Турист Анастасия (sheftali)
Анастасия
была вчера 8:21

Саннефьорд, Осло — Норвегия Февраль 2019

Каждый год специалисты из разных серьёзных международных организаций вычисляют путём разных хитрых подсчётов самую счастливую страну в мире. И неизменно последние несколько лет рейтинги счастья возглавляет Норвегия. Маленькая северная страна с населением всего 5 миллионов человек, ко всему прочему, оспаривает у Катара 1 место в мире по уровню жизни местного населения.

В поисках норвежского счастья

Но такая благодать была не всегда. Долгие мрачные столетия Норвегия буквально влачила жалкое существование иплелась в самом хвосте Европы по своему развитию. Викинги, предмет гордости и славы, бродили по всему миру не от хорошей жизни, не от туристического любопытства осваивали Гренландию, не из спортивного интереса занимались грабежами. Крайняя бедность гнала их искать себе приключения.

Сейчас, конечно, этот факт стараются убрать из картины мира. В музее викингов эти самые викинги предстают перед вами как неугомонные странники, жаждущие познать этот мир. В один ряд с ними поставлен и Руаль Амудсен, первым в истории человечества достигший Южного Полюса, и Тур Хейердал, пересёкший на примитивном плоту Тихий океан. Как и не любят норвежцы распространяться о том, что буквально совсем недавно, в 1960х годах ни о каком счастливом населении речь не шла. Норвегия, согласно статистике, занимала лидирующее место в мире по количеству самоубийств. До сих пор, кстати, этот миф жив и здоров. Но это только миф.

В поисках норвежского счастья

С тех пор много чего изменилось. И прежде всего, изменилась экономическая ситуация. В Норвегии нашли нефть, много нефти, и о бедности в этой стране забыли. Все нефтяные доходы пошли не на создание прослойки олигархов, а на развитие страны. И настолько успешно правительство справилось со своей задачей, что можно сказать о создании развитОго социализма в отдельно взятой стране без революций, без диктатуры пролетариата, да и вообще без насилия.

Итак, в чём же состоит норвежское счастье? Понятие счастья, конечно, весьма условное, но всё же в общем включает в себя следующие составляющие: ВВП, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, отсутствие коррупции, свобода выбора, толерантность, эмоциональный фон, социальная защищённость и состояние экологии. Вот по всем этим показателям Норвегия впереди планеты всей.

В поисках норвежского счастья

Но это теория. А как же на практике всё это выглядит? У меня было всего 5 дней, чтобы понять норвежское счастье. Конечно, лучше всего эту страну посещать летом, чтобы увидеть всё величие знаменитых фьордов. Но я побывала здесь в феврале и совсем не на фьордах. Мне досталась столица страны и лучший летний курорт Норвегии — Саннефьорд. Программа пребывания не самая интересная и совсем меня не вдохновляла, увидеть что-то особенное я даже не надеялась. В моём понимании только ненормальные ездят зимой в Норвегию. Но не объяснишь же это некоторым работодателям.

Все мои опасения оказались напрасными. Норвегия понравилась мне невероятно с первой улыбки пограничного офицера, благодушно пустившего меня в страну без долгих вопросов. Вот с этой минуты и стало понятно, в чём же состоит норвежское счастье. В людях оно, а не в деньгах. В отношении к природе и живности. В умении жить в гармонии с окружающим миром, радоваться простым вещам и не обращать внимания на социальные условности.

О единственном в мире Саннефьорде

Сказать, что меня удивило наличие в Норвегии летнего морского курорта, значит ничего не сказать. Что угодно мне представлялось в качестве места отдыха, но только не аналог родного Геленджика. Ещё больше я удивилась тому, что летом на этом курорте не просто прогуливаются по набережной и принимают воздушные ванны, кутаясь в непродуваемые ветровки, а купаются и загорают. И это не моржи, любящие похолоднее. Море в этом фьорде прогревается до вполне комфортных для норвежцев + 20. И в разгар сезона тут яблоку негде упасть, так говорят местные.

В поисках норвежского счастья

Но зимой никаких отдыхающих не было видно. По набережной гуляли только наглые утки-лебеди, порт оживал только во время прибытия парома из Осло (кстати, очень популярный вид транспорта в передвижении между скандинавскими странами, норвежцы очень любят кататься в соседнюю Данию и Швецию за продуктами, которые там гораздо дешевле).

В стародавние времена это был мощный порт викингов, отсюда они отправлялись торговать/воевать/грабить. О чём свидетельствует найденный в далёком 1880 году Гокстадский корабль, ныне хранящийся в Музее Викингов в Осло. Позже Саннефьорд стал китобойной столицей Норвегии, нажил на этом кровавом промысле весь свой буржуазный лоск. Ещё позже здесь открыли полезные для здоровья минеральные воды, и город получил статус модного курорта. Этакий норвежский Баден-Баден. Весь бомонд считал своим долгом построить себе тут дачу и проводить летний сезон. Со временем популярность местных минеральных вод сошла на нет, но город остался модным и невероятно дорогим дачным местечком.

В поисках норвежского счастья

Зимой здесь любят проводить всякие корпоративные выходные различные банки, врачебные ассоциации и прочий средний класс. Многие отели работают с ориентацией на подобный отдых. Ещё больше популярны здесь тренинги и конференции. И это хоть немного разбавляет «сонную тишину города Удоева». Если бы не отдыхающие, гоняющиеся с горящими глазами за утками, в городе однозначно можно было бы снимать кино о конце света, после которого люди не выжили. А городок этот весьма очарователен.

Хоть на каждом углу и ждут вас напоминания о китобойном прошлом. Это и музей китобойного промысла (единственный в мире), и кварталы домов богатых китобоев, и гарпун для охоты на китов, и единственное в мире сохранившееся паровое китобойное судно, навеки пришвартованное в местном порту и — ужас для Гринпис — памятник китобоям.

В поисках норвежского счастья

Для прогрессивного человечества, конечно, такие достопримечательности выглядят малопривлекательно. Но сами норвежцы не видят ничего в этом такого плохого. Ну убивали китов и что тут такого? Надо же было как-то жить. В качестве лирического отступления: в начале 20 века в городе работало 25 китобойных компаний. На этом жестоком промысле город богател до 50х годов прошлого века. Потом китов стало попадаться всё меньше и в 1968 году промысел окончательно был закрыт. Количество китов достигло критической отметки, мировое сообщество стало возмущаться. Практически все страны подписали множество конвенций о запрете такой «рыбалки».

В поисках норвежского счастья

Но …Норвегия, Япония и Исландия наплевали на мировое сообщество и продолжают охотиться на китов. Норвегия в этом отношении так переплюнула всех. Они ведут именно коммерческий промысел китов. Сами себе устанавливают квоты и квоты эти огромные — 1000 животных. При этом не жалеют даже беременных самок. Все мировые экологические организации бьют по этому поводу тревогу, но пока безрезультатно. В стране, где с огромной любовью относятся к своей природе, такая политика вызывает недоумение.

В поисках норвежского счастья

Кроме вышеперечисленнго, в Саннефьорде можно увидеть несколько очаровательных церквей, одна из которых является единственной в мире плавучей, множество очаровательных дач и пару смотровых площадок. Есть ещё озеро метеоритного происхождения, но в снегу оно не произвело никакого впечатления. И ещё — это город потрясающих рассветов. Учитывая, что зимой рассвет тут наступает ближе к 9 утра, есть все шансы прекрасно выспаться и любоваться чудом начала дня за чашечкой кофе в любом прибрежном кафе.

Потрясающий Осло

Осло на меня произвёл весьма противоречивое впечатление. Это город с очень странной атмосферой. Местами она лёгкая, воздушно-кофейная, местами тяжёлая, удушливо-тягучая, местами сонная, похожая на осеннюю муху, местами потрясающая, от слова «трясти».

В поисках норвежского счастья

Вот такое «трясущее» место в Осло — парк скульптур Вигеланда. Пожалуй, это и есть сердце Осло. Здесь всё очень странно, необычно, прекрасно и ужасно одновременно. Есть несколько психических синдромов, поражающих путешественников. Они известны миру давным-давно и прекрасно описаны в художественной и медицинской литературе: флорентийский синдром — потрясение прекрасным, парижский синдром — потрясение бескультурьем, иерусалимский синдром — потрясение святостью. И вот нужно обязательно зафиксировать ещё и вигеландский синдром — потрясение ужасно-прекрасной гениальностью.

В поисках норвежского счастья

Парк расположился под открытым небом, в нем разместились 227 скульптур из различных материалов: гранит, железо, бронза. Экспонаты были созданы норвежским скульптором Густавом Вигеландом. Мастер создавал только обнаженную натуру и у всех этих скульптур его лицо. Вы только представьте — сотни обнажённых мужчин разного возраста с одним лицом…Женщины тоже странно выглядят. Хоть сам скульптор и создавал этот парк с намерением показать всю полноту жизни со всеми её эмоциями, как-то все эти эмоции скорее негативные.

В поисках норвежского счастья

А дети…В Норвегии очень милые дети, все, как один светловолосые, голубоглазые, как ангелочки на старинных рождественских открытках. Но не у Вигеланда. Его дети — олицетворение человеческих грехов и слабостей. Они явно мучают всех взрослых или злобно торжествуют и хихикают по углам. Сам по себе парк великолепно спроектирован, прекрасные пруды с утками и лебедями, дорожки, аллеи — всё очень гармонично, но моё личное впечатлением — я побывала в голове у душевнобольного. Хотя я заранее была готова, много читала о нём, знакомилась с символикой скандинавской мифологии, изучала особенности скандинавского мышления — всё это мне не помогло. Я думала, что может быть ужаснее описания любимой казни викингов — кровавого орла, но нет, центральный монумент парка превзошёл и это зрелище. После посещения парка нестерпимо захотелось выпить чего-то крепкого))

В поисках норвежского счастья

Стало понятно, почему же до сих пор в Норвегии проблема алкоголизма является очень актуальной. Но выпить в Осло целое дело — можно разориться, бутылка пива в захудалом баре стоит 1000 рублей. Да и вообще Норвегия очень дорогая страна, шоппинг здесь доступен только азиатским туристам, даже на магнитиках сувенирных не разгонишься, о чём-то более интересном я умолчу. С другой стороны, это однозначный плюс для культурного просвещения, ничто не отвлекает от вдумчивого изучения достопримечательностей и неспешных длительных прогулок. А гулять пешком прийдётся тоже много, ибо одна поездка в общественном транспорте в Осло стоит 330 рублей.

В поисках норвежского счастья

Итак, где же гулять в зимнем Осло? Сугробы реально метровые, снег в Норвегии особенно не убирают. А зачем, само весной растает. Всем, кому падать не хочется, надевают на ноги специальные противоскользящие насадки, остальные как-то приноровились и без них. Недаром Норвегия впереди планеты всей по разным видам лыж) То есть парки отпадают. Да и вообще, вдруг в остальных парках есть аналоги скульптур Вигеланда, тут никакая психика не справится.

В поисках норвежского счастья

Остаётся посещать музеи, исследовать крепость Акерсхус, и прогуляться по главной улице города- Карл-Юхангате. Начинается она от железнодорожного вокзала и, словно нить ожерелья, нанизывает на себя все главные достопримечательности столицы: Кафедральный собор, Национальный театр, университет, парламент (на мой взгляд, самое красивое местное здание), множество магазинов, художественных мастерских и памятников различной художественной ценности.

В поисках норвежского счастья

Заканчивается всё это великолепие королевским дворцом, который выглядит как дворянская усадьба помещика средней руки. На нашего человека этот дворец не производит никакого впечатления, пуританская скромность чужда нашему менталитету. Смена караула тоже зрелище не на миллион, никакой стати у гвардейцев, а половина этого караула вообще хрупкие барышни. Но дворец всё же интересен как символ прогресса. Как гласит легенда, король отказался в нём жить после того, как узнал, что там нет современной системы канализации и пришлось эту канализацию строить по всему городу.

В поисках норвежского счастья

Изучение крепости Акерсхус вылилось в настоящее спортивное приключение. Я уже упоминала, что снег здесь никто не убирает, и вот в этой крепости лёгкая оттепель превратила всё пространство в каток. Самое интересное, никто из официальных лиц не стал переживать, что посетители переломают себе ноги или того хуже, шеи, и крепость не закрыли. И с утра можно было наблюдать соревнования людей за своё вертикальное положение. Хрупкие китаянки, одетые в тоненькие кеды и воздушные юбки, мужественно осваивали все существующие виды катания на попе по пути на смотровую площадку крепости. Когда и мы туда доползли, нас чуть было не унёс ветер, идея погулять по набережной и покататься по акватории Осло-фьорда умерла в зародыше. Этот самый ветер погнал нас по музеям.

В поисках норвежского счастья

В Осло музеев много, но какие-то они не особо завлекательные. Точнее, сильно на любителя. Если вы интересуетесь специфическими особенностями лодок и кастрюль викингов, то вам будет интересно, или вдруг вы поклонник современного искусства. Но есть тут особый музей, таких в мире, наверное, больше нет. И это не музей в полном смысле этого слова, это магазин ручных поделок со всего мира, расположенный в Центре Нобелевской премии мира. Хоть сама эта премия вручается в мэрии Осло, в этом Центре расположен музей и магазин. Музей можно пропустить, там только фото лауреатов, а вот магазин мне очень понравился. Хоть и очень дорогой. Много интересных и красивых вещиц. Если уж и тратить деньги в Норвегии на сувениры, то лучше всего сделать это здесь.

В поисках норвежского счастья

Но больше всего мне лично понравился район ж/д вокзала Осло. Здесь кипела и булькала жизнь. Половина этого кипения- наркоманы, часть-арабы и прочие беженцы, но всё же здесь много других прелестей: это и архитектурное решение района, которое сразу навело на мысли о Большом Яблоке, и самые вкусные кофейни, но главное, только здесь в Осло царила весёлая атмосфера. Все куда-то спешат, чего-то хотят, что-то жуют.

В поисках норвежского счастья

Если вы получите психологическую травму от знакомства с парком Вигеланд — вам срочно нужно сюда. Поболтаете с продавцом в лавке курдских сластей и потрясение станет заметно меньше. Если вдруг судьба меня ещё раз занесёт в эти края, определённо поселюсь в этом районе. Но смею надеяться, что судьба понесёт меня по Норвегии прямиком в её чудесные фьорды. Буду об этом просить местных троллей))