Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Республика Тыва (Тува), Республика Хакасия + 1 город — Россия Август 2018

Саянское кольцо России

В представлении многих Сибирь до сих пор остается настоящей terra incognita: далекая, загадочная, недоступная, с заснеженными землями и непроходимой тайгой… Предсказуемо услышать такое мнение о нашем регионе от жителей европейской части страны, но чем может удивить Сибирь нас, настоящих сибиряков, думала я, ровно до тех пор, пока не отправилась в путешествие по удивительному маршруту — по Саянскому кольцу, охватывающему сразу три сибирских региона: Красноярский край и две Республики — Туву и Хакасию.

На карте линией указан мой путь от Нижневартовска в Абакан, кольцом - Саянское кольцо

Чтобы отправиться в путешествие по Саянскому кольцу и присоединиться к интернациональной группе туристов, состоящей из россиян, немцев и швейцарцев, мне необходимо было приехать в город Абакан — столицу Хакасии. В самом начале пути ожидало первое удивление: из Нижневартовска в Абакан, из Сибири в Сибирь, я добиралась на поезде ни много ни мало — три дня!

В пути...
Саянское кольцо — есть такое в России!

О Золотом кольце России знают во всем мире — это одно из самых популярных и привлекательных отечественных туристских направлений, а вот о Саянском слышали единицы. Не смотря на то, что каждый из регионов Саянского кольца интересен по-своему, у каждого своя история и богатая культура, все эти территории объединяет одно: здесь мирно сосуществуют разные религии и бережно сохраняются древние традиции, здесь живут люди очень гостеприимные, с широкой душой, и неважно где они живут в красноярском селе, тувинской степи или в хакасской таёжной глуши.

Карта путешествия по Саянскому кольцу

В этой заметке я позволю себе лишь обзорно рассказать о путешествии, а некоторые подробности обязательно последуют чуть позже.

Республика Хакасия

«Теплая Сибирь», так часто называют Хакасию, является самой малонаселенной республикой в составе России. Но по количеству памятников древнейшей истории и археологии, которых в Хакасии более 30 тысяч, она безусловный лидер.

Курганные захоронения, каменные изваяния, поминальные комплексы расположены по всей территории республики, можно увидеть здесь и древнейшие петроглифы. Из-за огромного количества мегалитических памятников и сооружений, Хакасию иногда называют «второй после острова Пасхи».

Есть в Хакасии и аналог британского Стоунхенджа — это Большой Салбыкский курган, среди сакральных мест республики пользующийся наибольшей известностью. От некогда величественного кургана — грандиозного погребального сооружения сегодня сохранилось только основание и древняя каменная ограда, как раз и напоминающая мегалиты Стоунхенджа. Огромные вертикально стоящие глыбы весят от 30 до 60 тонн каждая, причем один из мегалитов в 2,5 раза крупнее самого большого менгира британского Стоунхенджа.

Есть под Аскизом необычный памятник — Улуг Хуртуях Тас. Хакасы его называют «большая каменная старуха». Возраст памятника насчитывает от четырех до пяти тысячи лет, весит каменная старуха 2 608 кг. На некоторое время изваяние было вывезено из степи и установлено во дворе абаканского музея, но 2003 году по просьбе народа «каменную бабушку» вернули на прежнее место. Чтобы песчаник, из которого она высечена, не разрушился, над статуей воздвигли большой стеклянный купол. Получилась шестигранная юрта со стенами-окнами, в которой поддерживается определенная температура и микроклимат. Сейчас это единственный в России музей одного камня.

Музей одного камня - Улуг Хуртуях Тас

Улуг Хуртуях Тас — считается символом женского начала и символом плодородия. Поэтому хакаски молят ее о помощи в родах и избавлении от бесплодия. Но прежде чем к ней обратиться с просьбой, обходят камень три раза по солнцу и обязательно «кормят» хлебом и молоком. А в благодарность у подножия «каменной бабушки» оставляют детские игрушки, говорят, что задокументировано много случаев, когда Улуг Хуртуях Тас действительно помогла женщинам.

В археологическом парке Казановка ученые обнаружили огромное количество наскальных рисунков.

Было интересно побывать на своеобразном мастер-классе и узнать, как снять с петроглифа копию, не причинив ему вреда. Для этого необходимо всего лишь запастись листом бумаги и пучком степной травы.

На границе Хакасии и Красноярского края находится Саяно-Шушенская гидроэлектростанция, которая получила своё название благодаря расположенным рядом Саянским горам и селу Шушенское. Саяно-Шушенская ГЭС является первой в России и седьмой в мире по выработке энергии. Зрелищный объект впечатляет, огромная плотина врезана в скалистые берега Енисея на глубину 10–15 метров. Говорят, что на ее строительство были использованы миллионы кубометров бетона, столько, что хватило бы построить шоссе от Москвы до Владивостока.

В историю строительства вошло интересное событие, когда в 1974 году был принят «Договор двадцати восьми», договор «подписали» стянув стальной прут в «Узел дружбы». Таким способом все участники глобальной стройки обязывались оказывать друг другу помощь, качественно выполнять свою работу и стремиться к сокращению времени строительства.

Были в истории ГЭС и трагические страницы, в 2009 году произошла крупнейшая техногенная катастрофа. В результате аварии по вине недоброкачественно выполненных ремонтных работ погибло 75 человек, основное оборудование и машинный зал были сильно повреждены, тонны турбинного масла ушли в воды Енисея. Даже после экстренного применения специальных сорбентов для сбора масла погибло 400 тонн рыбы. Восстановительные работы на ГЭС были завершены только в 2014 году.

Но Хакасия это не только полноводный Енисей и наполненные древнейшими артефактами степи, это еще и непроходимая тайга. До сих пор на территории республики есть такие глухие районы, где отсутствует сотовая связь и Интернет. Два дня я провела именно в таком месте, на базе «Снежный барс», которая находится чуть ниже самого высокого перевала в Саянских горах, на границе Тувы и Хакасии.

На многие километры от «Снежного барса» простираются горы и леса, ближайший населенный пункт находится в 120 километрах, электричество в ограниченном количестве вырабатывается горной речушкой Стоктыш, протекающей здесь же.

База Снежный барс
База "Снежный барс"

Мне Хакасия запомнилась и как место с невероятно густыми и красивыми туманами. И, конечно, я буду мечтать о возвращении, чтобы снова пожить в уютной деревянной шестиугольной юрте и провести вечер в атмосфере хакасской народной музыки.

Хакасские деревянные юрты в комплексе Кюг
Хакасские деревянные юрты в комплексе "Кюг"

Красноярский край

По площади Красноярский край занимает второе место среди регионов РФ, уступая лишь Якутии. Территория края в 10 раз превышает территорию Великобритании, в 6,5 раза — территорию Германии и в 4 раза — Франции. Во время путешествия мне удалось познакомиться только с самой южной частью края.

Есть на юге Красноярского края место, куда туристы приезжают уже многие десятилетия. Село Шушенское, основанное в 1747 году, известно путешественникам всего мира неспроста: именно здесь находился в ссылке три года, с 1987 по 1900, «вождь мирового пролетариата» — Владимир Ильич Ленин, он же Ленин. Интересный факт из Петербурга в Шушенской Владимир Ульянов добирался 81 день.

Я никогда не мечтала побывать в Шушенском, и была крайне удивлена тому шквалу эмоций, который неожиданно обрушился на меня. Кстати, что-то невероятное творилось и с другими туристами, некоторые, например, взявшись за руки, вдруг запели «Интернационал». Я сама над собой подшучивала, но руки так и тянулись к фотоаппарату, чтобы очередной раз сделать кадр с памятником Ленину. Странно все это, а ведь я думала, что совершенно не испытываю ностальгии о временах Советского Союза, но «дедушка Ленин», оказывается, просто на время где-то притаился вместе с детскими воспоминаниями…

Саянское кольцо — есть такое в России!

В Красноярском крае я также побывала в городе Минусинск, где в период с 1827 по 1861 год находились в ссылке 8 декабристов. Декабристы сделали для Минусинска много полезного. Братья Беляевы открыли первую в Минусинске школу, где обучали чтению, арифметике, музыке, истории и другим предметам. Домашние уроки давали братья Крюковы. Многие декабристы (С. Г. Краснокутский, Н. О. Мозгалевский) имели земельные участки, где пробовали выращивать экзотичные для Сибири растения — табак, арбузы, дыни, помидоры, яблони, вишни.

Минусинск, музей декабристов

Небольшую остановку перед тем, как направиться в Саянские горы мы совершили в маленькой деревушке Танзыбей. Деревня ничем не примечательна, но во дворе одного из домов мы увидели интересную скульптуру.

В деревне Танзыбей
Саянское кольцо — есть такое в России!

Чтобы попасть в Республику Тыву, нам надо было пересечь горный перевал. Дорога проходила по удивительно красивой местности через Западные Саяны. Вся эта территория считается заповедной и относится к национальному природному парку Ергаки. Проезжали мы увидели небольшую часовню, возведенную в память о том, что именно в этом месте в 2002 году в авиакатастрофе погиб генерал Александр Иванович Лебедь.

Сложно описать ощущение восторга и радости, когда мы, наконец, оказались на границе Республики Тува.

На границе Красноярского края и Тывы

Республика Тыва

Республика Тыва — одно из самых живописных мест в России, теперь я тоже смело могу заявлять об этом. В ней представлены самые разнообразные ландшафты: от гор до степей, от тайги до полупустынь. Тыва расположена в самом центре Азии и практически всегда была труднодоступной. Наверное, благодаря этому, краю скифских курганов, китайских дворцов, шаманов и странных обычаев удалось сохранить свою уникальную самобытность.

Барашковые волны...
Саянское кольцо — есть такое в России!

На несколько дней и ночей нашим домом в Туве стали войлочные юрты, расположенные на берегу Енисея в невероятно красивой степи.

Юрточный комплекс Бий-Хем в Тыве
Юрточный комплекс "Бий-Хем" в Тыве
На священной горе, внизу видны крошечные юрты комплекса Бий-Хем
На священной горе, внизу видны крошечные юрты комплекса "Бий-Хем"
Тувинские войлочные юрты

В столице Тывы, Кызыле находится Центр Азии, обозначенный обелиском. Еще в конце XIX века английский путешественник, имя которого осталось неизвестным, определил по имевшимся тогда картам место, где находится географический центр Азии, и установил там скромный каменный столб. Позднее эта точка была уточнена, и столб перенесли на 25 километров ниже по течению Енисея, в Кызыл. В советское время его сменил бетонный обелиск, а в наши дни установили новый памятник, увенчанный скифским золотым оленем.

Тыва оказалась на перекрестке нескольких миров и религий, здесь мирно сосуществуют буддисты, шаманисты и христиане-старообрядцы. Буддизм появился в Тыве в XIII веке, когда она вошла в состав Монгольской империи, но настоящее распространение этой религии произошло лишь в XVIII веке, когда Тыва попала в подчинение Китаю и там начали свою миссионерскую деятельность буддистские ламы. В наши дни среди жителей Тывы распространены синкретические взгляды, объединяющие обе религии. С одними проблемами они идут к шаманам, с другими — к буддийскому ламе.

Саянское кольцо — есть такое в России!

Мне посчастливилось присутствовать на камлании шамана, сложно описать словами происходящее во время обряда. Так как все мы были путешественниками, шаман проводил обряд на «белую дорогу», чтобы путешествие прошло хорошо, и завершилось благополучным возвращением домой.

С шаманизмом напрямую ассоциируется тувинское горловое пении. Его уникальность в том, что исполнитель извлекает сразу две, а то и три ноты одновременно, образуя своеобразное многоголосое соло. Во время путешествия мне удалось больше узнать о тувинском горловом пении. Интересно было узнать, что существует пять основных видов горлового пения и ещё много дополнительных. Горловое пение зародилось в древности в среде кочевников, когда люди пытались подражать звукам, издаваемым животными (например, мычанию быка). Рассказали музыканты и о тувинских национальных инструментах. Так как тувинцы в принципе немногословны, да и по-русски не очень хорошо говорят, представление каждого музыкального инструмента оказалось примерно следующим: «У коровы четыре вымя, поэтому у моего инструмента — бызаанчы четыре струны», следующий рассказчик подхватывал тему: «У лошади два вымя, поэтому у дошпулуура две струны»

Первое, с чем сталкивается любой приехавший в Тыву — это местное гостеприимство. Гостя обязательно угостят чаем, но не обычным, а с солью, молоком и маслом. Этот традиционный напиток готовят из спрессованного зеленого чая, он лучше утоляет жажду в жару и поддерживает солевой баланс. Кроме того, из-за добавления животного жира чай получается очень сытным, он восстанавливает силы после тяжелой работы, а в холода позволяет избежать простудных заболеваний. Иногда в напиток добавляют и обжаренную муку.

Тувинцы очень гордятся тем, что нынешний министр обороны Российской Федерации их земляк, Сергей Кужугетович Шойгу родился в маленьком городке Чадан. Повсюду в Туве, можно увидеть огромные баннеры с фотографией министра и подписью «Сильный человек делает свою страну сильной. Уважаем и гордимся! Земляки».

Саянское кольцо — есть такое в России!

На личные средства Сергей Шойгу восстановил в родном Чадане древний буддистский монастырь, чем еще больше снискал любовь соотечественников.

Среди буддистских святынь в Туве следует упомянуть и гору Хайыракан — это одно из самых почитаемых мест в Туве. В 1992 году она была выбрана как энергетически сильное место и освящена Далай Ламой XIV. Как минимум раз в год местные шаманы приезжают сюда, чтобы зарядиться энергией, укрепить и очистить дух. По силе энергетического воздействия гору Хайыракан приравнивают к священной горе Кайлас, что в Тибете.

О Туве можно рассказывать бесконечно долго, но все же лучше приехать сюда и увидеть все своими глазами.

Удивительно, но путешествия это не только возможность лучше узнать мир, но и способ познания самого себя. Во время путешествия очень остро начинаешь понимать, что заставляет твое сердце биться учащенно, на что откликается именно твоя душа.