Турист Иван Якунин (Ivan_Jakunin-1)
Иван Якунин — был 24 марта 10:33
Здравствуйте, меня зовут Диван.

Клин — Россия Октябрь 2018

Страшно подумать — внутри завода «Химволокно» была своя железная дорога. Этот завод является градообразующим — он протянулся на несколько километров, и до сих эта гигантская индустриальная площадка. Правда, частично уже заброшенная, ощетинившаяся прутьями и трубами, вся в шрамах бетонных перегородок и дышащая, словно сказочный дракон, паром из ещё действующих цехов. Напротив заводоуправления, через ленинградку вниз к реке Сестре уходит дорога в посёлок Майданово. Этот поселок, будучи деревней с усадьбой, был излюбленным местом прогулок П. И. Чайковского, во времена СССР развивался как рабочий поселок, куда приезжали трудяги со всех концов страны на работу одного из самых больших предприятий своего времени. Размещение в близости от работы — правильный ход тех бурных времен строительства и роста. Посёлок приобрел клуб в парке, массовые застройки жилых зданий, стадион «Азот», впоследствии ставший «Химиком» и видавший на своем газоне сборы перед олимпийскими играми в Мельбурне. Стадион, воспитавший русского богатыря Минаева.

Клин. Легенды и факты. Часть вторая

Теперь район Майданово обрастает высокоэтажками, а сердцем остаются всё те же тенистые улочки, яблоневые парки, дворики и скульптуры, и майдановский парк — место отдыха горожан. Внутри парка аллеи высоких лип, дубов, обрамляющие или дорожки асфальта, или стихийные, паутинкой пронизывающие небольшой парк. Он оживает после упадка девяностых, когда никому не оказался нужен. Тогда руины летнего кинотеатра, разваливающегося фонтана утопали в мусоре и листве. На плаву держался клуб, где частенько собирались любители театра местного розлива. Ставили сценки, и ставят по сей день. В клуб на гастроли зовут гостей от Вассермана до сына Толькова. Несколько лет назад в парк вернулись инвестиции и порядок. Снова запустили лебедей — их всегда было две пары, белая и черная. За птицами ухаживают, вернулась традиция приезжать на свадебные праздники в парк. Причудливые контуры акватории соединены мостами, в воде всегда водилась рыба, а с лёгкой руки меценатов, появились и карпы КОЕ. Вместе с ними появились «что за люди» рыбаки. Несмотря на все увещевания, что декоративные рыбы красивее в пруду, нежели на сковороде, в последнее время сквозь мутную воду мелькают привычные черные тени родных карпов, а цветастые КОЕ-исчезли. Рядом с парком реконструированный стадион «Химик», потерявший монументальные трибуны и здание касс, узнаваемую вывеску и скульптуры на подходе к стадиону. Теперь это суровый минимализм настоящего — пара зданий, поля и корты, типовые трибуны, собранные из каркасных конструкций. Я, как практикующий путешествия на стадионы, считаю — стадион умер, превратился в один из тысячи из уникального сооружения со своей душой и атмосферой.

На окраине района, за откосом парка можно разглядеть старую плотину, до сих регулирующую жизнь деревень ниже по течению сестры. Старые деревянные штендеры держат стихию в зависимости от условий погоды и настроений Сенежа. К верху от плотины мы поднимемся на ленинградку. Видно через дорогу всё те же огромные серые здания «Химволокно», рядом заправка. Если ехать их Москвы, эта заправка следует за поворотом на Майданово и после зданий завода. Там немного — три сотни метров. Что в ней примечательного? Ничего.

Клин. Легенды и факты. Часть вторая

Самое интересное за ней — заброшенный парк отдыха и развлечений. Забросили его, так и не достроив, ещё во времена расцвета «Химволокно». На холмиках, спрятанных в высокой траве, среди мусора дальнобоев, отдыхающих на парковке заправки, прячутся изумительные скульптуры родного фольклора. Настолько изумительные — то и дело всплывают фотографии заброшенной площадки с подписями от нашедших следы древних язычников. Впечатлительно, но легко бьется — там же шуты наши, скоромохи и персонажи сказок. Едущие по ленинградке туристеры — теперь и вы знаете — останавливайтесь на нетривиальное селфи.

Давайте вернемся в город, к скверу Афанасьева, начало пешеходного маршрута и пройдемся по центральной улице — Гагарина. Выше я написал — теперь здесь начинается пешеходный маршрут вместо проезжей части. Обустроены места отдыха и самоорганизованы места ненависти в ближайших жилых домах. Однако сквер, пусть и не такой шикарный как теперь, был здесь всегда. Министр тяжёлого и транспортного машиностроения СССР, Сергей Александрович уроженец нашего города. В его честь стоит памятник, совсем недавно, в 2018 году, ставший ансамблем, где бюст почетному клинчанину украшают два памятника мечтам о космосе, трудной работе в этой области. Рядом некогда журчащий фонтан, а теперь клумба, дальше памятник Петру и Февронии, расположенные у дверей ЗАГСа. Сквер — место притяжения мамок с детьми. Немного дальше, вглубь жилых районов строится продолжение зоны отдыха с планами летних кафе и, наверное, головных болей жителей. Не подумайте, что я критикан и радею за перенос зоны отдыха — её расположение в корне меняет облик города и сейчас просто то время, когда зона будет приживаться. Не без сложностей и скандалов, хочется верить — через десяток лет она станет украшением города.

Клин. Легенды и факты. Часть вторая

А мы идём дальше по Гагарина, мимо чудесной композиции а-ля «Симфония», скорее символизирующей череду непонятных памятников, мимо домов, характерных для строительства сталинских времен, когда Клин рос бешеными темпами. Именно на этой улице остаются магазины прошлых лет, типа «Универмаг № 4», «От и До». Тогда там можно было купить всё, теперь тоже можно купить всё, но из разряда мелочей. А универмаг так и более того — до сих радует рисованными афишами своих предложений, отметая новоделы цифровой печати! Проходя мимо долгостроя очередного ТЦ, на месте которого был кинотеатр «МИР», Гагарина даёт крюк, вторимый зданиями и сразу в глаза бросается вывеска краеведческого музея. Внутри небольшого помещения план города в самом начале его зарождения, ещё окруженный частоколом и обсыпанный деревянными постройками, предметы быта и чучело большого кабана, добытого в лесах уезда.

С крыльца музея виден большой мемориальный комплекс, посвященный войне. На его территории, расположенной Г-образно, собрались памятники жертвам политических репрессий, матерям, не дождавшемся своих сыновей, афганцам и войну-победителю в ВОВ, памятник тыловикам, детям войны и два вечных огня — один на газу, другой электронный с постоянным потоком имен не вернувшихся домой. Территория ухожена, является площадкой тематических праздников, связанных с войной и любимым местом молодежи в пятничные вечера. Правда туалета там нет, и страдает, по большей части, небольшой клочок земли, отделяющий место памяти от церковного забора.

Клин. Легенды и факты. Часть вторая

Скорбященская церковь, которая вместе с вечным огнем стала центром города, когда-то являлась окраиной Клина, в бородатые времена. Там же располагалось кладбище, теперь давно закрытое и молчаливое в своём пейзаже редких надгробий в роще при церкви. Единственный свободный туалет этого уголка — там. Рядом здание культурно-досугового центра и ещё один завод, Медстекло.

Огромная махина до сих работает, хотя и упустила прежние мощности, большинство зданий в полуразрушенном состоянии. Оставшиеся помещения соседствуют с кабинетами, сданными частным фирмам и заводской гудок давно остался в памяти и легендах.

Клин. Легенды и факты. Часть вторая

Вдоль всего завода, отделенные от его ограды ленинградкой расположились два сквера, украшенные бюстом Маркса и памятником Ленину. Раньше это были места отдыха заводчан в обеденный перерыв. Теперь пустующие заросшие места, главной функцией которых стала разделение Ленинградского шоссе на дорогу от Москвы и дорогу в Москву. Так и видится — вышел из столовой в обед, ушел по влажной земле к Марксу, подышал бесконечными выхлопами, сладким привкусом остающимися на языке под аккомпанемент грохота фур и клаксона всевозможных иномарок и довольный убежал к себе в уютный цех, где приятно шумят бабины тяжелых механизмов и привычно жарит пятидесятиградусной жарой…

Виктор Васильевич Талалихин — герой Советского Союза, совершивший первый ночной таран во времена войны — его дом, старое красное здание, напоминающее барак находится напротив стекольного завода.

Дальше по Гагарина, сразу за пересечением ленинградки в сторону к торговым рядам виднеется тихоновская церковь, стоящая на месте бывшего острога. Или тюрьмы. Здесь томились заключенные нескольких поколений, начиная с 1886, и при ней была небольшая церковенка в честь святителя Тихона — теперь со своим уделом вместо тюремных камер. Недалеко стоит торговый центр, на парковке которого, растет неприметный дуб. Этот дуб посадили жены и дети уходящих в 1942 году войнов на защиту родины. Дуб обнесен небольшой оградкой, но мало кто из жителей сможет рассказать о нём, настолько забытая достопримечательность.

Вдоль домов, смешивающих на улице стили строящегося коммунизма, царской России и начало истории РФ мы приходим к старому центру города, зигзагу дороги пути Петербург — Москва, некогда самому бойкому месту уездного городка, где торговцы, кучера и бродяги смешивались в беспрестанно кипящую жизнь на тракте. Старое здание Элеганта ещё советское, а рядом уже стоит задние аптеки 16 века, которое служило фармацевтам вплоть до 2017 года, после чего его арендовали под бизнес автозапчастей. На петле дороги расположились помимо аптеки здание почтамта. Удивительно, но и в наши дни — там центральный офис Почты России в Клину. Из динамиков разносится музыка, на здании табличка в память об остановке Радищева здесь.

Именно здесь революционер и писатель встретил слепого нищего, который отказался брать рубль, зная что его скорее всего побьют и отберут деньгу. А вот от еды или вещи не отказался бы. Впрочем, все подробности можно узнать из главы «Клин» в книге «Путешествие из Петербурга в Москву».

На зигзаге дороге находится фонтан девочка-грибница — настоящая визитная карточка города. В 1893 году встреча скульптура с потерявшейся Алёнушкой натолкнула на создание этой скульптуры. По другой версии — девочка-грибница осталась памятью так и не вернувшейся из леса дочери одного из купцов города. В любом случае скульптура как память и достояние города навсегда связана с Клином. Сама скульптура давно стала репликой, предыдущие распиливались, утаскивались, ломались, а подлинник, от греха подальше остался в закромах музейного объединения.

Клин. Легенды и факты. Часть вторая

(фото из мировой сети, без авторства)

Сами торговые ряды — главная историческая достопримечательность. А заодно повод для слухов и скандалов. Вопреки их статусу нынешние хозяева пытались достроить внутри комплекса помещения, но подошли к затее архиглупо. Зачем-то им понадобилось впихнуть внутрь рядов восточный стиль — матом и судебными приписками в тот год их обложили знатно, теперь высокие овальные окна в запустении как строительный мусор. Ряды стараются содержать в порядке, но видимо с каждым годом становится всё менее выгодно — то съезжают рестораны, то трескается штукатурка…

В своё время, когда ещё даже Радищев не проезжал славный город Клин, ряды горели во весь размах деревянных построек. Горели не раз, но только один раз в тушении принимал участие П. И. Чайковский, гуляющий в городе и заметивший дым и красного петуха в рядах.

Долгое время сохранялись большие подвальные холодильные камеры, залитые бетоном уже в наше время. Пропал сквер, давно забыто немецкое кладбище на месте парковки, а торговые ряды стоят себе с Ивановой лавкой, Связным и детским магазином. Рядом Советская площадь, задние женской гимназии и ободранные, словно обожжённая кожа, стены Троицкого Собора. Это здание, принадлежавшее собору, во времена СССР отдали под Дом Культуры, и силами культурного ведомства оно же и содержалось, пока в середине нулевых его снова не отдали церкви. Штукатурку снесли, обнажив кирпич, объявили сбор средств силами прихожан и теперь, периодически во время больших праздников, накрывают пленкой с рисунком красивого здания. Ждём реконструкции, тем более, что сама Воскресенская церковь, соседствующая рядом — ухоженное место.

Клин. Легенды и факты. Часть вторая

От собора к петле старой ленинградки уходит древний сквер с памятником Чайковскому (едва не перенесённому в Майдановский парк инициативной администрацией и сохранивший неприкосновенность гражданами) и новым щитом-памятником 700-летию Клина. На памятнике личности мирового масштаба разных эпох, так или иначе связанные с Клином. В их числе Князь Юрий Данилович Московский, отжавший Клин у Тверской Губернии и фактом наличия князя на памятнике-щите оказались недовольны тверские историки. Завоеватель же.

Напротив щита узнаваемое и знаковое место — дом под часами. Старинный купеческий дом являлся чайной и трактиром в свои времена, позже долго был во власти магазинов, пока и вовсе не опустел. Флюгер, часы, показывающее точное время два раза в сутки начало бывшего петербургского тракта, который стартовал с купеческой улицы. А до этого до Клина добирались по Московскому тракту…

Клин. Легенды и факты. Часть вторая

Начало Петербургского тракта — купеческая улица, или нынешняя Ленина — начинается зданием Типографии и остановкой, оборудованным под бук-кроссинг местом у пешеходного перехода. Раньше на этой улице были дома знатные, но деревянные и пожары, потом советский союз, потом война и снова советский союз провели полную реконструкцию места, украсив его в кирпичные постройки. По недлинной улице, летом прикрытой деревьями, мимо центральной библиотеки и гимназии придём к баням. Раньше бани были местом встреч, семейных походов, а теперь рядом ночной клуб и функционирующая на последнем издыхании помывочная. Суровая эпоха свободных рыночных отношений и бизнеса оставила на задворках публичные места подобного типа. Если, конечно, те не являются культовым местом. Наши, клинские, бани не являются.

Рядом районный военкомат, бывший трактиром изначально (уже на выезде из Клина во времена дореволюционные), потом ставший местом собраний революционного кабинета. Символично, что теперь именно там призывники проверяются на плоскостопие и уезжают защищать интересы родины.

За ними виднеется красивый сказочный замок — это музей ёлочной игрушки. Клин славится не только единственным на всю страну производством ртутных термометров, химической промышленностью и производством лабораторного стекла, но и единственным производством ручной елочной игрушки. Наша игрушка мелькает на выставках и презентах всяким заморским гостям на важных встречах, в городе она часто мелькает на ёлках и в горделивых рассказах о Клине. Внутри магазин с большим ассортиментом игрушки и сувениров, а также зал, где проходят главные детские ёлки города. С середины октября билеты на ёлку в Музее игрушки, уже не достать.

Клин. Легенды и факты. Часть вторая

Раз уж я упомянул о лабораторном стекле — завод находится на одной из старейших улиц города — сейчас Папивина на выезде в сторону Дмитрова. На этой улице и примыкающей к ней Красная Слободка и Рабочая сохранились деревянные дома старого Клина и воздвигнут завод ХимЛаборПрибор, который тоже является для России важным и уникальным, но совсем в иных масштабах, нежели были раньше. Помимо завода почти каждое здание имеет табличку, рассказывающую о значении — казарма, полицейское управление, присутственное место и так далее почти до самого выезда (где располагается Клинский Мясокомбинат). Часовня и Успенская церковь скрыты от проезжающих забором, но являются памятниками города.

Есть в Клину небольшой закоулок — улицы Ново-ямская и Гайдара. Для неосведомленного туриста эти улицы вряд ли покажутся интересными. Вокруг заборы завода, здание Полиции и вечно мелькающие машины. На карте и вовсе небольшой пунктир без особых указателей. Но и сейчас там есть что посмотреть. И если новодел — памятник в честь первого полета на воздушном шаре, совершенного Менделеевым (Дмитрий Иванович совершил его из Клина, приземлившись на полях соседнего Дмитровского уезда) — скорее украшенный сквер для отдыха. То дом-музей Гайдара это легенда! Сейчас этот небольшой деревянный домик скрыт тенью выстроенных многоэтажек, его забор сливается с оградой вдоль пешеходной дорожки и как все музеи города он не работает по понедельникам, сюда зайти стоит. Во-первых, там висит знаменитое колесо с привязанными банками, которое использовал Тимур и его команда. Да — тимуровцы — списаны с клинских ребят и написаны у нас, недалеко от вокзала николаевской железной дороги. Во-вторых, Аркадий Гайдар оказался в Клину совершенно случайно собираясь уехать в Тверь, но выйдя на станции городка тут и остался. По наитию. В-третьих, квартировавшись в небольшом домике купца, Гайдар влюбился в его дочь и вскоре их отношения были обнародованы. Из этого маленького деревянного домика Аркадий Гайдар ушел на войну, вернуться ему было не суждено.

Клин. Легенды и факты. Часть вторая

Чуть дальше по Ленинградке располагается мемориал, посвященный остановке фашистов на рубежах Москвы. Пушка давно стала символом города, здесь почему-то, любят останавливаться молодожёны и вешать бутылки с шампанским на ствол. Иногда, в летние дни, доходит до вида бахромы на длинном стволе орудия. Рядом расположены противотанковые ежи, которые собирали на клинском заводе. Дальше по шоссе остался спальный район — шестой, или пос. 31 октября. Там церковь Ксении Петербургской и действующий военный аэродром. Шестой поселок называли потому, что в военное время на пустыре образовался шестой участок гашения пороха и потом уже выросли жилые дома. Пороха на участке было много — дети с покалеченными конечностями и горелые избы били все рекорды статистики города.

Осталось рассказать о трех местах в городе, которые могут заинтересовать путешественника. Рок-клуб, затерявшийся в частном секторе на окраине города знаменит разве только частыми концертами на праздники и парой-тройкой хитов областного уровня. Но место, благодаря развалинам вокруг, домишкам и граффити Цою, запоминающееся.

Клин. Легенды и факты. Часть вторая

Удобнее расположен стадион «Строитель» — главная спортивная площадка города.

Рядом со стадионом находится дом-усадьба Чайковского. И это сейчас самая яркая достопримечательность Клина. Усадьба отлично сохранилась, музей имеет федеральное значение и за ним следят. Несколько раз в год в залах музея Чайковского выступают лучшие оркестры, музыканты, певцы мира. Внутри комплекса сохранился быт, окружавший великого композитора.

Клин, по моему разумению, самый что ни на есть средненький провинциальный городок. Здесь можно потратить день на прогулку и уехать с багажом эмоций и познаний. Здесь можно прочувствовать старину, ведь Клин разоряли поляки, жгли опричники, занимали фашисты, Клин горел когда был деревянным, оказался в ловушке мусорной мафии и разрастающегося мусорного карьера, и всё же рос, растёт и будет сохранять память, своё достояние.