Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 18:38
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Калания — Йемен Январь 2014

Предыдущая часть — Незабываемая Сокотра. Чайки над волной

У каждого из нас своё мироощущение. Что-то нравится нам сильнее, что-то меньше. Некоторые вещи не производят впечатления, что-то наоборот вызывает отторжение и негатив, но у кого-то именно это остаётся в памяти как самое яркое и самое удивительное…

Находясь на Сокотре, нам с женой посчастливилось побывать в гостях у пещерного человека. Впрочем, он не совсем пещерный…

Одним словом, дело было так. Приехали мы вечером в Калансию и пошли прогуляться по заливу. Вечерело, и солнце уже спряталось за гору. Послужившая мне верой и правдой аккумуляторная батарейка к концу дня уже была никакой. Сам не зная почему, я подошёл к рыбаку, который нёс пойманную рыбу, озвучив своё желание сфотографировать его вместе с уловом.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

Парень довольно хорошо говорил по-английски, и вот так сразу предложил нам пойти к нему в гости. Ни в какие непонятные гости мы идти не собирались, но разговор решили поддержать. Далее выяснилось, человека зовут Ахмед, и приглашает он нас на ужин в свою пещеру, которая находится на горе, чуть дальше от кемпинга.

Жестикулируя руками, Ахмед показывал и смачно объяснял, как он приготовит для нас пойманного кальмара или припрятанную ракушку. Я как современный человек, привыкший к обману и к подставам, понимал — здесь вовсе не этот вариант. Рыбак действительно честно и искренне приглашал нас к себе в гости, и слово «пещера» действовало при этом магически.

В кемпинге через час должен был состояться гарантированный ужин, и ночной поход по камням непонятно куда, вызывал серьёзные опасения. Опытный путешественник в таких случаях говорит: «Тумору».

Так поступили и мы. Однако на следующий день, вернувшись с морской прогулки, в посёлке Калансия мы вновь встретили этого человека. Из разговора с нашим гидом удалось выяснить, что чуть дальше от кемпинга действительно имеется пещера, в которой живёт этот обаятельный парень, и к нему туда в гости действительно ходят туристы. После обеда нам предстоял переезд куда-то в горы.

Если мы не уезжаем из Калансии во время, то соответственно в горах мы что-то не увидим, ибо световой день на острове короткий. Обычно я люблю, чтобы всё шло по плану, но здесь сам не зная почему, я согласился пойти в гости к этому парню, тем более нас пообещал сопровождать Эднан, а он в этой пещере уже бывал.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

Шагаем вдоль моря в нужном направлении.

Где-то тропинка крадётся по горе, где-то наоборот легче обойти препятствие по воде.

На середине пути нас встретил Ахмед, и далее сопровождал нас. В одном из гротов он показал свои две лодки.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

Причём одна из них очень старая, выдолбленная из единого ствола. Таких больших деревьев на Сокотре нет. В прежние времена лодки для продажи на остров пригоняли африканцы, и плыли они сюда своим ходом на вёслах. Скоро, даже здесь подобные раритеты можно будет увидеть только в музее.

Бредём вдоль берега по воде. От внимательного взгляда провожатого не ускользает ни одна деталь. Ахмед обращает наше внимание на панцирь погибшей черепахи,

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

предупреждает об острых камнях, находит в воде морской огурец, достаёт из тайного места заготовленные для нас ракушки.

Морской огурец это такое морское существо действительно похожее по форме на огурец. Его тоже едят, но угощать нас этой штукой рыбак не захотел.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

А вот ракушки это действительно деликатес. На рыбных рынках мне приходилось видеть подобный тип моллюсков размером с хорошую ладонь — стоят они всегда дорого. Несправедлив этот мир! Человек находит ракушку и оставляет её до поры до времени на мелководье, а моллюск даже не предполагает, что он уже обнаружен и запланирован на ужин.

Ракушка никуда не убежит. Главное, чтобы её не подобрал другой человек. Выходим из моря и поднимаемся в гору. Ахмед показывает фрагмент челюсти какой-то огромной рыбы.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

Далее рассматриваем кусочек её позвоночника и гигантские рёбра.

Море возле Калансии мелкое, и во время отлива вода отступает далеко. Несколько лет назад на мелководье попал кит. Наверно где-то в США или в Австралии животное стали бы спасать, но Сокотра это другой мир. Народ обрадовался подарку Аллаха. Животное зарезали по всем правилам ислама, и поделили тушу на части. «Вкусное было мясо», — вспоминает Ахмед. Далее он хвастает своим хозяйством. На горе имеется небольшой пятачок, где растут помидоры и алоэ. Если с помидорами всё понятно, то алоэ необходимо из медицинских соображений.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

Движемся к пещере. Пологий склон подступает к отвесной пятидесятиметровой скале, у основания которой чернеет пустое пространство, словно дырка зуба при кариесе.

Хозяин предлагает войти посмотреть его быт. Пещера шириной не менее 8 м, высотой 2–3 м, а глубина её примерно 30 м.

По грунтовым отвалам, подсвечивая фонариком, поднимаемся в её нутро. В конце пещера сужается до маленькой узкой норы, символический вход в которую обложен камнями. Дышать здесь просто невозможно. Воздух какой-то спёртый, наполненный пылью.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

Как-то раз к Ахмеду приходил бельгийский турист. Он пролез в этот узкий лаз и нашёл там железную миску, которую не стал отсюда забирать.

(Фотография миски сделана (Фотография миски сделана в темноте со вспышкой, поэтому она несколько неудачна и не передаёт объём).

Парень был вовсе не археолог. Учёные данную пещеру не изучали, но тут и без них понятно, что узкий лаз служил местом для захоронений. На Сокотре захоронения в пещерах производились вплоть до середины прошлого века. Голод периодически выкашивал большое количество островитян, и у живых порой просто не было сил, чтобы уносить и закапывать умерших.

Пещера Ахмеда завалена грунтовым отвалом, шагая по которому у меня была стойкая уверенность — здесь можно найти древние артефакты.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

Так, например место, служившее костровищем, сантиметров на 20 засыпано песком и каменной крошкой. А что рядом? А что под костровищем? А что ещё есть в узком проходе, там, где была найдена миска?

Самое интересное, Ахмед родился именно в этой пещере, и произошло это в тот год, когда со стадиона «Лужники» в московское небо взлетел олимпийский Мишка. Пещерный человек показывает нам в потолке камень с дырой, к которому его в грудном возрасте, замотав в шкуры, подвешивали в люльке на верёвке.

В 60-х годах прошлого века по Сокотре путешествовал англичанин Браун. Он застал здесь большое количество обитаемых пещер — козы и овцы загонялись вглубь, люди спали у входа.

У них было всего четыре овечьи и две козьи шкуры, одно одеяло, два отреза ситца, три деревянные и две алюминиевые чашки, одна тарелка, одна кастрюля, два бурдюка, один нож в ножнах. Женщина украшений не имела, а одежды, помимо той, что была на обитателях жилища, в пещере не было.

Британец также отметил, что пещерные бедуины почти не контактировали с жителями долин — островитяне делились на множество этнических групп. В любом случае быт пещерных людей за 20 лет после Брауна изменился не сильно. Российский учёный-востоковед В. В. Наумкин в своей книге Острова архипелага Сокотра также описывает, как он посещал подобные жилища, правда это было уже в 80-х годах прошлого века.

Мы провели ночь в пещере гостеприимного Ахмеда Гамута Агмхи из племени агмхо. В хозяйстве его содержалось 70 коз, 10 овец. Женщины ткали одеяла из овечьей и козьей шерсти. У жены Ахмеда был свой ткацкий станок. Первая его жена умерла, оставив сына и пять дочерей. Сын в то время находился на военной службе, четыре дочери были замужем и жили у мужей, пятая развелась с мужем и вернулась к отцу с маленьким ребёнком. Она в той же пещере работала на собственной швейной машинке — шила платья.

Ахмед женился вторично, от второй жены родился его младший сын. Пещера Ахмеда довольно бедна, утвари мало, хотя он был шейхом одного из родов племени.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

Правительство Йемена построило для сокотрийцев дома, пусть маленькие и без водопровода, но в любом случае, в пещерах в наше время на острове мало кто живёт. Наш пещерный человек тоже имеет в Калансии дом, но приходит в своё родовое жилище как в гараж. Наверно у мужчин в разных странах возникают одинаковые желания — отдохнуть от своей женщины…

Близость кемпинга сыграла важную роль. Постепенно туристический аттракцион под названием кафе-пещера стал пользоваться популярностью. По словам Эднана, туристы приходят сюда почти каждую неделю.

Хозяин, наложив камней, разровнял у входа склон, сделав там площадку, где и расстилает для гостей покрывало.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

Мы садимся и просто любуемся на горы и на залив.

Вчерашнюю рыбу Ахмед тоже сюда принёс, но, как и обещал, готовить для нас начал ракушки. Обычным ножом он вскрывает моллюсков.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

На двух открытых половинках взору предстаёт что-то слизистое, жёлто-красное, водянистое…

Сокотриец аккуратно срезает эту мякоть и кладёт в чёрный, видавший многие виды котелок. С помощью зажигалки он разводит костерок, на который ставит кастрюльку, накрывая свою стряпню створкой ракушки.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

Ожидая угощенье, и предвкушая трапезу, у нас текут слюнки. Повар спрашивает, варить ли ещё кальмара? Услышав дружное да, хозяин пещеры начинает его чистить.

Надо сказать, кальмары я очень люблю, и обожаю их готовить.

Однако я уже забыл, как они выглядят в природе живьём, поэтому наличие возле щупальцев двух длинных похожих на кишку ответвлений, для меня явилось открытием. Кстати, этими длинными «шлангами» моллюск изучает пространство, и ищет пищу, захватывая добычу уже щупальцами.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

Тем временем наша еда сварилась. Повар достаёт из кипятка ракушки, разрезает на кусочки и подаёт вместе с мидиями. Еда лежит в створках ракушек, словно на тарелке.

Вкус свежего морепродукта просто великолепен! Здесь не нужны никакие специи, соусы и добавки. Мы наслаждаемся едой, а Ахмед уже режет кальмара и отправляет его в котелок.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

Я спрашиваю Ахмеда, где он берёт воду? Он отвечает, что наполняет бутылки во время дождя. Ещё, он как-то умеет собирать росу, ну, и, в крайнем случае, приносит воду из дома. Жена в пещеру приходила, но стать пещерной женщиной не захотела, так и хозяйствует Ахмед сам в своём родовом гнезде.

От наглых птиц соорудил пугало — этому научил отец.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

Верный его заветам, сын даже умеет получать из морской воды соль, и продаёт её землякам.

Туристы в пещеру приходят. Всем очень нравится. Некоторые даже просят разрешить им остаться на ночлег. Представляю, как здорово уснуть на свежем воздухе возле моря, под шум прибоя и под свечение звёзд.

Тем временем приготовился кальмар. Гостеприимный хозяин уже на другой створке ракушки приносит нам новое блюдо.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

Я не буду описывать этот божественный вкус, дабы окончательно не смутить читателя…. В заключении пещерный человек угощает нас сладким чаем. Уходить из его пещеры не хочется. Ну, куда мы всё время спешим? Однако Эднан торопит. Световой день скоро завершится, а ехать по темноте не самое правильное решение.

Хозяин пещеры идёт нас провожать, указывая правильную тропинку.

Неизвестная Сокотра. В гостях у пещерного человека. Ч - 7

Я смотрю на него и понимаю, что он даже ходит как-то по-другому. Его босые ноги привыкли к камням, это понятно, но движется он на полусогнутых, слегка пригибаясь. В фильмах именно так передвигаются первобытные люди… Расплатившись за обед (20 дол), мы прощаемся с Ахмедом по-сокотрийски носами.

Вот какой была довоенная Сокотра. На тот момент мне думалось, беды обязательно обойдут остров стороной. Увы!

Боевых действий на острове нет, однако свяхь с материком затруднена. Как и чем живёт теперь пещерный человек, про то ведает только Аллах.