Турист Елена Каткова (Elena0604)
Елена Каткова — была 9 декабря 2023 15:21

Сремски-Карловци — Сербия Август 2018

Казалось бы, совсем небольшой город, но ведь когда-то он был столицей сербской Воеводины…

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

И живет в нем сейчас около десяти тысяч человек. Всего. Полу-город, полу-деревня. Городок Сремски-Карловци (Sremski Karlovci) стоит на берегу Дуная, меж двух холмов гряды Фрушка-Гора в 80-ти километрах от Белграда. Не особо избалован город туристическими визитами, не увидели мы здесь толп туристов (хотя было воскресенье), но славится древней историей, богатством архитектуры и традициями виноделия.

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

История его началась очень-очень давно…

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

На этой земле жили кельты, потом пришли римляне, построили цитадель. В III веке нашей эры император Марк Аврелий Проб привез сюда лозу из Сицилии, положив начало Карловским виноградникам. Удачно привез! Здесь шикарные винодельни! С 1308 года место принадлежало венграм, которые построили свою крепость на месте развалин античных времен. Назвали город Каром. В 1521 году город был захвачен Османской империей, а в 1532 впервые был упомянут как Карловцы. Турки владели городом с 1521 по 1699 гг. Немало! В 1699 году здесь был заключен знаменитый Карловицкий мир между Австрией, Речью Посполитой, Венецианской республикой с одной стороны и турками с другой. Этот мир положил конец доминации турок в этом регионе. Карловци отошли Австрии и стали частью ее Военной границы, вскоре город стал резиденцией сербского митрополита, а в 1918 году — частью королевства сербов, хорватов и словенцев. К Воеводине Сремски-Карловци присоединили с 1945 года. Карловци — понятно, из древних времен, а приставка Срем — от названия региона, в котором город находится. Сремски-Карловци, кстати, является побратимом сразу трёх российских городов — Новочеркасска, Батайска и Сергиева Посада.

Бродя по улицам города, я постоянно задавалась вопросом, как еще живы и стоят эти дома, которым по виду, очень много-много лет…

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

Вот, например, один из старейших домов города, построенный еще в XII веке!

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

В городе есть старый платан, охраняемый государством, ему, предположительно, более 300 лет.

И посажен он был одновременно со строительством «нижней» церкви, церкви Святых апостолов Петра и Павла (построена в 1718–1719 годах на старом фундаменте древней церкви).

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

И удивительно смотрятся на фоне старинных построек совершенно новые средства передвижения…

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

Исторический центр города — средоточие богато украшенных барочных и неоклассических особняков, изящных церквей и интересных музеев. Гуляя по старым улочкам Сремски-Карловци, чувствуешь себя словно далеко-далеко в прошлом — тишина провинциального города, почти кукольные домики и уют тенистых площадей.

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

Барочный Патриарший дворец (Патријаршијски двор) был построен в XIX веке, великолепная архитектура, ухоженный сад. Сейчас это постоянная резиденция Сремской епархии и летняя резиденция сербского патриарха.

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

Нарядное здание гимназии (Карловачка гимназија) 1891 года. Потрясающей «раскраски». Школу учредили в 1791 году — это была первая сербская гимназия.

Православная духовная Семинария Святого Арсения Сремаца (Богословија «Свети Арсеније Сремац») основана в 1794 году. Ныне существующее здание возвели в 1900 году на народные деньги.

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

Подсмотрела, как служитель семинарии занимался простым насущным действом — доставал из багажника машины привезенные из стирки одеяния. Дела мирские…

Ну и мы предались делам мирским, зашли полюбопытствовать в сувенирную лавку…

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

Центром города считается площадь имени поэта-романтика Бранка Радичевича (Трг Бранка Радичевића).

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

В городе установлен памятник поэту.

На площадь Бранка Радичевича выходит барочный фасад Соборной церкви св. Николая (Саборна црква Светог Николе) — 1762 года, собор был построен в честь обретения мощей святого Святого Арсения Сремского. В конце XVIII века собор пострадал от великого пожара и был восстановлен в 1805 году. В 1909 году фасад церкви был отреставрирован по проекту Владимира Николича, привнёсшего элементы неоклассицизма в первоначально барочное здание. Прекрасное сооружение белого цвета, небесной чистоты…

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

Рядом находится римско-католический храм Святой Троицы (црква Светог Тројства) — желтого цвета барочная церковь 1768 года постройки с красивым входом.

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

Неоклассическое здание магистратуры с живописным балконом, украшенным цветами (1808–11 гг). Сейчас в нем помещается муниципалитет.

В городе зелено, очень чисто.

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

И очень много пямятников. Вот памятник профессору гимназии Сремски-Карловци, Йовану Живановичу. Это известная семья в Сремски-Карловци. У них винодельня и музей меда.

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

В городе есть памятник главнокомандующему Русской Армией — «черному барону», генералу Петру Николаевичу Врангелю.

На здании, где в марте 1922-октябре 1926 гг. жил генерал, установлена памятная доска. Правда, жил он Врангель здесь не сразу, сначала пришлось жить в здании больницы, что по другую сторону от сквера (площади).

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

Удивительно, что практически рядом с памятником П. Н. Врангелю (установлен в 2007 году, над монументом работал российский скульптор Василий Аземша), в 2009 году установлен еще один памятник — Памятник российскому дипломату сербского происхождения, советнику Савве Лукичу Владиславичу-Рагузинскому (памятник создан скульптором Георгием Лазичем-Чапша).

Савва Лукич — был, собственно, из рода хорватских князей Владиславичей (Рагузинский — это по названию местности, где он, предположительно, родился, хотя есть два предположения места рождения — в Герцег-Нови и около нынешнего Дубровника) — выдающийся человек, дипломат, купец и одновременно создатель первой в России тайной разведки, посол в Китае. Был очень ценим Петром I, для которого (по государственному указу, между прочим) доставлены были Петру I из Константинополя три арапчонка. Константинополь забрал к себе детей одного эфиопского князька, у которого было 19 детей, как гарантию безопасности, в случае если родители детей начнут «политически хулиганить». Одним из арапов был Ибрагим, которого позже нарекли Абрамом, дав отчество Петра I вкупе с фамилией известного римского полководца Ганнибала. Так вот что я вычитала…

Оказывается, Петр Николаевич Врангель был внучатым племянником Александра Сергеевича Пушкина. У прадеда Пушкина, Абрама (Ибрагима) было две жены, с первой — не склалось, зато со второй — очень даже. 10 детей. Сын Осип Ганнибал — прадедушка Пушкина, а младшенькая дочка, Софья Ганнибал (которая родилась, когда Абраму было уже за 60 лет) — это прапрабабушка Петра Николаевича Врангеля! Пушкин и Врангель имеют кровные узы! Спасибо тебе, маленький городок Сремски-Карловци, что благодаря тебе я это узнала.

И да, площадь-скверик, на которой установлены оба памятника буквально в двадцати метрах друг от друга, носит название «площадь русско-сербской дружбы». Как символично!

И именно тут меня «облюбовала» совершенно потрясающая сербская собакин, которая облобызала меня с ног до головы (очки я потом долго оттирала), проигнорировав совершенно мужа, сына и гида.

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

Долго бежала за мной, вылизывая мои щиколотки, щекоча их и радостно подпрыгивая, чтобы снова дотянуться и облизать мне щеки, а потом вдруг резко исчезла где-то в окружающих домах.

«Она живет тут рядом, русских очень любит»,- перевел мне гид слова сербов, сидящих на скамеечке на площади-скверике и явно наслаждающихся собакинской радостью. Воистину, скверик русско-сербской дружбы!

А еще есть в Сремски-Карловци фонтан четырёх львов — место встречи жителей и любимое место фотосессий туристов. Струи красиво смотрятся, а величественные скульптуры животных призваны напоминать о памятной дате открытия городского водопровода в 1779 году.

Путешествие в прошлое и настоящее. Сремски-Карловци

Местная легенда гласит: каждый испивший воду из фонтана обязательно вернется в Сремски-Карловци. А каждая девушка, испившая воды из всех четырех струй, обязательно выйдет замуж за серба и останется жить в Сремски-Карловци. Мы рисковать и пить воду не стали…Мало ли…вдруг не врут легенды…Одного дня в этом городе нам показалось вполне достаточно…