Турист Denis Mironov (den-ekb)
Denis Mironov — был 3 декабря 2023 17:34
Смотрю на мир. Мир смотрит на меня.

Чьяпас, Паленке — Мексика Июнь 2018

Цикл рассказов «Мексика в сезон дождей»:

Обзорный отчет о поездке.

Штат Мехико: Мехико Сити Ч.1; Мехико Сити Ч.2.

Штат Пуэбла: Вулканы Иста и Попо.

Покой нам только снится. Ага. После поездки на вулканы я успел лишь поужинать, написать пару весточек на далекую родину и немного вздремнуть. Принцип «сам себе режиссер» продолжал раскрывать все свои достоинства и недостатки, а я ранёхонько засобирался в очередной путь. На сей раз пришлось освобождать квартиру и покидать Мехико.

Кругом вода

Очередным пунктом назначения был город Пуэбла, который известен своими платьями для конфирмации и богатой исторической архитектурой; также на его территории расположен самый маленький в мире вулкан (или всё же гейзер?!) Кошкомате. Однако об этих местах я поведаю в следующий раз, ибо пока не созрел.

В Пуэбле я пробыл весь световой день. Багаж кинул в камеру хранения автовокзала, а время скоротал в историческом центре и его простеньких заведениях.

Кругом вода

Ночью ожидал автобусный рейс «Пуэбла — Паленке», мысли о котором носили тяжёлый и дискомфортный характер. Во-первых, время в пути 12 часов 20 минут, и этим всё сказано. На кону был ~771 километр сплошного удовольствия через штаты Пуэбла, Веракрус, Табаско и Чьяпас. Во-вторых, прошлой ночью я спал мало, сегодня весь день «кружил на быстрой стирке» по городу, а впереди предстояла томная ночь в непонятной компании, сидя на пятой точке, да ещё и неизвестно в какой позе (я о пассажирском кресле). В-третьих, незнамо зачем я начитался баек про ночные ДТП и дорожные разбои, которые в Мексике нередко случаются. В общем, полный букет для нескучной ночи.

Время от времени моё буйное желание оказаться в этом регионе Мексики перекрывало все негативные размышления. Я думал о планах предстоящих трёх дней, усердно погрузившись в чтиво путеводителей. Дальнейший путь лежал в штат Чьяпас, который расположен на юге Мексики. Большая часть его жителей — индейцы, они же — самые бедные представители общества. Богатство этого региона можно описать по двум направлениям: 1) уникальные археологические раскопки (руины) древних цивилизаций;

Кругом вода

2) необычайно красивые пейзажи горного массива Сьерра-Мадре-де-Чьяпас, изрезанного ущельями с лазурными змеями рек и многочисленными озерами.

И при всём этом, здесь тропический климат, бывает много дождей; насыщенные реки, ниспадающие с гор, образуют живописные водопады. По поводу осадков было немало опасений, ибо на это время приходился пик сезона дождей. По данным различных метеосервисов в этой местности в июне выпадает от 337 до 450 мм осадков; 27 дней являются пасмурными. Плавать брасом между пирамид совсем не хотелось, да и лазурного цвета водопадов в такую погоду вряд ли можно увидеть.

Кругом вода

Однако вернемся в тот привокзальный вечер. Автобус компании ADO был, действительно, новым, свежим и чистым. Правда, никаких дополнительных опций комфорта (индивидуальные сенсорные экраны, питание, вода, подушки и пледы), о которых пишут в рунете, предоставлено не было. Стоимость билета 31 USD. Автобус был заполнен наполовину, а у меня не оказалось соседа. Не теряя возможности, предпочел сразу уснуть на двух креслах в позе буквы Зю. Как говорится, чем богаты.

Проснулся от суеты, которая захватила власть над салоном. Все спешили на выход, что было странно. На дворе ещё темень, а в Паленке мы должны были приехать в районе 10 утра. В автобусе я оставался совершенно один, а вскоре водитель и мне приказал покинуть транспортное средство. На мои «Паленке, Паленке», словно Parole Parole из песни Далиды, он совершенно никак не реагировал. Навигатор подтвердил мою тревожную гипотезу: мы приехали не в Паленке, а в Вильяэрмосу. Стоит заметить, что билет был безпересадочный. В итоге меня высадили на душной станции, автобус с номером 319 развернулся и уехал. Спросонья я вообще ничего не соображал. После Мехико в Вильяэрмоса было душно, как в турецкой сауне, что также начинало усиливать нагнетающую раздражительность. Иду в фирменные кассы ADO, выстаиваю очередь, протягиваю билет, начинаю объяснять ситуацию, и та-да-да-дам по англицки тут совсем не алло. Бесплатный WI-FI отсутствует… Спектакль окончен, гаснет свет. Ну почему я вечно попадаю во всякие истории?! От безысходности я сел на лавку и стал ждать рассвета.

Примерно через час мой 319-ый автобус вернулся на вокзал, но почему-то припарковался совсем в другом месте. Он не был пустым, там спали парочка пассажиров. Навстречу мне бежит тот самый водитель и активно машет руками, мол почему ты не в автобусе. Что в итоге произошло, так никто и не знает. В Мексике может случиться всё что угодно, а данная ситуация лишний раз подтверждает то, что без испанского или постоянного доступа к переводчику, здесь совсем туго и глухо. Как в танке, ей Богу. Таким образом, в Паленке мы выехали в районе семи утра. Автобус был совершенно пустым, а я уже лежал на всех четырех сидениях. Дорога плохая, ехали весьма медленно и долго. За окном было много пыли; на весь салон орал телевизор: крутили фильм про пожилую мексиканку, которая все три часа каталась верхом на лошади и зачем-то хватала за руки местных батраков.

В город приехали в начале рабочего дня. Хозяин, по имени Давид, любезно согласился меня встретить и отвезти в арендуемую квартиру. Пока его ждал, наткнулся на экскурсионное бюро, которое было готово сегодня же свозить на долгожданные водопады Миcоль-Ха (Misol-Ha) и Агуа Асуль (Agua Azul, почти как acvazul :-)).

Поскольку, день терять не хотелось, на улице стояла отличная солнечная погода, а экскурсия стоила меньше 10 долларов, то мы тут же заключили эту сделку века. Даже осталось время на завтрак в привокзальном бистро. Водопады водопадами, а кофе по расписанию. В Мексике он был всегда выше всяких похвал, при этом неважно в бистро его подавали или в ресторане.

Кругом вода

Давид своё слово сдержал: подъехал за мной на машине. В пути признался, что я первый гость из России, поэтому со мной придёт знакомиться его мама. Жена тоже хотела, но её не отпустили с работы))).

В дверях квартиры на втором этаже жилого дома по адресу Примера Калье Поньенте Норте, что по соседству с Куарта Авенида Норте Поньенте, действительно, стояла женщина. Она встретила с открытой душой, но при этом достаточно тактично. За тёплый приём они были награждены типичными российскими сладостями, магнитами и сувенирной продукцией с символикой чемпионата. Алаверды не заставило себя долго ждать: следующим утром в мою квартиру незаметно пробралась корзинка с фруктами, а перед отъездом на чемодане лежала стилизованная hand made записная книжка. Также мне позволили совершить ранний check in и поздний check out. Когда летел в Мехико, то оказался с его мамой в одном самолете. И снова были обнимашки, а также презентация русо туристо всем своим друзьям и родственникам. Забавно, наивно, но так приятно вспоминать и об этом писать. Всегда берите с собой русский гостинец.

После заселения я едва ли успел принять душ и переодеться, а вскоре снова топал в сторону автовокзала. Да, да, покой нам только снится. На вокзале меня тут же узнали и пригласили в дохленький микроавтобус. Я был единственным экскурсантом. Водитель поинтересовался, не против ли я покататься по национальному парку. Ничего не подозревая, я согласился. Конечно, это не был красивый жест паленкенского гостеприимства: вскоре в разных местах мы стали собирать туристов, которые в этой же фирме купили комбо-тур на весь день. По сути, это была не экскурсия, а целевой трансферт по разбросанным местам национального парка.

Кругом вода

После сбора всей группы, автобус оказался заполнен до краёв, а мы вновь двинулись в горы. Примерно в 22-х километрах от административного центра расположен водопад Мисоль-Ха, это была наша первая остановка.

Название водопаду индейцы чоль дали достаточно неоригинальное. Это на нашем языке оно звучит весьма загадочно и мелодично (Мисоль, да ещё и Ха), а вот в переводе с местного диалекта название означает «водопад» или «падающая вода». Водопад по имени Водопад имеет высоту 30 метров и по праву считается местным красавцем.

Кругом вода

Лучшим временем посещения Мисоль-Ха считается, так называемый, сезон дождей, который обычно затягивается с мая по октябрь. В это время водопад имеет особую активность, преобразовывается в два мощнейших водяных столба. Но вот в чем проблема. Казалось, я был в разгар сезона дождей, но в данной местности царила засуха, а солнце пекло с агрессивной силой. Водопад имел, на мой взгляд, среднюю мощь и активность.

Под водопадом образовался природный swimming pool, воды которого носят преимущественно зеленый оттенок. При хорошей погоде туристы не стесняются здесь искупнуться. Ещё бы, ведь получается это свежо и красиво. Бассейн и водопад гармонично украшают зеленые непроходимые джунгли, а также убаюкивающие каскады воды, которые обтекают тёмные камни. Очень много птичьего перезвона, и вообще складывается впечатление, что ты испробовал пирога дикой и нетронутой природы.

Кругом вода

Все желающие могут спуститься в грот. Для этого имеются оборудованные каменные ступени. К слову сказать, очень скользкие. Таким образом, каждый может оказаться по ту сторону стены мощных потоков воды и погрузиться в легкий качающий транс звуков дикой природы.

Неимоверная красота водопада позволяет новоиспеченным туристам не замечать, что, они встав за потоком воды, промокают насквозь. Влажную атмосферу приходится терпеть и фототехнике. Сухим никто не уйдет.

Кругом вода

Высокая влажность и жаркий климат дают возможность местной флоре чувствовать себя превосходно и разрастаться на все четыре стороны. Здесь можно встретить немало экзотичных цветов и растений.

И конечно же манго…

Кругом вода

Информация для самостоятельных путешественников. Для доступа к водопаду необходимо купить несколько входных билетов, суммарная стоимость которых составит 30 песо (чуть меньше двух долларов). Мы в составе экскурсионной группы ничего не платили. Посещение водопада разрешено только до семи часов вечера. Мы же здесь пробыли с 13:30 до 14:30, людей было немного, а одного часа оказалось вполне достаточно, никто никуда не спешил.

Разогретые впечатлениями от великолепия Мисоль-Ха, мы выдвинулись в сторону Агуа Асуль, который был для меня кульминацией всего дня. Дорога вновь вела в горы, время в пути около 30 минут. Стоянка у водопадов напоминала рыночную площадь. Такого количества торгашей, лавок и сувениров я не видел очень давно. Похоже, что все окрестные деревни забросили своё хозяйство и кормятся с туристического бизнеса.

Кругом вода

Даже успел немного расстроиться, но вскоре стало понятно, что на водопадах почти никого нет, а рынок остается немного в стороне от природного чуда и почти не мешает восприятию этой действительности. Магия воды должна была случиться, и она себя не заставила долго ждать.

Название Агуа Асуль в переводе с испанского означает «голубая вода». Водопад получил такое название за цвет воды, которая содержит соли магния и другие хлориды. Водопад Агуа Асуль не такой высокий как Мисоль-Ха, это сеть небольших каскадов, которые считаются самыми протяженными на территории Мексики.

Кругом вода

Водопады образованы рекой Рио Шумуль-Ха, сбрасывающей свои воды через множество известковых ступеней. На каждом из уровней образуется симпатичное озеро. А содержащиеся в воде минералы придают ей прекрасный лазурный цвет. Хотя, в сезон дождей в реку попадает много грязи, и она становится коричневой. Поэтому в отличие от Мисоль-Ха, этот водопад лучше посещать в сухой сезон:-).

По всей видимости, нам повезло. Дождей не было, а вода была относительно чистой. Во всяком случае, можно было разглядеть бирюзовые оттенки.

Кругом вода

Агуа Асуль мне напомнил смесь вьетнамского Янг Бэя и сочинской долины 33-х водопадов. С первых минут я был тронут до глубины души таким масштабным и гармоничным спецэффектом природы.

Водопады со всех сторон окружены тропическим лесом. Это ни что иное, как притягательная магия воды, которая затаилась в глубине высокогорных джунглей. Каскад водопадов растянулся на 1 километр.

Кругом вода

Сегодня в каскаде насчитывается около 500 ступеней. «По легенде майя, гигант Капракан, персонаж одной из священных книг майя, построил ступени, чтобы легко передвигаться по гористой местности. Бог дождя Чак, проведав об этом, решил поиздеваться над гигантом и постелил изумрудный ковер на пути его следования, который ушел из-под ног у Капракана, как только тот наступил на него» [1].

Кругом вода

По законам Мексики заповедная территория принадлежит местной индейской коммуне. Жители спонсировали строительство асфальтовой дороги и теперь имеют право брать плату за экскурсию, торгуют сувенирами в палаточном городке на берегу.

Кругом вода

Экскурсий, правда, здесь не так уж и много. Самая популярная — катание на плоту в сторону противоположного берега, где можно совершить высадку для купаний и фотографирования. Во время нашего визита данная экскурсия не предлагалась, плота не было, шли съёмки какого-то попсового клипа.

Надо отдать должное туристической фирме: времени на осмотр они не жалели. В нашем распоряжении были целых три часа, что позволило никуда не спешить и сделать всё то, что намечено.

Кругом вода

Самый высокий из водопадов имеет высоту всего шесть метров. Однако в этом месте главное — не высота. Водопады так красиво стекают по известняку, создавая целые водяные картины, которые так и напрашиваются стать объектом художественного творчества.

Справедливости ради, стоит заметить, что уединение с природой неоднократно нарушалось. Например, часто в воздухе пахло не брызгами воды, а пережареным маслом, на котором бесконечно что-то жарили местные дельцы. Ещё одно наблюдение: мексиканцы (и так от природы не худые) постоянно что-то жуют. Особенно эта картина меня убивала в переполненных вагонах метро Мехико, когда в час-пик в дверях нарисовывался человек с тарелками в руках, и стоя начинал совершать трапезу.

Кругом вода

Тропа вдоль водопадов пролегает через обжитые и вытоптанные джунгли, кроме бананов найти ничего не удалось.

Кругом вода

В солнечную погоду фотографии Agua Azul всегда получаются отличными и уникальными!

Кругом вода

Купаться в водопаде можно практически везде. Нельзя лишь в местах падения воды, других природных бассейнов больше, чем достаточно. Желающих немного, насколько я понял заход здесь плохой.

Кругом вода

После первого часа пребывания на водопадах, у меня выстраивается цепочка сравнений. Чем-то это место мне напомнило Плитвицкие озера в Хорватии, куда мне предстоит ещё съездить этим летом.

Кругом вода

Если Вы ещё не прониклись темой этого водопада предлагаю живой отчет, представленный в небольшом ролике.

Agua Azul

День прошёл отлично, я был рад, что всё срослось, всё получилось. Ожидания от мечтательных мест полностью оправдались. Переполненный счастьем я двигался обратно в сторону стоянки. На полпути возвращался обратно и вновь вглядывался в эти притягательные течения, но надо было ехать домой.

Кругом вода

Шёл я по джунглям, погода не предвещала плохих новостей. Стоило мне только дойти до стоянки, как грохнул гром и стеной начал лить ливень. Наш выезд был отложен ещё на час. Впервые «гид» хоть что-то сказал, и это были слова «сизон рейн». Спустя час погода не особо улучшилась, но было принято решение ехать. Дождь сопровождал нас прямо до дома, а в самом Паленке он раздался ещё с большей и продолжительной силой. «Вот тебе и Паленке».

В тот ненастный вечер я остался дома. Много думал на тему вылазки в Гватемалу или Белиз, но так ничего не решив, уснул. Это был лучший исход дня, поскольку перед завтрашними руинами нужна была хорошая физическая подготовка.