acvazul-v2010
— был вчера 22:58
А вдруг кто-то из Вас будет в Торревьехе под Валенсией? Полиция нашла мой украденный смартфон: https

Прогулка по Караимской улице...

Евпатория — Россия Август 2014
20 20

Прогуливаясь по улочкам Евпатории,

мы забрели на Караимскую улицу…

1

Однако, непосредственно Караимскую улицу мы попали с перпендикулярной ей улицы имени Тучина.

2

Современная Караимская улица зарождалась тогда, когда шумный богатый город на северной оконечности Каламитского залива еще носил имя Гезлева (XV век), являясь одним из крупнейших черноморских портов Крымского полуострова с многонациональным и разноконфессионным населением.

Тогда-то и пролегла внутри крепостных стен извилистая дорога, соединявшая

1

главные восточные ворота Одун Базар Капусу (ворота дровяного базара) с западной частью в районе Ак Мулла Капусу (ворота Белого муллы) — основного источника живительной влаги для всего многочисленного населения города.

Ворота Дровяного Базара это первые ворота древнего Гезлёва, которые очень сильно похожи на те, что возвели на этом месте в XV веке. Они простояли на этом месте 500 лет и были разоушены только в 1959 году. Многие евпаторийцы, кому за 60, еще помнят историческое сооружение Евпатории.

На протяжении веков (XV — XVIII столетия), являясь сосредоточием бурлящей внутри крепостных стен жизни и находясь вблизи от центральной привилегированной пролегавшей вдоль набережной части Гезлева, улица притягивала к себе внимание состоятельных купцов и торговцев достаточно обеспеченных чтобы позволить себе жить здесь.

Напряженность в русско-турецких отношениях, вылившаяся в XVIII веке в открытое противостояние, принесла Гезлеву и его архитектурному сердцу российское подданство под скипетром двуглавого орла и новых обитателей — извилистый ее уют пришелся по душе набирающей вес каримской общине города.

Так в скором времени (на заре XIX столетия) именно здесь появились главный храм этого немногочисленного, но пользующегося неограниченным влиянием в Евпатории религиозного сообщества, что не в последнюю очередь связано было с решением о переносе резиденции его духовного лидера, а как следствие — и перевод всех капиталов караимов, из Чуфут-Кале на берега Каламиткого залива.

В честь новых своих обитателей улица стала носить название Караимской.

1

Арка Караимской улицы Евпатории.

Конец XIX — начало ХХ веков становится эпохой ее расцвета — здесь помимо всевозможных зданий и сооружений, связанных с деятельностью караимской общины, появляются два прекрасных иудейских храма, а честь стать ее жителями выпадает лишь видным деятелям города.

Изменения в 1920-е — 1930-е годы перевели Караимскую улицу в разряд заштатных — ведь храмы один за одним закрываются в рамках политики всеобщего атеизма, а прогрессивный культурный слой евпаторийской общины исчезает как класс.

Да к тому же старые идеалы уступают место новым героям — ее переименовывают в честь погибшего в борьбе за революцию заместителя председателя Евпаторийского ревкома Василия Гордеевича Матвеева (- 1919).

Почти столетнеее (до начала ХIХ столетия) пребывание на задворках истории пагубно сказались на архитектурных памятниках ул. Караимской — часть из них пребывала в плачевном состоянии, другие же и вовсе разрушены.

Лишь на исходе первого десятилетия нового тысячелетия проблемой возрождения исторической жемчужины Евпатории государственные власти озаботились всерьез, когда в рамках туристического маршрута «Малый Иерусалим» (2007 год) была возвращена к жизни большая часть ее памятников.

Маршрут «Малый Иерусалим» Евпатории проходит и по извилистой змейке на карте Старого города.

1

протяженностью почти в километр (950 метров) по имени Караимская улица.

Начиная свой путь от крепостных ворот (Одун Базар Капусу) пешеходная часть сердца Старого Гезлева,

2

медленно проплывая вдоль изящно украшенных фасадов небольших двориков направляет свои стопы к чудом уцелевшему комплексу Турецких бань,

которые на своем пятисотлетнем веку успели повидать немало поколений евпаторийцев.

Такое ощущение что гуляешь по улицам какого-то средиземноморского городка.

Молодцы евпаторийцы, что отреставрировали и вновь создали такую улицу.

1

1

Извилистая брусчатка шаг за шагом приближает нас

1

к ныне действующему городскому иудейскому храму — ремесленной синагоге Егия-Капай со звездами Давида в круглых окошках.

Но это уже совсем другая история…

Продолжение следует

Бронирование отелей
в Евпатории

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Maximus67
Молодцы евпаторийцы, что отреставрировали и вновь создали такую улицу.
Вообще непонятно? Археологи, копавшие Хазарию, в том числе и Гумилёв, все дружно отмечают, что ими не обнаружено никаких элементов сладкой жизни, или правильнее - произведений искусства. В еврейской культуре всех этих женщин с кувшинами также не существовало.
Вполне возможно, что с присоединением Крыма к России караимы стали впитывать российскую культуру. В любом случае, Владимир, кто такие караимы - это загадка? И даже Вы нам ответа не дали...)))
acvazul-v2010
Я просто внимательно прочёл выдержки из Википедии, которые тут выложил на ваш суд. Караимы - это загадка ответа на которую я так и не нашел
Vlad_TA
Происхождение караимов, действительно весьма туманно. А вот отличие весьма значительно. Иудаизм признаёт 2 вида Торы. Тора письменная (У христиан "Ветхий завет". Согласно еврейской (а в след за ней и христианской традиции). Эта Тора была "надиктована" Богом Моисею, кторый её и записал. Интересно, что верующие евреи убеждены, что на Божественном уровне, "кодом" доступным только Богу, в ней содержится весь проект сотворения Мира (что было и что будет). Это можно сравнить с тем, как в "0" и "1" двоичного кода, компьютер видит наши картинки и тексты
Но кроме этого евреи признают и устную Тору (Тора шэ-бэальпэ). Ту самую, что была в основном записана в средние века, в виде Талмуда.
А вот караимы устную Тору не признают. В этом главное принципиальное различие.
При этом караимы себя считают евреями. Евреи же в этом караимам отказывают. И не смотря на это, существует очень важная страница в истории отношения евреев и карамимов. Особенно она была заметна в Крыму. Когда во время Второй Мировой войны, Крым был занят немцами, они приняли караимосв за некую разновидность мусульман и потому их не преслеловали. Караимы воспользовавшись этим достаточно успешно спасали евреев от немецких преследований.
Maximus67
Про отличия понятно. Мне более интересно их происхождение...)))
В своё время многие представители моего поколения зачитывались трудами Гумилёва. Книги его действительно интересные и доступные. Однако позже, увы, я от профессиональных историков много раз слышал критику в его адрес.
Основная мысль этой критики, Гумилёв пускал в оборот - допустим, было так - далее он попросту убирал "допустим".
Что касается караимов, точно как там в его трудах было, искать не буду, но мысль примерно следующая:
Если у евреев национальность идёт по маме, то в Хазарии образовались люди, мамы которых были тюркского происхождения, а отцы евреями. Со временем (очень боюсь быть не точным, но далее идея в следующем) они откололись от иудаизма и создали своё учение. Из этой среды как раз и вышли караимы. Далее, после падения Хазарии, эти ребята переселились в Крым.

Но как тогда быть с караимскими общинами в Испании? По всей видимости Гумилёв про них попросту не знал. Если караимы были в Багдаде, в Каире. в Магрибе и в Испании, хазарская версия в этом случае несостоятельна.

Кстати, в Литве возле Тракайского замка есть деревня караимов. Там есть маленькая кафешка, где женщина караимка нас с женой 10 лет назад пирожками угощала.

Одним словом, спасибо, Владимир, за дискуссию.
acvazul-v2010
Караимы когда им выгодно подчеркивают своё еврейское происхождение, а когда невыгодно - нет. Впрочем только ли караимы?
sonnenschein
Молодцы евпаторийцы, что отреставрировали и вновь создали такую улицу.
крымские караимы себя евреями не считают. Много раз спрашивала об этом наших соседей и одноклассников, ответ один-мы не евреи, и традиции у нас другие. В Крыму есть пещерный город караимов Чуфут-Кале.
Vlad_TA
sonnenschein писала 11 марта 16:10
крымские караимы себя евреями не считают.
Как интересно. А вот в Иерусалиме, в Старом городе тоже живёт небольшая община караимов. Кстати там тоже есть улица "Караимская" и их синагога. Вот они очень стараются быть евреями. Наверное прав Владимир "Караимы когда им выгодно подчеркивают своё еврейское происхождение, а когда невыгодно - нет. Впрочем только ли караимы?"
Спасибо Вам за такую информацию о крымских караимах.
sonnenschein
Наверное, так и есть. Знаю, что мои соседи караимы никто не уехал в Израиль, а может их туда не взяли
Vlad_TA
Лена, действительно, те иерусалимские караимы которых я знаю, живут там очень давно, может быть даже столетиями. Хотя из теперешняя синагога - новая. Ведь она в еврейском квартале. А он весь был взорван иорданцами за 19 лет их оккупации Старого города (1948 - 1967 г) а потом отстроен.
sonnenschein писала 11 марта 16:26
а может их туда не взяли
возможно. Честно говоря я не уверен, что они подпадают под "Закон о возвращении", согласно которому, каждый еврей или член семьи еврея до 3-го поколения имеет право на получение израильского гражданства. Интересно, что список лиц подпадающих по Закон о возворащении, был взят из Нюренбергских законов Геббельса. Только там, это был и лица подлежащие уничтожению, как евреи, а здесь - как имеющие право на гражданство. Ведь израиль создавался, как убежище для евреев.
elenarossi
После просмотра одного хорошего фильма про караимов, очень заинтересовалась этим этносом.
Ваша маленькая капелька, Владимир, в ту же копилку!
acvazul-v2010
Спасибо, Елена. Тема очень интересная
Vlad_TA
Владимир, вопервых спасибо за интересные материалы!
Я только хотел внести ясность в один вопрос. Вы несколько раз в отношении синагог используете слово "Храм". Но дело в том, что синагога это не харм. Храм у евреев был и может быть только один - в Иерусалиме на Храмовой горе. Там, где сегодня стоит мечеть "Кубат ас-Сахра" (Купол Скалы). Та самая, с золочённым куполом. Храм, это единственный дом единственного Бога.
Синагога это просто место собрания для молитвы или изучения Торы. Кстати и само слово "синагога" в переводе с греческого означает "собрание". И на иврите "синагога" - "бэйт а-кнесет" - "дом собрания". Сравните - Парламент Израиля "Кнесет"- "Собрание". Да, еще . Раввин - не священник. Священниеи были только в Храме - Коэны. Раввин это образование человека, его профессия а не духовный сан. Как адвокат, учитель, врач. Перед Богом -же у евреев нет посредников.
acvazul-v2010
Как это правильно верить в Бога без посредников. Спасибо. Собрание так собрание. Я не против
Lyudmila_Klyopova
Лет 20 назад в квартале между Татарской и Караимской почувствовали себя Лёликом, заблудившимся в Стамбуле. Как-то выбрались к дому, где снимали комнату. Помню, хозяева, которые здесь поселились после войны, всё боялись, что вернутся сюда прежние, высланные, и выгонят их.
acvazul-v2010
Запросто могут выгнать. О них рассказ ещё будет
Sergey_Kuznetsov
Глядя на Ваши фотоснимки, у меня что-то всплывает в памяти о посещении Евпатории 57 лет назад...
sonnenschein
Молодцы евпаторийцы, что отреставрировали и вновь создали такую улицу.