Турист Olga федулова (olgavicini1971)
Olga федулова
была 13 января 2020 17:26

Амстердам, Утрехт — Нидерланды Апрель 2019

Еще в декабре стало ясно, что на весенние каникулы, а они у нас всегда совпадают с католической Пасхой, мы поедем в Голландию, в Амстердам. Мы нашли прекрасный обмен домами с замечательной семьей Тани из Амстердама и договорились приехать к ним на неделю. Билеты купили уже в январе: компания Люфтганза, вылет из Болоньи с пересадкой во Франкфурте за 135 евро на человека. Только ручная кладь. Я очень скрупулезно подошла к подготовке этой поездки: проштудировала много форумов, блогов и другие источники. Таня очень помогла мне в логистике и в выборе музеев, которые надо было бронировать заранее. Таким образом, я заказала онлайн билеты в музей Ван Гога, Рейксмузей с выставкой «Все произведения Рембрандта», но момент заказа (за 2 месяца) билетов в музей Анны Франк я пропустила, и мы остались без билетов. Даже попытка зайти на сайт в 9 утра того же дня не увенчалась успехом. Конечно, Пасха — период наибольшего наплыва туристов, к тому же день рождения короля, все это сказалось на проблемах с билетами. Заранее через голладский групон я заказала билеты в музей Мадам Тюссо и Амстердам Данжеон, что оказалось очень выгодно: примерно в 2 раза ниже стоимость билетов. Затем я через групон заказала экскурсию на кораблике от компании Reeder Lovers: 8 евро взрослый и 5 евро детский билет.

Изначально идея поехать в Голландию появилась после посещения в июне 2018 года голландской девушкой Ники нашей семьи в Италии. Ники приехала к нам на месяц как Au-pair — бебиситтер, что-то вроде этого. Дети у нас уже большие, поэтому Ники была приглашена для поднятия уровня английского языка у младшей дочери. Заодно и для нас это была хорошая практика. Мы все целый месяц говорили исключительно на английском языке. Наша старшая дочь очень подружилась с Ники (они почти ровесницы), и решила посетить подругу в Голландии в г. Утрехт, где Ники к тому времени начала обучение в университете на юрфаке. Но мне, честно, было немного боязно отправлять ребенка, даже и 17-летнего одного в другую страну. До этого Джулия ездила в рамках обучения в колледже, в летние языковые лагеря в Англии, Америке, но никогда одна. Поэтому мы решили быть рядом с Утрехтом — в Амстердаме.

Итак, в аэропорту Скипол нас встретила Ники — она специально приехала из Утрехта, чтобы встретить нас. Первый день мы провели в Утрехте. На форуме по обмену домами нас любезно приняли в гости Илона и ее муж Олег. Их дом располагался в одном из районов Утрехта в 5 мин электрички от центра. Огромное им спасибо за такой теплый прием. Олег приготовил нам настоящую узбекскую кухню: мясо с овощами в казане. Это было бесподобно. Мы прекрасно провели вечер вместе, много узнали про жизнь в Голландии, подробно расспросив Олега, который живет там уже более 16 лет. Нам было жалко расставаться с таким гостеприимным хозяином, но с утра нас ждала дочь с подругой для экскурсии по Утрехту.

Утрехт — четвёртый по величине город Голландии, расположенный в самом сердце страны. Город был построен вокруг высокой башни кафедрального собора, которая видна практически из его любой тоски. Утрехт — это Амстердам в «миниатюре» и велосипедная столица Голландии: живописные каналы с необычными причалами, красивыми домами у воды и уютными кафе, исторический центр практически без автомобилей и тысячи велосипедов вокруг. Также Утрехт является религиозным центром страны и одним из крупнейших железнодорожных узлов. А ещё здесь находится крупнейший голландский университет.

Выйдя из огромного современного здания вокзала, первое, что тебя встречает — это фигура дельфина, сделанная из пластика.

Амстердам на Пасхальных каникулах

Центр города очень компактный и все достопримечательности расположены в шаговой доступности.

Но самой главной достопримечательностью является Домский собор — древнейшее место Утрехта, символ города и шедевр архитектуры в стиле голландской готики.

Современное здание собора строилось в период с 1284 по 1520 годы. Огромная соборная башня-колокольня отделена от основного здания после сильного урагана, произошедшего в 17 веке и обрушившего неф. Башня является самой высокой и древней в Голландии. Высота её составляет 112 метров. Чтобы подняться на смотровую площадку нужно преодолеть 465 ступеней.

Под Домской площадью расположен уникальный музей, который расскажет о 2000-летней истории Утрехта с римских времён.

Амстердам на Пасхальных каникулах

Утрехтские каналы и причалы являются одной из главных достопримечательностей города и уникальными сооружениями древних инженеров. Oudegracht (главный канал) проходит в сердце города и был построен для изменения курса реки. В 13 веке были построены более мелкие каналы и причалы. Почти у всех домов возле каналов имелись глубокие подвалы, которые использовались для хранения продуктов.

И еще достопримечательности Утрехта: Папский дом — одно из старейших зданий Утрехта, расположенное в историческом центре. Было построено для 16 веке для первого и пока единственного папы римского из Голландии — Адриана.

Железнодорожный музей — один из самых интересных музеев Утрехта, который предлагает несколько аттракционов.

Памятник Анне Франк стоит рядом со входом в Janskerk. Анна воссоздана в натуральный рост.

Прогулка по Утрехту оставила очень приятное впечатление. Нам очень понравился город. Старшая дочь провела здесь целую неделю. Ники познакомила Джулию со своими друзьями. Студенческие вечеринки, беззаботное время, что надо еще молодым? Пасху они провели в семье Ники в городе Гауда.

А нам просто повезло: погода была замечательная всю неделю, просто настоящее лето. Дальше нас ждал Амстердам. В 15.00 мы были на вокзале, забрали из камеры хранения наши чемоданы, попрощались с нашей старшей дочерью и Ники и поехали в Амстердам.

Амстердам на Пасхальных каникулах

Стоимость переезда Утрехт — Амстердам Амстель 6,90. Ехать примерно 20 минут.

В 16.30 мы были у Тани, они всей семьей уезжали на каникулы и любезно предоставили нам свою квартиру. Квартира находится в центре, прямо на берегу Амстеля в 2-х шагах от метро. Хочется отдельно поблагодарить Таню и ее семью за прекрасные каникулы, которые мы смогли провести благодаря этой семье. Теперь мы ждем Таню и ее семью с ответным визитом к нам в Италию.

По дороге вдоль Амстеля мы наблюдали вот такие домики:

Немного передохнув, мы пошли гулять в центр. Вечер был чудесный: теплый, воздух был наполнен ароматом цветущих вишневых деревьев. Пошли вдоль Амстеля, так было проще ориентироваться, мимо театра Карре, перешли через знаменитый мост Магере Брюг. Вечернее солнце освещало по-особенному, народ был расслаблен, атмосфера праздника и наступающих выходных, лодки с молодыми людьми. Нам сразу передалась эта атмосфера.

Амстердам на Пасхальных каникулах

Эрмитаж — выставочный центр в Амстердаме. В 2004 году наследный принц Виллем-Александр и директор Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) Михаил Пиотровский открыли филиал петербургского музея в Амстердаме. Особенность этого музея в том, что у него нет собственной коллекции. Всё, что выставляется здесь, фактически принадлежит Государственному Эрмитажу и ввозится в Нидерланды исключительно для временного экспонирования. В амстердамском Эрмитаже одновременно работают обычно одна-две выставки, которые с определенной периодичностью меняются.

Здание, в котором помещена коллекция, может похвастать более чем трёхвековой историей. Оно получило название «Амстелхоф» только в 1950-х гг., но строилось в конце 17 в. как приют для пожилых женщин. В 20 в. здание больше не могло использоваться по первоначальному назначению, поскольку уже не соответствовало современным требованиям. Эрмитаж Амстердама открылся здесь после полной реновации в 2009 г., которая проводилась сразу тремя архитектурными бюро и затронула не только саму конструкцию, но и интерьеры, и прилегающую территорию.

Здание национальной опер и балета — Стопера — под таким странным названием известно в Амстердаме это здание. Звучит необычно, но на самом деле оно очень точно отражает суть. Это новое понятие — результат соединения двух слов, stadhuis и opera, то есть «городской дом» и «опера». И значит это, что в этом здании под одной крышей разместились и городское управление, и основной городской оперный театр. Для россиянина — диковатое совмещение, но в Голландии это обычная вещь: изобилие бюрократов у голландцев не принято, а тот небольшой объем, без которого не обойтись, легко совмещается с любым другим учреждением. Так и вышло, что мэрия и опера работают рядом. Про этот театр не обязательно много говорить — это просто ведущий театр в стране, официальная резиденция Голландской национальной оперы, Голландского национального балета и Национального симфонического оркестра.

Амстердам на Пасхальных каникулах

А мы гуляем по вечернему Амстердаму. Такая прогулка вечером получилась только в первый вечер в этом замечательном городе. Остальные дни мы настолько уставали от полученных эмоций и впечатлений, что возвращались домой к ужину, и сил уже больше не оставалось возвращаться гулять по ночному Амстердаму. В этот вечер мы прошлись по кварталу красных фонарей, Чайна-таун, через площадь Nieuwmarkt, где была огромная ярмарка и уставшие вернулись домой. Поели в центре, поскольку супермаркет Alberthein, который находился прямо под домом, в пятницу 19-го апреля закрывался в 19.00. Это была страстная пятница. В остальные же дни он был открыт до 22.00

В субботу 20-го апреля мы начали нашу прогулку по Амстердаму с посещения парка Вондельпарк. Погода была замечательная. До парка мы дошли пешком, пройдя через музейную площадь, на которой находятся Рейксмузей и музей Ван Гога. Там же находится супермаркет Альбертхайн, в котором мы закупили продукты для пикника: холодное пиво Хайнекен, готовые салаты и нарезки. Около парка находится пункт проката велосипедов. Мы взяли 3 велосипеда на прокат и поехали в парк. По городу я бы не отважилась ездить на велосипеде, если нет опыта. Преимущество всегда у велосипедистов. Но в парке покататься на велике — это одно удовольствие.

История у парка Вондела весьма внушительна: он был открыт уже более 150 лет назад, но изначально назывался «Новым». Пока здесь не поставили памятник в честь знаменитого драматурга 17 столетия Йоста ван ден Вондела, что и решило судьбу его названия.

После недавней реконструкции парка иллюзия дикого уголка природы в центре мегаполиса была только усилена. Все местные искусственные водоемы соединили в один большой, стилизовав берега под естественные озера и реки.

Амстердам на Пасхальных каникулах

А наш путь лежал дальше через знаменитую Leidseplein и дальше по Leidestraat, музей сыра, цветочный рынок, сувенирные лавки. Больше всего моим понравились сырные лавки, где можно было попробовать различные сорта сыра. А затем купить большие головки сыра, выбрав те, которые больше всего понравились.

А у нас по планам запланировано посещение фабрики диaмантов Gassan Diamonds, где мы заранее заказали бесплатную экскурсию. Заказывать надо онлайн. Фабрика находится рядом с домом-музеем Рембрандта. Экскурсия понравилась. Было интересно посмотреть, как обрабатываются алмазы, как вручную происходит огранка. Мы, возможно, были не самыми интересными клиентами для экскурсовода. Диаманты меня особенно не интересуют, поэтому продать нам он ничего не смог после экскурсии. Но нам все равно понравилось.

Амстердам на Пасхальных каникулах

А дальше мы направляемся в сторону площади Дам, на которой находится знаменитый королевский дворец. Слово «дам» в переводе на русский означает «дамба». Так как главная площадь города неразрывно связана с водной стихией — ведь это ничто иное, как разросшаяся дамба. В это очень сложно поверить, глядя на величественный готический собор, неоклассический дворец и прочие архитектурные прелести площади Дам, но это именно так. Внушительная дамба появилась в этом месте на реке Амстел в конце 1270 г. и соединила поселения, расположенные на противоположных берегах. Год за годом дамба укреплялась, и, в конце концов, превратилась в довольно просторную площадь, ставшую сердцем Амстердама. Поскольку здесь швартовались торговые и промысловые суда, Дам стал коммерческим центром города, а слава о знаменитом рыбном рынке разошлась далеко за пределы нижних земель.

Площадь Дам, как и положено центру старинного европейского города, богата достопримечательностями. Многие из них были связаны с самыми разными историческими событиями. К примеру, одна из главных архитектурных доминант площади — готическая церковь Ньивекерк — была построена на рубеже 14 и 15 столетий. В ее древних стенах покоятся многие славные голландцы и коронуются на власть представители королевских семей. Привлекает внимание и бывшая ратуша, ставшая позднее Королевским дворцом, возраст которой слегка поменьше. Здание было построено в 17 веке и служило центром городской администрации, а в 1808 сюда прибыл новый квартирант — Луи Бонапарт. Есть здесь и совсем современный памятник — Национальный монумент, возведенный в 50-х гг. прошлого века в память о жертвах Второй мировой войны.

Здесь же на площади находится музей восковых фигур мадам Тюссо.

Здесь мы разделились: муж с младшей дочерью пошли в The Amsterdam Dungeon — весьма необычный и экстравагантный музей амстердамского подземелья. Наша младшая дочь уже была в Лондоне и Эдинбурге в этом музее, и осталась в восторге. Поэтому не побывать в амстердамском варианте этих музеев было невозможно. Я не большой любитель пугалок и страшных историй, поэтому отправила туда мужа, а сама пошла покупать билеты в парк Кеукенхоф и проездные на билет. Ходить целый день пешком было утомительно. Мы и так делали от 15 до 20 км каждый день. Проездные на 4 дня на все виды транспорта стоят 24 евро на человека. Очень удобно, главное, не забывать их прикладывать к специальному аппарату на входе и выходе. На ребенка до 12 лет дневной проездной стоит 4 евро. Купить его в кассах метро невозможно, только на вокзале или в специальных кассах, как Tours & Tickets. Лучше заранее купить на все количество дней, чтобы не заморачиваться потом в поиске касс. Что я и сделала. недалеко от Дам есть одна из этих касс, там я и купила все проездные и входные билеты в парк тюльпанов Кеукенхоф на среду 24-е апреля. 18 евро взрослый и 8 евро ребенок.

Амстердам на Пасхальных каникулах

Встретив довольных мужа и дочь после музея, мы решили заглянуть в знаменитый амстердамский двор: Бегинаж. Нам повезло встретить итальянца, который работает рядом в ресторане, он нас провел до самой двери. Самим бы нам его было не найти. Дверь абсолютно ничем не примечательна. Время уже было около 6 вечера, и поэтому дверь была закрыта для посетителей. Но нам повезло: в этот момент оттуда вышли люди, и мы смогли зайти вовнутрь.

В Средние века бегинаж был своеобразным общежитием для женщин-католичек, ведущих почти монашеский образ жизни, но постриг не принимающих, во Фландрии их было немало. В Амстердаме бегинаж расположен в черте города и представляет собой закрытый двор, окруженный старинными домами, где бегинки жили и молились. Последняя бегинка скончалась, так что формально это уже не бегинаж, но до сих пор здесь живут около 100 одиноких женщин.

Главный вход во двор — со стороны площади Спей (Spui) через небольшую арку, украшенную лепниной. Его построили только в 19 веке, до этого единственный вход был с переулка Бегинок (Begijnensteeg), он есть и сейчас.

Зеленая лужайка в окружении 47 домов примерно на метр ниже центра — тут сохранился уровень средневекового города. На лужайке стоит статуя Спасителя, немного в стороне находятся англиканская церковь и небольшое кладбище. Церковь изначально была католической, но после Реформации 1578 г., когда Голландия стала протестантской страной, ее закрыли, а позднее сделали англиканской. Бегинки обходили оскверненный храм стороной и обустроили себе часовню в жилых домах. Она так и осталась тайной — за скромно оформленной дверью в обычном здании скрывается роскошное убранство католической церкви с фресками, цветными витражами, позолотой и многочисленными статуями.

Амстердам на Пасхальных каникулах

Католическую Пасху мы провели катаясь на кораблике, посетив Рейксмузей, музей мадам Тюссо и забравшись на самую высокую башню Look out, где покатались на знаменитых качелях. Но все по порядку.

Утро мы начали с экскурсии на кораблике компании Reeder Lovers, билеты на которую я купила через Групон. Отправление было выбрано рядом с площадью Ляйдсплейн — дальше надо было успеть на 13.30 в Рейксмузей, билеты в который я тоже купила заранее онлайн. Экскурсия проводится на нескольких языках, в том числе на русском. Мы проплыли по основным каналам, мимо музея Немо, ботанического сада(туда мы так и не успели заглянуть, а жаль). Экскурсия длится час и дает представление о городе со стороны воды, фасады зданий, выходящие на каналы, жилые домики вдоль каналов. Это того стоит, чтобы посвятить один час поездке на кораблике.

Амстердам на Пасхальных каникулах

Следующим этапом был Рейксмузей. У нас было забронировано время на 13.30 — посещение выставки «All Rembrandts», для этой выставки надо было бронировать заранее, выбирая время посещения при покупке билета онлайн. Билет стоит 19 евро взрослый и бесплатно для детей. Выставка всех работ Рембрандта входит в цену билета в музей. Музей просто огромный. На самом деле здесь нужно хотя бы 2 дня, чтобы все спокойно осмотреть.

У нас еще был один час времени до входа, поэтому мы решили устроить пикник, облюбовав огромную поляну перед музеем. Как всегда, купили все для пикника в близлежайшем Альбертхайне.

Экспозиция музея — это летопись истории Нидерландов с 1100 года до наших дней в самых разнообразных предметах искусства, начиная с изящной фарфоровой утвари, гипсовых бюстов, антикварной мебели и заканчивая работами именитых художников.

Основу художественной коллекции музея составляют картины именно голландских художников — Рембрандта, Хальса, Стеена, Вермеера, но есть и работы других живописцев — Эль Греко, Ван Дейка, Веронезе, Гойи, Рубенса, Тинторетто. Самые известные экспонаты музея выставлены в трех небольших комнатах. В галерею славы на втором этаже стекаются туристы со всего мира, чтобы увидеть знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта. Картина принадлежит городу Амстердаму, а в Рейксмузеуме находится на временном хранении. Кстати, настоящее ее название звучит менее романтично — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока».

Отдельного внимания заслуживает сад Рейксмузей. Сад украшают цветы, скульптуры, фонтаны и беседки. Готические ворота открывают пяти вековую экспозицию архитектурного наследия Нидерландов. Садовая земля отошла к музею в 19 в. Работы по расширению сада продолжаются.

Прогуляйтесь обязательно в садах Rijksmuseum, в которых помимо потрясающей природы можно найти и объекты уличного искусства: огромная шахматная доска, фонтан авторства современного датского художника Джеппе Хейна и творчество архитектора Альдо ван Эйка. Время от времени сюда привозят новые скульптурные экспозиции. Одна из последних — коллекция работ испанского мастера Джоана Миро.

А оттуда мы продолжили свой путь в музей Мадам Тюссо. Мне больше всего понравились виды из музея на площадь Дам. Со многими персонажами моя 11- летняя дочь была знакома, я же не знала даже, кто это (молодые певцы и актеры). Приходилось спрашивать у дочери.

Амстердам на Пасхальных каникулах

А затем мы решили воспользоваться паромом и переплыть на другой берег, гда сохранилась надпись " I am Amsterdam», можно посмотреть музей кино, здание, построенное по проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно, посетить выставку " This is Hollanld» и подняться на последний этаж знаменитой башни Look out. Паромы ходят очень часто от вокзала на другую сторону Амстеля совершенно бесплатно.

Обзорная площадка A’DAM Lookout входила в наши планы, но была на последнем месте. Но тут прекрасный закат, теплая погода, почему бы не посмотреть закат с самой лучшей обзорной площадки? И да, это недешевое удовольствие: входные билеты на двоих + ребенок 35 евро. Просто, чтобы подняться на последний этаж на лифте. Но когда нам еще доведется быть здесь? А тут знаменитые качели. Я видела выпуск «Орел и Решка», где ведущая каталась на этих качелях. Мне показалось ужасно страшно. Но подойдя вплотную и под уговор моей дочери:" Мама, ну пожалуйста», я сдалась. Муж сказал, что будет снимать нас на Гоу про. Испугался. Мы же встали в очередь. И выяснили, что только в этот день, день Пасхи, покататься можно бесплатно. Стоит-то всего 5 евро. Но все равно приятно. Виды отсюда просто завораживающие. А здесь разворачивается целая тусовка. Народ веселится, пьет коктейли, диджей ставит классную музыку, мягкие подушки приглашают разлечься и отдохнуть. Красивая публика, приятная музыка, вкусные напитки, шикарный закат, что еще надо для прекрасного вечера?

Амстердам на Пасхальных каникулах

Сама башня A’DAM Toren, которая находится возле музея кино (EYE museum), через реку от центрального вокзала — вовсе не новое здание в Амстердаме. До 2009 года она принадлежала компании Royal Dutch Shell, а в 2016 году приобрела новую жизнь: теперь здесь находятся бары, рестораны, коворкинги, клубы, отель Sir Adam и, конечно, обзорная площадка A’DAM Lookout, к которой не зарастает народная тропа. А какие виды открываются отсюда!

Отдельная достопримечательность здания — скоростной лифт, который поднимет вас на 20-й этаж за 22 секунды. В полу на 20-м этаже и на крыше есть прозрачные фрагменты, через которые можно посмотреть вниз. Очень бодрит!

Потом мы забавлялись с буквами от надписи " I am Amsterdam», беззаботно, весело. Кажется, что здесь у людей совсем нет проблем.

Амстердам на Пасхальных каникулах

Понедельник 22-го апреля мы решили провести в пригородах Амстердама, а именно деревушках так называемого Waterland: Volendam, Edam и Marken. Как туда добраться и по каким билетам ездить, все это мы узнали на просторах интернета:

Дневной билет Waterland day ticket. По этому билету в течение дня можно сколько угодно кататься между Амстердамом, Волендамом, Маркеном (на автобусе, но не на пароме, стоимость парома туда и обратно на двоих взрослых и ребенка 35 евро), Эдамом, Монникендамом, Пюрмерендом и городом Брук-ин-Ватерланд.

Стоимость билета — 10 евро (и 9 евро при покупке онлайн). Цена очень хорошая. В комплекте с билетом дают карту маршрутов. В автобусе до Волендама такой билет был почти у каждого туриста. Купить билеты можно в туристическом офисе VVV напротив центрального ж/д вокзала, в билетных кассах компании EBS или у водителя. До Маркена можно доехать на автобусе 315., сделав пересадку в Брук-ин-Ватерланд. Отправление от центрального вокзала. Автобусный вокзал находится на втором этаже. Цена на ребенка 2.50

Начали мы с Волендама. Волендам — небольшой городок неподалеку от Амстердама, который еще в 19 веке обрел туристическую славу. Тогда это была рыбацкая деревня, а заодно и порт для отправки продукции сыроварен соседнего Эдама в другие голландские города. В 1881 г. здесь открылся первый отель — Spaander, благодаря которому идиллически-унылое захолустье вдруг обрело первых гостей — ими оказались художники, искавшие уютной пасторали. В итоге маленький Волендам прославился сначала в артистической среде, а затем и в массах. Это очень ухоженный аккуратный городок. Кирпичные домики красно-коричневых оттенков, черепичные крыши, скамейки на чистеньких тротуарах, цветочки в кадках на окнах и мостовых — одним словом, красота. Главная особенность деревни — мосты. Поскольку населенный пункт буквально весь изрезан каналами, их очень много. Причем все они, даже самые крошечные, поднимаются, и именно подъемные механизмы мостов — самая поразительная часть городского пейзажа. Здесь можно посетить музей сыроварни. И посмотреть, как делается сыр, а так же попробовать разные сорта сыров. Еще здесь есть симпатичный музей производства деревянных голландских башмаков.

Амстердам на Пасхальных каникулах

Здесь я попробовала самую вкусную селедку. А какие тут мидии и креветки! Можно целый день провести в этом городке, особенно, если к этому располагает погода. Пляж быстро наполнился отдыхающими туристами. Некоторые отваживались зайти по щиколотку в воду. Туристическая инфрастуктура развита прекрасно. Тут много хороших рыбных ресторанов и пивнушек, сувенирных магазинов, лавочек, продающих главный голландский специалитет — селедку (можно купить порцию и полакомиться тут же), есть большой магазин сыра и маленький песчаный пляж.

Отсюда можно отправится на пароме до другого городка- Маркен. Мы же предпочли автобус. Но сначала мы заехали в Эдам -живописный провинциальный городок.

Эдам известен в первую очередь как родина всемирно известного сыра. История его началась в 12 веке, когда фермеры и рыбаки поселились у плотины на небольшой реке. Название города можно перевести как «дамба на реке Э». Уже в начале второй половины 14 века Эдам получил городские права, а к 16 стал одной из главных верфей Голландии. Но в 17 веке судостроение здесь пришло в упадок. Далее благополучие и торговлю определял только рынок сыра.

В Эдаме находится 176 национальных памятников, а центр города является заповедной зоной. Среди достопримечательностей можно выделить храм св. Николая, старую ратушу, городской музей, плавающий подвал, Весовую палату и, конечно же, сырный базар.

А затем мы на автобусе поехали в следующий городок — Маркен. Чудесный, замечательный. Раньше это был остров в Северном море, совершенно отделенный от материковой части. Теперь он соединён тонкой и узкой дамбой с материком. Дома Маркена — тёмно-зелёного цвета, рельеф покрашенных досок создаёт эффект полосатости, на зелёном яркий контраст белых наличников, белых подводок на стенах и белых карнизов под крышами. Вдоль каналов плавают утки с утятами.
Дома расположены очень тесно, т. е. расстояния между ними настолько мало, что, разведя руки в сторону, буквально касаешься стен разных домиков. Маркен меня поразил и удивил. Это какой-то голландский райский уголок. Там можно фотографировать хоть каждый дом, каждый палисадник, каждую кружевную шторку.

Амстердам на Пасхальных каникулах

Обратно мы вернулись на 316-ом автобусе. Дальше наши пути разошлись: муж пошел гулять с младшей дочерью, а у меня была назначена встреча в ресторане с девочками-путешественницами со всего мира. Даже была одна русская мама с дочкой с Багамских островов. Некоторые девушки проживают здесь же в Голландии, и им было приятно встретиться со своими бывшими соотечественницами. Нас было около 20 человек. Ресторан был чисто голландским, мы приятно пообщались, поели голландскую кухню и пошли гулять по вечернему Амстердаму. С одной из девушек мы договорились на другой день поехать вместе в Заанс-Сханс на мельницы. Я вернулась домой заполночь, муж с дочерью уже спали.

Амстердам на Пасхальных каникулах

На другой день у нас были билеты в музей Ван Гога, фотографировать там запрещено, поэтому фотографий, сделанных в музее мало. Музей нам очень понравился. Кьяра тоже с удовольствием рассматривала работы Ван Гога. В прошлом году мы все вместе посмотрели фильм про художника с актером Даниель Дефо. Поэтому нашей младшей многое было понятно. Она только удивилась, почему в экспозиции музея были представлены «Подсолнухи», когда мы видели эту картину в Лондоне в Национальной галереи. Оказалось, что работ всего 5, и находятся они в разных музеях мира.

А после музея мы поехали на поезде в Заанс Сханс — знаменитый музей под открытым небом. Добраться до деревушки Заансе Сханс очень просто. От центрального вокзала Амстердама ходит автобус № 91. Мы же решили поехать на электричке. Тем более, что по этому же билету на обратном пути можно было выйти в городке Заандам, прогуляться и опять вернуться в Амстердам.

Первое, что мы заметили, подъезжая к Заансе Сханс -это старинные мельницы, которые вовсю работают. Здесь можно заглянуть внутрь и посмотреть, как производят специи, масло, краски, горчицу и обрабатывают древесину. В деревне Заансе Сханс находится около 30 домов, большинство из которых открыты для туристов.

Здесь можно провести целый день, наслаждаясь атмосферой, историей и культурой страны. Домики в деревне датируются 17 веком.

В некоторые мини -музеи можно зайти совершенно бесплатно. В некоторых других нужно будет немного заплатить (в большинстве мельниц вход для взрослых стоит 5 евро). Здесь отчетливо ощущается запах молочной сыворотки и не удивительно, ведь здесь находится сыроварня, где можно не только подробно познакомиться с процессом производства, но и приобрести головку свежего сыра. В сыроварне можно продегустировать больше 50 сортов свежайшего сыра разных сортов, а к выбранному сорту вам предложат определенное вино. Больше всего нам понравился сыр с трюфелем. Здесь же вам предложат продегустировать вафли и шоколад местной фабрики. Самой большой во всей Голландии. Нам очень понравилось.

А дальше мы опять сели в электричку и спустя 5 мин вышли в Заандаме. Чем же Заандам так привлекателен для туристов? Именно в этом голландском городе российский царь Петр первый постигал азы кораблестроения.

Заандам в Голландии — населенный пункт и одновременно административный центр региона Заанстад, который расположен в западной части страны в провинции Северная Голландия. Заандам — пригород Амстердама и расположен от столицы Нидерландов на расстоянии 17 км, если двигаться на северо-запад.

Конечно, самое посещаемое место Заандама — домик Петра, где российский царь жил 8 дней. За это время монарх добился разрешения трудится на верфях знаменитой на тот час Голландской Ост-Индской компании. Из-за постоянного внимания к своей персоне Петр I был вынужден покинуть Заандам и переехать в столицу, однако, он еще не раз приезжал в город и всегда останавливался в небольшом деревянном доме.

В 1907 году на выставке в Париже Николай II увидел гипсовые эскизы памятников «Петр I обучается корабельному мастерству в Заандаме» и «Петр I, спасающий рыбаков близ Лахты». Выполнил их скульптор Леопольд Бернштам. Император приобрел модели и заказал сделать бронзовые отливки, которые должны были установить в Петербурге к двухсотлетию со дня Полтавской победы. В 1910 году скульптура «Петр I обучается корабельному мастерству в Заандаме» появилась на Английской набережной. Через год ее копия была подарена голландскому городу Заандаму, где в конце XVII века Петр I работал плотником на верфи. Ее поставили на центральной площади города, и стоит она там до сих пор — в отличие от своего петербургского оригинала: в советское время статую переплавили, и в 1996 году уже Нидерланды подарили копию своего памятника Петербургу.

Амстердам на Пасхальных каникулах

Последний день нас опять порадовал солнцем, несмотря на то, что по прогнозу обещали дождь. С утра нас ждал парк тюльпанов Кеукенхоф. Мы дошли за 5 мин до станции Амстель, сели там на 62-й автобус, доехали до площади Европы, откуда отходили каждые 5 минут автобусы в Кеукенхоф. Стоимость билета 14 евро туда и обратно. Ребенок платит 7 евро. Через 20 мин мы уже были в парке. Очень удобно. Не надо ехать в аэропорт, откуда тоже отходили переполненные автобусы.

Парк просто поразил красотой. Прекрасная погода только добавила красок и эмоций. Парк окружен полями тюльпанов. Более чем 4,5 мл растений создают ощущение безграничности — кажется, что ты попадаешь в цветочный рай. Ближайший населенный пункт — голландский город Лиссе, в этот период переживает ежегодный «звездный час». Его немногочисленные отели оказываются забронированы под завязку.

В современном виде парк Кёкенхоф был впервые открыт в 1949 г. Тогда он стал местом проведения выставки цветов, в последствии ставшей ежегодной. Задуман он был, как небольшой городок, жители которого должны были выращивать сельскохозяйственные растения. В это время там располагались земли графини Якоби фон Байерен, для которой и выращивали растения. Тогда данная местность состояла из песчаных дюн и лесов, земли использовалась в качестве охотничьих угодий. Обитатели замка ходили в лес, чтобы раздобыть дичь, ягоды и грибы. Около замка выращивали травы и зелень для приготовления блюд. Отсюда и пошло название Кёкенхоф (Keukenhof), что с нидерландского переводится «кухонный сад».

Ежегодно садоводы высаживают на этих плантациях около 7 миллионов луковиц различных сортов тюльпанов, а также гиацинтов и нарциссов. И все ради того, чтобы в течение двух месяцев их увидело огромное количество людей.

Особое место занимают три крытых оранжереи:

Павильон Oranje Nassau. Здесь произрастают розы, фрезии, каллы, герберы, тюльпаны, гвоздики, нарциссы, ирисы, хризантемы, альстромерии, хризантемы.

Павильон Willem-Alexander. Тут можно увидеть гиацинты, лилии, амариллисы, гортензии, а также горшечные растения

Beatrix. Личный павильон принцессы Нидерландов, находится в северной части парка. Здесь выращивают разнообразные виды орхидей.

Одним из наиболее узнаваемых символов, публикуемых в рекламных буклетах и на открытках, является мельница. Ее построили в 1892 году в городе Гронингене. Изначально мельница использовались, чтобы откачивать из польдера воду. В 1957 году ее выкупили и передарили парку, с тех пор она используется в качестве смотровой площадки.

и еще

Нагулявшись вдоволь по парку, устроив пикник на зеленой поляне, насладившись по полной программе, мы вернулись обратно в Амстердам на вокзал Амстель, куда одновременно приехала наша дочь Джулия.

В ожидании Джулии Кьяра устроила концерт на вокзале, а потом ее подменила и я. Обожаю играть на фортепьяно и давать концерты на вокзалах и в аэропортах на радость людям.

Амстердам на Пасхальных каникулах

Джулия приехала в слезах: ей настолько понравилось, что она не хотела уезжать из Голландии. Через год нам выбирать университет, почему бы не в Голландии? Благодаря Ники она познакомилась с университетской жизнью, голландским бытом, голландской семьей Ники,(с которой она провела каталическую Пасху). Джулия была в восторге от страны и от людей.

Мы забросили ее вещи домой и поехали в центр. Муж и младшая дочь пошли в музей Немо, а мы зашли с Джулией в знаменитую библиотеку, где на последнем этаже находится обалденная терасса с завораживающим видом на город. Тут же в ресторане Джулия заказала себе тазик Рамена. Очень вкусный. Больше на двоих, чем на одного. Мы сделали чек-ин онлайн, распечатали по старинке билеты и пошли гулять в сторону площади Дам.

Прошлись по кварталу Красных фонарей, купили последние сувениры, и на площади встретились с нашими родными. И тут начался ливень. Первый за всю неделю. Но нас это не остановило. Ливень так же быстро и закончился. Но нам надо было еще поужинать, привести квартиру в порядок и собрать чемоданы. Поэтому мы решили поехать домой и начать собираться. С утра в 11 у нас уже был самолет. Утром пришла мама Тани — нашей гостеприимной хозяйки, приняла квартиру, и мы поехали в аэропорт. Вечером мы уже были на ужине у свекрови. Вот так прошли наши замечательные каникулы.

Отдельное спасибо хочется выразить Тане и ее маме. Илоне и Олегу в Утрехте.