Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Териберка, Мурманская область — Россия Январь 2019

Северные моря притягательны особенно: вместо песчаных пляжей здесь огромные валуны и отвесные скалы, вместо отдыхающих «в полосатых купальниках» — альбатросы, и суровое пасмурное небо, пропитанное соленым воздухом, вместо солнца.

Мне уже доводилось путешествовать к северным морям — Балтийскому и Белому, а в январе этого года настала очередь познакомиться ближе с Баренцевым — окраинным морем Северного Ледовитого океана. Единственное место в России, где до побережья открытого Баренцева моря и Северного Ледовитого океана проходит относительно хорошая автомобильная дорога — село Териберка на Кольском полуострове.

Живописно смотрятся водоросли на огромных камнях
Баренцево море: яйца динозавров, деликатесы, грехи и мужество

Место это отличается суровой северной красотой, не удивительно, что оно служит неисчерпаемым источником вдохновения для путешественников и фотографов.

Баренцево море: яйца динозавров, деликатесы, грехи и мужество

Баренцево море самое западное из всех арктических морей, которые омывают берега России. Оно полностью расположено за полярным кругом между северным побережьем Европы и островами Медвежий, Шпицберген, Землей Франца Иосифа, Новая Земля и Вайгач. Граничит с Норвежским, Карским и Белым морями.

Солнце в тундре, в январе выше оно не поднимается

Погодные условия в этой области формируются под влиянием теплого атлантического и холодного арктического циклонов, отчего часто бывают шторма, а в небе практически всегда висит пасмурная дымка.

Освоение Баренцева моря, так же как и Белого, началось довольно давно. Предполагается, что впервые русские лодки появились в водах Баренцева моря еще в XI веке, уже тогда на севере Руси существовали торговые поселения, развивался рыбный промысел. Примерно в этот же период в местные воды стали заплывать и лодки викингов.

На таких снегоходах можно добраться к открытому Баренцеву морю

Исследование северных морей всегда было связано с большим риском, только люди отважные и мужественные могли отправляться в столь опасные путешествия.

Выход к открытому Баренцевому морю и Северному Ледовитому океану. Добраться к этому берегу можно только на снегоходах
Баренцево море: яйца динозавров, деликатесы, грехи и мужество

Первые шаги в изучении Баренцева моря были сделаны в эпоху Великих географических открытий в XVI—XVII вв. Голландскому мореплавателю Биллему Баренцу (1550–1597), исследовавшему морские просторы в поисках северных торговых маршрутов, в том числе и к берегам Китая, принадлежит заслуга открытия Оранских островов, Медвежьего острова, исследования Шпицбергена. Здесь, в Северном Ледовитом океане, неподалеку от Новой Земли, голландский путешественник погиб после долгой и изматывающей зимовки на вмерзшем во льды корабле. В 1853 году море к северу от архипелага Новая Земля впервые было названо Баренцевым. До этого момента и русские, и зарубежные картографы называли его Мурманским морем.

Рассвет на Баренцевом море в редкий солнечный день
Баренцево море: яйца динозавров, деликатесы, грехи и мужество

Помнит Баренцево море и еще одну трагедию, произошедшую в 2000 году во время военных учений, тогда на глубине 108 метров затонула атомная подводная лодка «Курск», унеся с собой 118 жизней.

Баренцево море: яйца динозавров, деликатесы, грехи и мужество

В местной церквушке нам рассказали о скорбном и удивительном жизненном пути преподобного Варлаама — одного из наиболее почитаемых русских святых Кольского Севера. Его подвиг-послушание оказался напрямую связанным с Баренцевым морем и Кольским полуостровом. История Варлаама меня так потрясла, что позволю себе привести ее краткий пересказ, чтобы со временем самой об этом не забыть.

Преподобный Варлаам, в миру Василий, родился в XVI веке в селе Кереть Кемского уезда на Белом море. Служил священником в храме святого Николая Чудотворца в Коле. Нравом он был суров и порой крут, но честен и чист пред Богом и людьми. По молитвам священника бес, живший на Абрам-мысе и требовавший от рыбаков Колы жертвоприношений, покинул эти места, пообещав отомстить подвижнику.

Баренцево море: яйца динозавров, деликатесы, грехи и мужество

Исполнив свои угрозы, бесы вселились в жену священника. Во время проведения чина изгнания бесов с помощью копья, Варлаам смертельно ранил свою жену, и она умерла у него на руках. Похоронив жену, Варлаам поехал к своему духовнику в Колу. И духовник предложил ему особый покаянный подвиг — возить тело жены в большой поморской лодке пока оно не истлеет, проходя путь от Керети до Колы и обратно. Выкопав гроб с женой, Варлаам отправился в свой скорбный путь, шансов выжить у него практически не было: Баренцево и Белое море страшны и коварны. Раньше поморы не уходили в плавания без молебна и обязательно брали с собой чистую белую одежду — на смерть.

Баренцево море: яйца динозавров, деликатесы, грехи и мужество

Три года Варлаам огибал Кольский полуостров по морю, но Бог не посылал ему погибели. В то же время, куда бы ни направлял свою лодку Варлаам — ветер ему всегда был встречный и сильный. Этот факт отразился в присказке жителей Керети: «Куда пошел — как Варлаам против ветра». А у норвежцев до сих пор сохранилась пословица, смысла которой сейчас уже никто не понимает: когда с моря на берег идет туман и погода портится, они говорят: «Русский поп жену привез». От постоянной гребли против ветра в любую погоду и шторм у преподобного вырос горб. Рыбаки и промышленники, встречавшие этого одинокого скитальца в Баренцевом море, у Святого Носа, и в Белом море, в районе Керети, уже принимали его лодку за видение…

Прошло три суровых года, тело жены истлело, а значит, послушание было исполнено, но Варлаам не знал, простил ли его Господь. Вскоре представился и случай узнать об этом.

Баренцево море: яйца динозавров, деликатесы, грехи и мужество

В те времена, чтобы избежать огромных волн, образующихся от столкновения двух течений в районе мыса Святой Нос, мореходы проходили это место по мелководью, волоком, однако здесь возникала новая трудность: в бухтах вблизи берега этого мыса водились моллюски — «корабельные сверлила», чьи личинки, цепляясь за днища судов, протачивали корабельную древесину. Лодки незаметно разрушались изнутри и в любой момент могли затонуть в море. Но черви не причинили никакого вреда лодке подвижника. Более того, после его молитвы к Богу бесследно пропали, и путь около Святого Носа стал безопасен для плавания. «Корабельные сверлила» действительно исчезли (в настоящее время в северных морях их нет, хотя характерные отверстия в древних остовах кораблей на берегах Кольского полуострова, по мнению ученых, указывают на их наличие в прошлом), и это чудо послужило знаком того, что Господь простил грешника.

Баренцево море: яйца динозавров, деликатесы, грехи и мужество

Варлаам вернулся в Кереть, похоронил останки жены, принял монашеский постриг и начал вести отшельническую жизнь. Несмотря на пустынность места его уединения, к нему за духовной помощью нескончаемо тянулся люд поморский, со своими проблемами, скорбями и болезнями. Все они неизменно получали исцеление по молитвам старца. А опытные мореходы с тех пор наставляли своих учеников перед выходом в море: «Смотри, неладное что выйдет тебе — поветрия, что ли, долго не будет, в бурю страх обуяет тебя, в великое ли сомнение впадешь и соскучишься крепко, — молитву свою Варлааму Керетскому посылай. Для того он, батюшка, в наших странах и обитель себе земную восприял. Молись ему. Пособляет».

Мне кажется, что маленькие подвиги моряки Баренцева моря совершают ежедневно. Сложно представить, каким мужеством надо обладать, чтобы выходить в море, например, на вот таких ржавеющих рыболовецких судах.

Баренцево море: яйца динозавров, деликатесы, грехи и мужество
Рыболовецкие катера находятся не в лучшем состоянии, кто-то утверждает, что этот флот умирает

Белые кораблики…

Кольский полуостров, Териберка, январь 2019

Не меньшей отвагой должны обладать и аквалангисты арктических морей, как в песне поётся «Аквалангисты — это не игра»…

Аквалангисты

Аквалангисты на Баренцевом море

Кольский полуостров, Териберка, январь 2019

Больше всего меня поразила береговая линия Баренцева моря — рельефная и изрезанная, здесь много отвесных скал и крутых выступов, о которые разбиваются волны. На побережье огромные валуны, покрытые в зимний период коркой льда, и гранитные плиты с глубокими расщелинами затрудняют подход к воде.

Побережье в районе метеостанции. Плато, покрытое коркой льда
Баренцево море: яйца динозавров, деликатесы, грехи и мужество

Недалеко от села Териберка, в районе озера Питьевое, есть необычный пляж с народным названием «Яйца динозавров». Пляж усыпан большими отшлифованными волнами камнями идеально округлой формы, напоминающими окаменевшие яйца настоящих динозавров. Воображение рисует картины о том, что динозавры уцелели, и на какое-то время просто впали в спячку…

Пляж Яйца динозавров
Пляж "Яйца динозавров"
Баренцево море: яйца динозавров, деликатесы, грехи и мужество

Но Баренцево море таит в себе не только опасности, но и щедрые дары.

Морепродукты

Один из интересных местных деликатесов — морской еж.

Баренцево море: яйца динозавров, деликатесы, грехи и мужество

Морские ежи совсем не страшные, а даже симпатичные, отличаются друг от друга цветом. У меня так и не поднялась рука самостоятельно разделать ежа, потому что его еще живого надо было вскрыть ножом до неприятного хруста иголок и панциря. За меня это сделали другие… Во «внутреннем мире» ежа присутствует некоторая эстетика: пятиконечная звезда желтой ежиной икры съедобна.

Внутренний мир морского ежа
"Внутренний мир" морского ежа

Икра ежа считается деликатесом у многих народов, например, у японцев, они даже приписывают ей целебные свойства. Икра не требует дополнительного приготовления и поедается прямо из нижней чашечки панциря ложкой. Максимум можно немножко сбрызнуть продукт лимоном. Я попробовала — не понравилось.

Еще один морской деликатес — гребешок, который представляет собой две жесткие и плоские раковины связанные друг с другом одной большой и мощной мышцей. С помощью нее гребешки могут не просто закрываться в случае опасности, но и «отпрыгивать» на расстояния больше метра за счет струи воды, выбрасываемой при резком захлопывании. Собственно эту мышцу и едят, сбрызнув ее соевым соусом, табаско или лимоном по вкусу. На мой вкус, гребешкам абсолютный «зачет», понравились, хотя первый раз было страшно открывать гребешка, просовывая между створок раковины нож.

Внутренний мир гребешка
"Внутренний мир" гребешка

Как разделать морского гребешка?

Кольский полуостров, Териберка

Королем среди морепродуктов Баренцева моря, конечно же, является краб. Интересно, что изначально камчатский краб не был аборигеном Баренцева моря. Впервые вопрос о заселение моря камчатским крабом был поднят в 1932 году, однако после анализа ситуации работы были заморожены из-за отсутствия надежного способа доставки особей краба живыми с Дальнего Востока. В 60-70-х годах ХХ века камчатского краба почти тайно, без огласки перевозили с Охотского моря в Баренцево и выпускали в районе села Териберка. Было выпущено порядка 5000 взрослых, более 10 000 молодых крабов и около полутора миллиона икринок. Более тридцати лет крабы ничем себя не проявляли, и о них стали забывать, посчитав эксперимент неудачным. Однако в последнее время наблюдается неожиданная вспышка численности крабов — это начинает приобретать характер настоящего бедствия. Камчатский краб — самый крупный из морских раков. Его хитиновый панцирь достигает четверти метра, а в ширину краб (вместе с конечностями) имеет размер более метра. Этот крупный хищник пожирает все живое вокруг, врагов у него нет. Крабов стало так много, что они начали подавлять многих морских обитателей — от моллюсков и иглокожих до рыб. Как тут не провести параллель с австралийскими кроликами?

Камчатский краб распространился и в акваторию Норвегии. Предприимчивые норвежцы быстро сориентировались, стали его усиленно добывать и экспортировать в европейские страны. В России же все сложнее, введены жесткие лицензионные ограничения и система квот. Любительская рыбалка в Норвегии разрешена, а в России вылов краба жителями в прибрежных районах категорически запрещен и приравнивается к браконьерству.

Нам все-таки удалось попробовать мясо камчатского краба, оно, правда, оказалось очень нежным, вкусным и сытным. Расправляться с клешнями с помощью ножниц тоже было интересно.

Бескрайние просторы Баренцева моря и Северного Ледовитого океана манят суровой, но такой притягательной романтикой Севера. Здесь сильный ветер буквально сбивает с ног, а дыхание Арктики бодрит не на шутку, но зато ощущается полнейшее единение с природой.

Здесь был туристер

Очень надеюсь, что это было мое не последнее путешествие за полярный круг!