Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Ганновер — Германия Август 2018

Началось всё с простого огорода для выращивания овощей и зелени к кухонному столу замка Херренхаузен. Происходило это во второй половине 17 века. Принцесса София Ганноверская, посетив Версаль, загорелась желанием иметь и у себя нечто подобное.

Огород был расширен до небольшого сада, который с годами всё более увеличивался. Появились грот и скульптурная композиция Большой каскад. Ещё через полвека появился Большой фонтан.

Большой сад. Фото с интернета

Парковый ансамбль состоит из четырёх частей — Большой сад, Берггартен, Георгенгартен и Вельфенгартен.

В комбинированный билет за 8 евро входит: Большой сад с посещением грота и Берггартен (ботанический сад) с музеем. Дворец Херренхаузен в наше посещение был закрыт.

Наиболее знаменит — Большой сад (Гроссер гартен), представляющий собой изумительный барочный ландшафтный парк. За триста пятьдесят лет его нынешний облик практически не изменился. Венчает его замок Херренхаузен, который в годы Второй мировой войны был разрушен, но к началу 2013 года полностью отстроен заново.

Замок Херренхаузен.
Скульптурная композиция Большой каскад.

Большой сад расчерчен строго геометрически, с прудами, с газонами, со стрижеными бордюрами, с декоративными клумбами, с вазонами, беседками и белокаменными скульптурами.

Королевские сады Херренхаузен в Германии
 Фонтан «Колокол» из 166 струй.
Королевские сады Херренхаузен в Германии

Восемь тематических садиков с собственными названиями, разнообразных по дизайну, разных по стилю и назначению.

Много статуй персонажей, которые, так или иначе, были причастны к созданию комплекса и поддержанию его в надлежащем виде. Среди них София Ганноверская, принцесса Пфальцская, мать английского короля Георга I. Умерла здесь в 1714 году.

Королевские сады Херренхаузен в Германии

В самом центре сада находится фонтан, струя воды из которого поднимается на высоту до 80 м.

Королевские сады Херренхаузен в Германии

Интересным объектом Гроссер гартен является грот, отделанный хрусталём, минералами, стеклом и раковинами, а также мозаиками из расплавленного стекла и зеркал.

Королевские сады Херренхаузен в Германии

Со времен, когда сад был местом развлечений, действует первый в Германии Садовый театр (Gartentheater) под открытым небом. Здесь ещё при принцессе Софии давали представления, и в наши дни летняя площадка собирает немало любителей музыки.

Жара была за +30, поэтому везде обливались, где попадалась вода (пруды, фонтаны и даже поливальные шланги). Одежда высыхала мгновенно.

Королевские сады Херренхаузен в Германии

Более трёх часов гуляли по Королевскому саду, который не зря называется Большим. Сад окантован с трёх сторон широкими каналами. Сверху хорошо видна его идеальная геометричность.

После обеда перешли на другую сторону улицы, где расположен ботанический сад Берггартен.

Берггартен в течение многих лет постепенно превратился из простого огорода в большой ботанический сад экзотических растений с собственными достопримечательностями.

Океанариум, вход за дополнительную плату.

В Берггартен были выстроены многочисленные оранжереи для цветов. В пальмовой оранжерее представлена наиболее ценная и обширная коллекция пальмовых деревьев во всей Европе.

Оранжереи.

Библиотека

После войны большую часть Берггартена пришлось восстанавливать, были достроены тропические оранжереи, где можно увидеть не только растения, но и разнообразные виды тропических бабочек и птиц.

Берггартен имеет многочисленные тематические отделы — сад трав, ирисовый сад, болото, цветущий луг, всего не перечислишь. Пустынный сад показывает дикие субтропические растения из различных сухих областей планеты. Зиму они проводят в оранжерее.

Королевские сады Херренхаузен в Германии

Аллея, посаженная в 1727 году, ведет к Мавзолею, где покоится Георг I (1660–1727), король Великобритании и курфюрст Ганновера. Он часто навещал родную Германию, которая всегда оставалась ближе его душе, чем Великобритания. По пути в Ганновер он и скончался.

Мавзолей короля Эрнста Августа I, построенный в 1847году.

Королевские сады Херренхаузен в Германии

План трёх садов. Мы за день посетили два: Большой сад (ландшафтный) и Берггартен (ботанический).

Георгенгартен (на плане справа) и Вельфенгартен (его нет на плане) создавались по типу английских садов и оба очень популярны среди жителей города как место отдыха. Здесь можно гулять бесплатно в любое время.

Мы очень устали, особенно от изнуряющей жары, что сил посетить эти два сада уже не было. Не прогулялись по 1.8 километровой липовой аллее до красивого дворца Вальмоденшлосс (Wallmoden Palas), в котором в настоящее время расположен музей и Ганноверский университет. За университетом находится последний сад Херренхаузен — Вельфенгартен.

Эти два сада с прудами, дворцами, скульптурами, фонтанами и музеями тоже не менее интересны и когда-нибудь обязательно их посетим.

Сады Херренхаузен расположены на окраине красивого города Ганновер и в 30 километрах от живописного озера Штайнхудер Меер, о котором подробно описала в рассказе

На море как на дачу, по домашнему или немецкое море Штайнхудер Меер.