Турист Andybaikalov
был 1 апреля 2019 19:41

Торжок — Россия Январь 2019

Автомобиль или электричка?

В Торжок проще всего добраться на электричке. Зимой, из-за короткого светового дня, приходится выбирать самую раннюю — в 6.58 утра. «Ласточка» идет с Ленинградского вокзала, билет стоит 535 рублей. Прямой электрички до Торжка нет, приходиться пересаживаться в Твери. Хорошо, что время ожидания между электричками всего 9 минут. И уже в 10 часов вы в Торжке. Если вам больше нравится автомобиль, то дорога до Торжка не вызовет затруднений.

Впечатления о дороге Москва-Торжок

Дорога до самого Торжка отличная. И это одно из самых больших удивлений. Столько негатива я слышал про трассу М10, что готовился после Клина увидеть разбитые дороги. Ничего подобного! В Тверской области дорога даже лучше, чем в Подмосковье. Например, разделительные ограждения подняты на такую высоту, что блокируют свет встречных машин. В Подмосковье пока до этого не додумались.

Добраться до Торжка можно и по платной трассе М11. Не совсем, конечно, до города, но половину пути проехать с комфортом, минуя постоянные заторы в Солнечногорске, Клину и деревнях по маршруту, в которых понатыкали светофоров.

Пока платная трасса проложена до деревни Ямуга. Проезд обойдется от 400 до 600 рублей, в зависимости от того, где вы заехали на платную дорогу. Конечно, дорого, но, с другой стороны, самая худшая в мире экономия — это экономия на своем отдыхе. Раз уж поехал отдыхать, так отдыхай!

Загадки древнего Торжка

Проезд по платной трассе до Ямуги обошелся мне в 400 руб.

По времени дорога заняла 4,5 часа. Кто-то удивится — как же так, навигатор показывает 3 часа. Весь секрет в том, что во время движения постоянно возникают мелкие заторы, бесконечные светофоры, ограничение скорости и так далее. Так по минуте-другой и набегают лишние полтора часа. Это реальность. До Торжка ехать не менее 4 часов по свободной дороге. А если снегопад, то и больше. Однажды я ехал из Москвы в село Константиново, родное село поэта Сергея Есенина. За 4 часа я проехал 40 километров, плюнул и развернулся обратно. С тех пор в Рязанскую область я езжу только на электричке.

Настоящая пробка была только в селе Спас-Заулок. Кто и как додумался установить там светофор и пропускать автомобили по 15–20 секунд, не известно. Скорее всего, какой-нибудь местный царек для своего удобства.

И еще. На трассе М10 много частных камер слежения за скоростью. Их владельцы получают процент от ГИБДД, поэтому не превышайте скорость. Соберете столько штрафов, что поездка по платной трассе выйдет дешевле.

Торжок — город купеческий

И вот мы добрались до Торжка. Город возник на месте пересечения торговых путей между Новгородом и Москвой, и здесь купцы вели торги, отсюда и название города — сначала Новый Торг (Новгородский Торг), а затем уже и Торжок. До революции более 70% населения города составляли купцы.

Загадки древнего Торжка

Новоторжские купцы торговали со всем миром

За свою многовековую историю город 6 раз горел, и один из самых страшных пожаров случился во время монголо-татарского нашествия в 1238 году. Две недели новоторы сдерживали натиск орды, но затем город пал. В отместку хан Батый приказал сжечь город дотла. Археологи подсчитали, что культурный слой этого года на 50 см. состоит из золы. Это означает, что завоеватели полностью стерли Торжок с лица земли. Но спустя 10 лет в городе вновь стали строить дома и Торжок возродился. Правда, чтобы вернуться прежние границы, ему понадобилось почти 150 лет.

А вообще Торжок древнее Москвы, впервые в летописях он упоминается в 1035 году. Основателем города считают Ефрема Новоторжского, венгерского монаха, который вместе с братом Георгием служил при дворе князя Бориса, позже убитого своим братом Святополком. В 1038 Ефрем заложил первый камень в строительство собора первых русских святых Бориса и Глеба — Борисоглебский мужской монастырь.

Что посмотреть в Торжке

Когда-то в Торжке было 29 церквей, не считая домовых. Во время праздников весь город погружался в колокольный звон. Самая высокая точка Торжка — Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа с колокольней, которая поднимается на высоту около 40 метров, а если считать и шпиль, то и все 53,5 метра.

Загадки древнего Торжка

Церквей в Торжке до революции 1917 было очень много. Сейчас действующих осталось 10

На колокольню можно подняться, стоит это 100 рублей. Путь наверх займет около 7 минут. С высоты открывается красивый вид на историческую часть Торжка. Зимой очарование несколько сглаживается из-за серо-белой гаммы, а летом, в буйстве красок, вид на город великолепный.

Загадки древнего Торжка

Визитная карточка Торжка — Церковь Вознесения (Тихвинская). Впервые храм упоминается в 1653 году, затем его неоднократно перестраивали.

Церковь Вознесения (Тихвинская). Стоит на этом месте уже 366 лет

Храм построен без единого гвоздя и внутренних перегородок. Если поднять голову вверх, то на высоте 20 метров видна старинная роспись.

Загадки древнего Торжка

Так же как и я, 100, 200 и 300 лет назад поднимали головы люди в храме. Вот только расписан он был полностью от потолка до пола. Сейчас сохранился только фрагмент росписи

А еще стоит посетить музей при фабрике «Торжокские золотошвеи». Там до сих пор используют старинные методы шитья. Вышитые женские сумочки и клатчи вполне могут составить конкуренцию Louis Vuitton, а стоят намного дешевле.

Косметичка от золотошвей Торжка. Выглядит не хуже заморских Louis Vuitton

Загадки древнего Торжка

Гости Торжка часто удивляются — почему в маленьком уездном городе такие большие по размеру храмы? Ответ простой — город-то купеческий, и каждый купец, достигший высокого положения, старался дать на строительство храма денег больше, чем сосед. Поэтому и церквей было много, и по размеру они большие.

В поисках загадок Торжка и ответом на них стоит отправиться в собор Бориса и Глеба. На церемонии начала строительства присутствовала Императрица Екатерина II. Позже для императрицы в городе построили Путевой дворец, то есть дворец, в котором царь останавливается «на пути» куда-либо. Но Екатерина II не захотела возвращаться в Торжок еще раз, потому, что по местной легенде, у нее украли два чемодана с вещами во время первого визита. Факт пропажи вещей зафиксирован в городских хрониках, но было ли это воровство или обычное русское разгильдяйство?

А еще местные жители верили, что монахи Борисоглебского мужского монастыря умели предсказывать погоду. Если монах поднимался на звонницу в черной одежде, то быть дождю. Если в светлой, то и день будет светлый и ясный. Никто из них и не догадывался, что монахи смотрели на барометр, прежде чем звонить в колокола.

В Торжке много раз останавливался поэт Александр Сергеевич Пушкин во время поездок из Петербурга в Москву и обратно:

На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай
И отправься налегке.

Загадки древнего Торжка

Те самые «пушкинские» пожарские котлеты. Совсем не похожи на «пожарские» котлеты из «Му-му», верно?

Именно в Торжке появились всем известные пожарские котлеты, которые были названы в честь хозяйки гостиницы Евдокии Пожарской. Был в Торжке и магазин коньячного короля Шустова, того самого, который нанимал студентов для драк в кабаках, если им отказывались подавать коньяк Шустова. Вот такой был маркетинг!

Загадки древнего Торжка

Шустов нанимал студентов и те ходили по кабакам, требуя коньяк Шустова. Скоро все владельцы кабаков, трактиров и лавок стали продавать коньяк Шустова.

Отведать пожарских котлет по старинном рецепту можно в кафе «Лира», которое находится по адресу ул. Дзержинского, 73. Кто только не ел эти котлеты — и Пушкин, и Гоголь, и Вяземский, и Аксаков, и даже Император Николай I. А Дмитрий Сергеевич Лихачев так написал о гостинице Пожарских: «Через гостиницу Пожарских прошла вся русская культура XIX века».

Резюме

Торжок очень фотогеничен. Это город, в котором человек с фотоаппаратом обязательно найдет для себя что-то свое, включая классические виды «как на открытках», так и небольшие дореволюционно-советские фотозарисовки. Но главное, пожалуй, что в Торжке сохранился дух русской провинции, дух настоящей, а не лубочной России, которую старательно пропагандируют по телевизору.

Теги: Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм