу они подняли буквально из руин.

С веранды открывается вид на старинный парк с редкими деревьями, кустарниками.

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

Нас встречают как дорогих гостей.

Наша немаленькая группа заплатила «аж» по 500 рублей с персоны за предстоящую ночь в музее. Впрочем, в нашей толпе прибывших сюда липчан люди всё больше интеллигентные и, следовательно, небогатые. Так что для большинства и 500 рублей это существенные деньги. Я так понимаю, что это для местных музейщиков такие мероприятия это очень хорошее подспорье. Зарабатывают они себе на реставрацию, электроэнергию и мизерные зарплаты как и чем могут. Ведь всё тут держится на голом энтузиазме и от управления культуры (государства) поддержки нет. Кстати, зимой усадьба даже не отапливается. Знаю что часто сюда турфирмы привозят группы москвичей.

Зимой дорогих московских гостей потчуют местным самогоном и катают на санях.

Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

А нас ожидает чаепитие и потрясающе любопытная вечерняя и ночная программа.

Впрочем, я забегаю вперёд. Об этом будет отдельный фотоальбом. В подготовке материала использованы сведения из Википедии и официальных сайтов музеев.