Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 20:59
https://www.gazeta.ru/social/2020/03/07/12994039.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_refe

По Малому Кругу Ангкора...

Сием Рип — Камбоджа Январь 2015
6 22

Продолжаем тем же днём путешествовать по главным храмам Камбоджи.

На Малом Круге заметно явное присутствие «пакетных» туристов, видимо, из соседнего Тайланда.
Автобусы, даже палатки с туристами.
Здесь, в Малом Круге, торговцы говорят цену в батах, а не в долларах или риелях.

Делюсь этим замечанием с попутчиками. Типа, здесь одни «пакетники».
Вдруг в ответ слышу «Вы не правы. Мы приехали из Лаоса самостоятельно. Посетили также Ханой, следуем в Хошимин».
Перекинулись парой слов с соотечественниками о Лаосе и северном Вьетнаме.

Идем дальше.
Вот и храмовый комплекс Ангкор Тхом.
Ангкор Тхом в переводе с кхмерского означает «большой город».

Он заслуживает особого внимания и занимает второе место по известности во всем храмовом комплексе Ангкор, после Ангкор Вата, во многом, благодаря Байону — горе-храму с высеченными лицами.

Ангкор Том был построен в стиле Байон и посвящен буддизму.

Ангкор Тхом занимает большую площадь и состоял из более сотни храмов и различных построек:


Байон
Бапуон
Пимеанакас
Королевский дворец
Терраса Слонов
Терраса Прокаженного Короля
Теп Пранам
Преа Палилай
Преа Питу
Прасаты Суор Прат
Северный и Южный Клеанги
и других более мелких построек.

Построен Ангкор Тхом был в конце XII — начале XIII вв. в период правления Джаявармана VII с 1181 по 1220 гг. и стал столицей Кхмерского государства вплоть до XV в.

Ранее на этой территории находилась прежняя столица — г. Яшодхарапура, однако, после нападения чамов (тямов) в 1177 г., город был очень сильно разрушен.
В связи с чем, было решено построить новую столицу, недалеко от разрушенной.
Поэтому на территории Ангкор Тома не все храмы построены Джаяварманом VII: Пимеанакас и Бапуон остались от прежних правителей.

Сам Джаяварман VII был очень почитаемым правителем, он привнес в жизнь подданных новую религию — махаяна-буддизм, символом поклонения которой стал Будда.

Население столицы составляло порядка миллиона человек. Территория города была поделена осевыми дорогами на четыре равные части, каждая из которых имела свое назначение. Например, в северо-западной части располагался Королевский дворец, в северо-восточной части — проживала семья короля, его приближенные, священники, юго-западная часть отдана под красивейший парк, а в юго-восточной — располагались рынки и разные административные постройки.
За пределами городской стены жили простолюдины.

Все жилые дома и некоторые здания были построены из дерева, поэтому до нашего времени они не сохранились, та же участь постигла и Королевский дворец, от него осталось лишь каменное основание за Террасой Слонов.

Символизм Ангкор Тома основан на легенде о пахтании (сбалтывании) Океана молока.
Эта легенда повествует о процессе сотворения мира, в котором принимают участие боги и демоны (скульптуры их расположены у ворот Ангкор Тома).

1
По Малому Кругу Ангкора...

Они держат в руках змея, обвивающего священную гору Меру (с ней отождествляли Байон, располагающийся в центре города), олицетворяющую центр мира, и попеременно тянут на себя, приводя гору в движение, т. о. вспенивая Океан, из которого впоследствии выделяется нектар бессмертия (амрита).

Город Ангкор Том занимает площадь в 900 га и имеет форму квадрата, поделенного на четыре равные части осевыми дорогами.

Центром пересечения дорог является Байон. Территория города была окружена насыпной стеной общей протяженностью 12 км, высотой 8 м., по верху стены пролегала дозорная дорога. Перед стеной был выкопан ров шириной 100 м и глубиной 6 м, заполнявшийся водой.

Вход в Ангкор Том осуществляется через ворота, всего их 5:
по одному — с севера (North Gate),

1
По Малому Кругу Ангкора...

юга (South Gate) и запада (West Gate), и двум — с востока — восточные (East Gate) и Ворота Победы (Victory Gate).


Ворота Победы ориентированы на Королевский дворец.


Высота ворот составляет 22–23 м, ширина проезжей части под ними — 3,5 м, они выполнены в стиле Байон и имеют по четыре башни, на каждой из башен высечены лики бодхисатвы Авалокитешвары (бог надзирающий и сострадающий), с которым отождествляли Джаявармана VII.


В дополнение ворота с обеих сторон украшены скульптурой трехголового слона с хоботами в виде колонн.

Мы вошли через Южные ворота.

Далее следуем собственно в Байон.

Мне Байон понравился больше других храмов.

И еще Та Пром.

Но о нём позже.

«Изюминкой» Байона являются башни со множеством ликов,

высеченных из камня,

2
По Малому Кругу Ангкора...

безмолвно взирающих с высоты на огромную территорию Ангкор Тома, а в период расцвета государства — и на всю Кхмерскую империю.

Вечная, мудрая улыбка.

1
По Малому Кругу Ангкора...

Будто изваяниям известно, то что нам неведомо.
Прямо улыбка Моны Лизы на восточный манер.

Изначально насчитывалось 54 башни, которые символизировали 54 провинции, находящиеся под властью короля.

К сожалению, на сегодня сохранилось порядка 37 башен.

Каждая башня имеет по четыре лика, взирающих во все стороны света, причем выражения лиц с каждой стороны разные.
Все башни были покрыты золотом.

1
По Малому Кругу Ангкора...

Помимо самих ликов, особый интерес представляют также барельефы, расположенные в галереях первого и второго ярусов, резнина и более 1000 изображений апсар (небесных танцовщиц).

Храм был построен в духе буддизма, однако, присутствуют черты индуизма.

Построен храм в период правления Джаявармана VII (правил 1181—1220 гг.) и не раз достраивался и перестаивался при последующих правителях.
Восстановительные работы в Байоне начались в 20-х годах XX в.

Существует версия, что множество высеченных лиц — это лицо бодхисатвы Авалокитешвары — божества сострадания, прообразом внешности которого стал сам Джаяварман VII.

Храм имеет форму трехъярусной пирамиды, первые два яруса имеют квадратную форму, третий — круглую. Храм построен из каменных блоков, некоторые его части — из дерева, в целом, сохранился достаточно хорошо.

Байон величествен снаружи, и в то же время хаотичен в архитектуре, возможно, из-за периодических достроек и перестроек некоторых частей.

Первый ярус строения имеет размеры примерно 160 на 140 м, высота стен — 4,5 м.
По краям находятся четыре угловые башни, по центру с каждой из сторон — по гопуре (надвратная башня) и по две дополнительных башни-входа.
Во внутреннем дворе с восточной стороны — два здания библиотек.

Этот ярус интересен расположенными по всему периметру галереями с высеченными барельефами.

Барельефы находятся на глухой стене и имеют высоту 3,5 м, по другую сторону установлен двойной ряд колонн.
Ранее между стеной и колоннами были деревянные перекрытия, но они не сохранились.

Галереи первого яруса изображают военную и повседневную жизнь короля и его подданных, например:

1
По Малому Кругу Ангкора...

будни простых людей, их дома;

1
По Малому Кругу Ангкора...

1
По Малому Кругу Ангкора...

морские битвы кхмеров и тямов на о. Тонлесап;

1
По Малому Кругу Ангкора...

сцены ловли рыбы; обратите внимание на буддисткую форму ушей.

животный и растительный мир королевства.

На второй ярус нужно подняться выше.

Он сформирован по типу первого, только размерами поменьше, приблизительно 80 на 70 м.
Есть несколько дополнительных галерей, пересекающихся под прямым углом, и не всегда связанных между собой переходами.

На этом ярусе есть четыре маленьких дворика по углам. Ярус содержит внутреннюю галерею с барельефами, расположенную не в окружающей ярус галерее, а в отдельных помещениях, образующих дополнительные галереи.

Тематика барельефов посвящена религиозным сценам. Сохранность некоторых изображений оставляет желать лучшего.

Здесь также есть сцены дворцовой жизни и военные походы, но больше всего — картины буддийской и индуистской направленности: почитаемые святые и боги, мифологические персонажи (апсары),

сцены из древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата».

На третий ярус ведут довольно крутые лестницы.

Поднимаемся всё выше и выше.

Здесь располагается верхняя терраса, с очень узкими проходами,

есть три маленьких библиотеки (запад, север, восток), а также башни-прасаты.

Посередине террасы находится огромная центральная башня с диаметром у основания около 25 м., возвышающая на 43 м от земли.

Центральная башня имеет восемь башен,

самая главная башня находится в полуразрушенном состоянии.

Внутри башня разделена по осевым линиям на несколько самостоятельных комнат-святилищ, где ранее находились статуи буддийских и индуистских божеств.

В самом центре главной башни (с восточного входа), находится самое священное место, оно имеет круглую форму с диаметром 5 м и тремя выходами по очень узким коридорам.
На этом месте стоит статуя Будды и разносится аромат благовоний.

Любой желающий здесь может поговорить с Буддой за небольшое денежное пожертвование, получив взамен веревочку на запястье и одну-три палочки-благовония, которые нужно поставить в горшок с песком.

Прощальный взгляд на прекрасный Байон.

Следуем дальше.

Прасаты Суор Прат располагаются на территории Анкгор Тома, напротив Террас Слонов и Прокаженного Короля, через дорогу.

Комплекс представляет собой 12 отдельно стоящих башен на равном расстоянии друг от друга, выровненные по одной линии, за исключением двух.

Название переводится с кхмерского, как «башни танцующих по веревке».

Будто бы во время мероприятий по натянутой веревке ходили акробаты, но это сомнительная версия и ничего общего с истинным назначением башен она не имеет.

Есть и другие, более правдоподобные версии, например: использование в качестве кладовых или административных зданий, где осуществлялось разрешение юридических вопросов, споров либо временное задержание нарушителей.
Но, тем не менее, однозначного ответа о назначении прасатов нет.

Строительство посвящено буддизму, стиль — постБайон.
Построены башни также Джаяварманом VII.

Следующий храм Бапуон или Бапхуон (Baphuon).
Он был одним из крупнейших, по размерам, храмов Ангкор Тома.

Храм представляет собой пятиступенчатую пирамиду, состоящую из трех ярусов, из-за чего его сравнивали с большим храмом-горой, олицетворяющим собой священную гору Меру.
В период расцвета купол храма был покрыт медными пластинами.

1
По Малому Кругу Ангкора...

Построен он в стиле Бапуон, посвящен индуизму.

Возведен Бапуон королем Удаядитьяварманом II, правившим с 1050 по 1066 г., и был центром прежней столицы — г. Яшодхарапура.

Восстановительные работы на его территории начались в 60-х годах XX в. и продолжаются до настоящего времени. В связи с чем, храм выглядит полуразрушенным и не все места для осмотра открыты публике.

Королевский Дворец.

Королевский дворец был, безусловно, центральной фигурой Ангкор Тома.
Он занимал большую площадь в северо-западной части Ангкор Тома, где располагался как сам дворец, так и вся необходимая королевской семье инфраструктура.

В том виде, который предлагают нашему вниманию восстановленные схемы-планы Королевского дворца, территория была застроена королем Джаяварманом VII.
Правда, до него были и другие короли, в частности, храм Пимеанакас был построен в период правления Сурьявармана I (X — XI вв).

К сожалению, от самого Королевского дворца ничего не осталось, как и все жилые постройки, он был выстроен из дерева.

Осмотреть можно лишь сохранившиеся искусственные бассейны, входные гопуры и расположенный в центре храм Пимеанакас.

Терраса слонов.

В свое время на ней проходили праздничные дворцовые церемонии.
На ней король принимал военные парады, в которых участвовала могучая и непобедимая военная техника того времени — слоны.

Одним словом это — королевская площадь, если так можно сказать, аналог нашей Красной площади.

Терраса использовалась также как место ожидания перед аудиенцией в Королевском зале. Основное назначение этой террасы — наглядная демонстрация величия существующей власти.

Поэтому она также украшена всевозможной каменной резьбой: тут и мистические человеко-птицы Гаруды из индийской мифологии и львы, размером с взрослого человека, сцены битв и войн.

Когда-то это была неописуемая красота и богатство.

В китайских хрониках ученые разыскали упоминания о визитах сюда послов. Так те рассказывали, что в зал приемов былукрашен золотом, возле колонн были зеркала, а трон короля укрывался за золотым занавесом.

Терраса прокаженного короля.

Было очень любопытно узнать, откуда такое название.

Оказалось, что есть уйма версий.

По одной — король, что построил ее, страдал от этой хвори.

По другой — Терраса прокаженного короля так названа из-за того, что скульптура, изображающая этого короля, изъеденная временем, лишайниками и мхом, напомнила первооткрывателям о людях, больных проказой.


Есть и другие предположения.

Эта платформа с гораздо более скромными размерами и высотой 7 метров.
Сверху она украшена каменным изображением Шивы.

1
По Малому Кругу Ангкора...

С внешней стороны стена украшена фигурами сидящих небесных нимф — апсар.

Очень красивые фигуры и барельефы.

Это не руки туристов мужчин постарались.

Это результат новодельной реставрации.

Смотришь — и невольно думаешь, сколько сил ушло на это, сколько фантазии и творчества вложили строители.
Гениальные строители.


А предназначение этой террасы было совершенно иным — на ней кремировали усопших правителей.

Остальные храмы Малого Круга в Части 3.

Не пугайтесь, там окончание о храмах!

Бронирование отелей
в Сием Рипе

ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии