Турист Роман Рытов (romanryt)
Роман Рытов
был 28 февраля 22:29

Ларнака, Пафос — Кипр Апрель 2019

Похоже я влюбился в Кипр с первого визита. Как только наладилась погода в новом году, появилась непреодолимая тяга туда вернуться. В этот раз хотелось поход организовать уже самому. Из друзей никто не откликнулся у всех дела, и я решился поехать один. Незадолго до похода случайно написал Вике о походе, и каким-то чудом она тут же согласилась. Это уже третье путешествие которое я задумываю сделать в одиночку и еще ни разу так и не случилось, в последние моменты находится компания. Подобрал даты, когда билеты подешевле, выбрал простой и довольно популярный маршрут «Тропой Афродиты» и понеслось…

День 1.

Летим из Омска в Ларнаку через Москву Уральскими авиалиниями, впервые ни в одном из рейсов не кормили горячим, только в первом рейсе принесли подсохшую булку с мясом и чай. Прилетели на Кипр уже хорошо голодные. Когда вышли из аэропорта волна запахов просто сносила голову: незадолго до этого прошел дождик и стоял такой аромат, как будто сунул голову в клумбу с сотней различных цветков. Одеваем рюкзаки, уподобляемся черепашкам, носящим все свое на себе, и топаем до ближайшего супермаркета, тут недалеко, километра полтора. Закупившись едой, водой и газом идем в эвкалиптовую рощу на берегу соленого озера. Там уже стоят несколько палаток, однозначно русские туристы, больше некому. Делаем перекус из овощного салата и бутербродов и идем гулять вдоль озера до мечети Султан Текке.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Идем по парку восхищаясь яркой зеленью, запахами, особенно впечатлил укроп высотой более трех метров. Правда, как нам сказали потом, это не укроп, а ядовитый борщевик, хорошо, что не вляпались. На стоянке перед мечетью нас встретила стая котов морд на 50, у них там в полуразрушенной постройке сделано убежище, стоят домики и кормушки.

Сама мечеть оказалась закрыта, хотя по расписанию должна работать. Пофотографировали котиков и идем обратно в лагерь. Готовим на ужин макароны с грибами, поход опять начинается с кулинарных изысков и, как оказалось потом, весь поход стал каким-то гастрономическим туром.

День 2.

Ночью стало довольно прохладно, пришлось приодеться, а утром, как вышло солнце, стало опять хорошо. Собираемся и быстро идем на остановку, нужный автобус утром до Пафоса только один и надо успеть, а идти до остановки в Ларнаке около 5 километров. Первая часть дороги идет вдоль соленого озера, осенью оно было высохшим, а весной наполнено водой, вдалеке видели стаю фламинго, но сфотографировать нормально телефоном не получилось. Потом идем по городу вдоль моря, несмотря на раннее время тут уже много людей, кто-то гуляет, кто-то совершает пробежки. Дойдя до остановки оказалось, что я неправильно перевел часы, и наш автобус уже час как уехал. Тут началась цепочка приключений и каких-то невероятных везений. Кое-как пообщавшись на моем слабом английском с местным таксистом поняли, что придется добираться как-то сложнее, чем задумывалось. И пока я изучал расписание других рейсов, подошел автобус прямо до Пафоса, как нам и надо было, но которого совсем не было в расписании, да еще и дешевле на два евро. Едем через все южное побережье Кипра около трех часов. Там нам надо пересесть на автобус до Полиса, такой автобус ушел прямо перед нашим приездом и пришлось куковать на автостанции часа два. Иду искать еду по магазинам вокруг, но там ни выпечки, ни молочки, ни фруктов, одна ерунда, да еще и накатили хорошие тучи. Так и не перекусив сели автобус, и сразу же пошел дождь. Всю дорогу поливало и выйдя в Полисе еще полчасика пережидали под зонтиком кафе. Тут же росло дерево с апельсинами, так что было чем заняться.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Так получилось, что мы совсем не взяли одежды на случай дождя и мокнуть совсем не хотелось. Идем до кемпинга, по пути Вика фоткает заброшенные дома, в один мы даже зашли полюбопытствовать. Дорога спускается к кемпингу мимо апельсиновых садов, на там везде заборы и лужи, так что лезть не хотелось, да и я помнил там дальше сад без забора. Придя на место нашли полянку посуше, рядом был столик и плетеные кресла, ставим лагерь с мыслями поужинать с комфортом. Идем к пляжу поздороваться с морем, как раз вдоль пляжа и надо было пройти к апельсинам, не огороженным забором, но там вдруг оказался бурный непереходимый ручей.

Пока смотрели на пейзажи из машины у кафе вылез какой-то мужик и подошел к нам, поздоровался на английском и спросил откуда мы. Услышав ответ засмеялся и перешел на русский, оказался почти земляк из Тюмени — Саша. Болтаем о разном, Вика тестирует местное пиво, наслаждаемся видом моря. К вечеру бармен вдруг заявил, что мы должны за ночь в кемпинге 14 евро за двоих. Это какой-то бред, сейчас же не сезон, обычно в не сезон кемпинги бесплатны, а в сезон не стоят таких денег. Явный развод, мы сказали, что уйдем, бармен и остальные работники кафе вечером уехали, а мы остались. Саша бил себя в грудь и говорил, что если будут проблемы, обращаться к нему, он все тут решит и пригласил поехать с ним на его машине в парк Акамас. Уже в темноте пришли еще двое туристов. Разговорились- это Володя и Ира из Бердянска, их сегодня хорошо накрыло дождем и выглядели они довольно устало. В кемпинге нас осталось пять человек: я, Вика, Саша, Володя и Ира, мы поставили стол с лавками, накрыли, Володя достал чачу собственного производства и понеслось: «за знакомство», «за туризм», «за дружбу русских и украинцев». Где-то там воюют, поливают друг друга грязью, а тут вдалеке от политики мы все друзья. Так за разговорами пролетело несколько часов.

День 3.

Утром хотели встать пораньше, чтобы уйти до приезда бармена, но не успели, и он опять приперся требовать денег. Особенно часто он повторял фразу о том, что я, наверное, считаю себя умнее его, а это совсем не так. Не стал его совсем расстраивать, мы просто собрались и ушли. Как оказалось, хитрый Саша свалил с утра даже не попрощавшись с нами. Мы выходим вчетвером, наши маршруты пока совпадают. Дошли до остановки Латчи совсем рядом с кемпингом, по привычке встали с той стороны дороги чтобы уехать вправо, хорошо, что какой-то местный дед подошел и на пальцах объяснил, что тут же другое направление движения, и нам надо ждать автобус с другой стороны. Автобусы тут нечасто, ждать пришлось часа полтора, в это время наши новые друзья заряжают от солнечных батарей технику, мы болтаем о разном. А потом 15 минут езды, и мы недалеко от «купальни Афродиты». На Кипре вообще куда ни приди, там будет что-то от Афродиты; одних только бухт откуда она впервые вышла на землю, наверное, с десяток. Тут у местного деда купили пару пакетов апельсин и получили в подарок три оставшиеся у него последние помидорки. Идем по красивому то ли лесу, то ли саду; вокруг много туристов, слышны различные языки.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Особенно мы поразили группу русских матрасников, которые узнав, что мы будем жить в палатках, стали задавать вопросы типа: «А что вы будете делать если вас покусает змея или нападет хищник, а что делать если кто-то что-то сломает или умрет». Сама купальня Афродиты — это небольшая чаша или ванночка, в которую сверху стекают ручейки воды, симпатично, но не впечатляет. Набрали воды и идем, дальше дорога тянется вдоль берега, изрезанного бухтами с водой какого-то нереального бирюзового цвета. Везде останавливаемся, фотографируем, вода кажется теплой и хочется в нее с разбегу запрыгнуть, хотя на самом деле она не теплее Байкала.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

В первой же бухте Володя нашел совершенно новый садовый совок, которым потом в течении похода выкапывал растения для дома. В одной из таких бухт, обозначенной на карте «fountana amarosa», встали лагерем.

Гуляем, потом ужинаем. Уже в темноте с Володей решили прогуляться по берегу из застывшей лавы, он весь изрыт углублениями с водой. В одной такой ванночке плавала рыба и несколько личинок креветок, видимо их закинуло сюда штормом. В лагере опять болтаем о разном, смотрим на звезды, ночь тут довольно теплая.

День 4.

Утро подарило нам красивейший восход над нашей бухтой.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Не спеша завтракаем, наслаждаемся видами и погодой. По прогнозам должны быть дожди, и на центром Кипра видны тяжелые тучи, но нам же везет, тут солнце и ни облачка. Мы с Викой прогулялись до той рыбины, я выловил ее сковородкой и выпустил в море.

После сборов выходим, дорога пару часов идет вверх, жарко, приходится иногда прятаться в тени и отдыхать. Прямо на дороге валяются гильзы от охотничьих ружей, а Вика нашла несколько гильз от боевого оружия и один заряженный холостой патрон. Это, наверное, еще от времен Греческо-Турецкого конфликта, по пути даже попадались таблички, что найденные всякие военные штуки трогать нельзя, может бахнуть. Идем по направлению почти обратному вчерашнему, взбираясь на самую высокую в этой окрестности гору Сатир, тут опять видно много туристов, только они заходят со стороны города. Немного не доходя до горы прячем рюкзаки в кустах и на самый верх заходим уже налегке. А там уже человек пятьдесят, в основном русские и немцы, как это ни странно, русские больше фотографируют, а немцы выпивают. Вид, конечно отсюда шикарный, видно почти весь полуостров Акамас и город Полис.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Едим апельсины и орешки, фоткаем. Дальше идем по маркированной «тропе Афродиты» до поляны с огромным дубом и ручьем, тут пересекаются несколько пешеходных маршрутов Афродиты, Адониса и Smegies, не знаю, как это переводится.

Заправляем баклажки водой и топаем еще пару километров до старой плавильной башни и шахт, где когда-то добывали магнезию. Башня внешне отлично сохранилась, а вот внутренние механизмы уж поломаны.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

В шахты можно свободно зайти, отдохнуть от жары, в самой большой у самого входа лежит скелет козы, явно кем-то объеденный. Запаха уже нет, можно обойти и забраться поглубже. Внутри наткнулся на оштукатуренную стену и стену, сложенную из камня, зачем это делать в шахте, не понятно. От шахт дорога идет уже без набора высоты по среди невысоких деревьев, чем-то мне это напомнило «Долину сказок» на Урале. Тропа очень хорошая, многие деревья и кусты имеют таблички с названиями.

Так мы добираемся до пикниковой точки с водой и цивильным туалетом недалеко от деревни Neo Xorio. Лагерь ставим не в пикниковой зоне, а на поляне немного выше, тут теплее и как-то уютнее. Ужинаем, как всегда болтаем о разном, но уже не так много, день получился насыщенным хочется отдохнуть лежа в палатке.

День 5.

Утром небо затянуло тучами, дождя вроде не предвидится, но и солнца тоже. Мы с Володей с утреца идем до деревни в магазин. Идется без рюкзаков очень легко и приятно, вокруг все в цветах, воздух такой, что не надышаться. Идти по походным меркам совсем недалеко, километра два. Древня очень ухоженная, чистая, возле каждого дома клумбы и вазы с цветами.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Закупившись в единственном на деревне магазине идем обратно. По пути наткнулись на дерево, просто увешенное лимонами, конечно мимо такого подарка мы просто не могли пройти. Набрали столько сколько совесть позволила жадность потребовала. Чуть дальше попалось рожковое дерево, набрали стручков на сладкое, хотя вкус на любителя. Мне вкус стручков напоминает ириску, а вот запах дерева похож на запах хлорки. Дальше по дороге заглянули в церквушку, она стоит тут просто на дороге, других строений вокруг нет. Но все вокруг сделано с душой, есть парковочка, лавки со столами, фонтанчик с питьевой водой и нормальный туалет. Видно, что церковь старая, но ухоженная. Никаких служителей нет, сам открываешь, заходишь, делаешь, что там нужно, выходишь. Внутри все чисто, лежит запас разных свечей, можно свободно брать. Вернувшись в лагерь завтракаем, делаем лимонад из свежих лимонов и выходим. Сегодня дорога только вниз, идти километров 7–8, должно быть легко. Под конец пути должен быть фонтан с водой, но народ зачем-то набрал все емкости и как оказалось не зря, чутье туристов не обмануло, фонтан не работал, все шланги были вырваны. Пока шли капал легкий дождик, даже приятно. На этом берегу я с прошлого похода помнил отличную бухту, правда надо пройти в сторону от маршрута с километр или два, но ради красоты идем туда. Тучки все серьезнее, хочется уж поскорее дойти. Пришли и начались сюрпризы: бухта завалена мусором, оставленным тут приматами — пластик, бутылки, коробки, шприцы и венцом всему прямо на кромке воды лежала дохлая корова, похоже, что она свалилась со скал и убилась. Хотя если найти ракурс, то фотографи очень даже хорошие.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Уходить в другое место как-то уже не охота, начался дождь, время позднее, да и подустали. Корова вроде не воняет, со стоянки ее не видно из-за пригорка, поэтому решили остаться тут, но в море не заходить, посуду там не мыть. Как оказалось, это не предел, через пару часов подъехала машина с тремя парнями и заданием эту корову сжечь. Они достали из кузова кучу покрышек, обложили тушу и подожгли. А мы опять стали решать уходить или нет, хорошо, что ветер был от нас, решили остаться. Парни уезжали в возвращались еще несколько раз, подвозя еще шины и доски, но так как часть туши лежало в воде, этого все равно было мало. Чтобы не сидеть в лагере около такого крематория, мы ушли гулять на островок посреди бухты. Пока отлив туда можно перейти по перешейку, с приливом его накрывает. Островок из застывшей лавы, вся оверхнсть это какие-то ямы и острые бугры. Пока гуляли нашли в подарок Вике огромного засохшего краба. Сама же Вика в это время общалась с коровосжигателями и фоткала костер.

День 6.

Утром несгоревшая часть туши была уже полностью в воде. Поскорее собираемся и уходим. Небо сегодня чистое, очень жарко. По пути в ручье набираем свежей воды; хорошо, что сейчас весна, очень много ручьев со стороны гор. По дороге постоянно носятся квадроциклы и машины, впервые встретили еще одних туристов с рюкзаками, судя по языку откуда-то со Скандинавии. Часа через два делаем привал у горки с несколькими пещерами, лазаем, фотографируем. Еще через час тропа идет по верху утеса вокруг красивейшей бухты с ручьем.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Мимо такой красоты не пройти, свернули туда и решили остаться на ночь. Здесь, наверное, самое комфортное место для стоянки за весь поход: красиво, большой пляж, хорошие полянки для палаток, ручей с пресной водой, нет ветра и нет других людей. Ставим лагерь, купаемся, загораем, а вечером в честь Дня Рождения Иры делаем праздничный ужин — пончики со сгущенкой. Это уже не походный отдых, а курорт «все включено» в отеле на тысячи звезд над головой.

День 7.

День опять вразвалочку, погода летняя, и уходить совсем не хочется. Отдыхаем кто как, понемногу купаемся, загораем, лазаем по скалам.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Уже после обеда, когда спала жара, собрали лагерь и двинули дальше до кафе Лара. Чуть не доходя до кафе прямо на дороге наткнулись на довольно здоровую, больше метра змею.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Страшновато, но надо ж ее сфотографировать со всех сторон, змея немного потерпела такое внимание и свалила в кусты. Потом по картинкам змей в кафе определили, что это была какая-то очень опасная гадюка.

В кафе разговорились с хозяйкой, она хорошо знает русский, так как родом из Грузии. Во всех компьютерных ролевых играх есть таверна, и хозяин таверны самый ценный источник информации для героев, так и здесь, хозяйка кафе знала про всё вокруг. Даже про корову рассказала, на Кипре коров нет, их возят мимо морем и некоторых то ли смывает за борт, то ли они дохнут и их выкидывают; так за год три-черыре туши к берегу выносит. Здесь в кафе можно набрать воды, сходить в душ, поесть мороженое, но стоять тут в палатках как-то не уютно, и мы ушли чуть дальше на мыс. Где нет посторонних, рядом море, отличный вид на горы, идущие вдоль берега. Уже в темноте сходили в кафе за водой, там хозяева уже ушли к себе, и мы стали свидетелями воровства. Кот украл с кухни рыбину по размерам лишь немного меньшую чем он сам. Вода тут правда странная, она пенится будто мыльная, когда ее заливаешь в емкости. Везде в походе мы без проблем пили воду из фонтанчиков и ручьев, но эту придется в обязательном порядке кипятить.

День 8.

Утром погода хмурая и холодная, вокруг крутятся дождевые тучи.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Пока не накрыло, быстро сворачиваемся и уходим. Дорога тут красивая, с одной стороны берег моря, с другой над дорогой нависают обрывы, где гнездятся птицы. До следующей стоянки в каньоне Авакас идти часа полтора-два. Уже при вход в каньон тропа идет по саду грейпфрутов, из которых потом получился отличный лимонад. Какие-то туристы стоят палатками прямо в саду, по виду явно русские. Мы прошли дальше до закрытой деревьями от ветра и людей полянки; тут рядом есть ручей, а на входе в лагерь стоят две древнейшие оливы.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Палатки не ставим, бросаем рюкзаки в кустах и идем в каньон. Это настоящее чудо природы, описать его размеры и красоту нереально, надо только видеть вживую. Каньон длиной километров пять, высота стен метров 70, и мы идем по его дну. Ширина каньона всего метра три-четрыре, по нему течет ручей, поэтому весь путь приходится скакать с камня на камень. Тут довольно много туристов, многие сдались и топают прямо по колено в воде, но это скучно и мокро.

Километра через два каньон немного расширяется, идти становится полегче, да и туристов почти нет.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Тут очень яркая и сочная зелень, несколько раз видели на склонах стада коз. На выходе из каньона открывается красивейшая долина, тут еще видны следы каких-то заборов, сложенных из камня, террасы и фруктовые деревья. Наверняка когда-то очень давно тут была деревня, а может античный город.

Видели даже одичавшего хряка, который увлеченно рыл что-то у дороги.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Какое-то время дорога еще немного идет вверх, а потом перевалив вершину разворачивается к морю, открывая вид до горизонта. Пейзаж с этой высоты нереальный, такой чувство что мы идем по ботаническому саду: очень чисто, зелено, запахи множества цветов. По прогнозу погоды должны быть тучи и дожди, но нам опять везет, на небе только легкие облачка и во всю жарит солнце. За весь поход это один из самых теплых дней.

Возвращаемся к рюкзакам счастливые и голодные. В который раз готовим ужин из двух горячих блюд, будто у нас не поход, а пикник на природе. Ночь сегодня теплая, у огня все чаще разговоры о возвращении домой.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Не хочется об этом думать, ушел к тем старым оливкам, они хорошо прогрелись за день. Лег на ствол и еще час грелся накопленным теплом и смотрел на звезды. Небо тут конечно отличное, воздух чистый, засветки почти нет.

День 9.

Сегодня мы выходим в цивилизацию. Почти сразу за выходом из каньона дорога идет вдоль садов и вилл. Заходим в церковь Матроны, тут как везде никого нет, но очень красиво и ухожено. Погода опять отличная, но на море видны огромные волны. По пути собираем в рощах бананы, смотрим на неторопливую жизнь местных. Выйдя к берегу любуемся прибоем.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Дотопав до автостанции Coral bay, едем в центр Пафоса и заселяемся в гостиницу. Чистимся, одеваемся поцивильнее и идем гулять в город. Для начала обошли вокруг археологического парка Пафоса, внутрь уже не попасть, наверное, уже поздно, хотя несколько парней, говорящих на русском и с пивом в руках перелезли через забор и пошли рассматривать руины. Мы смотрим на какие-то раскопки и развалины издалека. А с другой стороны опять закат и море.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Хочется поужинать в кафе, но это самый центр города, ценник тут великоват. А наша цель попробовать местное блюдо мезе — когда постепенно в течении двух-трех часов подают целый набор небольших блюд, количество которых около двадцати. Отойдя от центра ближе к нашей гостинице, зашли в какую-то небольшую, но смотрящуюся приятно кафешку. Тут сидит пара вроде местных, значит должно быть хорошо. Заказали мезе, домашнее вино и не пожалели, это праздник живота. Не буду расписывать блюда, это жестоко. Нас очень приветливо обслуживали, а под конец вынесли в подарок каждому по кусочку тортика. В гостиницу вернулись уже сытые и довольные, единственное чего не хватило это горячего чайку. Прямо в номере на горелке его и сделали. За день так умотались, что после чая сразу отрубились.

День 10 и остальные.

Ночью прошел хороший дождь, а с утра погода опять радует. Походная часть нашего путешествия закончилась и теперь отдых еще немного продолжится уже в цивилизации. Утром идем гулять и покупать подарки домой, днем переезжаем в Ларнаку и заселяемся в квартиру около пляжа. Еще часок гуляем по городу, а потом провожаем Володю с Ирой в аэропорт. Немного грустно расставаться и понимать, что путешествие заканчивается. Гуляем вдоль моря, взяв вредной, но вкусной жареной картошки, залезли на камни пирса и сидели там смотря на звезды и болтая про всякое. Следующий день совершенно свободен, идем пешком через полгорода до большого супермаркета. Смотрим по пути местные лавочки, храмы.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Интересно, но впечатления уже не те, что в походе. После обеда прогрулялись до парка на берегу соленого озера. Там прямо у воду нашлось два стула. На них мы и расположились позагорать. Сейчас мы сидим как раз напротив того места откуда начался наш поход, видно тот парк и мечеть, где живут коты.

Тропой Афродиты по весеннему Кипру

Наблюдаем как садятся и взлетают самолеты, настроение уже к дороге домой. Следующим утром вылетаем домой, в аэропорту Ларнаки возникло такое чувство, что был тут не неделю назад, а как минимум прошел месяц. Очень хочется вернуться сюда еще, тут есть еще много мест куда сходить, что посмотреть.