Турист Игорь Чучман (Igor_Chuchman)
Игорь Чучман
был 23 марта 2020 21:54

Вальядолид, Плая-дель-Кармен, Чичен-Ица, Коба + 1 город — Мексика Декабрь 2010

В один холодный декабрьский день, бывший одноклассник и нынешний друг предложил мне горящую путевку в Мексику. 1200 долларов с человека в номере на двоих. Так как лететь мне было не с кем, я связался с подругой их семьи из турагентства, которая предложила ему путевку, и поинтересовался стоимостью одиночного номера. Сингл стоил 1800 «американских рублей». Разница в 600 долларов, конечно, существенна, но лететь то не с кем. 11 дней, все включено. Посмотрев в сети интернет стоимость таких путешествий, я перехватил недостающую сумму у начальника и оплатил заветную путевку. Деньги я отдам, а вот будет ли еще одна возможность попасть на другой континент и посмотреть своими глазами на одно из чудес света — вопрос. Поэтому я, практически, не колебался. К тому же, за пару недель до этого я читал книгу, в которой упоминались пирамиды ацтеков и майя, конкистадоры Кортеса, боги Кетцалькоатль и Уициллопочтли, и у меня проскальзывала мысль, что египетские пирамиды я уже видел, неплохо бы посмотреть и на эти. Правда посмотреть получилось гораздо раньше, чем я расчитывал, но это скорее плюс, чем минус.

Все случилось как нельзя кстати — начальник отпустил меня на две недели, я быстренько оформил отпуск, распечатал на принтере электронные билеты, трансферы, страховку и визу, присланные мне на e-mail, и отправился в аэропорт. Оказывается, регистрация на этот рейс была начата за 24 часа до вылета. Зря я волновался, что из-за снегопада и возникших в связи с ним пробок могу опоздать на рейс — прибыл в аэропорт за 4 часа. При моем вылете из Красноярска, из-за снегопада и «непереобутой» в зимнюю резину машины брата, я приехал в аэропорт за 5 минут до вылета. Тогда пришлось покупать новый билет и по прилету сдавать старый с потерей 25% стоимости. Друг, привезший меня в аэропорт, поехал по своим делам, а я, зарегистрировавшись и пройдя паспортный контроль, пошел слоняться по аэровокзалу.

Прикупил в зоне беспошлинной торговли Дьюти Фри пару блоков нормальных сигарет, даже по запаху табака отличающихся от русских сигарет той же марки, и поллитровую «фляжку» Хеннеси, чтобы не скучно было лететь — почти 13 часовой перелет все-таки… Перекусив в местной забегаловке и убив время за слушанием имеющегося у меня в КПК шансона, я проследовал в самолет и, сняв джинсы, под которые предусмотрительно одел шорты, расположился у иллюминатора. Благо, при регистрации, попросил место, где можно ноги вытянуть, о чем не пожалел за время полета ни разу. На этот раз сланцы у меня были с собой, чем я не преминул воспользоваться. Самолет взлетел, набрал высоту и, поначалу, все было нормально: стюардессы следили за порядком, в туалетах никто не курил. Так было первые несколько часов полета.

По следам цивилизации майя

Но, как водится, русские туристы везде дают о себе знать. После первой раздачи пищи число пьяных пассажиров резко увеличилось. Хорошо, буйных особо не было. Все в расслабоне — на отдых летят. Просто некоторые спотыкаться начали на ровном месте. Да и очередь в туалет заметно выросла. Стюардессы еще пытались блюсти какую то видимость порядка — контролировать курение в туалетах, заглядывая в туалет практически после каждого туда сходившего и выговаривая тем, после кого оставался запах табака.

Через 9–10 часов полета, потуги стюардесс «закрыть грудью амбразуру туалета» от курильщиков прекратились и они даже не подходили к туалетам практически до момента приземления. Я, познакомившись с девчонкой из Питера, начал свою фляжку перед второй раздачей пищи, она мне помогла и, к концу полета, мы ее прикончили. Последний час полета я спал. Перед приземлением, меня, невыспавшегося и пьяного, разбудили для заполнения миграционной карты и какой-то анкеты. Языка я не знаю, поэтому бумаги за меня заполняла соседка.

И вот я на полуострове Юкатан! Занесет же нелегкая! На паспортном контроле у меня оказалось что-то не в порядке с визой и меня отвели в полицейский участок. Думал депортируют. Как представил, что сейчас придется лететь еще 13 часов домой, чуть не прослезился. Но ничего, все обошлось. Полицейский участок оказался визовой службой, мою визу проверили и, поставив в паспорте штамп, выпустили на свободу. На выходе всех встречал представитель Креста, в обмен на ваучер указывавший кому на каком автобусе нужно ехать. Я погрузился в автобус и заснул — в Москве был уже четвертый час ночи, а в Мексике еще только седьмой час вечера. Минус девять часов. Чудненько!

По следам цивилизации майя

По приезде в отель меня, естественно, разбудили. Вещи, как полагается, сгрузили у входа в отель, отдали второй ваучер на рецепшн и пошли ужинать. После еды я вернулся на рецепшн для получения ключа от номера, браслета «все включено» и карточки для пляжных полотенец. Затем показал сотруднику отеля свою сумку сказал номер комнаты и пошел в номер. Принесший мне сумку человек, получил свой честно заработанный доллар и я, ополоснувшись, но не разбирая вещей, завалился спать.

Само собой разумеется, что проснулся я «ни свет, не заря». Часов в 6 по местному. А завтраки с 7. Как раз время сумку разобрать. Ну так и есть! Забыл зубную пасту. Пришлось чистить зубы насухую. Вернее на мокрую, но без зубной пасты. Кстати, сейф здесь закрывался и открывался проще, чем его египетский аналог — для закрытия нужно набрать комбинацию из четырех произвольных цифр и нажать решетку, а для последующего открытия просто набрать комбинацию из тех же 4 цифр. А вот утюг и гладильная доска в номере — это большой плюс! И кофеварка с набором сахара и кофе! Скидав вещи в шкаф, я прогулялся на берег Карибского моря. Красотень!

Позавтракал, поспал до обеда и пошел на встречу с гидом. Она то и поведала про то, какие здесь есть экскурсии и какая сколько стоит. При покупке от 5 штук полагалась 5% скидка. Ну я и заказал 5 штук. На большее все равно денег не хватит. С учетом скидки получилось 505 «бакинских комиссаров». По-божески! По 101 за экскурсию. Еще 200 «баков» остается на сувениры. До прилета я думал, что мне хватит «лаванды» только на 2–3 экскурсии. А тут 4 экскурсии и одна процедура — очищение души и тела по методу майя. Какое-то доиспанское СПА с участием шамана. Экскурсии, само собой, на пирамиды, в большинстве своем. Первая из них в Чичен Ицу, с 1998 года внесенную ЮНЕСКО в перечень объектов «Всемирное наследие» как Культурное Достояние Человечества, а с 7 июля 2007 года названую объектом, входящим в число семи современных чудес света. Интересно посмотреть на еще одни пирамиды. Говорят, что все древние пирамиды Земли — пирамиды Китая, Перу, Индии, Египта, Месоамерики и т. д., построены на одной параллели и, как бы, опоясывают землю неким обручем неизвестного предназначения. Установлена такая аномалия, что даже самолеты, пролетающие над пирамидами, на короткое время пропадают из поля зрения радаров из-за бьющего в космос потока энергии. Чем то это напоминает озоновые дыры…

По следам цивилизации майя

Так как времени у меня еще было навалом, я пообедал, запив обед «ту бир». Кстати, пока стоял в очереди за пивом, местный аналог ворон расклевал с тарелки, которую я оставил на столе, половину моего обеда. А когда я подошел и хмыкнул над таким делом, эта тварь хмыкнула мне в ответ. Пересмешница! После обеда я расположился в гамаке на балконе, где, собственно, и пишу в настоящее время данные строки. Потом опять поспал немножко, снова выглянул в окошко, а с платформы говорят… О чем это я? Проснувшись ближе к вечеру, я разменял 10 «баксов» на 100 песо у русских туристов, так как на рецепшн мне «баксы» разменять не смогли. Купив на них в автомате отеля карточку IP-телефонии, я в 21:00, по местному, позвонил матери. Разница с Сибирью — минус 13 часов. У них было уже утро следующего дня! Интересная штука время! После разговора с отчимом я поужинал и завалился спать. Утро вечера мудренее! А ночи здесь холодные! Колотун прямо таки.

Проснувшись рано утром я осознал очень отчетливо, что мне очень не хватает рядом теплого женского тела. Но трястись от холода времени особо не было — нужно было собираться на заветную экскурсию в Чичен Ицу. Я собрал необходимое для поездки, позавтракал и пошел на рецепшн, так как уже подходило время общего сбора. В оставшееся время я успел позвонить жене отца, чтобы сообщить, что со мной все в порядке. Подъехал экскурсионный автобус, все сдали экскурсионные ваучеры и нас повезли смотреть на второе из семи чудес света, виденных мною воочию. Путь предстоял не особенно близкий — где то в районе 300 километров.

Но, к чести гида, три часа дороги пролетели незаметно. Из ее рассказа я узнал о том, что, по летоисчислению майя, мы живем в пятую эру. Началась, по майянскому календарю, 5я эра 13 августа 3113 года до н. э. 1я эра — «Первое солнце» — длилась 4008 лет и закончилась засухой. 2я эра — «Второе солнце» — длилась 4010 лет и закончилась ураганами. Третья эра — «Третье солнце» — длилась 4081 год и закончилась огненными дождями. Ученые считают, что имеются в виду вулканы. Не так давно извергнувшийся вулкан с труднопроизносимым названием, Эйяфьятлайокудль кажется, парализовал ровно половину шарика. А что было бы, если бы их активизировалось несколько? Прошлая, то бишь 4я эра — «Четвертое солнце», по библии майя (так же, как собственно и по нашей библии), длилась 5026 лет и закончилась всемирным потопом. Пятая эра — «Пятое солнце» — должна закончиться в 2012 году чувствительным толчком Земли, которая, якобы, на какое то время должна столкнуться с Солнцем и человечество перейдет в эру Водолея. Возможно так оно и будет, но я никак не могу повлиять на события. Остается только надеяться, что человечество выживет. Так же, как выживало и до этого. И мои близкие будут в числе выживших. Посмотрим, что принесет нам парад планет 21 декабря 2012 года. В нашей солнечной системе 4 планеты должны выстроиться в ряд. Но, кроме этого, по прогнозам ученых, десятки, если не сотни и тысячи, планет других солнечных систем тоже должны выстроиться в прямую линию. Грандиознейшее, должно быть, зрелище! Есть и версия, что майя просто не успели дописать свой календарь на 6-ю эпоху. В любом случае, время покажет.

Гид рассказывала о предках майя — по одной версии это азиаты, гены, цвет кожи, разрез глаз и структура волос которых на 90% совпадают с аналогом майя. Исходя из этой версии, майя пришли на Юкатан через Сибирь и земли Европы, по суше, находившейся тогда на месте нынешнего Берингова пролива. По другой версии, предками майя являютя ольмеки. На Юкатане найдено 7 многотонных голов ольмеков с африканскими чертами лица, сделанных из цельного камня. Породу, из которой были сделаны головы, удалось обнаружить только в Южной Африке. Как майя или ольмеки доставили эти головы на Юкатан остается загадкой, ведь для этого им нужно было переправить многотонные глыбы через океан. При тогдашнем уровне развития это кажется сверхъестественным. Хотя что мы можем знать о тогдашнем уровне развития?! Для составления календаря майя, по их словам переданного им богами, потребовалось бы отправлять зонды на другие планеты и неотрывно наблюдать за движением небесных тел не один десяток лет. На самом деле календаря было 2. Один из ниих был на 260 дней и был доступен всем. Второй, священный календарь на 365 дней, был доступен лишь жрецам, шаманам и счастливым обладателям царской крови. Именно по последнему календарю майя могли делать прогнозы, пророчества и гороскопы на много лет вперед. Каждые 52 года оба этих календаря совпадали в одной и той же дате. Так же, как и средняя продолжительность жизни майя составляла 52 года.

Некоторые породы, которые обрабатывали майя, в наши времена могут взять только лазером. В одном из майянских городов найдена плита, на которой есть следы циркулярной пилы и дрели. Как это объяснить? Так же недавно доказано, что наша вселенная имеет цвета и преобладает в ней зеленый, так почитаемый майя. Майя знали об этом несколько тысяч лет назад. Откуда? Еще одна загадка! А углы вселенной? Это уже тоже доказанный факт — наша вселенная имеет 4 угла. Еще у майя имелся, так называемый, длинный счет. Благодаря этому счету, майя считали на миллионы лет вперед. И назад, соответственно. Также майя, или те, кто передал им знания, являются одними из первых в истории человечества, кто придумал ноль. Рассказала гид и о сапотеках, уровня медицины которых до сих пор не могут достигнуть современные врачи. Сапотеки, в числе прочих достоинств, были прекрасными стоматологами. Они инкрустировали зубы полудрагоценными камнями, вживляли в челюсти людей зубы животных и, судя по найденным останкам, делали все это довольно успешно. Также они занимались нейрохирургией — просверливали в черепе дыру для снятия внутричерепного давления. Если дыра заживала, значит человек выживал. Черепов с дырками раскапывают не так уж и много, что говорит об успехе подобных операций. Так же они делали операции на левом полушарии, чтобы активизировать правое. К слову, у большинства людей с развитым правым полушарием наблюдаются паранормальные способности. Представляете, в какие времена все это происходило?!

Колесо майя не использовали по религиозным соображениям. Скорее всего, потому, что оно напоминало, священные для них, небесные светила. К закату своей цивилизации менее кровожадных майя захватывали все, кому не лень. Возможно, это вливало новую кровь в пришедшую к упадку цивилизацию майя. Сначала их завоевали сапотеки, потом тольтеки. В конце концов майя были завоеваны ацтеками, взявшими себе название из-за их исторической родины — Ацтлана, откуда они ушли из-за засухи. Поначалу ацтеки представляли из себя небольшую, но кровожадную шайку бандитов. Помните фильм «Апокалипсис» Мела Гибсона? В нем как раз и снята режиссерская реконструкция этого периода. Но, кроме того, что ацтеки неплохо воевали, они собирали «мозги» всех завоеванных племен. Мозгами в те времена была знать, которая имела право знать. Простолюдины прав на знания не имели. Уничтожив большую часть знати, представителям которой в те времена из поколения в поколение передавались все накопленные знания, ацтеки стали практически полноправными хозяевами Юкатана, где основали собственную империю, простирающуюся от территории современной Калифорнии, до Гондураса. Таким образом у ацтеков появилась и письменность, и календарь, и медицина, и многие другие достижения их современников.

Их столица Теночтитлан располагалась на территории современного Мехико. Неподалеку от Теночтитлана по сей день располагается Теутиуакан. Оба этих города построены на месте более древних городов, которые, в свою очередь, построены на месте еще более древних, те еще более древних и т. д. Таким образом под этими городами насчитывается около 5 культурных слоев. А может быть и больше. Кто знает, возможно правительство Мексики и Америки не проводит исследования так глубоко потому, что при вновь открывшихся фактах придется заново переписывать историю? А может быть просто не хватает средств! Майя с точностью до даты предсказали приход Кортеса. В текстах майя, находящихся в настоящее время в Дрездене, говорится о приходе белых людей, уничтожащих богов майянских. Окончательно добила майянскую империю надежда, что с приходом белого человека они станут жить лучше, так как надеялись на возвращение ушедшего несколько столетий назад бога Кетцалькоатля или Кукулькана, при нахождении которого на Юкатане не было ни одной войны. Конкиста же уничтожила большинство из имеющихся знаний и рукописей того времени, поэтому большинство достижений майя, их богов или их предков, так и останутся для нас тайной за семью печатями. За не особенно веселыми, но от этого не менее интересными, рассуждениями нашего гида мы подъехали к первой точке нашего маршрута — лавке с сувенирами. Все, кому это было интересно, продегустировали мескаль и текилу, но, из-за ломовых цен, покупки делали только избранные. Я прикупил только то ли каменный, то ли гипсовый, ацтекский календарь за 14 долларов, который в лавке при отеле стоил 60 «вечнозеленых».

По следам цивилизации майя

Зато все смогли насладиться видом ацтекских собак, содержавшихся в загоне перед лавкой. Вы представляете себе египетскую кошку-сфинкса? Такая же лысая собака, только с ирокезом на голове. Выглядит довольно таки забавно! Совсем не забавным было то, что, во время ритуалов, цари и воины употребляли таких собак в пищу. Все собрались в автобусе, гид пересчитала численность населения и мы поехали ко второй точке нашего путешествия — сеноту Ик Киль. Сенот — это подземное озеро. Бывают сеноты-гроты, сеноты-пещеры, сеноты-колодцы и т. д. Данный сенот представлял собой колодец. Глубина его, кажется, около 50–60 метров. Спускаешься по каменным ступенькам и перед тобой предстает чистейшей воды подземное озеро, в котором, кстати, можно искупаться. Майя верили, что душа, перед скитаниями в загробном мире, омывается именно в сенотах. Поэтому сами майя использовали воду в сенотах исключительно для питья, купаясь в сенотах лишь в исключительных случаях — когда они хотели приблизиться к душам умерших предков.

Перед купанием в сеноте туристов повели принять душ, дабы не испачкать чистую воду озера своим жировым покровом. Освежившись таким образом, все направились в сенот, искупавшись в котором, потянулись к ожидавшему автобусу, по пути к которому тоже можно продегустировать текилу и купить мескаль. Мескаль получают после первой перегонки браги из голубой агавы. После второй перегонки получается текила. Причем, цена на мескаль той же марки вполовину дешевле той, что нам предложили в первой лавке. Перед отъездом, гид показала нам откуда появилась настоящая жевательная резинка. Как ни странно, она растет на дереве. Небольшие плоды, по волосатости, цвету и размерам похожи на киви, но твердые как кокосы. Срываешь такой плод, отламываешь стебель и из него струей льется белое молочко, при застывании становящееся липким и тянучим. Древние майя варили эти плоды и молочко становилось тверже. Затем майя очищали получившийся продукт от оболочки, разрезали на мелкие части и употребляли по назначению. Видимо, составом этой жевательной резинки, а не качествами стоматологов того времени, и объясняется тот факт, что найденные останки зубов майя так хорошо сохранились.

Народ погрузился в автобус, тот тронулся, и, минут через 20, мы выгружались на парковке около Майя-Лэнд. Майя-Лэнд это отель, который является частной собственностью. Впрочем, как несколько ранее и Чичен Ица, выкупленная государством из частных рук не так давно. Здание Майя-Лэнда построено в 17 веке и располагается прямо перед входом в археологическую зону Чичен Ица. К слову, Чичен Ица переводится как племя Ица, живущее у колодца. Ица — это смесь майя и ацтеков. С торца Майя-Лэнда растет священное для майя Сэйва — Дерево жизни с полым стволом, взятое за основу небезызвестного фильма «Аватар».

По следам цивилизации майя

По представлениям майя, человеческая душа после смерти тела перемещается в корни дерева, где расположен загробный мир (9 кругов ада) и блуждает там 9 лет. Спутником ее в это время является только слепая собака-поводырь. Поэтому 1 и 2 ноября для майя считаются самыми главными днями в году. 1 ноября — День всех святых. Считается, что души детей, не успевшие согрешить, именно в этот день находятся ближе всего к живым родственникам. Грешные и тяжелые души взрослых приходят позже — 2 ноября. Именно в эти дни майя празднуют День поминовения усопших или Лос Муэртос. Да, да, именно празднуют! Они за несколько месяцев до этих двух дней расшивают белые простыни и готовят белую одежду. Непосредственно перед наступлением 1 ноября готовят лучшую пищу и отправляются на кладбище. Первые девять лет, по их верованиям, душе их близких некому помочь, кроме слепой собаки, поэтому они должны находиться рядом. В День Мертвых они выкапывают останки своих близких, омывают их и одевают в белые одежды. Потом снова хоронят.

Это в наше время майя, под влиянием цивилизации, стали хоронить умерших на кладбищах. В древние времена они хоронили усопших прямо у порога дома. Считалось, что таким образом душа умершего легче найдет дорогу домой. Не это ли характеризует отношение майя к смерти? Американский День всех святых является лишь жалкой пародией, перенятой у майя. После 9 лет скитаний, душа перемещалась в крону дерева (на 13 небес), где перерождалась и обретала новое существование. Жизнь же символизирует ствол дерева. От кроны к корням. Через бесконечную цепь перерождений. Что примечательно, майя полагали, что принесенные в жертву минуют 9 кругов ада и сразу перемещаются на 13 небес для следующего перерождения.

Перед началом экскурсии я успел закупиться в местной лавке двумя бутылками текилы по тридцать долларов каждая. Перед этим гид просветила нас, что на бутылке должно быть написано, что сделана текила на 100% из агавы. Агава вообще примечательный кактус! Навершие 6 летней агавы майя использовали как швейную иглу с тянущимися от нее нитями, напоминающими лен. Навершие 8 летней агавы для шитья было уже толстоватым, поэтому использовалось в качестве наконечников для стрел. Из мякоти агавы готовились деликатесы, и, естественно, из нее до сих пор делают текилу.

По следам цивилизации майя

Но вот экскурсия началась. Первым делом мы посетили Священный колодец, в котором, в стародавние времена, жрецы майя топили приносимых в жертву девственниц. Со слов гида, майя были самыми интеллектуальными и некровожадными индейцами, населявшими Юкатан того времени. Представляю, какими же монстрами были остальные племена! Священный сенот расположен к северу от пирамиды Кукулькана, от которой к нему ведет прямая, выложенная камнем, дорога шириной 10 метров и длиной около 300 метров. Диаметр сенота около 60 метров. Его общая глубина около 50 метров. Вода в настоящее время находится, примерно, на 20 метров ниже края колодца. Сюда жрецы майя сбрасывалии людей, приносимых в жертву богам. Поэтому это место известно и под другим названием — «Колодец смерти». С этим местом связано множество историй, часть которых описана в чудом сохранившейся священной книге майя «Чилам Балам».

Испанский священник Диего де Ланда, сначала принимавший участие в гонении майя и уничтожении их реликвий, а потом принимавший участие в возрождении майянской культуры и даже написавший о майя книгу, побывал в Чичен Ице и лично осмотрел этот мрачный провал в известняковых пластах. Что характерно — известняк и подземные источники фильтруют воду в других сенотах. Этот же сенот кажется мутным, как будто души принесенных в жертву не дают воде в этом месте очиститься. Вот как его описывал де Ланда: «Этот колодец имеет 7 эстадо (20 метров) глубины до воды, более 100 ступеней (60 метров) в ширину, он круглый и из тесаной скалы, что удивительно. Вода кажется зеленой; это, я думаю, вызвано рощей, которая его окружает; и он очень глубок… У них был обычай прежде и еще недавно бросать в этот колодец живых людей в жертву богам во время засухи… Бросали также многие другие вещи из дорогих камней и предметы которые они считали ценными. И если в эту страну попадало золото, большую его часть должен был получить этот колодец из-за благоговения, которое испытывают к нему индейцы…»

Начиная с 1923 года, американец Эдвард Томпсон, который, кстати, был консулом в Мериде, в течение нескольких лет проводил исследование сенота. Несколько раз он сам спускался в водолазном костюме на дно колодца. Остатки скелетов, извлеченных со дна Колодца смерти, подтвердили его зловещее название. Было извлечено большое количество украшений и предметов быта древних майя. Неподалеку от священного сенота я «сторговал» у торговца 20 магнитов за 30 долларов, что получилось немного дешевле предлагаемой первоначально цены — «файф долларс» за «сри» штуки.

От священного колодца нас повели к Эль Кастильо (что в переводе с испанского означает «замок»), который называют также пирамидой Кукулькана. Кукулькан переводится с языка майя как «пернатый змей». Пирамида имеет высоту 24 метра, на верхней ее площадке расположен храм. В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55 метров. Стороны пирамиды четко ориентированы по сторонам света — север, юг, запад, восток. Пирамида имеет 9 уровней. По ее сторонам поднимаются четыре широких лестницы, каждая из которых имеет по 91 ступени. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу оканчивается змеиными головами, являющимися символом Кукулькана. Вот как описывал эту пирамиду Диего де Ланда, назвавший ее «главным зданием» города: «В верхнюю часть этого здания ведут 4 лестницы с 4 сторон света, шириной в 33 фута, по 91 ступеньке, и взбираться по ним опасно… Когда я видел это здание, там по обе стороны от основания лестницы, на расстоянии фута, были искусно сделанные скульптурные изображения змеиных голов со свирепо раскрытыми пастями».

Если число ступеней лестницы умножить на число лестниц и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как еще одну ступеньку, то получаем 91*4+1=365 — число дней в году. Это совпадение дало ученым основание сделать заключение, что в основу пирамиды был заложен принцип календаря, да и сама пирамида, возможно, имела какое-то астрономическое значение. Примечателен факт, что в день весеннего и осеннего равноденствия, солнце движется таким образом, что тень от него, двигаясь по ступенькам храма в сторону сенота, создает иллюзию движения змеи по лестнице пирамиды. Причем, в день весеннего равноденствия змея по правой стороне лестницы движется вверх, уходя при этом в небеса, а в день осеннего по левой стороне спускается вниз, уходя при этом под землю. Этот феномен, длящийся 3 часа 22 минуты, сообщает о приходе Весны и Осени. Можно только предполагать, что это символизировало для майя, хотя, возможно, им казалось, что призрачный Кетцалькоатль, как бы, возвращается к жизни. Впоследствии выяснилось, что пирамида Кукулькана является подобием русской «матрешки» — то есть, построена поверх более древней пирамиды. Внутрь этой пирамиды можно попасть через отверстие в полу храма. В ней были обнаружены скульптура Красного ягуара (глаза и пятна на шкуре ягуара сделаны из нефрита, а клыки — из перламутра) и своеобразная фигура-трон, называемая Чак Моол.

По данным биохимического анализа местности, Чичен Ица буквально залита кровью. Возможно, это произошло из-за смешения культур майя и тольтеков? Энергетика в этом месте, мягко говоря, негативная. У многих туристов при приближении к пирамиде, начинает болеть голова. Сейчас подъем на пирамиду закрыт. Раньше, когда подъем был открыт, некоторые туристы, взойдя на вершину, теряли сознание. У них наблюдалась мгновенная потеря энергии. И, если вовремя не среагировать и не помочь такому человеку спуститься вниз, говорят, возможен летальный исход. Все слышали о «проклятии фараона» в египетских пирамидах? Заключается оно в том, что людей, вскрывавших пирамиды, начинал преследовать злой рок. Возможно, что в них накапливалась та-же энергетика, при «раскупоривании» пирамиды начинавшая играть с людьми злые шутки. Слава Богу, что в наше время эти пирамиды уже раскупорены и вреда посещающим их не приносят!

К северу от пирамиды Кукулькана, на одной линии с ней, прямо у дороги к Священному сеноту находится Платформа Венеры. Она получила свое название в честь планеты Венеры, которой поклонялись тольтеки. Причем, в годовом цикле вращения Венеры древние майя допустили погрешность всего лишь в 14 секунд. Результат современных ученых в два раза больше. Пока мы не можем приблизиться к результату майя. И это в век технического прогресса! Чуть поодаль, с западной стороны большой площади, центром которой является Эль Кастильо, расположен Храм воинов. В основе Храма воинов лежит ступенчатая пирамида с основанием 40 на 40 метров, имеющая 4 уровня. Считается, что эта платформа построена по плану, который использоваллся при строительстве пирамиды «В» в Туле. Да, у них и Тула своя есть! Только тульских пряников в ней не продают!

Перед Храмом воинов расположена Группа тысячи колонн. Она формируется тремя колоннадами, окаймляющими с трех сторон довольно большую площадку. С четвертой, южной, стороны этой площадки расположено здание, почему-то называемое Рынок. Западная колоннада, началом которой служат колонны перед Храмом воинов, тянется на юг на 125 метров при ширине 11 метров. Другая колоннада проходит вдоль южной стороны храма и также тянется почти на 125 метров. Эта колоннада, носящая название Северной, насчитывает 156 колонн, расположенных в 10 рядов. Ширина ее 20 метров. Высота колонн достигает 3 метров. На прямоугольных колоннах изображены воины майя, а на округлых — тольтеки, что еще раз подтверждает смешение этих двух культур. В целом, в группе преобладают округлые колонны. Считается, что когда то колонны поддерживали крышу. Не осталось ни следа и от крыши над святилищем, расположенном на верхней площадке Храма воинов, куда ведут две лестницы. Лишь два стилизованных змея, выполненных в виде колонн и символизирующих Кукулькана, стерегут вход в святилище.

Здесь же, напротив главной двери храма, находится красивая статуя Чак Мооля, держащего в руках чашу, предназначенную для даров богам, ставшую своеобразным символом Чичен Ицы. Его голова повернута на Храм Кукулькана. Этот Чак Моол был найден внутри Храма воинов, где находятся остатки предыдущей постройки, получившей название Храм бога дождя. Роспись на двух скамьях в этом храме представляет собой изображения тольтекских правителей, сидящих на тронах в форме ягуара.

В 19 веке Огюст де Плонжеон прочитал на стене одного из зданий иероглиф «Чак Мооля» и указание где нужно копать, чтобы найти изображение этого существа. В указанном месте он откопал статую человека, который полулежал и держал на животе что-то похожее на блюдо. Так де Плонжеон решил, что это и есть изображение Чак Мооля. Чак Моол являлся, как бы, курьером или посредником между богами и людьми. Жрецы майя вырывали сердце из груди трепещущей жертвы и опускали его как раз в это блюдо. Сердца жертв склевывали орлы. Индейцы считали, что таким образом орлы доставляют кровь богам. Кровь вообще имела особое значение в верованиях майя. Считалось, что зародышу, появившемуся в чреве матери боги дают капельку крови (здесь это можно понимать как души). Поэтому с богами тоже нужно делиться. Даже правитель и его жена должны были принести жертву. Царскую кровь, естественно, не убивали. Правительница навершием агавы прокалывала себе язык, протянув навершие, заканчивающееся колючками все той-же агавы, разрывала его, расплачиваясь за болтливость всех подданных женщин. Правитель надрезал себе уши, которые слушают речи правительницы, вспарывал запястья и надрезал крайнюю плоть, расплачиваясь таким образом за грехи и женщин, и мужчин. Веселенькая перспективка! Здесь нам дали 20 минут на фотографии и покупку сувениров.

Возле египетских пирамид бедуины завлекают развесивших уши туристов тем, что, якобы, дарят тебе что-либо бесплатно. Потом требуют денег. Здесь же, мексиканские продавцы канючат «ван доллар, ван доллар». В руке, к примеру, деревянная резная маска. Ты думаешь — почему бы не купить такую маску за доллар и подходишь к торговцу. Он показывает тебе двухсантиметровую фигню, спрятанную в кулаке, которую он продает за «ван доллар», а маску оценивает долларов в 50. Так что сами смотрите, подходить вам к ним или не стоит терять времени. В любом случае, кто предупрежден, тот вооружен! У Храма воинов я сторговал два майянских календаря за 17 «грин». Не таких больших, конечно, как купленный ранее ацтекский, зато два. Один из них подарю на день рождения другу и куму, по прилете домой. Оно у него случилось как раз в день прилета, так что по магазинам ходить будет некогда. А один повешу дома на стену, рядом с ацтекским. В кармане из взятых с собой 100 долларов осталось 20 песо (местный курс составляет 11 песо за 1 доллар), зато программа-минимум по покупке сувениров и текилы выполнена. Главное, чтобы хватило денег на попить во время кормления. Напитки в стоимость нашего здесь обеда не входят. В

назначенное гидом время группа скучковалась в наглядно указанном месте — у дерева с желтыми цветами. Оттуда гид повела нас на северо-запад от пирамиды Кукулькана, к Платформе ягуаров и орлов. Платформа имеет квадратную форму с четырьмя лестницами, украшенными головами змей. Название Платформа получила от рельефных изображений на ее стенах — ягуаров и орлов, пожирающих человеческие сердца. Таким образом, видимо, были представлены жертвоприношения. За Платформой ягуаров и орлов мы посетили Цомпантли или Храм черепов. Цомпантли представляет собой Т-образную платформу, несколько превосходящую размерами Платформу ягуаров и орлов. Особенностью Цомпантли является то, что стены этой платформы покрыты рельефными изображениями черепов. Именно поэтому это сооружение и было названо Храмом черепов. Каменная стена Цомпантли являлась основанием для деревянных рам, на которых вешались черепа принесенных в жертву и убитых врагов. Назван данный комплекс на языке науаль — языке индейцев Центральной Мексики, где часто встречаются такие сооружения.

Далее дочь Великого Кобры, то бишь, по-просту, гид, повела нас на майянскую площадку для игры в мяч, находящуюся к западу от Цомпантли, на западе северной части города и ориентированную по оси юг-север, с небольшим отклонением на восток, то есть, прямо на Священный сенот. В соответствии с датой, выгравированной на обнаруженном на стадионе алтаре, он был сооружен не позднее 864 года н. э. Игровая площадка окружена 4 храмами: Северным и Южным, а также Нижним и Верхним Храмами Ягуаров. В Чичен Ице насчитывается несколько площадок для игры в мяч, однако, это самая большая площадка не только в Чичен Ице, но и среди всех подобных площадок в городах майя. Длина этой площадки 135 метров, а общая ширина 70 метров. Размеры игрового поля составляют 83 на 30 метров. Высота стен более 8 метров. В основе этих стен находятся невысокие каменные выступы, украшенные гравировками, представляющими сцены жертвоприношения людей. Эти гравировки изображают две команды, каждая из которых имеет семь игроков, один из которых держит в руках отрезанную голову одного из членов противоборствующей команды. Увы, таковы были правила: капитана победителей приносили в жертву. Причем делал это капитан проигравшей команды. Богам полагалось лучшее! Для приносимого в жертву это была великая честь, к которой его готовили с детства. Именно поэтому он не имел ни жены, ни детей. Многие, имеющие семьи, готовы были поменяться с ним местами. Череп жертвы помещался в Цомпантли.

Примечательно, что среди росписей отчетливо прослеживается реинкарнационная тематика: знаки «небесный, блистающий», элементы крови, заменяющиеся семью змеями. На верхней части боковых стен видны кольца, через которые должен был пройти мяч. Интересна такая аккустическая аномалия: если встать на шаг-два от основания стены, непосредственно под кольцом, и хлопнуть в ладоши (или свистнуть), от соседней стены должно отразиться ровно 7 отзвуков хлопка (или свиста). Как раз по числу членов каждой из команд. Только хлопок должен быть сильным! В северной части площадки расположен Храм Бородатого человека (он же Кукулькан, он же Кетцалькоатль). Название Храм получил из-за характерного рельефа внутри. Часто этот храм называют просто Северным. Здесь тоже присутствует своя аккустическая аномалия, позволяющая слышать шепот человека в любой точке зала. Интересно, человеком ли был упомянутый Кукулькан? Ведь это его вытянутому черепу подражали майя, вытягивая свои черепа и подвешивая для этого на заднюю часть черепа своим детям тяжелые предметы.

В восточной стене площадки расположен Храм ягуара. Свое название он получил из-за фигур ягуаров, украшающих его фасад. Лестницы, ведущие во внутреннюю часть храма, украшены скульптурами, символизирующими гремучую змею, которая является священной для майя. Храм включаеет в себя два святилища — верхнее и нижнее, которые иногда называют, соответственно, Верхний и Нижний храм ягуара. Внутренние стены храмов украшены сценами войн. Верхнее святилище расположено вверху стены, ограничивающей площадку, и выходит на игровое поле. По-видимому, именно отсюда знатные лица города наблюдали за игрой, которая могла длиться неделями. Вход в нижнее святилище Храма ягуара находится с внешней стороны площадки. При входе в него находится стилизованная фигура ягуара, которая и дала название этому комплексу. В западной стене площадки, напротив Храма ягуара, расположена более скромная королевская ложа. Отсюда за игрой могли наблюдать майя, в жилах которых текла королевская кровь. Южную часть площадки завершает небольшой храм, стены которого расписаны сценами войн и баталий.

На юго-западе от Эль Кастильо и на юге за площадкой для игры в мяч находится еще одна пирамида — Могила Верховного жреца. Такое название пирамида получила из-за 7 надгробий на ее верхней площадке, свидетельствующих, по всей видимости, о захоронении здесь важных людей города. Внутри нее было обнаружено вертикальное отверстие, ведущее к природной пещере, в которой были найдены человеческие останки, изделия из нефрита и множество других предметов, в настоящее время находящиеся в музеях. Иногда эту пирамиду называют Осуари, что означает «склеп», или Малой пирамидой. Ее высота, всего-лишь, 10 метров. Еще южнее находится Красный дом, получивший свое название из-за красной краски на фасаде. Красный дом — типичное сооружение древних майя. Его крыша украшена характерными изображениями носатого бога дождя Чака.

Следующим пунктом нашей экскурсии был Караколь, что в переводе с испанского означает «улитка». Такое название зданию было присвоено из-за внутренней лестницы наверх, имеющей спиралевидную форму как у раковины улитки. Расположено это здание к юго-востоку от Красного дома на прямоугольной платформе размером 67 на 52 метра. Данный комплекс является одним из самых известных достопримечательностей Чичен Ицы. Он бросается в глаза еще от Майя-Лэнда. Это грандиозное сооружение, представляющее собой башню, находящуюся на двойной платформе. Считается, что башня Караколя использовалась майя как обсерватория. В крыше и стенах башни были проделаны отверстия таким образом, что позволяли майянским астрономам тех времен наблюдать за движениями некоторых небесных тел, особенно за Венерой. Самой отличительной характеристикой этого здания является его небычное сходство с современными астрономическими обсерваториями. Верхняя часть башни серьезно повреждена.

Последнее, что мы увидели на этой экскурсии, называлось Женским монастырем и Иглесией. Женский монастырь — одно из самых больших и старинных сооружений в старой части Чичен Ицы. Это крупное сооружение расположено к югу от Караколя. Основание Монастырь имеет 70 на 35 метров и возвышается над землей почти на 20 метров. По каким-то непонятным соображениям это сооружение напомнило испанцам, впервые увидевшим его, монастырь. Отсюда и название. По внеешнему виду это строение скорее напоминает дворец. Широкая лестница, расположенная с северной стороны и разделяющая его на две части, позволяет подняться наверх, где и находится сам «монастырь». Монастырь украшен рельефными узорами и масками бога Чака. Здание было восстановлено много раз, но в нем доминирует стиль майя группы Ченес, что можно легко увидеть в его декорации. Частью восточного фасада монастыря является небольшое строение, также выполненное в стиле Ченес и Рио Бек, изображающее маску монстра с пастью-дверью. Вверху двери находится сидящая фигура со скрещенными ногами, напоминающая своей позой Будду (существует всего несколько образцов фигур такого типа). С восточной стороны Монастыря, почти вплотную к нему, находится Иглесия. В переводе с испанского Иглесия означает «церковь». Это здание, естественно, не имеющее никакого отношения к церкви, получило свое название исключительно по аналогии с Монастырем. Оно имеет выразительный орнамент, где различается маска божества, принадлежащего либо богу дождя Чаку, либо богу творцу Ицамне. На этом осмотр древнего религиозного центра майя с когда-то 60-тысячным населением, а ныне абсолютно запущенного, был закончен.

Отсюда мы вернулись к Дереву жизни и Майя-Лэнду, в котором находился ресторан, где нас и кормили обедом, по времени очень напоминавшим ужин. Напитки, как я уже упоминал, были не включены, а после вкушения жирной мексиканской кухни пить, поверьте, очень хочется. Благо, что запас воды имелся в нашем автобусе. Обратная дорога домой, сквозь мексиканские джунгли и поселения нынешних майя, сопровождалась просмотром какого-то фильма на английском. Жаль, что это был не тематический «Апокалипсис» Мела Гибсона или, хотя бы, не «Аватар»…

По следам цивилизации майя

После завтрака, следующим утром я завалился в гамак и занялся описанием первой экскурсии, так сказать, по горячим следам. Иначе, многие подробности улетучиваются из головы и воссоздать их становится проблематичным. На вечер была запланирована процедура Темаскаля, но сотрудник отеля принес записку от гида, что группа не набралась, поэтому Темаскаль переносится на субботу, в которую экскурсий у меня запланировано не было. А может быть шаман запил? Ладно, шаман тоже человек. Поэтому я до трех часов дня «плющился» в гамаке, а после побрел в Мексиканскую ресторацию, расположенную у пляжа, чем-нибудь закусить.

Хорошо, когда все включено! Можно употреблять любые коктейли в баре. В каком угодно количестве. Только одному как то не особенно весело, когда не на экскурсиях. Мой телефон, видимо, не поддерживает местный стандарт связи, поэтому общения с родиной я лишен. Не сработала ни одна из двух «симок». Да и разница по времени — здесь середина дня, дома ночь. Зашел бы в гости хоть уфимский парнишка-борец из соседнего отеля, с которым мы познакомились еще в самолете, а потом встретились на экскурсии в Чичен Ицу. Он хоть и не пьет, но компанию то составить сможет! Я, конечно, уже «всандалил» в баре 2 рома с колой и лаймом, закусив тарелкой пасты с курицей в панировке, но еще два рома никогда не бывают лишними! За «нефигом» заняться сижу на балконе, курю. Чуть попозже, если чуда не произойдет, пойду на боковую. Ведь чем еще заниматься в отпуске, как не отсыпаться? Да, отпуск — это как раз тот случай, когда в Тулу лучше ехать со своим «самоваром». Без «самовара» скучно. Тем более, что и Тула своя здесь имеется. И, судя по всему, майянская Тула гораздо древнее российской! По телику показывают каналы только на испанском и английском, купальные плавки еще сушатся — в мокрые залезать не хочется! Блин, приеду домой — обязательно куплю вторые! С одними путешествовать, оказалось, как то «не айс».

Интернета нет! Вернее, он есть через вай-фай и на рецепшн, но на рецепшн «пилить» как то не хочется, а Вай Фай на базаре дынями торгует. Да и денег осталось баксов 80. Они еще пригодятся. Ладно, достала «медитация», пойду почитаю… Почитал. Проснулся как раз к ужину. Мама дорогая! Если вы будете в Мексике, с осторожностью относитесь ко всему, в чем присутствует перец! Решил поужинать макаронами с мясом и, сдуру, полил их маслом. Такое масло присутствует во всех итальянских пиццериях. Знаете, такое пряное. С травами и перчиком. Чтобы придать блюду пикантность. Вот я и придал! Теперь курить боюсь. Не хочу оказаться огнедышащим драконом, если от огня мое дыхание вспыхнет. То, что у нас считается острым, по сравнению с этим выглядит детской шалостью! Вот это перчик, так перчик. А ведь и поспать нужно как то попытаться. С утра предстоит поездка в археологическую зону Эк Балам и город Вальядолид.

По следам цивилизации майя

Утром все то-же самое: пробуждение в 7, быстрые сборы, завтрак и в 8:15 на рецепшн. И даже гид была той же, с которой я был в Чичен Ице. Автобус заехал еще в пару отелей, подсадив к нам еще нескольких туристов и направился в Эк Балам. Со слов гида, ехать нам было часа полтора, поэтому я приготовился слушать. Ожидания меня не обманули, хотя часть информации, преподносимой гидом, я уже слышал при путешествии в Чичен Ицу. Но было и нечто новое. Оказывается, нынешние майя, в отличие от потомков их более воинственных сородичей, в настоящее время живут в единении с природой и считают цивилизацию величайшим злом. Все они обеспечены жильем и к большему не стремятся. Потомки же ацтеков и тольтеков до сих пор амбициозны и многого добиваются в жизни. До сих пор майя, в отличие от ацтеков и тольтеков, предпочитают сооблюдать чистоту крови и женятся только на своих. Когда они наедине друг с другом, испанскую речь вы от них не услышите, так как они разговаривают на своем родном языке. Спят майя только в гамаках, на дух не «переваривая» кроватей. На вопрос туристов о возможности заниматься в гамаке сексом, гид сообщила нам, что современные майя даже книгу об этом выпустили. «Гамакосутра» называется. Кто-то из присутствующих в автобусе русских «отпустил» шутку, в которой присутствовало слово топлесс. Я развил ее до «Долорес Торрес гуляет топлесс». Так, с шутками и хорошим настроением, мы прибыли в первую точку нашего маршрута.

Угадайте куда? В сувенирную лавку. Здесь можно было приобрести гамаки. Одиночный гамак стоил, даст Бог памяти, около 45 долларов. Двухместный стоил дороже. Мне не нужен был ни тот, ни другой, поэтому я отправился фотографировать четырехметровую статую индейца, стоявшую при въезде на территорию лавки. Сфотографировав ее и сфотографировавшись около нее, я обратил внимание на два белых микроавтобуса, двигавшихся с небольшой скоростью за бежавшим перед ними человеком, который держал в одной из рук горящий факел. Интересно, что это за спартакиада такая? Кавалькада пробежала/проехала мимо меня. На задней части микроавтобусов висело изображение, как мне показалось, Богоматери. Задав вопрос гиду, я узнал, что стал свидетелем пробега в честь Марии Гваделупской, в честь которой с 8 по 12 декабря энтузиасты устраивают пробеги. И что такие пробеги в Мексике не редкость. Например, с 16го декабря до наступления католического Рождества, также устраиваются похожие пробеги. Что удивительно, остальные водители не сигналят как сумасшедшие, а, приветственно бибикнув, сбавляют скорость и, по-возможности, объезжают процессию. Иногда участников пробега сопровождает одна-две полицейские машины. Вот что значит культура! У нас на родине водилы бы оббибикались! В этот и последующие дни мы еще не раз наблюдали подобные пробеги. Некоторые из них были на велосипедах, некоторые пешком, некоторые точно такие же как первая.

Зайдя в сувенирную лавку, я купил за 9 долларов майянскую пирамидку и пошел в автобус. Через некоторое время подошли остальные и автобус повез нас в Эк Балам. Оставшиеся 20 минут пути гид рекламировала нам вкуснейший майянский мед, который можно купить у входа в Эк Балам. Помните мультфильм «Пчела Майя»? Прообразом мультяшной Майи является маленькая майянская пчела без жала, которая приносит очень вкусный мед. 0,33 такого меда продается здесь за 75 песо. Вечером того-же дня в Вальядолиде нам «впаривали» такой же мед по 200 песо. Но, обо всем по-порядку. Далее, по обложенной по краям белым камнем дорожке, мы проследовали на рецепшн. Здесь все, кому «приспичило», посетили комнаты, над входной группой одних из которых значилось Cabaliero, а над другой Seniorito. Прямо у выхода располагалось несколько типичных майянских домиков — с пальмовой крышей, без окон, но с двумя дверями друг напротив друга. С древних времен майя живут в похожих домиках. Даже зажиточные майя, живущие в каменных домах, имеют такой деревянный домик и используют его по типу российской деревенской «летней кухни». Те, кто летом бывал в деревне у бабушки, меня поймут.

Неподалеку от домиков находится парковка велорикшей. Если вы устали или вам лень ходить пешком, за некоторую «мзду» можете это себе позволить. Наша группа была свежа и полна сил, поэтому услуги велорикшей никому не потребовались. Пройдя еще метров 200, гид остановилась у уже знакомого мне по Чичен Ице, Дерева жизни. Название его Сэйва. Это дерево было значительно меньше виденного мной ранее, но шипы на его стволе были не менее ядовиты. Когда-то, конкистадоры привязывали индейцев к этому дереву размоченными кожаными шнурами. Шнуры, ссыхаясь, прижимали индейцев к дереву и те умирали. Испанцы не понимали, почему индейцы смеются им в глаза. Но, для майя было честью умереть у Дерева жизни. Следуя дальше, мы подошли к центральному входу в Эк Балам.

Эк Балам — археологический центр классического периода, где в последнее время были сделаны фантастические открытия, переворачивающие привычные представления о культуре майя. Акрополь — храм ангелов, окружен городом, спящим под густыми джунглями уже тысячелетия. Постройки Эк Балама датируются 300 годом до н. э. Стены окружают город с трех сторон и достигают высоты 8 метров. Четвертая сторона Эк Балама еще не освобождена от окружающих город джунглей. Есть предположение, что Эк Балам занимает территорию в 20 квадратных км. В Эк Баламе жили только чистокровные майя. Дороги майя, Заг Бэ, вели к, ныне укрытой джунглями, левой стороне города и соединяли Эк Балам с тремя майянскими городами: Коба, Тулумом и Чичен Ицей. Насыпались дороги из мелкого камня и «штука» (известняка и жженой древесины), который, после дождя, приобретал железобетонную конструкцию. Они имели 8 ми метровую ширину и были укреплены стенами. Когда тольтеки завоевывали майянские города, Эк Балам прервал отношения со всеми городами, сохранив тем самым в себе чистоту майянской крови. Когда майя Эк Балама узнали, что белые люди уничтожают их города, они законсервировали город, присыпав его листьями, накрыв настилом из веток и присыпали сверху землей. После консервации они ушли в глубокие джунгли, откуда уже не вернулись. Город был найден около 30 лет назад, после урагана, снесшего верхушки деревьев и открывшего часть его красоты современникам. В настоящее время сюда «брошено» все финансирование и силы археологов, т. к. есть надежда, что, вскоре, Эк Балам будет равен по значению или даже превзойдет Чичен Ицу.

По следам цивилизации майя

Прямо перед нами располагалась арка, на полу которой имелось углубление для жертвоприношений, в котором и сейчас был насыпан маис и мелкие разменные монетки. А ведь само название майя и берет свое начало от маиса. Слева просматривается наличие построек, но пока они надежно спрятаны джунглями. Справа, похоже, располагалось многофункциональное здание. Первый этаж использовали под сельскохозяйственные нужды. Над ним храм, на алтаре которого единственное место из всего Эк Балама, где есть следы жертвенной крови. Напротив здания растут два дерева. По давней майянской легенде, когда-то жили два брата. Чичен был злым, а Кана добрым. Они влюбились в одну и ту же девушку, и, не поделив ее, убили друг друга, в надежде, что в следующей жизни родятся одним целым. Майя верят, что души братьев живут в этих деревьях. Дерево Чичен очень ядовито и нужно остерегаться, чтобы сок этого дерева не попал на кожу. Если яд все-таки попадет на вашу кожу и вы приедете в больницу, вас отправят обратно в джунгли. Противоядием от сока дерева Чичен служит только сок дерева Кана.

Далее находится площадка для игры в мяч. Не думаю, что наши современники смогут реанимировать эту древнюю игру. Ведь о ней известно совсем немногое: нельзя играть руками и ступнями. Можно локтями, бедрами и коленями. В Чичен Ице можно было использовать биту из-за высоты кольца, но такая большая площадка находилась только там. Команды, в отличие от Чичен Ицы, тоже были, не в пример, меньше: играло 2 на 2 игрока. Причем, 2 из них были капитанами. При попадании в «штангу», по-нашему, — то есть не в отверстие кольца, а по самому кольцу, мяч переходил другой команде. Ведь на одной площадке кольца символизировали спящего змея Кукулькана, на другой небесные светила и т. д. Все это являлось священным для майя и просто так беспокоить это было нельзя. Говорят, в Шкарете пытаются воспроизвести что-то похожее на эту игру. Но, древние майя учились играть с детства. И, собрав урожай, после 21 сентября, каждый год до прихода Весны постоянно упражнялись в ней.

Существует легенда о двух братьях, любивших играть в мяч. Демоны заманили их на игру в загробный мир, обманом убили их и выставили на всеобщее обозрение их отрубленные головы на копьях. Царская дочь шла мимо и ей приглянулась одна из голов. Пока принцесса рассматривала ее, голова плюнула ей в ладонь, от чего девушка забеременела. Из-за этого она была изгнана из дома, но каким-то образом нашла мать близнецов и вырастила двух сыновей. Сыновья выросли и, узнав правду, решили отомстить за родителей. Как и их отцы, они договорились об игре в мяч. Демонов они убили, но умерли и сами, превратившись в солнце и луну. Неподалеку от площадки растет дерево, высушенные листья которого представляют из себя наждачку «нулевку». Далее располагается Темаскаль — сауна в которой душу и тело мужчин очищали женщины-шаманы. Сами женщины очищались в Темаскале только перед родами. Считалось, что таким образом правильно направляют плод. Кесарева сечения тогда не было.

Неподалеку от Темаскаля растут кусты перца Чили. Родиной Чили принято считать именно Чили, хотя на самом деле родина этого перца в Мексике. Еще немного дальше открывается вид на величественный Акрополь. По-хорошему, как раз этот Акрополь в Эк Баламе и должен называться пирамидой, хотя и не имеет пирамидальной формы. Ведь «пирам» переводится как «место для захоронения». Большинство-же пирамид майя не являются пирамидами как таковыми, а являются храмами. Да и форма у них не пирамидальная, а обрезана сверху. Высотта Акрополя 32 метра. Он имеет 102 ступени. Именно в Акрополе было обнаружено захоронение особо важного правителя майя, подобные которому рождаются раз в 300 лет. У таких правителей двойная верхняя губа. Не заячья, а именно двойная. Такие правители в большинстве своем не выживали из-за слабости и болезней, а этот, судя по всему, выжил и правил. Именно поэтому майя хранили эту гробницу «как зеницу ока». Считалось, что такие правители ниспосланы богами и привнесут в жизнь много хорошего. Тазобедренная кость этого правителя исписана иероглифами майя, прочитать которые пока не могут. Именно наш соотечественник Юрий Кнорозов вскрыл код письменности майя. За это он получил высшую награду, очень редко встречающуюся в мире — орден Ацтекского орла и стал почетным гражданином Мексики. Но здесь совсем другой код, вскрыть который пока никому не удалось.

После Эк Балама мы посетили сенот Самула. Это был сенот-пещера. Вода в нем чистейшая, а температура воды где-то 24 градуса. Когда желающие освежились в сеноте и поднялись к дневному свету, я купил у местного пацаненка кокос. Приятная штука! Когда выпиваешь сок кокоса, отдаешь его продавцу, он его разделывает и, по желанию, посыпает мякоть перцем чили. Очень вкусно! При выходе из сенота, местные «шпанята» продают расшитые платки или просто канючат: «ван доллар, ван доллар». Одна девчушка плелась со мной до автобуса, пока я не снабдил ее долларом. Наши с вами соотечественники в шутку даже предложили забрать ее в Москву.

После этого нас отвезли пообедать и, на пару часов, завезли в город Вальядолид — отреставрированный за последние годы колониальный город, в котором в древние времена шли ожесточенные бои между представителями цивилизации майя и испанскими захватчиками. Это один из первых городов Америки. Город, построенный в 1543 году, буквально дышит историей. Удивительно романтичный центральный парк, узкие кривые улицы, старые церкви и другие постройки хранят память о значительных исторических событиях — конкистадоры заставили майя разобрать свой город и на его месте построить новый колониальный. Майя, конечно, построили город. Особого выбора у них не было-либо подчинение, либо смерть. Но, даже построив кафедральный собор, майя, в виде арки, замаскировали в нем символ змеи, как бы говоря: пользуйтесь, но построили это мы. Ведь символ майя — канкун — переводится с майянского как «змеиное гнездо». Такие метки есть не только на кафедральном соборе, но и на многих строениях Вальядолида. В местном магазинчике я, наконец, за 10 песо приобрел себе зубную пасту.

По следам цивилизации майя

В кафедральном соборе я увидел табличку с надписью на испанском. Среди прочего на ней явственно читалось имя — Долорес Торрес. Помните мою утреннюю шутку? Я тоже слегка опешил. Под свет лежащей луны — она действительно лежит краями полумесяца вверх — нас повезли домой. Сегодня ужин был а-ля америкосия. Чизбургер, картошка-фри, два рома с колой и лаймом. Уборщики номеров, как назло, не оставили мне запас воды. Значит чаевые на завтра им оставлять не за что. Ну что-же, пора на сон грядущий. Завтра меня ждет парк Шкарет.

Пробуждение утром было не таким ранним. Шкарет находится неподалеку от Плайя дель Кармен, где находится наш отель. В микроавтобусе, везшем всех нас на экскурсию, я встретил старых знакомых — все мы летели сюда одним самолетом. Уфимский парнишка-борец тоже был здесь. И вот мы уже в самом знаменитом в Мексике и на Карибах природном парке развлечений, поражающем своими памятниками древней культуры и тропической природой. В Шкарете можно увидеть черепах огромных размеров, ягуаров, бабочек, тоже немаленьких, тапиров, аквариум. Здесь же находятся реликвии и музей майя, испанская церковь. Мы бродили и по великолепному ботаническому саду, где обитает более 30 видов птиц, включая фламинго и попугаев. Нам показали шоу акробатов, вчетвером крутящихся на подвесах, крепящихся к деревянному столбу. Потом мы около часа плавали по подземной реке и выплыли к деревушке майя. Мы посетили место, где собраны со всего Юкатана самые экзотические надгробия.

В магазинчике, где продается атрибутика для Лос Муэртос, очень замечательная акустика — встаешь лицом к стене и друг напротив друга, что-нибудь шепчешь в стену, а стоящий у противоположной стены прекрасно тебя слышит. Далее мы посмотрели шоу богу плодородия, шоу костюмов, подразнили обезьян, погладили оленей. Вечером, после родео, нам показали экзотическое представление реконструкции древней майянской игры в мяч, возвращающее зрителей во времена могущества индейцев майя. В Шкарете я отснял больше фотографий, чем за весь отдых в Мексике. И каких колоритных фотографий! Когда мы, вечером, возвратились в отель, ресторанные столы были выставлены на улице. Возможно, это было сделано тоже в честь Марии Гваделупской. Как бы то ни было, я быстро поужинал и лег спать.

Проспал я до 11. Пока помылся и перекинул в КПК фотографии, пробил час дня. Позвонившая гид сообщила, что на Темаскаль экскурсия будет в 5 вечера. Отлично! Пообедав пиццей и запив обед двумя «мохито», я попытался снять денег в местном подобии банкомата, запримеченном на рецепшн. Не тут то было! Я сделал еще пару неудачных попыток получить «кэш» и «не солоно хлебавши» побрел «в номера». Рецепсионисты по русски не разговаривают, я не разговариваю ни на чем, кроме русского, поэтому разобраться с карточкой решил дома. Почитав пару часиков, я отправился на рецепшн, откуда меня забрал микроавтобус с гидом на Темаскаль. Гид, в данном случае употреблялся исключительно как переводчик. Ибо показывать на процедуре Темаскаля особенно нечего. Если только дорогу к самому Темаскалю — бане «по-черному», насыщенной букетом экзотических трав.

Нас в количестве 6 человек привезли в частные владения, расположенные неподалеку от Канкуна. Гид провела нас по подсвеченной дорожке в раздевалку. Здесь все мы были представлены шаману, который попросил нас раздеться — женщин до купальников, мужчин до плавок — и пройти к костру. У костра шаман, с помощью гида, поведал нам, что изначально Темаскаль был придуман в качестве помощи беременным женщинам. Когда люди, населяющие эти земли, перестали быть кочевниками и начали вести оседлый образ жизни, людей для посева, сбора урожая и охраны полей не хватало. Вопрос повышения демографии стал очень актуален. Хирургии в те времена не было, поэтому был придуман Темаскаль, усиливающий схватки беременных женщин и правильнее направляющий их плод. Цель была достигнута — смертности при рождении стало меньше. Население стало увеличиваться. Позже, этот ритуал омовения начали использовать древние майя. Причем, использовали его, в основном, мужчины. Женщинам разрешалось принимать Темаскаль только перед родами. Мужчины же использовали его постоянно — перед битвой, свадьбой, дальней дорогой, в лечебных целях, перед игрой в мяч и т. д. Мы, как много лет назад майя, должны были обратиться к памяти древних вулканических камней. Очищение… Омоложение… Обретение душевной гармонии…

В начале, нам нужно было испросить разрешения у 4 сторон света. Находясь рядом с костром, мы, подняв руки, повернулись в сторону, где утром восходит солнце и попросили его дать нам силы и здоровья. Затем мы повернулись в сторону, где оно «умирает» и попросили его забрать наши болезни. Затем мы повернулись на юг, в сторону матери, и попросили разрешения у нее. В противоположной стороне, стороне воинов и пути ягуара, мы испросили сил на прохождение процедуры Темаскаля. Шаман просил разрешения, дуя на каждую из сторон света в трубу из большой морской раковины. Затем мы присели к матери-земле и, прикоснувшись к ней обеими руками, испросили разрешения вернуться в ее чрево, попросив прощения за то плохое, что мы ей причиняем. После всего этого нас провели в Темаскаль. Небольшое круглое строение с углублением посередине.

По следам цивилизации майя

Перед входом в него, шаман окурил помещение и каждого из нас смесью каких-то трав, изгоняя злых духов. Когда все расселись (даже самый невысокий из нас врядли смог бы там встать), шаман объяснил, что камни, которые будут ложиться в углубление, мы должны представлять как наших умерших предков — родителей, дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек и т. д. Перед тем, как ассистент шамана положит камень в углубление, мы должны выкрикнуть имя представляемого предка и сказать «агум», когда камень ложится в углубление. Перед вносом камня в Темаскаль мы выкрикивали Пьедро Кальенде. Видимо упоминаемый Пьедро был дедушкой шамана. Таким образом в углублении оказалось несколько раскаленных камней.

Двери занавесили и процедура, начатая у костра, продолжилась. Мы, по словам шамана, должны были пройти 4 этапа очищения: отрочество, юность, младенчество, рождение. Нам было сказано смотреть на камни, как на указатель, куда «идти». Всем раздали глиняные свистульки, шаман сказал закрыть глаза и залил камни. Когда камни были залиты, один из мужчин вылез наружу и остался ждать нас там. Удары в бубен сменялись игрой на дудочке, пением песен. Иногда нам говорили подпевать или свистеть в свистульки. Мы по очереди пропели имена 5 оставшихся участников, за исключением шамана. Еще три раза открывалась дверь и помощник шамана подкладывал камни. Пьедро Кальенде и «агум» неизменно повторялись. Затем двери снова занавешивались, камни заливались, а мы, окутанные дымом и глубоко его вдыхая, оставались внутри. После второй смены камней нам раздали тарелку с большими кусками алоэ, которым нужно было натереть все тело. После 4й нас повели ополоснуться под водопадом. Затем нас разложили в гамаках и сделали на лице маску, стягивающую кожу. Тех, кто смывал маску ждали фруктовые напитки и, собственно, сами фрукты. Запеченная в фольге на углях костра картошка, посыпаннаая перцем чили, была восхитительна. Текила была платной, но пить ее не хотелось. Мы поблагодарили шамана и отправились в микроавтобус, который развез нас по отелям. Утром меня ждала экскурсия в город Коба.

По следам цивилизации майя

В утренней суматохе, я был забыт. Не зная этого, я встал в 7 утра, собрал вещи для экскурсии, позавтракал и, за 10 минут до назначенных 8:40, был на рецепшн. Просидев до 9:10, я понял, что-то идет не так. Обычно, в течении получаса ожидания, экскурсионный автобус все-таки приезжал. Я подошел на рецепшн, показал им экскурсионный ваучер, в котором значился оператор, назначенное время и гид, выписавший ваучер, и сказал — «но авто». Два молодых чемодана мексиканской наружности впали в ступор. Возможно, их повергла в такое состояние цена экскурсии — 105 американских «рублей», тоже указанная в ваучере? Один из них даже попытался произнести что-то типа «фром», на что получил ответ «фром раша» и впал в еще больший ступор. К чести девушки, находившейся рядом с ними, она сразу поняла в чем дело, набрала номер гида и протянула мне трубку, сообщив — «Ника». Так звали нашего гида. Я объяснил ситуацию гиду, которая пообещала прояснить ситуацию и перезвонить. Выждав еще 20 минут, выпив кофе и покурив, я снова подошел на рецепшн. «Сорри, плиз каллинг Ника» — сказал я и помахал перед носом мексиканца экскурсионным ваучером. На этот раз он, довольно-таки, быстро набрал мне гида, которая сказала, что с минуты на минуту за мной приедут.

В 10 за мной приехали. Не с минуты на минуту, конечно, но не в номере же сидеть! По дороге соотечественники сообщили мне, что они уже выехали в направлении Кобы, но, почему-то, резко вернулись. Почему, почему? Потому что гиду мне деньги за экскурсию возвращать не хочется, вот почему! Но хорошо все, что хорошо кончается. Итак, Коба. Здравствуй, гамарджоба. Коба — это очень красивая археологическая зона, расположенная в тропическом лесу. Здесь представлены постройки постклассической майянской архитектуры и находится самая высокая пирамиида Юкатана — 42 метра. Результат биохимического анализа не показал следов крови на камнях и почве этого города, поэтому энергетика здесь светлая. По мнению современников, Коба являлся вторым по значению городом майя, идущим после Чичен Ицы. Однажды терпение терпеть кровавую Чичен Ицу закончилось даже у майянцев. Поэтому они пошли на нее войной. Вот тогда-то на арену и вышла Коба, занявшая место своей кровавой предшественницы в качестве административного центра майя. Заг Бэ вели отсюда к Тулуму, который являлся портом, и в другие майянские города. Хоть из плена джунглей и освобождено еще очень мало — около 8% города — здесь можно увидеть насыпь, огороженную стенами, которая когда-то и была Заг Бэ. Делая снимки из космоса, ученые обнаружили, что дороги майя были удивительно прямыми. Как смогли достичь этого люди, не имеющие никаких измерительных приборов, конечно же, остается загадкой.

Уже очищены от камней и деревьев и Церковь, и Обсерватория, и Площадка для игры в мяч с пристроенным сбоку Темаскалем на 4 человек, и пирамида, и некоторые стеллы с пристроенными к ним храмами, и Храм фресок, названный так из-за неплохо сохранившихся цветных (9красных и голубых) фресок, окрашенных краской, добываемой майянцами из растений. Около Площадки для игры в мяч имеется плита, на которой иероглифически отображены правила игры в мяч. На самой площадке есть плита с изображением жреца, делающего себе кровопускание. Металлической оградкой огорожена круглая плита, на которой изображена женщина, с лицом и хвостом ягуара, держащая на руках ребенка-ягуара. Именно на этой площадке кольца, в которые нужно забросить мяч, обозначают небесные светила. Мяч изготавливался из камня, обернутого в несколько слоев каучуком, имеющим, как известно, прыгучие свойства. При игре мяч не должен был касаться земли, ведь он был таким же круглым, как священные для майя небесные светила.

На многочисленных стеллах изображены правители майя, властвовавшие над этим городом, и воины. Около одной из стелл, изображающей правителя, стоящего на двух коленопреклоненных рабах, имеется жена и ребенок. Видимо, этот правитель завоевал много новых земель для своего города. Причем, в городах своих майя не жили, предпочитая селиться за городскими стенами. Здесь же, как и в Эк Баламе, преодолев 120 ступеней пирамиды, можно подняться в храм, расположенный на самом ее верху. Естественно, все это мы посмотрели. Но, со слов гида, посмотрели только около 2% из «отрытых» 8% города. Когда все эти города будут освобождены от джунглей и земли, известно одному Богу. Обратно, заплатив 75 песо, можно было вернуться на велорикши. Кстати, на всей территории археологической зоны Коба нельзя курить. Немаловажный факт для курильщиков, так как менее, чем за 2 часа, открытую территорию вряд-ли удастся обойти. Здесь же я, наконец-то, купил брелок из обсидиана или, как еще говорят, из вулканической лавы, заказанный мне девушкой, через которую я покупал путевку. Причем, оплату произвел кредиткой. Хоть что-то и где-то в этой стране работает нормально!

Считается, что обсидиан забирает негативную энергию. Но его нужно время от времени «проветривать», чтобы он «очистился» от накопленного негатива и мог «функционировать в нормальном режиме». Для этого достаточно иногда оставлять его на ночь, например, на балконе. После Кобы мы искупались в полностью закрытом сеноте-колодце. Потом пообедали в ресторане на берегу озера, которыми (один из немногих майянских городов!) окружена Коба. Купаться в озере было нельзя, так как в нем водятся крокодилы. Экскурсия подошла к концу и нас повезли в отель. По пути мы обозревали окрестности майянской деревушки. Быт современности майя.

Приехав в отель, я поужинал с уральским товарищем, с одним из которых мы летели в Мексику. Встретившись с ним перед поездкой в Темаскаль, я узнал о содержании отпечатанного листка, засунутого под дверь моего номера. Нам предлагалось переехать из этого отеля в 5 звездочный отель парка Шкарет. В чем соль, я тогда еще не знал и будучи на экскурсии в Кобе узнать не мог. Он же, находясь в отеле, должен был разузнать все подробности. Отельный гид сообщила ему о том, что здесь отличный пляж (надо же!) и приезжающий сюда народ уже некуда заселять. Нам предлагается за счет потери пляжа повысить «звездность» отеля. Желающих во вторник бесплатно перевезут в этот отель. А в среду нам улетать. А что, можно попробовать! Выходит, приключения еще не закончились? В понедельник проснулся я часов в 12. От звонка уральского товарища, который и сообщил мне текущее время. Вслед за звонком, в дверь постучалась уборщица номеров. Пока она убиралась в номере, я торчал на балконе. Чаевых я ей не дал, так как наличность у меня закончилась. Потом побрился и пошел обедать. Приключения, действительно, не закончились! После обеда мы с моим новым уральским знакомым пошли прогуляться в Плайя дель Кармен.

По следам цивилизации майя

По дороге нам попались довольно-таки живописные развалины, затем еще одни. И, что характерно, посетить их можно совершенно бесплатно. Здесь же, кажется на 20-й авеню, мне удалось попробовать такос — местную лепешку, на которую ложится мясо и овощи. Стоимость такос в этом месте составляла 6 песо. То есть на доллар можно купить две. Но две я покупать не стал, сделав выбор в пользу бутылки Кока-колы за 10 песо. Больше всего понравилась, конечно, туристическая зона. Она более ухожена. Вдоль дороги чередуются отели и виллы, которые можно снять в аренду. В аренду виллы входит и машина. Иногда это просто хороший внедорожник. Иногда внедорожник с прицепом, на котором стоят два водных скутера. Чтобы я так жил! Дальше, в черте города, все уже не такое ухоженное. Но, по-местному, колоритное. Дойдя по извилистым местным авеню до местного Олмарта, мы зашли в него. В нем же я снова столкнулся с проблемой: хотел приобрести две бутылки текилы и расплатиться кредитной картой, но не взял с собой паспорт, поэтому вышел из магазина ни с чем. Два местных банкомата выдавать деньги мне категорически отказались. Причину я не понял, так как не владею испанским на достаточном уровне. Слов 20–30, я, конечно, уже знаю. Но для банкомата, по всей видимости, это был не показатель, поэтому я остался без наличности.

Где то на 5-й авеню, являющейся местным аналогом московского «Арбата», я снял с карточки оставшиеся на ней 15 баксов. Цены на текилу здесь были на порядок дороже, поэтому, поменяв доллары на песо, мы вернулись в Олмарт и я, все же, приобрел желанную текилу. В хорошем настроении мы, по тем же извилистым авеню, около 7 вечера вернулись в отель. Нужно было передохнуть после хорошей прогулки и идти ужинать. На ужин были морепродукты: спагетти с осьминогами, салат с кальмарами, салат с крабами, мидии и баккарди с колой. На десерт я взял мороженое и несколько пирожных. После ужина я решил посмотреть местную анимацию. Симпатично! Не думаю, что в «пятерке», куда нам предлагают переселиться, есть такое шоу. Хотя она же в Шкарете. Пожалуй, тамошнее шоу затмит это. Но и это было на уровне! Поставлено все в виде пародии на шоу «Ночи в Лас-Вегасе». Декорации и артисты — на уровне! Одна сцена была пародией на Чарли Чаплина, другая на Элвиса, в третьей певец пел довольно-таки известнуую песню «Sex bomb», подтанцовка тоже не подкачала. Четвертая сцена была пародией на песню «Нью-Йорк — Париж». Причем, фонограмма, как в «заезженной» пластинке, по нескольку раз начиналась с одного и того же места. Выглядело это довольно прикольно!

В пятой сцене полуобнаженные девушки с перьями на голове просто танцевали под музыку. В шестой изображали гипноз, хотя на самом деле, это была чистейшей воды физика. Все продолжалось в подобном стиле. Последним был номер, в котором участвовали 5 мужчин и 5 женщин, набранных из зала и выстроенных через одного: одна женщина, один мужчина, одна женщина, один мужчина и т. д. Они должны были держа губами кредитную карту, чтобы она не упала, передавать ее следующему. Все это, разумеется, делалось с участием ведущего и под музыку. Победителем должен был остаться только один. Принимали участие представители-Де ла Круза, Бруклина, Италии, Канады, Мексики. Победила девушка из Канады. Ей вручили большую бутылку текилы. Народ стал расходиться. Я тоже пошел спать. Позавтракав утром, мы с моим уральским товарищем отправились на пляж. Его я, кажется, еще не описывал? Представляете себе белый ракушечник, который даже в жару остается прохладным? Именно из такого ракушечника состоит песок на пляже нашего отеля. Идешь по нему, а такой песочек приятно холодит ноги. Заход в море тоже состоит из этого ракушечника, поэтому ходить босиком очень комфортно. Тапки, купленные в Греции, чтобы ходить по кораллам и в них же плавать, я даже не использовал. Представляете, какое наслаждение испытываешь, стоя на берегу Карибского моря по колено в воде? Набегающие волны окатывают тебя по пояс, а вдалеке, прямо перед тобой, видны постройки острова, который, как волнорез, отделяет тебя от океана. Причем, справа и слева от острова, ну и за ним, соответственно, находится чистый океан. Непередаваемое словами ощущение!

Окунувшись, мы расположились на лежаках и пару часов позагорали. За это время к нам присоединился брат моего уральского знакомца, тоже знакомый мне по самолету, который поведал нам часть своих приключений. Он, объединившись с ребятами, с которыми вместе летели на отдых, взял в аренду Форд Эксплорер, на котором они за пару дней объехали если не весь Юкатан, то уж точно большую его часть. «Дикарями». То есть, без русскоговорящего гида. С моей точки зрения, одно было плюсом в их похождениях — когда они приехали в Чичен Ицу, вход туристов уже был закрыт и они, переплатив по 10 долларов с человека, прошли на территорию в качестве VIP-клиентов. Кроме них на территории Чичен Ицы не было ни одного туриста. Можно представить, какие они сделали фотографии! Когда они заходили за веревочные ограждения и кто-то из сторожей кричал им — «Сеньор!», сторожам отвечали — «Помидор!» и шли дальше. Так же они покатались на местном подобии тарзанки, покупались в сенотах, на трассе разгоняли Эксплорер до 200 км/ч, то есть, порезвились от души. Правда отельный гид пояснила нам, что если их скорость попала в поле видимости камеры, через пару-тройку месяцев домой могут прислать счет со штрафом. Если не оплатить штраф, закроют визу в Мексику, а вместе с ней в Америку и Канаду. Здесь подумаешь, нужно ли тебе такое!

С пляжа, ополоснувшись под душем в номере, я созвонился с уральским знакомым и мы пошли на рецепшн, перед которым, за одним из столиков, скучал наш отельный гид. Мы предложили гиду сдать «дабл» уральских товарищей, переселив одного из них в мой «сингл», а самим, со вторым из уральских товарищей, переехать на сутки в пятизвездочный «дабл», расположенный в парке Шкарет. Все равно завтра улетать. Номер нужно сдавать к 12, а что делать оставшиеся 3–4 часа до трансфера в аэропорт? Там можно хоть по парку погулять! Да и на местный пятизвездочный отель посмотреть интересно. В общем наша комбинация удалась! Мы уточнили на рецепшн наличие задолженности по моему «синглу» и, убедившись в отсутствии таковой, пошли собирать вещи, договорившись к 12 собраться на рецепшн для сдачи их номера и переезда. Как словом, так и делом. Я отдал ключ от номера, карточку для полотенец и паспорт брату Валерия. А он мне то же самое, только свое. На сутки, по лежащему у меня в кармане паспорту, я стал братом Валерия — Григорием. Мы сдали номер, получили 240 песо на такси, заплатили из которых 120 благодаря красноречию Валерия, и поехали в Гранд отель Оксидентал Фламенко. До этого мы жили в Оксидентал Аллегро. На рецепшн Валерий договорился, чтобы нас поселили не в 15:00, а прямо сейчас, а я встретил знакомую, с которой вместе ездил на Темаскаль. Она тут же пригласила нас на 21:00 в японский ресторан и показала окрестности отеля.

По следам цивилизации майя

После того, как мы забросили вещи в номер, соответственно. Для начала мы оценили местную кухню. Она отличалась большим разнообразием, чем в предыдущем отеле. Ну конечно, на то он и гранд! Потом втроем попытались просочиться в парк Шкарет, т. к. Лолита предупредила нас, что вход платный. Прорваться по берегу речки не получилось, нас засек местный «часовой», который на испанском и знаками попросил пройти к нему на другой берег. Ха! Неужели мы похожи на дураков? Затем Лолита показала нам пляж. До пляжа нужно было ехать на отельном автобусике, так как идти до него было далековато — территория отеля занимает место несоизмеримо большее, чем территория Оксиденталь Аллегро. Мы оценили возможность проникновения в парк Шкарет со стороны пляжа как сомнительную и поехали обратно в отель. Зайдя в номер и захватив все необходимое: одев купальные плавки, взяв «упавшие нам на голову» 120 песо, прихватив фотоаппараты и паспорта, мы попытались пройти в парк Шкарет официально — через проход из отеля по правильному берегу протока.

На входе в парк стояла хижина, девушки из которой сообщили нам, что проход в парк открыт только для людей, имеющих специальные белые браслеты. Чтобы получить такие браслеты нам нужно заплатить по 49 долларов с человека. Это нас не устраивало и мы вернулись в отель. Вспомнив, что при выезде из Оксиденталь Аллегро, тамошним персоналом нам было обещано бесплатное посещение парка, мы пошли на рецепшн. И вот, о чудо, по прошествии часа мы стали обладателями белых браслетов абсолютно на халяву! Симпатичная девушка с рецепшн, по имени Адриана, связалась с администрацией Аллегро, там дали добро и нам выписали браслеты. Вернее выдали чек, по которому девушка, сидящая неподалеку за стойкой, выдала нам браслеты. Мы снова прошли через упомянутую будку с девушками-контролерами, они считали штрих-код с браслетов и вот мы в парке! Первым делом мы осмотрели окресности на «тазике обозрения». Я неплохо ориентировался здесь, так как был ранее. Дальше мы купили по брелку, осмотрели надгробия, собранные с разных концов Юкатана, посмотрели макеты пирамид и шоу майянской игры в мяч. Я уже видел это, но Валерию это было в новинку. К тому же, раньше фотографиии я делал днем, а сейчас был уже вечер.

По следам цивилизации майя

Надгробия и макеты майянских городов, подсвеченные изнутри, выглядели сюрреалистически. Фотографии должны получиться великолепными! Затем мы вернулись в номер, чтобы привести себя в порядок перед походом в местную ресторацию. Перед рестораном мы встретились с нашей знакомой, которая взяла с собой еще одну, и неплохо провели время. Учитывая, что ром в этом ресторане был отвратным, а роллы не первой свежести. После ресторации мы «срулили» в номер, где полночи протравив анекдоты, не особо выспались, в надежде выспаться в самолете. С утра мы посетили местный пляж, но, так как погода была прохладной, купаться не стали. Зато запечатлели подготовку к съемке какого то ролика, со слов охранника Мадонны, но самой Мадонны я не наблюдал.

К 12 мы сдали номер и вещи в камеру хранения отеля, послонялись по отелю, пообедали и в 14:50 нас забрал автобус. В аэропорту я еще часа полтора ждал автобус из предыдущего отеля, так как мой паспорт был там. Дождавшись паспорта, я зарегистрировался на рейс, сдал багаж и пошел к указанному в посадочном талоне выходу в самолет. Перед вылетом мы с Валерой еще покурили в местном туалете, заплатив охраннику 5 песо, и погрузились в самолет. Нас покормили и я проспал весь перелет, проснувшись только часа за полтора перед прилетом. Как раз перед следующей кормежкой. Через полтора часа мы благополучно приземлились в Домодедово. Мой мексиканский вояж закончился.