Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 21:45
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Евпатория — Россия Август 2014

Прогуливаясь по улочкам Евпатории,

мы забрели на Караимскую улицу…

Прогулка по Караимской улице...

Однако, непосредственно Караимскую улицу мы попали с перпендикулярной ей улицы имени Тучина.

Современная Караимская улица зарождалась тогда, когда шумный богатый город на северной оконечности Каламитского залива еще носил имя Гезлева (XV век), являясь одним из крупнейших черноморских портов Крымского полуострова с многонациональным и разноконфессионным населением.

Тогда-то и пролегла внутри крепостных стен извилистая дорога, соединявшая

Прогулка по Караимской улице...

главные восточные ворота Одун Базар Капусу (ворота дровяного базара) с западной частью в районе Ак Мулла Капусу (ворота Белого муллы) — основного источника живительной влаги для всего многочисленного населения города.

Ворота Дровяного Базара это первые ворота древнего Гезлёва, которые очень сильно похожи на те, что возвели на этом месте в XV веке. Они простояли на этом месте 500 лет и были разоушены только в 1959 году. Многие евпаторийцы, кому за 60, еще помнят историческое сооружение Евпатории.

На протяжении веков (XV — XVIII столетия), являясь сосредоточием бурлящей внутри крепостных стен жизни и находясь вблизи от центральной привилегированной пролегавшей вдоль набережной части Гезлева, улица притягивала к себе внимание состоятельных купцов и торговцев достаточно обеспеченных чтобы позволить себе жить здесь.

Напряженность в русско-турецких отношениях, вылившаяся в XVIII веке в открытое противостояние, принесла Гезлеву и его архитектурному сердцу российское подданство под скипетром двуглавого орла и новых обитателей — извилистый ее уют пришелся по душе набирающей вес каримской общине города.

Так в скором времени (на заре XIX столетия) именно здесь появились главный храм этого немногочисленного, но пользующегося неограниченным влиянием в Евпатории религиозного сообщества, что не в последнюю очередь связано было с решением о переносе резиденции его духовного лидера, а как следствие — и перевод всех капиталов караимов, из Чуфут-Кале на берега Каламиткого залива.

В честь новых своих обитателей улица стала носить название Караимской.

Прогулка по Караимской улице...

Арка Караимской улицы Евпатории.

Конец XIX — начало ХХ веков становится эпохой ее расцвета — здесь помимо всевозможных зданий и сооружений, связанных с деятельностью караимской общины, появляются два прекрасных иудейских храма, а честь стать ее жителями выпадает лишь видным деятелям города.

Изменения в 1920-е — 1930-е годы перевели Караимскую улицу в разряд заштатных — ведь храмы один за одним закрываются в рамках политики всеобщего атеизма, а прогрессивный культурный слой евпаторийской общины исчезает как класс.

Да к тому же старые идеалы уступают место новым героям — ее переименовывают в честь погибшего в борьбе за революцию заместителя председателя Евпаторийского ревкома Василия Гордеевича Матвеева (- 1919).

Почти столетнеее (до начала ХIХ столетия) пребывание на задворках истории пагубно сказались на архитектурных памятниках ул. Караимской — часть из них пребывала в плачевном состоянии, другие же и вовсе разрушены.

Лишь на исходе первого десятилетия нового тысячелетия проблемой возрождения исторической жемчужины Евпатории государственные власти озаботились всерьез, когда в рамках туристического маршрута «Малый Иерусалим» (2007 год) была возвращена к жизни большая часть ее памятников.

Прогулка по Караимской улице...

Маршрут «Малый Иерусалим» Евпатории проходит и по извилистой змейке на карте Старого города.

протяженностью почти в километр (950 метров) по имени Караимская улица.

Прогулка по Караимской улице...

Начиная свой путь от крепостных ворот (Одун Базар Капусу) пешеходная часть сердца Старого Гезлева,

медленно проплывая вдоль изящно украшенных фасадов небольших двориков направляет свои стопы к чудом уцелевшему комплексу Турецких бань,

Прогулка по Караимской улице...

которые на своем пятисотлетнем веку успели повидать немало поколений евпаторийцев.

Такое ощущение что гуляешь по улицам какого-то средиземноморского городка.

Молодцы евпаторийцы, что отреставрировали и вновь создали такую улицу.

Прогулка по Караимской улице...

Извилистая брусчатка шаг за шагом приближает нас

Прогулка по Караимской улице...

к ныне действующему городскому иудейскому храму — ремесленной синагоге Егия-Капай со звездами Давида в круглых окошках.

Но это уже совсем другая история…