Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 22:09
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Каукабан — Йемен Январь 2014

Крепость Кавкабан стоит на высоком и мощном плато из песчаника, образованном 70 млн. лет назад в результате действия эрозии.

Кавкабан

Из Шибама в Кавкабан имеется две дороги: можно подняться пешком по горной тропинке, второй вариант автомобильная дорога.

Она, живописно петляет по горе, и выводит непосредственно к крепости, впрочем, как и тропинка.

Кавкабан

Перед въездом в Кавкабан расположено большое кладбище. Его основали турки в конце 19 века. Большое количество солдат армии султана умирало в Йемене не столько от пули, сколько от болезней. Восемь лет назад дорога в Кавкабан была сильно разбита.

Теперь власти положили хороший асфальт, а в одном месте даже поставили фонари ночного освещения. Наконец достигаем точки, откуда напрямую видна цитадель.

Кавкабан

Раньше перед крепостью был пустырь, но теперь перед городом начали строить дома. Шибам и Кавкабан — города побратимы. Люди предпочитали жить в Шибаме, но в случае нападения, они поднимались в Кавкабан.

В доисламский период (период невежества) в Кавкабане располагался языческий храм, и я думаю, что археологи ещё порадуют нас интересными открытиями. Кавкабан стоит на одной из дорог в Сану, и является ключом к йеменской столице (до Саны 50 км). Перед крепостной стеной в плато имеется вертикальный разлом, именуемый Кита — именно он служит тропинкой соединяющей верхний и нижний город.

Если верить гиду, то поднимаясь по тропинке можно видеть пещеры, где производились захоронения в период невежества. Нападения на город происходили регулярно — междоусобные и междуплеменные войны для Йемена дело вполне заурядное.

Однако, внешней агрессии страна подвергалась не часто. В 1174 году к Кавкабану подошло египетское войско, которое возглавлял брат легендарного Салах-ад-Дина — Юсуф бен Айюб. Арабский полководец Салах-ад-Дин воевал с крестоносцами за Иерусалим, и в один из промежутков решил создать в Йемене надёжный тыл, покарав здесь своих врагов — шиитив и исмаилитов.

Кавкабан

Египтяне использовали камнемётную машину, и, после кровопролитной осады, сумели взять город. По легенде, обломки крепостной стены бен Айюб повелел сбросить в ущелье Кита перед крепостью.

Считается, что в наше время здесь по-прежнему можно увидеть те камни метательной машины, которые бен Айюб использовал для разрушения бастионов.

У входа в Кавкабан большая каменная стена.

Кавкабан

С внутренней стороны турецкие казармы. Они построены в 1896 г. во время второй османской оккупации Йемена. внутри имеются складские помещения, и множество комнат. Комплекс не только охранял город от нападения извне, но и был предназначен для защиты оккупационных войск от жителей самого города. Вход в город, как и много веков назад только через ворота Баб аль-Хадид (железные ворота).

На самом деле они деревянные и просто покрыты листами железа. В любом случае, пробить такие мощные ворота, когда тебя обстреливают со всех сторон, было крайне трудно.

Кавкабан

Кавкабан занимает некий мыс, который буквально парит над долиной. Никаких ограждений возле края пропасти нет.

Высота отвесного склона 350 м. Сверху великолепно просматривается Шибам и окружающие дороги.

Кавкабан

Где-то вдалеке в лёгком мареве колышется Тула. Дозорные в обеих крепостях могли сигналить друг другу кострами. Как атрибут сегодняшнего времени здесь установлены телефонная вышка и антенны.

Воду на плато подают специальными насосами, поэтому вода дорогая. Для технических нужд жители Кавкабана используют резервуары пращуров.

Кавкабан

Вода в них собирается самоходом после дождей.

Отметим, если с водой во все времена были проблемы, это сказалось и на ландшафте. На территории Кавкабама зелени, в виде деревьев и кустарников, совсем не много.

Кавкабан

Если со стороны Шибама скала отвесная, и никаких укреплений там не возводили, то на противоположной стороне в некоторых местах видны остатки оборонительной линии.

Один брошенный камень мог перечеркнуть здесь любые попытки штурма.

Кавкабан

Гуляя по Кавкабану невольно ощущаешь некую архитектурную пустоту.

Обычно горцы строили дома рядом друг с другом, а здесь много незаполненного пространства.

Кавкабан

Бросается в глаза и то, что архитектура Кавкабана отличается от столичной.

Здесь не стремятся заштукатурить полностью всё здание.

Кавкабан

Стены, здания и мечети построены из вырезанных и подогнанных друг к другу камней. Однако, увы, говорить об идеальной подгонке уже не приходится.

Везде можно видеть россыпи камней.

Кавкабан

Городок в буквальном смысле дышит древностью.

Здесь трудно разобрать, где руины старого дома, а где строительный материал для нового…

Кавкабан

Интерес вызывает старинная мечеть Масджид аш-Шариф, названная в честь Шарифаха Мухсинаха ибн Абдуллаха ибн Ахмада, но зайти внутрь нам не разрешили.

Два дворца, декорированных цветным камнем, дали городу его нынешнее название — Кавкабан (Две звезды).

Кавкабан

До нашего времени они к сожалению не дошли.

В конце 19 века здесь было более 1000 домов.

Кавкабан

В наше время их чуть более 200.

Кавкабан подвергся сильной бомбардировке в 1962 году во время войны между республиканцами и армией имама.

Нижний Шибам в тот год тоже пострадал, но был отстроен заново (именно поэтому там не осталось старинных зданий), тогда как его побратим долгое время стоял как истинный город призрак.

Кавкабан

Все везде меняется, все реки текут — если жизнь в Туле начала угасать, то в Кавкабане наоборот началось развитие.

Работы как таковой здесь нет (кавкабанцы каждый день ездят в Сану), но людей в городке заметно прибавилось.

Появились два отеля.

Открылось большое количество продуктовых ларьков.

Кавкабан

Народ здесь вполне доброжелательный (шииты-зейдиты).

К женщинам я не лез, а мужчины от фотоаппарата не прятались, и даже наоборот просили их сфотографировать.

Кавкабан

Конечно городок интересен своей крепостью, отчего снаружи в некотором роде он смотрится более значимо нежели внутри.

В любом случае мы с удовольствием прогулялись среди тихих улочек Кавкабана,