Турист Маша Репина (Masha_Repina)
Маша Репина
была 24 августа 2021 15:13

Маргао, Уторда — Индия Март 2019
Между Утордой и Маджордой...Люди, Ау)))

Когда в марте погода на Урале «не шепчет», зима изрядно надоела, а весной ещё и не пахнет, начинаешь экстренно искать куда бы сбежать от хандры и депрессии, желательно в далёкие жаркие страны, на море или океан. На зимне-весенний сезон тепло в Южной Азии, поэтому искали что из бюджетных направлений предлагают туроператоры, т. к. регулярка в Азию довольно дорогая. Про Индию были наслышаны как хорошего, так и плохого: кто-то просто едет в тусовку, покурить, расслабиться, а кто-то в ужасе от антисанитарии и грязи. Но мы решили рискнуть тем более, что на человека у нас перелёт и отель с завтраком на 11 дней вышло 35 тыс. рубликов, в эту стоимость входит электронная виза в Индию 7000 руб/чел, как Шенген — так-то дорого за визу, не электронная в районе 4000–5000, но её надо делать за 2 недели. При поездке в Гоа нужно чётко понимать, зачем вы едете в отпуск — тусовки-вечеринки или «тюленем» на пляже в тишине и покое. Мы ехали втроём: две девушки и ребёнок 8 лет — искали спокойный отдых, чистый отель недалеко от пляжа, чистое море и пляж, ну, конечно не дорого. Прочитала множество отзывов о Гоа, конечно всем нашим критериям соответствовал только Южный Гоа, говорили что там дороже, чем на севере, скучно и кругом одни пенсионеры. Могу сказать по всем пунктам — это не правда. Обо всём по-порядку.

Just Goa: Южный Гоа, Уторда. Когда Индия «зашла»...

Итак, с Южным берегом определились, перейдём к отелю. Посмотрев перечень предлагаемых отелей, я выявила такую особенность Гоа, что на первой линии либо шикарные дорогие 5 звёзд, либо убитые в хлам «единички», может это конечно только мне так показалось))) Хотели, чтобы отель, во-первых, был близко к пляжу, т. к. с ребёнком ходить каждый день далеко по жаре, будет сплошное стонотство, во-вторых — чисто!!! Я довольно неприхотлива в выборе отеля, т. к. не провожу в них много времени, но сантехника и чистота мне нужна, и ещё кондиционер, остальное всё не важно. Остановили свой выбор на Village Inn 2* в Уторде, номинально вторая пляжная линия, ближайшие пляжи Ароссим и Уторда, идти минут 15–20. Первый раз показалось долго, но потом привыкли и бодрячком добегали. На момент бронирования по отелю было аж целых 2 отзыва!!! — хороший и плохой, перед вылетом ещё появился один хороший, поэтому обнадёжило. Дней за 5 до вылета случился «трэш»: обострение индо-пакистанского конфликта, воздушное пространство закрыто. Жесть! Нам вылетать 10 марта. Передавали, что все рейсы летают в обход с многочасовыми задержками, полёт увеличивается на несколько часов. Сначала попаниковали конечно, но потом русские, отдыхающие в Гоа, выслали видео, сказали что всё ОК, Гоа от Кашмира очень далеко, фу….отпустило. Вылетели по расписанию: ночной рейс в 23:30 Royal Flight. Нормальный перевозчик, как обычно самолёты маленькие, тесные, благо мы все невысокие. Действительно, летели вокруг, через Оман, раньше напрямую через Пакистан и Индию, в Гоа. Прилетели на 2 часа позже, в 8:30 утра. Индия страна неторопливая, это сразу видно, на паспортный контроль была большая очередь. Встречающая сторона Пегас Туристик. Загрузились в автобус быстро, нам повезло — наш отель был «второй в очереди на обслуживание». Через 25 минут были уже в отеле. По дороге сразу бросилось в глаза красная земля, вся растительность в метре от земли покрыта красной пылью, ну и мусор. Трансферный гид сразу сказала, что то что мы сейчас видим, на Севере Гоа раз в 5 больше и вообще «чтобы Индия зашла, нужно смотреть не на землю, а выше уровня глаз». Советом воспользовались по-полной, сначала конечно высаживал весь этот мусор, а отсутствие урн убивало, но потом привыкаешь как-то и смотришь, о как мусор органично сюда вписался))) Шучу конечно. Заселили нас сразу. Отель соответствовал всем отзывам: не новый, мебель конечно потрёпанная, но и не разваливается, зато очень чисто и уборка каждый день, правда если хотите каждый день новый рулон туалетной бумаги, то оставшийся лучше убрать, даже если там совсем на грани, целый не дадут. Ванная чистая, мыло и шампунь в комплекте, не понравилось, что нет швабры или метёлки, т. к. ограничений между душем и раковиной с унитазом нет, только шторка, случался потоп, ну и элементарно с пляжа песок убрать нечем. Холодильник с кондиционером работал исправно, что радовало, фрукты и воду хранить можно. Из минусов розетки: плотно прилегала только одна, в остальных заряд периодически пропадал. Ещё нас было трое и при бронирование просили отдельную кровать, не матрас. На деле оказалась в номере одна кровать king-size, попросила на ресепшене, принесли убитую раскладушку с «уставшим» матрасом. От такой радости отказались, спали на одной втроём. Нормально, жить можно. В Village Inn два корпуса, все лоджии выходят во внутренний двор с бассейном, так что вид хороший, «не на помойку со старыми унитазами».

Завтрак, пожалуй, как и во всех бюджетных отелей скудный: яйца варёные или омлет, каша из бобовых или чечевица, один раз были блины с картофелем, тосты, джем и масло, масала-чай, так и не поняла почему он всем нравится, мне как бы вообще никак, ну и арбузный фреш. Главная проблема на завтраке — накормить ребёнка, потому что все каши или омлеты у них со специями или луком. Максимум, что он съедал, это варёное яйцо и тост, потом по дороге на пляж покупали мороженое за 40 рупий и до обеда жить можно. Я помню в какой-то день дико захотела капучино с круассаном, но нигде не нашла, даже в шеке не было. Мы с собой ещё из России набрали быстро растворимых каш, супов и чая, так что можно было позавтракать. В других отзывах прочитала, что у них брали плату за бассейн, не знаю, мы ничего не платили, его чистят каждый день, один раз плавали там, чтобы в самое пекло не идти на пляж. На ресепшене меняют доллары на рупии. Курс на 11 марта 2019 года был 70 рупий за доллар, это если менять от 100 $. Это кстати курс очень хороший, на пляже предлагали за 68. Village Inn определённо русский отель, в основном были только русско-говорящие туристы, может 2 пары англичан. Я так поняла все русские в Уторде размещаются в двух отелях — Village Inn и Pristine Resort в 200 метрах от нашего, потом все как правило встречаются на пляже, общаются, ездят вместе на экскурсии. В нашем отеле есть также ресторан Tune, иногда ужинали в нём, по ценам не очень отличался от шека. Хотя в Tune есть такое ассорти из морских гадов: маленькая тарелка 1000 рупий, большая 2000. На двоих мы брали маленькую, порция большая: рыбка небольшая целая, кальмары, креветки, мягкопанцирный краб, рис, салат. Вкусно было, но к крабу не давали ножниц, поэтому пришлось повозиться. Напротив нашего отеля есть также паб-ресторан Balton’s, но там никакой движухи нет и довольно дорого: большие креветки 600 рупий 5 шт. и лобстер от 2500.

Just Goa: Южный Гоа, Уторда. Когда Индия «зашла»...

Инфраструктура Уторды. На второй день у нас была встреча с гидом. Собственно два отеля, про которые описано выше, курируются «Пегас Туристик», гид у всех в этот раз была Анна. Надо понимать, что главный заработок у отельных гидов — это продажа экскурсионных туров, поэтому и упор она делала на них. Расстроило то, что назначили встречу на 11:00 утра, нормальное загорабельное время, как раз ещё не пекло, утром волны небольшие, наслаждайся себе пляжем, нет ведь надо идти на эту встречу. Нас было трое и ещё муж с женой лет по 50–55. Информации по Уторде она даёт совсем немного, только ту, что и всякий турист, подготовленный к поездке, знает: пляжи, обмен валюты. Единственное полезное было то, что она нарисовала карту как от Уторды дойти в Колву в супермаркет. Все её сфоткали, но ребята, честно, что нельзя было сделать отрывной блок с листовками этой карты, зачем нам разбираться в каракулях. За инфу конечно гранд мерси, но гугл карты куда полезнее.

Про экскурсионный день я расскажу позже. Также наш гид записала тут же нас на бесплатный микроавтобус в магазин. Специально ехать туда не надо, т. к. он ориентирован на туристов, цены там очень высокие. Продают там чай, сумки, одежду, сувениры. Мы ездили, т.к не хотели уже идти на море в самую жару, покупать ничего не стали, нас из этого магазина, наверное, не лестными словами провожали, на хинди, зато напротив магазина мы всей машиной 5 человек затарились фруктами. На мой взгляд, главная проблема Уторды — отсутствие инфраструктуры. Мы день искали какой-нибудь фруктовый ларёк, в итоге на второй-третий день спросили в шеке, там сказали, что они закупаются на рынке в Маргао. Супермаркета в Уторде нет, это просто небольшая прибрежная деревня, куда индийцы приезжают на выходные на пляж, есть несколько отелей. Есть несколько алкогольных магазинов, цены там фиксированные, т.е во всех магазинах Гоа цена одинаковая. Так традиционный ром Old Monk, который мы пили каждый день, 0,75 л 80 рублей, а 0,35 45 рублей. Цена грех не взять, качество кстати неплохое, пьётся хорошо, мягко. Собственно этот самый ром мы пили там каждый день, с фруктами очень удачно заходит. Ещё мне понравился кокосовый ром Cabo, цена уже 590 рублей, нам его сначала дали попробовать в щеке на пляже. Такая приятная экзотика. В алкомаркетах также продаётся вода, 65 рублей за 5 литров, как все знают воду надо в Индии пить только бутилированную, чипсы, шоколадки и соки тоже имеются. Непосредственно рядом с пляжем Уторда есть мини-рынок: 2 киоска с одеждой, солнцезащитные крема, алкоголь и мороженное, кашемир и украшения. Всё ориентировано на туристов, соответственно цены намного выше, чем на рынке в Маргао. Также около поворота на пляж есть аптека. Фрукты мы в итоге нашли в Уторде: по пути на пляж Уторда есть большое автомобильное кольцо, нужно повернуть на Уторда-бич-роуд и буквально в 100 метрах будет ларёк, покрытый плёнкой, из далека на мусорку похож, это и есть фрукты и овощи. Разнообразием там не блещет: манго не было вообще, мы купили ананас, папайю, бананы, виноград (кстати очень вкусный, советую), гранат, арбузы, овощей больше чем фруктов было, но особой экзотики типа карамболы или дуриана там нет. Цены также выше рыночных.

Just Goa: Южный Гоа, Уторда. Когда Индия «зашла»...

От нашего отеля можно было пойти на пляж Ароссим, он ближе чем Уторда, но нужно обходить территорию большой «пятёрки», по пути на этот пляж есть массажный салон: с виду приличный, на подобие тайского, но цены там тоже приличные — от 1500 рупий за массаж плечевого пояса, но я бы всё-таки посоветовала массаж делать на пляже Уторда, массажиста зовут Алекс, он постоянно находится в Wen’s Den шеке, за те же деньги он вас полностью отмассажирует в течение часа. К нему ходят все: и туристы в теле, и худышки-девочки. Супермаркет находится от Уторды в 5 км, в Колве, его выгодно посещать уже в последние дни, если что-то хотите привезти домой, цены там тоже фиксированные. Один раз мы шли туда пешком, с утра бодрым шагом можно дойти за 1 час 10 минут. Второй вариант — на автобусе до Маргао, остановка в 100 метрах от отеля Village Inn, билет 20 рупий взрослый, 10 — детский. Тут главное на искомую остановку выйти, т.к в Индии движение левостороннее, мы с непривычки сначала перепутали. В Маргао доезжаем до конечной станции «Автобусный терминал», там пересаживаемся на автобус в Колву. Ориентироваться на автобусах можно только благодаря кондукторам-зазывалам — они очень громко кричат «Маргао — Колва!»))) Ещё советую на автобусах сфоткать расписание, потому что они ходят не каждые 15 минут, утром ещё как то можно уехать, а вот обратно мы постоянно брали либо тук-тук (400 рупий), либо такси (500 рупий, тут нам повезло ещё разделить с другими туристами, вышло экономично). Конечно, самый удобный способ передвигаться в Гоа арендовать байк, но только есть вы очень в себе уверенны, потому что водят индийцы, как и все азиаты, как попало, хотя процент аварий там очень низкий, в аварии попадают только туристы, особенное «адовое» движение в Маргао и Панаджи, вдоль береговой линии довольно спокойно. По-моему, отличным вариантом в Южном Гоа в туристический сезон (с ноября по апрель) пустить автобус вдоль побережья, чтобы он останавливался у всех пляжей хотя бы каждый час. Спрос точно будет))) В Европе давно такое сообщение существует. Подробнее про поездку в Колву и Маргао расскажу отдельно.

Пляжи Уторда и Ароссим. Территориально мы отдыхали в посёлке Уторда, расположенном между одноименным пляжем Уторда и пляжем Ароссим. Наш отель Village Inn, по словам гида Анны, относится к пляжу Ароссим, он и по расстоянию ближе. Хотя официально разделения пляжной зоны нет, можно отдыхать как и на оборудованных площадках с шеками и спасателями, так и на диких пляжах, никто не выгонит. По всей территории Южного Гоа один пляж плавно переходит в другой, песок мелкий, хрустящий как снег под ногами, светло-песчаный. Если из нашего отеля налево пойдёшь, то через 10–15 минут попадаешь на пляж Арросим, приэтом нужно обойти большой 5* отель ITC Grand Goa a Luxury Collection Resort & Spa, собственно к этому отелю ведёт очень ухоженная, по меркам Индии, улица с аллеей пальм, клумбами, на ней же есть тот самый массажный салон и винный магазин. От отеля на пляж ведут две дороги: налево — вокруг отеля, мимо помойки с собаками (удивительно то, что на территории отеля всё отполировано, а буквально в метре за забором мусорка), через шек Марио с лежаками; направо — вокруг отеля, мимо пустырей и полей, там же можно увидеть как растёт кешью, мусора на удивление меньше, зато можно наткнуться на коров с пастухом, вечером их гонят на пляж. Эта часть пляжа пустынная, шеков нет, туристов тоже нет, так что можно со своими вещами свободно размещаться. Пришли мы как-то раз к шеку Марио, довольно раскрученное в сети место, мол русские туда ходят, дело было утром, никто нас там не встречал, только выбрали лежаки, смотрим там в песке полно каких-то букашек. Вообщем, ушли в наше привычное место на Уторду. По отзывам наших соседей Марио теряет очки, говорят что цены завышает, качество блюд заметно хуже чем в других местах, да и обслуживание хромает, то ли устал уже к концу сезона, то ли ему просто наши люди поднадоели. На пустынной части Ароссима классный песок: мелкий, светлый, хрустит под ногами и в связи с отсутствием шеков и народу очень чистый. Пляжная полоса очень широкая. Видя такие просторы, хочется поставить палатку, жарить рыбу на костре. Вот интересно, выгнали бы нас отсюда или нет))) Наверное да, если бы можно было, хипстеры уже давно бы здесь поселились. А так весь контроль на пляжах осуществляют спасатели, причём постоянно они спят под зонтикам на пляжак с шеками, а на пустынных курсируют утром и вечером на красном открытом джипе. Даже следы от шин остаются.

Мы с самого первого дня пошли на пляж Уторда. От отеля Village Inn нужно повернуть направо и идти вдоль дороги, через весь посёлок минут 20. Сначала показалось, что долго, а потом привыкли и уже бодро ходили, за одно можно понаблюдать за жизнью местных. По дороге есть пара мини-киосков с водой, пивом и чипсами, тут же обнаружили навес с овощами в основном, кроме ананасов и папайи там нет ничего, да и цена на ананас аховая, аж 120 рупий (рыночная — 60–70 рупий). После большого круглого автомобильного перекрёстка есть указатель на пляж. Там ещё минут 7 идти мимо чудной индийской коттеджной застройки, я так поняла здесь живут индийцы с деньгами. На вид дома большой площади с открытыми террасами и витражными окнами, ярких сочных цветов: манго, киви, фиолетовый, тёмно-зелёный. Очень жизнерадостно.

Перед пляжем есть туристический мини-рынок, я про него рассказывала. Лучше, конечно, идти на пляж утром и вечером возвращаться, обратно по жаре можно легко обгореть. Я настоятельно рекомендую брать с собой несколько бутылок солнезащитного крема, во-первых там очень большой расход, кожа у нас очень белая, мне 1 бутылки лосьона хватило на 5 дней, а во-вторых местные крема плохого качества и стоят не дёшево (в среднем 500–600 рупий). Как и во всей Азии, в Индии самоё лучшее средство после солнечных ожогов — алое-гель, полупрозрачный зелёный гель, берите сразу большую банку, пригодится однозначно. На этом мини-рынке тоже его продают, но также в аптеках. Наконец, вышли на пляж. Широченная полоса светлого хрустящего песка, мелкий чистый, без всяких насекомых. Утром каждый день приходили уборщики, чистили пляж и, о Чудо!, здесь даже есть мусорные корзины. Мы как-то сразу упали на лежаки у шека Wen’s Den, он же Коля-кафе. Не знаю, чем обусловлено такое русское название, работают приятные отзывчивые ребята, да и все туристы, это человек 10, тусуются у него. В остальных полная печаль, только под вечер, когда на закат массово приезжают индийцы, оживает жизнь и в других заведениях пляжа. Лежаки металлические, их трудно передвигать, но там работники их двигают, они тяжёлые вещи не дают поднимать женщинам. Матрасы и полотенца усталые уже, старые, так что мы брали своё покрывало, на 2 лежака хватало.
Официанты довольно хорошо говорят по-русски, дружелюбные, болтливые. Делать им особо нечего, вот и развлекают себя то футболом, то разговором, а уж поспать под зонтиком в середине дня святое дело. В Гоа чтобы арендовать лежак, нужно купить хотя бы пиво в шеке, цена 100 рупий за литр. Но так как мы были у них постоянно, то и обедали там же. В меню щедящая индийская кухня, т. е. не острая, по доступной цене огромные порции, мы брали 1 блюдо на 2 взрослых и ребёнка. Так, например, азиатская лапша с курицей и креветками 250 рупий, брали карри с креветками, такая же стоимость, вообще это средняя цена за блюдо в этом шеке. Свежая рыба и большие креветки уже отдельная тема. Мы брали сибас на гриле с салатом и рисом, цена 1600 рупий, не дешево, но на вкус огонь! Мягкая, свежая рыбка. На двоих нам хватило. Большие креветки, см 10, 10 шт в сливочном соусе 400 рупий, лобстер 2000–2500 рупий, цена зависит от размера, его надо заказывать заранее, за день, т.к всю эту морскую живность закупают утром на рынке в Маргао. Ещё очень понравились лепёшки местные, вообще мучное они хорошо готовят, постоянно брали. С коктейлями у них довольно печально, классические 5 шт, все на основе рома, средняя цена 300 рупий. Мы брали пиноколаду в ананасе с кокосовым ромом, вкусняшка.
У этого шека постоянно обитает тот самый массажист Алекс, смело идите к нему. Также есть wi-fi и камеры, в принципе многие вещи просто оставляли на лежаках, воровства не было. Вечером столики выставляют ближе к морю, перед лежаками, так что можно устроить ужин при свечах. Теперь по морю. Март уже считается переходным месяцем, поэтому меняется течение и есть волны, довольно большие. Я плавать умею, поэтому мне и с волнами было нормально, а так в основном все скачут на них у берега. Вода чистая, волной только песок со дна поднимает, могут быть рыбки, но в основном без живности. К вечеру много мелких крабиков. Несколько раз прибивало мусор к вечеру. Тоже связано со сменой течения. Вода очень тёплая, как парное молоко. В марте иногда приплывают медузы. У нас ребёнка ужалила, но в шеке сразу подсуетились, обработали лимоном и пресной водой со льдом, через полчаса и следа неосталось. Один раз нас развлекали местные рыбаки, выгрузили на берег сеть с рыбой, все сбежали посмотреть, что там за создания. Так то рыбу ловят у них ночью, очень редкое явление мы застали. Потом сказали, что это рыба домой, не напродажу.
Just Goa: Южный Гоа, Уторда. Когда Индия «зашла»...
Волны усиливаются к вечеру, так что с утра можно поплавать в относительно спокойной воде. Заход пологий, без подводных камней. Очень ощущаются приливы-отливы. Из активного отдыха есть парасейлинг, посмотрели что не долго катают, не стали брать и наверняка дорого. В основном в Южном Гоа все гуляют вдоль береговой линии, пляжи с шеками чередуются с пустынными, единственными обитателями которых являются лодки. На пляже Уторда не было замечено ни одной коровы, зато собак здесь тьма, постоянно попрошайничают, лежат под лежаками, в целом добрые и ласковые, дети их всё пытаются подкормить, так что потом за уши не оторвать. Я от нашего пляжа проходила вечером 2,5 км, это до пляжа Sunset и Маджорды. Особых отличий нет, в осномном спокойный пляжный отдых. Так по пляжу можно дойти до Колвы, местный туристнический центр, это 5 км. Мы совмещали этот пляж с шопингом. Там, конечно, народу много и цены выше. Периодически предлагают травку, в одном предложении с едой и пивом. Просто так уже лежаком с душем не воспользуешься. Как то милее наш тихий пляж Уторда Колвы. Закаты в Гоа отдельная тема, очень красивые. Мечта фотографов просто!))) Поэтому закатные селфи есть у всех. Садится солнце примерно в 18:45, потом сумерки, шеки все ярко подсвечивают, включают музыку. Дискотек, как в Северном Гоа, здесь нет, но танцевать вам никто не запретит. Как то раз мы засиделись до ночи в шеке и на пляже, нас потом хозяйка шека до отеля на байке довезла. Хорошие люди…
Славянские белокожие девушки на пляжах Гоа не знают отбоя от внимания местных, но они не приставучие, если скажешь нет, то нет, за части тела хватать не будут, конечно. Постоянно просят сфотографироваться, а потом говорят всем друзьям, что это моя русская невеста. Издалека постоянно фоткают, т. к. индианки в открытых купальниках не загорают как мы, тело только для мужа. Помимо хвастовства, индийцы верят, что при касании с белокожими в следущей жизни они родяться как мы. Европейцы и русские для них очень богатые люди, хотя если честно мы даже близко к ним не принадлежим. Кастовая система и традиции очень повлияли на отношение к труду и деньгам в Индии, они просто не стремятся выбраться из нищеты, а принимают как данное, что заслужили именно этого. Вот так посмотрела я на рабочий день официанта в шеке, практически особо не отличается от отдыхающего. Также ешь, пьёшь, купаешься, а обслужить 10 человек это не трудно, как развлечение. В течении дня на пляже ходят индианки, продают всякий хлам: парео, украшения, рисуют хной на руках-ногах.

Экскурсия на водопад Дудхсагар и плантацию специй. Отдыхая с ребёнком, нам не очень хотелось заморачиваться с самостоятельными экскурсиями, поэтому выбрали из того, что предложила наш отельный гид. Особого выбора у нас не было, т. к. нужно было заинтересовать самого младшего члена нашей группы. По сути это одна единственная экскурсия — обнимашки и купание со слонами, водопад Дудхсагар, плантация специй, храм Ганеша в Панаджи и торговая улица в Панаджи. Ребёнок сказал: «Хочу к слонам!». Цена на взрослого 60 $, детский билет 30 $ соответственно. Перед поездкой в Гоа я была уже подготовлена к тому, что меня ждёт, читала как позитивные отзывы, так и о том, что больше шума из ничего. Не могу сказать, что я порекомендую эту экскурсию и Вам, и моим знакомым и друзьям. Итак, от отеля нас забрал автобус ранним утром ещё темно было, группа 11 человек, это безусловно плюс. Первым пунктом у нас было знакомство со слонами, до них мы ехали по серпантину на высокой скорости, всё как в Индии любят, 1,5 часа, отельный гид не предупредила нас о дороге, ребёнка у нас конечно же затошнило, нет автобус то конечно мы остановили, но потом ещё выслушивали претензии от одной несносной бабки в нашей группе. Все эти полчаса экскурсовод молчала, спала, а могла бы и рассказать интерестные истории из жизни в Гоа, например. Ладно, приехали мы к слонам, там нас накормили завтраком, нас там правда чуть самих несъели торговки бананами. Парк со слонами — это как зоопарк с дорожками и тропинками, макетами животных и деревьями, чуть спустившись, мы вышли к слонам на площадку у реки. По сути просто подойти к ним нельзя, нужно заплатить за фотографию со слонами, отдельно оплачивается так называемое купание. На самом деле, вы просто садитесь в купальнике на слона в воде и вас фотографируют на ваш же смартфон или фотоаппарат. Никакого поливания водой из хобота нет, всё это развод, переодеваться там тоже негде, условия нулевые. Из нашей группы на слона залезла та самая ворчливая бабка и вся группа дружно развлекалась, наблюдая за ней. Для тех, кто заплатил денежку за фотографию со слонами, проводится ритуал «Благословение слоном»: слон одевает на ребёнка цветочную гирляду, потом обнимашки. У нас ребёнку понравилось, он прямо смело к слону подошёл. Я на слонах каталась в Тайланде, там как-то более свободно можно было гулять рядом. Здесь меня особо не впечатлило. За слонов, я даю 5 баллов из 10.

Just Goa: Южный Гоа, Уторда. Когда Индия «зашла»...

После слонов нас разделили на 2 группы, уселись в джипы и погнали трястись до водопада. Дорога занимает приблизительно 30 минут, через джунгли, по горам и речкам, так то прикольно было)) От парковки джипов непосредственно до самого водопада идти минут 15, те кто хочет может кормить обезьян, их там в избытке и едят как не в себя. Мы не кормили, они там и без еды близко подходят. Учтите, кто вдруг поедет, туда надо одевать закрытую нескользящую обувь, забудьте про сланцы и босоножки, тропинки переходят в камни и булыжники, легко можно навернуться, а уж пальцы отбить и подавно, я одевала кеды с шипами, когда то купленные мной в Египте для купания рядом с кораллами, идеальный вариант, потом прямо в них плавала в водопаде. Первая оставновка — панарама водопада Дудхсагар. Его ещё называют «молочный» водопад, «молочная» река, ну и всё, что связано с молоком. По этому поводу известна легенда: индийская принцесса любила купаться в водопаде нагишом, и вод однажды купаясь там, её увидел юноша, чтобы скрыть наготу, девушки вылила перед собой кувшин молока, которое побежало по уступам и камням. В сезон дождей, водопад действительно белый из-за бурлящих потоков. В марте ещё дождей нет, поэтому особого впечатления не производит, высокий да, но бурных мощных потоков нет, говорят, что на него надо ехать в сезон дождей, хотя неизвестно как туда дорога будет, вон у нас в районе Сочи стоит дождю проити, все реки разливаются, и никак не проехать. Поснимали виды и пошли уже непостредственно купаться. Место купания — пресноводное озеро и несколько потоков водапада. В озере водится рыба, типа карпа, но в основном у берегов кучкуется, там их туристы подкармливают, всё озеро обнесено большими камнями, на которых располагается очень много народу, оформленного спуска в воду нет, так что кто не уверен, может и не лезть в воду. Вода чистая, бодрящая в жарком климате, глубина метра 3 наверное. Кроме туристов, очень много местных индийцев, т. к. это священное место. Перед разными религиозными празниками они любят приезжать сюда на омовение. Мы были там утром, поэтому относительно легко можно было спуститься в воду, пока шли обратно люди всё подходили и подхлдили. Что касается удобств и раздевалок, одно название — натянута шторка между скалами и кустарником, там очень грязно и пахнет туалетом, видимо кто до него не успел дойти, сумку поставить некуда. Туалет — кабинки — оставляет желать лучшего. Получается, что на плавание и переодевание выделяется только 30 минут, т.к обратно тоже 15 минут. Со всей дорогой экскурсовод выделила только час. За водопад больше 6 баллов я тоже не дам, он уже больше туристичое «маст хэв», чем аутентичная Индия.

Дальше мы отправились на плантацию специй. Безусловно это туристический атракцион и цены там туристические, но насильно никто вас заставлять покупать не будет. Всех туристов там встречают весёлые индианки, которые учат русский язык и смешно говорят. Наш гид нас просто им сдала, саму экскурсию уже они ведут. При входе всех осыпали лепестками цветов и нарисовали точку на лбу красными специями. Мелочь, а приятно!))) Перед прогулкой по плантации нас напоили чаем с картошкой в кляре. На плантации нам показали, как растёт ананас и, наконец, как его выбирать на рынке: сладкий длинный жёлтый, ближе к оранжевому, цвет кожуры — это девочка, круглый — кислый мальчик. Также увидели: лимонграс, перец чёрный горошком, куркума, острый чили самый крохотный в Индии, кешью, из которого здесь делают самогон. Аппарат прямо на плантации находится, там нам рассказали процесс, а попробовали мы его уже на обеде. Отмечу то, что индианки очень стараются рассказывать весело и познавательно, дают информацию о применении тех или иных специй. По плантации водят очень мало, примерно 30–45 минут, мне на самом деле очень понравилось и хотелось подольше. Далее индийцы устраивают весёлый атракцион для тех, кому хочется освежиться: за шиворот каждому опрокидывают ковшик ледяной воды, так себе удовольствие))) Далее нас повели собственно за тем, зачем вся эта экскурсии проводилась, — в магазин. Удержаться от покупок у меня не получилось, хотя и знаешь, что цены здесь дороже, чем на том же рынке в Маргао. Я купила перец горошком (100 гр — 100 рупий, на рынке 50 рупий) 2 пачки, куркума 2 пачки (цена такая же), супер острый сушёный мелкий чили, порошок карри, масло кокосовое (1 литр — 200 рупий). В итоге, я набрала примерно на 700 рупий этого добра. Так то смело можно было не брать, на рынке вдвое дешевле, качество там нисколько не уступает плантации. Единственное, что не купила и пожалела, — масло лимонграсса косметическое: очень эффективно от прыщей и акне, а расход прямо на кончике ватной палочки, — масло очень сильно жжёт, но никаких следов не оставляет и уже на следующий день всё проходит. На обед нас устроили тут же: шведский стол индийской кухни — карри, курица, рыба, креверки, рис, картофель, салат, всё остренькое, но вкусно. Из фруктов — ананас и арбуз, самогон из кешью на любителя, был ещё странного вида солёный кампот, по вкусу как морская вода, подкрашенная марганцовкой. В целом эта часть экскурсии мне понравилась, смело ставлю 8 баллов из 10.

После плантации нас повезли в Панаджи в храм Ганеша. Ехали минут 30–40 и, о чудо, наш гид начала нам вещать про Гоа и индуизм, дала краткую информацию о городе, культуре и традициях, всё достаточно поверхностно, перешла к религиозным аспектам. Сообственно, претензий у меня к гиду масса. Даёт информацию, которую каждый пользователь сети может найти без труда. Все истории «из жизни» одинаковые для каждой группы, я потом у нашего отеля с другим путешественником разговаривала, он подтвердил, даже порядок рассказа не меняла. Ладно не суть, это скорее всего общий недостаток групповых пакетных экскурсий. Итак, храм Ганеша в Панаджи. Для индусов это настоящее священное место, а всё из-за того, что здесь произошла удивительная история: водитель грузовика уснул на привале в этом месте и ему приснился сам Ганеша; индус был глубоко верующим человеком и сразу начал вести раскопки. Вскоре была обнаружена древняя статуя бога Ганеши, а позже крыса, которая считается ездовым животным этого бога. Потянулись паломники и решили строить храм. Либо индуизм это не моё, либо сооружение абсолютно не впечатляющее. Не большое, довольно скромное, даже если сравнить с подобными в Тайланде. На входе за 10 рупий мы купили цветочную гирлянду и красные верёвочки, традиционные амулеты в Азии. На самом деле, всех ведут сюда, чтобы попробовать дать жертву Ганешу во исполнение желания: провели нас вокруг алтаря, на старой стене есть некое священное место, туда надо прислониться и помолиться, попросить о желании, а потом клеим монету и если она удерживается, то просьба дошла до Ганеши. У кого-то действительно получалось, у кого-то нет. За храм Ганеша ставлю 4 балла из 10, самостоятельно я бы точно сюда не поехала.

Just Goa: Южный Гоа, Уторда. Когда Индия «зашла»...

Оставался последний пункт нашей программы — шоппинг в Панаджи. Нас привезли на одну улицу с португальской колониальной архитектурой, довольно обветшалой, дали на всё про всё 1 час. Самая разочаровывающая часть программы — сетевые магазины, типа H&M или Reebok, и у нас есть, цена нисколько не дешевле, каких то милых приятных маленьких лавочек там нет. За 10 минут мы обошли эту улицу всю. Решили пойти на набережную, делать то всё равно нечего. Там мы посмотрели на реку Мандови и мост, построенный на деньги местных жителей и соединяющий Северный и Южный Гоа. В итоге, из 11 человек группы покупки совершили только 1 девушка и то купила простую фляжку для воды. Абсолютно безполезная часть экскурсии, 1 балл из 10. Странно то, что Панаджи очень примечательный город, колониальная культура тесно соседствует с индийской. Там есть потрясающий католический храм Божьей Матери Непорочного Зачатия. Когда Панаджи был немного больше, чем сонная рыболовецкая деревня, он был первым портом захода для кораблей из Лиссабона. Все матросы, прибывающие сюда, первым делом отправлялись именно в эту церковь, чтобы поблагодарить Господа и звёзды на небе за успешно завершенный морской поход, прежде чем продолжить свой путь в Старый Гоа, столицу штата до 19-го века. Я фанатка Португалии и мне очень хотелось там побывать, причём когда мы покупали эту экскурсию, то гид Анна показывала эту церковь. Когда я спросила у нашего экскурсионного гида Регины, почему мы туда не поехали, она просто сказала, что церковь закрывается в 16.00 и мы не успеваем. Нет нормально вообще, мы час шатались без дела. Могли бы 5 раз успеть. В итоге в 17.00 мы вернулись в отель. Это наверное была моя последняя групповая пакетная экскурсия: 50% разочаровало, неинтересный экскурсовод, халатное отношении к туристам, цель одна — содрать деньги. Я бы на их месте в этом туре оставила только водопад Дудхсагар, плантацию специй и Церковь Божьей Матери Непорочного Зачатия. Если бы у нас было дней 15 в Гоа, я бы обязательно вернулась самостоятельно в Панаджи. Всё-таки в города нужно ездить самим, и время и деньги сэкономишь.

Just Goa: Южный Гоа, Уторда. Когда Индия «зашла»...

Рынки в Маргао и Колве. Ни из одного своего путешествия я не привозила столько вкусностей, подарков и сувениров. Я летела в Гоа с чемоданом в 10 кг, а вернулась с 20 кг и 6 кг ручной клади, думали нас загребут за перевес, заставят платить, там за 1 кг перевеса 15 $, но всё обошлось, простили нас добрые гоанцы)) При этом я ещё оставила кучу своих вещей и всю летнюю обувь в Индии. Нет вы не подумайте, что я шопоголик и все дела, на самом деле я терпеть не могу ходить по магазинам. Однако на момент нашего путешествия курс рубля к индийской рупии был практически равный 1:1, даже чуть меньше. Поэтому можно было легко посчитать, перевести на наши деньги, кроме того цены на алкоголь и всякую мишуру в Гоа такие низкие, что «грех не взять». А если ещё войдёшь во вкус поторговаться, тогда просто отдают за копейки. Как я писала выше, в Уторде кроме одного фруктового лотка и алкогольных магазинов ничего нет, поэтому чтобы набрать домой фруктов и сувениров по хорошим рыночным ценам нужно ехать в Колву как минимум, ну, а лучше всего в Маргао. Мы ездили в оба города.

В Маргао мы ездили дваджы: первый просто за фруктами просто поесть и по рынкам погулять, а второй непосредственно перед отлётом домой, совмещая с Колвой. До Маргао от нашего отеля Village Inn мы поехали на местном автобусе, цена билета в 1 сторону 20 рупий взрослый и 10 детский, расписание лучше сфотографировать на самом автобусе сбоку, в гугл карте показано конечно, но совпадало только утреннее время. Остановка от нашего отеля находилась в 100 метрах, главное помнить, что в Гоа движение левостороннее, поэтому и остановка с другой стороны. Сели мы в автобус в 8 утра, платить кондуктору на выходе, не пройдёте мимо, он как правило активный, громко объявляющий остановки, парень. Автобус с утра собирает школьников и людей, работающих в Маргао, со всей округи. Было очень необычно ехать, потому что мы были две европейки среди полного автобуса индийцев, а ещё в автобусе справа — места для женщин, слева — для мужчин. Первый раз я этого деления не заметила, села к мужчинам, т.к мест не было, дак потом со мной никто рядом не садился, не принято у них в культуре. Так что чтобы не смущать, лучше сидеть как положено.

Just Goa: Южный Гоа, Уторда. Когда Индия «зашла»...

До Маргао ехать 30 минут, в городе несколько рынков, передвигались мы между ними пешком. Первый рынок находится в 10 минутах от здания Администрации (большое с куполом, помпезное, мимо не пройдёте). Но это не конечная остановка автобуса, а предпоследняя, но он там останавливается и сразу поворачиваем на право. К рынку от самой Администрации нас привёл стойкий очень резкий запах рыбы и идущие туда индийцы с чанами с рыбой. Как оказалось это рынок для местных, где они продают рыбу, которую наловили ночью с лодок. Там нет помещения или кровли, просто открытое место, обнесённое забором, вся рыба и сами индийцы сидят на земле, рыба в тазиках или просто разложена на подстилке. Отсутствие льда и санитарных условий гонит отсюда всех туристов, мы буквально забежали и тут же вышли. Там дышать нереально, даже свежая рыба под солнцем начинает неприятно пахнуть. Кроме того, тут же машины, кошки, собаки. Стоимость здесь наверное хорошая и видно, что торгуются, но вот мы рисковать не стали. Дальше пошли уже непосредствено на крытый рынок, где закупают рыбу для шеков. Необходимо обогнуть автовокзал в Маргао, куда собственно и приезжает автобус. Пробовали пройти насквозь, никак, всё огорожено. На рыбный рынок лучше идти рано утром, кафешки закупают в 5–6 утра, к 8–9 подтягиваются туристы или местные, особого движения там не было. На крытом рынке рыба и морские гады лежат на льду, также туда проведена вода и убираются специальными машинами, так что там довольно сухо и чисто. Кроме того, там всё подкрышей, хотя и дверей нет, в помещении стоит прохлада, а запах нормальный, как и на наших рынках. Рыбы и морепродуктов здесь огромное многообразие: сибас, маленькие акулята, комбала, креветки всех цветов и размеров, крабы, лобстеры и многое другое, что я не знаю как называется. Ценник однако высок, мы узнавали только лобстера 2000 рупий, у нас в шеке уже готовый так стоил, на рыбу они особо не торгуются и цены не сбивают. В Уторде в шеках не брали свежую рыбу от туристов, чтобы приготовить, я так поняла, что в Южном Гоа это повсеместно, а на Севере такая опция есть. Так как готовить всю эту красоту было негде, мы просто прошлись там как на экскурсии.

Пройдя насквозь рыбный блок и далее заброшенный пустой отсек, мы попали на рынок хозяйственных товаров. На нём продают корзинки под фрукты (2 шт по 200 рупий), бытовую химию, пластиковые контейнеры и прочую домашнюю мелочь. На одном уровне с рыбным рынком, справа от него находится фрукто-овощной отдел. Есть ещё один фруктовый рынок, кроме этого, о нём ниже расскажу. На нём мы закупали фрукты домой в багаж. Этот рынок удобен тем, что он рядом с автостанцией, откуда мы взяли такси до Уторды, объединившись ещё с одной парой наших туристов (вышло выгодно — 500 рупий за машину). Набрали мы 20 кг на двоих взрослых стоимостью за всё в районе 1500 рупий. Цена на экзотические фрукты по российским меркам очень хорошая, у нас конечно так не купить, но вот для Индии довольно дорого, очень странно, что на фрукты они вообще не торгуются, максимум могут сбросить с общей суммы 25–35 рупий. Итак мы взяли (цены на те фрукты, которые помню): ананасы 4 шт (60 рупий/шт) советую брать длинные крупные, они очень сочные и сладкие, манго разных сортов 12 шт, вот манго в Гоа мне вообще не понравилось, хотя и сезон был, оно довольно безвкусное, лучше чем в Тайланде, я манго не ела, саподилла 5 шт, напоминает хурму с инжиром, маракуйя тоже очень вкусная в районе 1 кг, драконий фрукт 2 шт, виноград, маленькие бананы, гранат, лонган, нойна (фрукт, похожий на бугристое яблоко, внутри кремовая мякоть с косточками размером с фасоль, специфический довольно приторный вкус). Я очень хотела попробовать карамболу (фрукт в виде звезды), но не нашла, увы… Из всего перечисленного действительно вкусными были ананасы, маракуйя, бананы и виноград, остальное либо на любителя, либо вообще безвкусное.

Второй рынок, который мы посетили в Маргао, находится недалеко от большого красивого городского парка Aga Khan Children’s Park, минут 20–30 идти пешком от автовокзала Маргао вдоль транспортной магистрали города, большая улица с беконечным потоком автомобилей. Рынок MMC Market или Новый рынок — традиционный индийский рынок, где можно купить всё и даже больше. Сеть запутанных узких коридоров с бесконечным множеством лавочек, продающих от чая и специй до электроники, одежды, сувениров, украшений. Напоминает вещевые рынки китайцев и вьетнамцев в России. Хотя рынок и крытый, спасает от солнца, но внутри очень душно. Специи на рынки мы нашли довольно быстро. Стоят они очень не дорого, в 2 раза дешевле, чем на плантации, так за 100 гр гарам-масалы я заплатила 50 рупий, также там я купила хну, индийские сладости. Потом мы начали блуждать в этом торговом лабиринте, я пыталась найти сандаловые палочки, мне заказали. Тут к нам прибежал шустрый индиец, немного говорящий по-русски, он стал нашим гидом, спрашивал, что мы хотим и водил нас по рынку, за это мы посмотрели индийский чай его друзей, набрали там чая, конечно, особого вау-эффекта чай Дарджилинг на меня не произвёл, обычный чёрный чай. Рынок можно пройти насквозь и выйти с другой стороны, там есть небольшой уличный рынок, индианки, сидя прямо на асфальте, торгуют кокосовым маслом, 100 рупий за литр. Вокруг рынка есть также стеклянные бутики с одеждой подороже, аптеки.

Буквально в 150 метрах от Нового рынка по улице Ганди-Маркет-роуд находится другой рынок — рынок Ганди. Такие же бесконечные лабиринты торговых палаток плюс фрукто-овощной рынок. Фрукты-овощи находяться прямо на входе, так что мы не стали вглубь него заходить, настало полуденное пекло. Купили здесь только 7 кг фруктов, чтобы поесть, пока отдыхаем. Потратили в районе 700 рупий, в среднем 100 рупий за киллограмм. Тут же большая стоянка такси и тук-туков, обратно на автостанцию мы уже не стали идти, взяли тук-тук (400 рупий) и поехали обратно в Уторду. Вообще, конечно, на все рынки в Маргао один день очень тяжело, голова начинается кружиться от обилия товаров и людей.

В 5 км от Уторды расположена Колва, наиболее оживлённый туристический район Южного Гоа. Здесь наиболее развита инфраструктура: супермаркеты, аптеки, магазины, большой сувенирно-вещевой рынок, большой выбор фруктов и овощей. Такому развитию послужила близость Колвы к Маргао и наличие отдельного автобусного сообщения Маргао — Колва. Добраться до Колвы из Уторды общественным транспортом можно с пересадкой в Маргао. На автостанции Маргао зазывалы-кондукторы громко кричат: «Маргао — Колва — Колва — Маргао». Пропустить их не получится))) Кроме автобуса, можно также пройтись пешком 5 км, примерно 1 час 20 минут. Оба способа мы проверили на себе. В Колву прежде всего мы пошли из-за супермаркета KADAR, в котором хотели купить соусы, масло для тела и волос и крем для лица. В аптеках и супермаркетах Гоа цены на такие товары фиксированы, т.е установлены государством и одинаковы в любом месте. В супермаркет KADAR мы ходили пешком с утра, шли вдоль автомобильной дороги пример 1 час, можно также идти по пляжу. Вдоль дороги множество мини-гостиниц и хостелов, расчитанных на туристов с арендованными автомобилями или байками. Мусор, конечно, есть, но к концу отпуска его определённо перестаёшь замечать. Абсолютно никого не боясь, у дороги пасутся кабаны, поедая всё что попадается. Супермаркет по отношению к КАДАРу сильно сказано, в нашем понимании это стандартный мини-маркет у дома, но тем не меннее есть все товары первого спроса: молочка, крупы, сыры, замороженные полуфабрикаты, хлебо-булочные изделия, бытовая химия и косметика, товары для дома. Фруктово-овощной ларёк на улице прямо радом с супермаркетом, а в соседней двери аптека. Все туристы из Гоа везут косметику фирмы Himalaya и Biotique, а также масло для волос Swati. Популярны они тем, что в их составе сплошь натуральные компоненты. Ну и мы не стали отставать от остальных, набрали кремов, шампуней и масел, тем более цены у них очень приятные, дешевле тех же L’Oreal или Garnier. Кроме косметики, я прикупила жидких соусов, залёный чили 50 рупий за 0,5л, маринад для курицы. Вещевой рынок в Колве находится вдоль улицы, ведущей на пляж. От КАДАРа нужно просто продолжать идти вперёд минут 5–7 до круглой автомобильной развязки, далее повернуть направо, в сторону моря. Вся улица до пляжа заполнена ларьками с одеждой, штанами-шараварами, туниками, сувенирными слонами, посудой, украшениями из натуральных камней и бижутерией, Кашмирского кашемира, сумками. Чтобы здесь выгодно купить, нужно не стесняться торговаться. Например, любимые русскими шаровары изначально стоили 350 рупий, по нашим ценам это итак дёшево, можно сказать, но мы умудрились купить их аж за 150 рупий. Наши знакомые-туристы в это время ездили на ночной рынок в Северный Гоа, там они такие штанишки купили за 600 рупий, дак они потом локти кусали, узнав наши цены. Тоже самое касается сувениров, браслетиков и слонов. На всей этой улице товар один и тот же, поэтому и конкуренция у них высокая. Индийцам лучше продать товар за 150 рупий, чем остаться ни с чем. Итак, забываем скромность и вперёд. Не надо рассчитывать на то, что на этой улице можно купить красивое настоящее сари или костюм национальный, продаваемая здесь одежда ничем не отличается от той, что к нам привозят на индийских выставках. Разве что она значительно дешевле. Купить тунику или сарафан на лето здесь вполне реально. Красивую качественную одежду лучше поискать в Маргао, в бутиках, но и стоимость уже будет сопоставимая. На этой же улице алкогольные магазины и аптеки, цены такие как в Уторде, но лучше даже алкоголь заранее купить, так как за день отлёта в Россию, в магазинах он резко кончается. Мне кажется, что на этой улице в Колве я потратила не больше 1000 рупий: 3 слона из камня, туника, текстильная сумочка, браслеты и серьги. Ох, сумки наши были тяжелы, поэтому в отель возвращались на тук-туке (400 рупий).

Just Goa: Южный Гоа, Уторда. Когда Индия «зашла»...

Вместо послесловия. Мы посетили Южный Гоа, очень маленькую часть этой колоритной страны, где богатство и бедность живут на одной улице, где пряная индийская кухня не сшибает вас с ног, а сглажена португальской колонизацией, где Боливуд живёт в душе каждого индуса, где корова — священное животное, но и самое несчастное. Конечно, Гоа — это не Индия-Индия, это наиболее финансово благополучный штат, но даже в нём, можно найти хибары, покрытые плёнкой от дождя, рядом с которой сидит старый улыбающийся индус. Честно говоря, для меня было большой неожиданностью, что в Гоа мне так понравится, я считаю себя всё-таки ближе к европейцам. Но Индия незаметно, так по-тихонечку, завоевала своё местно в моей жизни. Уверена, что я сюда обязательно вернусь. А пока, вот вам ТОП-10 вещей, чтобы Индия «зашла».

1) Оставить «мозг» дома. Смотрите на Индию широко открытыми глазами, можно даже в розовых очках. Слейтесь с местными, не будьте туристами, будьте своими, напитайтесь культурой и индийскими красками. Забудьте всё, что вы прочитали об Индии и Гоа, составляйте своё собственное мнение.

2) «Смотрите выше уровня ваших глаз». В Гоа и по всей Индии проблема с урнами и мусорными вёдрами, поэтому весь мусор лежит на улицах, возникает постоянное ощущение грязи, кроме того в засушливый сезон примерно метр от земли покрыт красной пылью. Смотрите выше уровня ваших глаз, там пальмы, красивые дома, интересные люди. Неважно, что под вашими ногами. А уж если вы случайно наступите в коровью лепёшку, считайте, что текущий год будет счастливым. Поверье есть такое у индусов)))

3) Лежать «тюленчиком» на пляже или скакать на волнах. В Южном Гоа прекрасные светлые, чистые пляжи с широкой полосой и отсутствием большого количества людей. Море тёплое и чистое, к вечеру бывает прибивает мусор с кораблей, т. к. в марте меняется течение. В основном волны, но с утра можно спокойно плавать. На пляжах есть все сопотствующие развлечения: мехенди, массаж, еда и коктейли, парасейлинг. Пиво, футбол на пляже с местными, песчаные замки — ОБЯЗАТЕЛЬНО!

4) Прогулки по пляжу на закате. Закаты в Гоа необыкновенно красивы. Оранжевый диск солнца садится в морскую гладь, оставляя в воде солнечную дорожку. Шикарные фотографии получаются.

5) Наесться рыбы и морепродуктов на год вперёд. Морские гады и рыба удовольствие в Гоа не дешёвое, но у нас в России тем более, только-только выловленную, свежую рыбу не найти, поэтому поглощаем полезный белок как можно больше. Утром креветки в спринг-ролле, днём салат с креветками или лапшу, а вечером сибас на гриле. На следующий день повторить! В первую неделю может очень сильно хотеться красного мяса, ломает слегка, но как подумаешь откуда они этих бедных коров берут, сразу больше не хочется.

6) Ежевечерний ром и экзотические фрукты. Привезла домой в Россию и ром, и фруктов, но как-то вообще не то, видимо в наш снег в марте только водка с огурцами. А вот в Гоа мы каждый вечер такой поздний перекус устраивали, благо цены на алкоголь там вообще супер бюджетные, а за фруктами стоит просто 1 раз съездить на рынок в Маргао, а потом всё запихнуть в холодильник. Экзотику лучше употреблять там, где она растёт.

7) Поторговаться на рынках в Маргао и Колве и с чувством полного удовлетворения набрать вещей на 10 кг. Даже если вы не хотите ничего покупать, поторговаться всё равно стоит. В Гоа это же целая традиция, пусть на фрукты они вам цену и не скинут, но зато примут вас как своего. Ну, а если вдруг у вас обнаружилась торговая жилка, то уже не стесняясь, берите всё, хоть всем подругам и мужу по шараварам, оптом то дешевле. Главное, запихнуть всё в чемодан, а на таможне дурочкой прикинуться, мол ничего не знала о перевесе.

8) Взять экскурсию для «галочки». Пакетные экскурсии в Гоа, как я писала выше, это определённо не моя тема, т. к. меня увлекает процесс самостоятельного изучения традиций и достопримечательностей. Но одну мы брали, чтобы окончательно убедиться в их провале, местами мне даже понравилось, особенно то, что познакомились на ней ещё с нашими туристами, потом на пляже тусили вместе. Ещё лучше, взять напрокат машину, и поехать например в Панаджи или в Северный Гоа на ночной рынок в Арпоре.

9) Поехать на ночной рынок в Арпоре. Ночной рынок находится в Северном Гоа, в Арпоре, проходит каждую ночь с субботы на воскресенье. То, что рынок ночной сильно преувеличено, т. к. работает он с 17:00 до 22:00, скорее вечерний. Такси в Арпору из Уторды обойдётся примерно в 2000 рупий (туда-обратно и ожидание 2–3 часа), поэтому лучше найти попутчика. А вообще рынок этот интересен не своими товарами, т. к. цены на нём ориентированы на туристов, а тусовкой. Это огромная дискотека под открытым небом. Большая площадка делится на 3 зоны: торговую, фуд-корт, танцпол. На фуд-коре можно отведать и что-то совсем аутентичное индийское, типа морковной халвы, и что-нибудь европейское. На танцполе же отжигают диджеи с транс- и электронной музыкой, здесь же тусуются и все хипстеры. На Южном Гоа с такими дискотеками проблема, но может быть это и хорошо, т. к. пляжи остаются чистыми.

10) Совместить поездку с фестивалем красок Холи. Самоё большое моё разочарование от поездки в Гоа, мы улетали в Россию рано утром 21 марта, в день этого праздника. Поучаствовать не удалось. Это очень яркий, эмоциональный фестиваль. Главное, одевать одежду, которую вам не жалко, а ещё лучше одеть белую футболку и потом её сохранить для потомков.

Для меня Индия и Гоа определённо «зашла». Всем Намасте!!!!