Турист Виталий Третьяков (zavych)
Виталий Третьяков
был 26 июня 2023 18:09

Гарни, Севан, Норатус — Армения Апрель 2017

Наш хостел в Ереване предоставлял однодневные туры по различным направлениям Армении. Сравнив их цены с предложениями таксистов, поняли что разница в цене совсем невелика, а удобства несоизмеримы. В итоге практически все перемещения были через представителей хостела. Нам попался очень приятный водитель Тимур, с которым мы договорились ездить все дни. На первый день взяли обзорную экскурсию Гарни-Гегард-Симфония камней. Экскурсия включала в себя по сути только трансферы и ожидания на местах достопримечательностей. Маршрут Гарни-Гегард-Симфония камней занимает половину светового дня. Времени на все более чем достаточно.

Гарни

Гарни — это древний языческий храм, построенный армянским царем Трдатом Первым в 1 в. н. э. Однако в 17 веке храм разрушен до основания землетрясением, затем его растащили по камешкам местные жители из одноименного села. И только в советское время храм решили восстановить. Чтобы вы понимали масштабы восстановительных работ, так храм Гарни выглядел в начале 20 века (фото из интернета):

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

Прочитав эту историю я был уверен что смотреть на это абсолютно неинтересно. Ведь с исторической точки зрения здание — новострой (правда преимущественно из древних блоков). Но несмотря на все это, место понравилось.

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

Красивая природа вокруг, храм стоит над живописным ущельем с рекой далеко внизу.

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

Людей немного, в основном местные. Очень дополняет атмосферу музыка, которая звучит из спрятанных усилителей. Естественно традиционные мелодии дудука. Вообще мне показалось что это хорошая идея — создавать атмосферу музыкальным сопровождением у достопримечательностей. Видели такое в Бухаре первый раз, и там тоже было очень кстати. Перед входом продают сувениры и продукты местные жители. Мы купили какие-то магнитики и домашнего гранатового вина. Откровенно говоря, по сравнению с купленным потом фабричным — полная лажа. Потом слышал от других туристов, что самое вкусное гранатовое вино — именно купленное с рук. Не знаю, нам не повезло. На осмотр храма со всеми бродилками и сиделками ушел максимум час.

Вывод: место зачетное, хотя, конечно, небольшое по масштабу и историческому значению.

Симфония камней

Следующим пунктом нашей программы были скальные образования в паре километров от Гарни. И тут Тимур заявил, что в общем-то смотреть там особенно нечего, и вообще он не проедет на своем низком мерседесе в ущелье. Это было единственное неприятное событие в нашем сотрудничестве с водителем. После нашего уверенного «поехали!», Тимур довез нас к началу тропы, спускающейся в ущелье, оставил машину, указал направление и стал курить. Спускаться — где-то минут 15 по действительно крутой, но не настолько ужасной дороге. Вокруг — типичная деревня.

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

Однако оно того стоит. Место — супер. Внизу течет бурная холодная речка и нависают базальтовые скалы, обработанные природой в правильные шестиугольные столбики.

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

Самое известное подобное место расположено в Ирландии, поэтому очень интересно было увидеть в такой доступной стране, как Армения, нечто подобное. Для масштаба столбов — Аня встала внизу скалы.

Место, которое до поездки было выделено как запасное и необязательное, встало в прочные лидеры этого дня, хотя обратная дорога требовала некоторых усилий. Но погода для апреля стояла отличная и раздевшись до маек, мы через полчаса были у машины. Кстати замечу, что внизу спокойно тусовалось несколько машин с иностранными туристами. Есть ощущение что наш водитель просто не стал рисковать своей подвеской.

Пещерный монастырь Гегард

Последним по списку, но не по значению, на сегодняшний день было посещение горного монастыря Гегард. Гегард — в переводе обозначает «копье». Ведь именно в этом монастыре хранилось оригинальное копье Лонгина (как и еще в 3 местах в мире). Видимо у римлян в то время копье имело 4 наконечника, как в вилке. А если серьезно, то я уверен что настоящее копье, которым проткнули Иисуса, давным давно сгнило где-то в землях Палестины. А все эти «находки» — исключительно для статусности мест паломничества. Хотя если допустить, что настоящее копье сохранилось, то наверное Армянское и Ватиканское — самые реальные претенденты на подлинник.

Монастырь Гегард в общем-то и был основной причиной спланировать путешествие в эту страну. Увидев на просторах интернета фото внутреннего убранства храма, я понял что должен это увидеть. Сам монастырь расположен довольно высоко в горах, поэтому там было реально холодно. И если у Гарни мы рассекали в майках, то тут надели все, что было под рукой, и все равно мерзли.

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

У входа расположена аллея древних хачкаров (вырезанных в камне крестов). В 16 веке создать такую штуку — это конечно круто.

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

Когда смотришь на эти хачкары и думаешь что 400 лет назад какой-то монах в совершенной изолированности здесь, в горах, всю свою жизнь вырезал этот крест, становится как-то жутко. С одной стороны — это произведение искусства, дошедшее до нашего времени. Таким образом этот человек оставил свой след. А с другой — он всю жизнь посвятил жизни в этом монастыре, вырезая крест в камне. Очень сложно такое понять и принять современному человеку.

Внутренности храма — впечатляют. Все брутально, без всякой вычурности, к которой привыкли мы при слове «храм». Сразу становится понятно, что это действительно была обитель веры.

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

Немного портит впечатление большое количество туристов, но от этого никуда не денешься. Вообще Гегард, при всей крутости не оправдал ожиданий. Не знаю почему. Но так часто случается с местами, которые изначально кажутся лучшим, что есть в путешествии. И больше впечатлений и воспоминаний остается от чего-то второстепенного. Но, конечно, горный монастырь Гегард — обязателен к посещению в Армении при любых раскладах.

Маршрут этого дня обошелся нам 16 тыс. драм на двоих. Вечером мы еще раз убедились в том, что превосходный армянский шашлык — это миф. А следующим утром отправились на Севан.

Монастырь Айраванк

Первой остановкой на Севане стал не самый известный монастырь Айраванк. Который, кстати, не входил в программу дня.

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

Отличное атмосферное место. Очень аскетичный монастырь прямо на берегу озера, вокруг древние хачкары, покрытые лишайником. И ни единой души.

Вообще смотря на эти строения как-то не верится, что тут могли постоянно жить монахи. Все прям очень маленькое. Да и построен храм своеобразно. Красивые виды на озеро влекут за собой пробирающий до костей ветер. Какая погода тут зимой, даже боюсь представить. Поэтому каким образом тут могла постоянно проживать монашеская община — непонятно. Внутренне убранство — привычный для Армении базальт, который создает совершенно особенную атмосферу.

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

После нескольких осмотренных монастырей, не могу сказать что этот — лучший. Но заехать по пути, наверное, стоит. Тем более что осмотр занимает от силы полчаса.

Кладбище хачкаров Норатус

Норатус — кладбище с наибольшим в Армении количеством древних хачкаров. Очень красивое и необычное место. Можно даже сказать с некоторой мистичностью.

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

И атмосферу этой самой мистичности и древности, блин, дико портит желание заработать местного населения. Между древними могилами шатаются бабки, продающие вязаные носки и постоянно предлагающие себя в качестве гида. Понятно с каким багажом знаний. Мы долгое время пытались прятать глаза и убегать от них. Но засмотревшись на сюжет какого-то из надгробий, стали заложниками очередной бабки, вылезшей прямо из-за хачкара. Вот она, деревенский армянский полиглот, который на смеси из 90% армянского и 10% английского, итальянского и русского языка, начала рассказывать «увлекательные» истории о древнем кладбище.

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

Серьезно, испортила все впечатление полностью. Тягалась за нами полчаса, отвязаться невозможно. В итоге сунули какие-то деньги и она моментально испарилась. Но на ее место уже спешило еще несколько бабусь такого же вида. С этим реально надо что-то делать, потому что место требует некоторого погружения. Рисунки на могилах — действительно интересные.

Заинтересованные сценами на первом обелиске, имели глупости спросить у бабки, что тут изображено. На что получили развернутый рассказ на армянском с вкраплением более или менее понятных фраз типа: «Видите мужика на коне? Это Тамерлан. Это сцена свадьбы. Сверху sol и luna. А это тэйбл. На нем вот видите всякая еда. Тамерлан приехал на свадьбу и всех killed. Вот они тут и похоронены." И далее в таком же духе. С сожалением вынуждены были убежать с кладбища, ибо желания давать денег всем «гидам» не было никакого.

Вывод: Норатус очень классное место, в котором очень интересно гулять и рассматривать детали. Очень мешают «гиды».

Монастырь Севанаванк

Пожалуй, самый известный монастырь на Севане — Севанаванк, который расположен на полуострове, далеко вдающемся в озеро. Туристов здесь значительно больше, хотя в целом, мне не показалось что монастырь чем-то круче в визуальном плане, чем тот же Айраванк.

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

Как видите, в районе Севана в апреле все еще лежит снег. Как говорит Тимур, купаться на озере более или менее можно только в июле, и то вода прохладная. Наиболее интересной вещью в Севанаванке является уникальный хачкар, который можно увидеть внутри монастыря.

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

На этом хачкаре находится изображение Иисуса с волосами, заплетенными в косы и узкими глазами. Как нам объяснили, таким образом во времена нашествия Монголов, уберегали изображения Иисуса от разрушения. Типа показывая, что наш бог — тоже монгол и разбивать ничего не надо. Немного странная версия и не уверен, насколько правдивая, но прическа у Христа действительно оригинальная.

После насыщенной экскурсионной программы, Тимур завез нас покушать в рыбный ресторан. Место явно туристическое и возможно даже, что наш водитель имел некое соглашение с владельцем кафе. Но еда была, наверное, лучшая в Армении, а виды на Севан — потрясающие.

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

Эндемик Севана — Севанская форель или Ишхан. Мы заказали микс сига и форели на гриле и кюфту из раков. Естественно под армянский коньяк. И очень душевно посидели и пообщались все втроем.

По дороге вдоль Севана продается огромное количество копченой рыбы, в основном сига. Поэтому на обратном пути в Ереван купили на пробу 2 здоровенные рыбины холодного и горячего копчения, которые вточили на балкончике под домашнее вино. Рыба в Армении оказалась чудо как хороша.

Древняя Армения: Гарни — Гегард — Айраванк — Севанаванк — Норатус

За этот экскурсионный день мы отдали что-то около 20тыс. драм и получили большое количество положительных эмоций. Что-то выделить однозначно сложно, хотя, наверное, Симфония камней и Норатус были наиболее интересными из посещенных мест.