Турист Наталья (Nata163)
Наталья
была 10 ноября 2022 10:51

Берлин, Мюнхен, Фюссен — Германия Декабрь 2018

Случайно наткнувшись на дешевые билеты в Берлин, мы сразу же приняли решение побывать в рождественской Германии и зарядиться новогодним настроением. Во время подготовки к поездке в интернете мы наткнулись на фотографии замка Нойшванштайн и поняли, что должны непременно увидеть это место своими глазами.

В итоге мы составили следующий маршрут Берлин-Мюнхен-Замок Нойшванштайн-Мюнхен-Берлин. Т. к. наше путешествие приходилось на католическое Рождество, то приходилось его корректировать в соответствии с праздничными днями. После обеда 24 декабря и до 26 декабря включительно многие музеи закрыты, а магазины совсем не работают. Тут есть лайфхак: если Вам нужнен продуктовый магазинчик, то вы можете смело отправляться на заправку они работают и в праздничные дни и ночью.

Берлин, Мюнхен и Нойшванштайн на Рождество

Первым делом нужно было определиться, как нам перемещаться между городами. Сначала мы рассматривали жд билеты, но цена оказалась очень высокой. И в целях экономии мы решили ехать из Берлина в Мюнхен и обратно ночным автобусом Flixbus, и заодно съэкономить на проживании. Цена на автобусе в среднем в 3 раза меньше жд билета. В интернете читала отзывы, что Flixbus часто опаздывает, но мы с этим не столкнулись. Единственное, лучше занимать места на втором этаже, на первом этаже горит приглушенный свет и прохладно, когда открываются двери на остановках. Если вы не бронировали место заранее (эта услуга платная), то занимайте место с зеленой отметкой (она находится на багажной полке), иначе в последний момент может подоспеть пассажир с предоплаченным местом и вам придется пересаживаться на оставшиеся места. Иногда полиция может проверить паспорта, поэтому лучше не убирать их далеко.

Из Мюнхена в замок Нойшванштайн можно добраться и на автобусе и на пригородном поезде с пересадкой на автобус. В этом случае мы выбрали второй вариант, т. к. он был быстрее и не отличался по цене. У немецкой железной дороги есть различные спецпредложения: например билет для компании до 5 человек, семейный билет, баварский билет (билет на один день на все виды транспорта в пределах Баварии) и т. д. Здесь стоит каждому изучить, что будет выгоднее для его целей. Мы выбрали Баварский билет, 32 Евро на двоих (включая дальнейшую дорогу на автобусе). Если брать билеты отдельно, то стоимость будет 30 Евро на 1 человека в 1 сторону. Также нужно учитывать, что Баварский билет действует с 09:00 утра до 3:00 ночи следующего дня. В выходные и официальные праздничные дни Баварии: с 0–00 часов до 03–00 следующего дня. Мы сначана этого не учли, но нам повезло, т. к. 26 декабря считается выходным днем. Купить билет можно онлайн на сайте https://www.bahn.de , выбираете нужный маршрут и сайт сам предложит вам наиболее выгодный тариф.

И еще немного о транспорте, теперь уже внутри городов. И в Берлине, и в Мюнхене очень хорошо, просто великолепно развит общественный транспорт. Мы передвигались только на нем. Нам очень помогло приложение DB Navigator, оно строит самый быстрый маршрут на определенный день и час. Если нет интернета, то можно воспользоваться Maps.me, но заранее нужно загрузить карту необходимого города. На транспорт предлагаются различные виды билетов: от разовой поездки до туристических билетов, включающих скидки на музеи на несколько дней. Чтобы подобрать наиболее выгодный билет, нужно заранее спланировать примерный маршрут. Мы пользовались разовым билетом(в среднем 3 евро), когда планировалась только одна поездка за весь день, например в день прилета. Также мы приобретали дневной билет на все виды транспорта около 7 евро на человека. Стоимость билета зависит от зоны, в которой вы будете передвигаться. Билеты нужно обязательно компостировать. Контролеров на общественном транспорте мы не встречали.

Также заранее советую по максимому приобрести билеты онлайн в музеи и замки, чтобы не терять время в очередях.

Наше путешествие началось со столицы. От аэропорта Шонефельд мы добрались на электричке до Александрплатц и сразу направились в отель Leonardo Royal Hotel Berlin Alexanderplatz (ссылка https://www.tourister.ru/trip/415482). Мы всегда предпочитаем останавливаться в достаточно комфортных отелях, все-таки в отпуске хочется отдохнуть в приятной обстановке. Но и переплативать за отель не любим, поэтому тщательно подходим к выбору. Отель Leonardo Royal Hotel Berlin Alexanderplatz нам понравился, хорошие 4 звезды. В номере есть все необходимое, отличный разнообразный завтрак, хорошее соотношение цена-качество. Есть сауна за небольшую доплату, но мы не успели туда сходить. Также у отеля удобное расположение, рядом остановка общественного транспорт, пешком до Александрплатц 5–7 минут. Первый день мы решили прогуляться пешком по центру города и посетить несколько ярморок. Начали мы с Александрплатц. Вообще все рождественские ярмарки очень похожи между собой: продаются одни и те же напитки, закуски и сувениры с игрушками. Самая крупная ярмарка на площади Жандарменмаркт. Вход платный 1 евро в отличии от других. Но нам она не очень понравилась, не смотря на платный вход, на ней больше всего народу, с трудом можно предвигаться) Мне больше приглянулась ярмарка Weihnachtsmarkt an der Gedaechtniskirche.

Берлин, Мюнхен и Нойшванштайн на Рождество

Также достаточно крупная ярмарка расположена на самой Александрплатц. В пяти минутах за торговым центром Alexa находится еще одна ярмарочная площадка Winterraum am Alexa. Не заметить ее просто невозможно из-за огромного сверкающего колеса обозрения.

В общем куда бы вы не отправились, везде наткнетесь на палатки с горячим глинтвейном и сытными карривурст. Мы продегустировали почти все горячие напитки на ярмарках.

Берлин, Мюнхен и Нойшванштайн на Рождество

Больше всего нам понравился традиционный глинтвейн и яичный пунш! Ягерти и грог более крепкие, скорее для мужчин. На ярмарках очень вкусная и приемлемая по ценам еда, мы брали попробовать почти все и все вкусно. При покупке напитков всегда берут депозит за кружку 2,5 -4 евро. Особо приглянувшиеся кружки можно забрать на память как сувенир. Так, неспешно прогуливаясь, мы успели прогуляться по Унтер-ден-Линден, полюбоваться Бранденбургскими воротами и посетить КПП Чарли.

Следующий день было решено начать с шопинга, т. к. после обеда 24.12 все магазины закрываются. Мы выселились из номера и на ресепшн оставили багаж до вечера. В этот день мы купили дневной билет, т. к. нужно было много ездить по городу. Первым делом отправились в KDW. Если честно, я была неприятно удивлена ценами в магазинах. При том что были распродажи 50% на одежду, на наши деньги было дорого. Некоторые вещи стоили как дома без распродаж, поэтому шопинг не удался… В KDW были выгодные цены на немецкие ножи набор из 6 предметов около 100 евро. Еще мне понравился выбор новогодних шоколадных наборов, марципана и др. сладостей на последнем этаже. Причем на рождественские наборы была скидка 50%, это оказалось очень выгодно, мы взяли в подарок и на Новый год. Рядом по улице много магазинов, там можно найти более приемлемые цены на одежду, но придется поискать. После закрытия магазинов мы отправились на траспорте в Трептов Парк, для нас это было обязательное для посещения место. Парк очень красивый и тихий, народу немного, очень прияно прогуляться. А сам советский воинский мемориал поражает величием и красотой.

Берлин, Мюнхен и Нойшванштайн на Рождество

Далее было запланировано посещение East Side Gallery. Уже на подходе к стене мы завернули покушать кебаб, т. к. в праздничные дни открыты только турецкие кафе. Я немного переживала, что на улице стемнело и мы не сможем сполна насладиться галереей, но оказалась что там отличной освещение и никаких проблем не возникло.

После мы отправились в отель, забрали багаж и поехали на автовокзал. Кстати автовокзал в Берлине совсем не комфортный и очень маленький, поэтому очень заранее лучше не приезжать. А вот к автобусу Flixbus лучше подойти минут за 15 до прибытия и приготовить багаж и билеты, лучше разделиться чтобы один грузил багаж, а второй выбрал место.

Утром мы уже были в Мюнхене. Отель мы выбрали в пешой доступности и от авто- и жд- вокзала и от центра города — Motel One München Sendlinger Tor (ссылка https://www.tourister.ru/trip/f05e1c). В отель заселили сразу же в 8 утра без доплат, номер небольшой, но уютный, везде чистота. Понравилась фишка с камином на заставке в телевизоре. Немного отдохнув с дороги, мы решили осмотреть центр города. Первым делом отправились на Мариенплатц. Кстати в отличии от Берлина в Мюнхене уже 25 декабря все ярмарки закрыты и их уже разбирают. Мы как раз подоспели к бою часов на Новой Ратуше, зимой они бьют только 1 раз в 11:00. В Мюнхене в праздничные дни открыты только пивные, и мы решили сделать небольшой рейд по главным из них.

Берлин, Мюнхен и Нойшванштайн на Рождество

На площади расположена старинная пивная Ratskeller, лучше направится туда незадолго до окончания боя часов или забронировать столик заранее, иначе придется ждать в очереди. В пивной классический интерьер и очень колоритные официанты. Понравилась закуска, коротая состоит из 3 уменьшенных порций классической баварской кухни, очень удобно! Ну и конечно же пиво, оно неописуемо вкучное!!! В ресторане можно также купить кружку на память, но только за наличные. Кстати, немного отвлекусь от темы пива… в Германии очень много мест где не принимают кредитные карты, поэтому обязательно берите наличные. Например, на ярмарках, в небольших лавках, некоторых ресторанах для местных принимают только наличные.

Итак, вернемся к пивной теме. Далее мы направились в знаминитый Хофбрайхаус. Сначала мы немного растерялись от количества народа и гула! Но сделав пару кругов по ресторану мы нашли пару местечек. Здесь царит совсем другое настроение. Если Ratskeller именно пивной ресторан, то Hofbräuhaus это больше пивной бар, громкий и веселый! Мы попробовали пару сортов пива и взяли рульку. По ресторану ходят девушки, которые продают огромные бренцели, советую купить, отлично как закуска к пиву! Здесь также можно купить различные сувениры. Вечером мы еще зашли в Spatenhaus am Oper, но там нам не очень понравилось, как-то неуютно нам там было, и цены завышены.

На следующий день у нас планировалась поездка в Нойшванштейн. Выезжали мы на поезде около 5–5:30 утра до городка Фюссен. Есть еще поезд в 9:00, но мне кажется маловато будет времени на прогулки по этому чудесному месту, плюс утром есть шанс увидеть все еще до появления огромных толп туристов. Как только выйдете из поезда сразу направляйтесь за толпой туристов, и вставайте в очередь на автобус. Билет в Замки мы брали на сайте примерно за месяц https://www.hohenschwangau.de/1355.0.html . Всем советую покупать заранее, иначе минимум час времени, а то и все три простоите в очереди. Есть билеты в каждый замок отдельно, и разные варианты спаренных билетов. Мы брали билеты в 2 замка без Музея баварских королей. Даже если вы забронировали билет заранее, прийдется отстоять небольшую очередь, чтобы получить билет, но это займет всего минут 15. Билеты нужно получить не позже определенного времени, обращайте на это внимание. На всей территории отличный бесплатный WiFi. Нас больше всего впечатлила природа этого места и прекрасное озеро Alpensee, обязательно прогуляйтесь вокруг него.

Берлин, Мюнхен и Нойшванштайн на Рождество

Здесь главное правильно распланировать время. Мы сначала гуляли у озера, потом пошли к первому замку Hohenschwanstein (подъем около 20 минут неспешным шагом), около него не нужно много времени на осмотр видов, максимум час до экскурсии. А вот сразу после экскурсии по первому замку рекомендую направится во второй. На конные упряжки очередь, а идти к нему минут 40 средним шагом в горку. По дороге будет развилка на Marienbrucke, оттуда открывается прекрасный вид на замок. Если у Вас немного времени до следующей экскурсии, то лучше оставить посещение моста на потом, т. к. дорога туда и обратно займет час-полтора, если не торопиться.

Берлин, Мюнхен и Нойшванштайн на Рождество

Также имейте ввиду что зимой мост закрыт и увидеть прекрасный вид можно только если перелезть через ограждение из колючей проволоки и взобраться по достаточно скользкой горке(нужна хорошая обувь). Но если честно это того стоит. Экскурсии в оба замка недолгие занимают примерно по 20 минут каждая. Если правильно спланировать время, то вечером у вас может еще остаться пара часов на осмотр города Фюссен перед отправлением поезда, там же можно поужинать. Городок небольшой, но очень уютный. Обратно мы ехали на 6-часовом поезде, народу было много, некоторым даже пришлось ехать стоя. Уже в Мюнхене мы решили зайти в еще одну пивную Paulaner im Tal. Приятная пивная с отличным пивом и вкусной едой.

В последний день в Мюнхене у нас было запланировано посещение музеев. По уже отработанной схеме мы выселились из номера и оставили багаж в отеле до вечера. Из множества музеев мы выбрали Немецкий музей и музей BMW. В немецкий музей мы купили билеты накануне вечером и тут есть небольшой подвох. На сайте предлагается либо билет только в Немецкий музей, либо общий билет в 3 музея: немецкий(Deutsches Museum), музей автотранспорта(Deutsches Museum Verkerszentrum) и музей авиации (Flugwerft Schleißheim). Все три музея являются частями немецкого музея. Мы решили, что они все радом и купили общий билет. Но потом оказаль, что все три музея находятся в разных частях города, а музей авиации вообще за городом. Поэтому обращайте на это внимание и расчитывайте успеете ли вы посетить все музеи. В итоге мы посетили два из трех: Deutsches Museum и Deutsches Museum Verkerszentrum. И не пожалели ни на минуту. Если у Вас стоит выбор между музеем BMW и музеем автотранпотра, я бы выбрала второй. Итак, немецкий музей! Это отличное место для посещения с детьми любого возраста. Все можно потрогать, нажать, проэксперементировать, изучить, покрутить!!! Мы и сами настолько увлеклись, что вели себя как дети))) В музее собрано более 100.000 экспонатов из различных областей — естествознания, машиностроения, самолетостроения, кораблестроения, ручного ремесла, фотографии и т. д. Всё организовано на самом высоком уровне! Если подробно рассматривать каждый экспонат, то и целого дня не хватит. Мы осмотрели самое интересное где-то за 3 часа. Сначала мы не планировали ехать в музей автотранспорта, но немецкий музей настолько нас впечатлил, что у нас не осталось выбора. Музей автотранспорта тоже впечатлил, это рай для всех мужчин! На осмотр у нас ушло около 2 часов. Кстати в музеях есть детские комнаты и игровые площадки, на случай если Ваш ребенок утомится) Далее не смотря на усталось мы все-таки решили пойти в музей BMW. Здесь есть именно музей с платным входом около 10 евро и бесплатная огромная выставка современных автомобилей(где можно все потрогать, везде посидеть и т. д.). Если вы не фанат BMW, то в пинципе можно обойтись и бесплатной выставкой, музей впечатлит ценителей. Ну и вечером мы уже традиционно решили посетить пивную, в этот раз выбор пал на Augustiner am Dom. Эта пивная впечатлила нас больше всего! Обязательно для посещения. Народу очень много, не удивляйтесь, если вас подсадят к какой-нибудь парочке баварцев. Тут мы попробовали мюнхенские Weisswurst, во многих пивных их нет. В обещем в нашем рейтинге эта пивная лучшая по всем показателям! Писле ужина мы вернулись в отель за чемоданами и отправились на вокзал, утром мы уже были снова в Берлине.

Первым делом мы направились в сетевой отель Viena House Andels Berlin (https://www.tourister.ru/trip/0befa7) , в этот раз мы выбрали отель подешевле, расположение было чуть менее выигрышным, до центра пешком далековато. Но при этом цена более приятная, а отель отличный, с завтраком и СПА. Номер просторный с интересным дизайном.

На один из последних дней нашего путешествия было запланировано посещение Рейхстага. Посещение бесплатное, но нужно заранее (примерно за месяц) направить запрос на официальном сайте https://www.bundestag.de/en/ . Есть несколько вариантов посещения, в том числе экскурсия и отдельно посещение только купола. На наш день было возможно забронировать только экскурсию на купол. Советую брать полную экскурсию, там можно увидеть стену с сохранившимися надписями советских солдат. Приходить к Рейстагу нужно немного заранее, обязательно иметь при себе паспорт и распечатку бронирования (она прийдет Вам на почту).

Берлин, Мюнхен и Нойшванштайн на Рождество

Далее мы прогулялись пешком до острова музеев. По пути на улице Унтер-ден-Линден нам встретился большой магазин Nivea. Там можно купить подарки для родственников. Мы хотели еще успеть посетить Пергамский музей. Заранее билет не покупали, поэтому пришлось отстоять очередь около 1,5 часов. В музее оказалось, что купить отдельный билет только в Пергамский нельзя, есть только комплексные билеты на посещения всех музеев острова. Музей нас разочаровал, наверное просто были завышенные ожидания. Но с тем же Эрмитажем на мой взгляд не идет ни в какое сравнение. Также оказалось, что музей не такой уж и большой, так что мы еще зашли в Новый музей (самый известный экспонат — бюст Нефертити).

В Берлине мы нашли несколько отличных ресторанчиков. Wirtshaus Heuberger (Gotenstraße, 1). Здесь можно попробовать огромные пельмени Maultaschen и Flammkuchen — немецкий открытый пирог-пицца. Если хотите прийти на ужин, то лучше заранее забронировать стол, также нет оплаты картами. Еще одно отличное место находтся рядом с East Side Gallery — это Scheers Schnitzel (Warschauer Pl. 18), здесть можно попробовать огромную порцию шницеля с салатом и картофельным салатом всего за 8–10 евро. И последнее место Dicke Wirtin, мы не смогли там покушать, т. к. мест не было. Так что обязательно нужно бронировать стол. Тут готовят кёнигсбергские клопсы и говяжьи рулеты, атмосфера очень приятная!

Последний день мы посвятили покупке сувениров. Мы купили себе набор немеких ножей, в подарок привезли пиво, сосиски, рождественские пряники, шнапс, яичный ликер, резиновых уток, разные крема Nivea, бренцель, пивные кружки. Также в Германии очень качественные лекарства и витамины. Мы взяли на пробу витамины. Еще купили немецкий аспирин, его уже проверили на себе, так что советую брать!

Всем отличного отпуска в Германии!