Турист Иван Якунин (Ivan_Jakunin-1)
Иван Якунин — был 24 марта 10:33
Здравствуйте, меня зовут Диван.

Клин — Россия Сентябрь 2018

Проживая в Клину, решил рассказать о своем городе туристерам. Чтобы и максимально дать представление о городе, и помочь в выборе маршрута для прогулки. Для этого я в своё свободное время изменял привычные места и, с фотоаппаратом, за пару дней пробежал городские достопримечательности и уголки. Для интересу — расскажу о многом, но смотреть объектив фотоаппарата будет только снаружи, оставляя внутренности музеев для заинтересовавшихся. Честно — я и сам люблю облик городов, нежели светлые залы с музейными экспонатами и получается, что себе угодил и тайну сохранил. В своих заметках упомяну о легендах и слухах вокруг Клина и добавлю подтвержденные факты в наиболее интересные вопросы — таков мой посыл к славному городку Клину, более семи веков стоящему на рубеже Московской и Тверской губерний.

Клин. Легенды и факты. Часть первая

Я оставлю за рамками повествования об усадьбе Боблово, где работал Менделеев, дом из детства всеми любимого актера Леонова, церкви, раскиданные вокруг Клина и город-сателлит Высоковск, тот стоит отельного рассказа. Рамки пришли сами собой — верстовые столбы Клина, стоящие на двух дорогах, пересекающихся в Клину — ленинградского шоссе и большого кольца, А-108. Именно по этим магистралям въезжает львиная доля путешественников, дальнобоев, дачников, жителей городка. Многие транзитом пронзают Клин и уезжают дальше. Я бы остановился.

Помимо автомобильной дороги, в Клину есть ещё один транспортный узел — железнодорожный и автомобильный вокзалы. Клин — город большой, и потому здесь останавливаются все электрички, экспрессы и пара ночных поездов ближнего сообщения. Вокзал мелькает в самом начале книги «Статский Советник» — именно здесь происходит убийство генерала Храпова и начало расследования террористической угрозы царю. Вспоминаете? Фандорина подставить хотели ещё.

Клин. Легенды и факты. Часть первая

Вокзал находится на окраине города, в одном из самых шумных центров жизни Клина. За ним старый район Чепель, так названный в честь венгерского предпринимателя, открывшего чугунный завод. Завод в далекие царские времена стал местом для рабочей силы, так повелось — идём работать на Чепель. Ну, а мы о вокзале — типовике, построенном на первой железной дороге в России — Николаевской — соединяющей Москву и Петербург. Под Клином, на маланьинском переезде (сейчас это территория города, окраинная, как и все железнодорожное) произошла первая авария на железной дороге, столкновение двух поездов. Под Клином делали тайник с оружием бойцы бешеной пехоты, возвращавшиеся из Чечни, Клин по ошибке чиновников получил вокзал не соответствующий статусу. Должна быть платформа, а оказался настоящий дворец для уездного города. Клин, Тверь, Бологое, Малая Вишера как братья близнецы (за исключением небольшого отличия двухэтажного бологовского вокзала) стоят на путях в Санкт-Петербург, и в те времена Клин никак не подходил под значимый транспортный узел.

Чуть раньше, во времена Ивана Грозного, когда опричники жгли город в назидание Новгороду, поляки разворовывали купцов, Клин имел значение куда большее, стоя на пересечении утопающих в грязи дорог.

За путями открывается привокзальная площадь и торговый центр рядом с фонтаном, который этим летом не работал, одаривая всех внутренностями, покрытыми налётом и ссохшимися водорослями. Говорят, сломался. Оно и не удивительно, если не консервировать фонтаны на зиму. Вокруг растут молодые деревца, заменяющие высокие тополя, некогда шумевшие на месте сквера, вокруг снуют таксисты. Площадка маршрутных такси расположилась там, где собирались кучера на заре жизни привокзальной площади. Сразу за пешеходным мостом от платформ к городу. Что при царе, что при нынешней власти особенности извоза как бизнеса не меняются — чем ближе повозка, тем скорее в неё сядет уставший пассажир.

Клин. Легенды и факты. Часть первая

На месте торгового центра раньше были пожарная ратуша, потом казармы для железнодорожников, сохранившиеся как память Великой Отечественной Войне — осколками бомбардировок задетое здание сохранили в назидание потомкам. Сейчас там МакДональдс.

На вокзале всегда людно, шумят поезда, гудки проносящихся Сапсанов органично вплетаются в атмосферу, из палаток с шаурмой несутся восточные мотивы, пахнет МакДаком и битумом, люди всех мастей и сортов находят себе место у Николаевской дороги. От вокзала начинается улица Карла Маркса, которая окраиной приведет на другой конец города.

Улица Карла Маркса — скорее творение советского периода, она, по сути, на другой границе города от первой дороги, соединяющей Москву и Питер, вдоль которой жили кучера, извозчики, торговцы и остальной люд ещё той царской России. И в то же время — Карла Маркса важная артерия города, ставшая значимой для клинчан не меньше улицы Горького (центральная улица города). К.Маркса начинается домами с украшенными балконами, с советских времен вывеской «Радуга», под которой давно другие магазины и интенсивным движением. Перекресток за перекрёстком будет шум клаксонов и журчание моторов автомобилей. Недалеко, на обычном жилом доме остатки стены Цоя — да, да и у нас такая есть, образовавшаяся в девяностых на волне подъема рок-культуры, горечи по погасшей звезде. Стену жилого дома руками местных рокеров украшали надписи и цитаты Виктора Робертовича и самые высокие — на уровне второго этажа — избежали злых валиков сотрудников ЖКХ. Краска тускнеет, память о Цое жива, и даже парикмахерская, находящаяся за стеной, до сих пор функционирует.

Клин. Легенды и факты. Часть первая

Чуть дальше остановка и за ней начинается пешеходная зона — объект жарких споров. Зона для пешеходов и отдыхающих располагается между домами, жители которых летом становятся невольными слушателями ночной жизни города. Автомобилисты, лишившиеся дороги к улице Карла Маркса до сих пор привыкают к новому порядку движения, а пешеходная зона живёт. Там гуляют взрослые и дети, журчит фонтан и растут деревья вокруг лавочек. По другую сторону дороги ещё один привет из советов — семипалатинск, небольшой торговый комплекс из семи палаток фундаментального строения, теперь засаженный шаурмой, пропахший дымом и уже давно забывший когда гортанная речь южан замолкала в этих краях. А ведь раньше там можно было купить всё что угодно. Мамки с колясками и дети быстро проходят пятачок у семипалатинска — тут и машины крутятся по своим законам. А рядом детская поликлиника, где Пятачок и Винни-Пух встречают малышей, дошколят и школьников, стремящихся к докторам.

И вся улица Карла Маркса, до самого водохранилища состоит из советской застройки. Следующим за поликлиникой будет сквер с фотографиями «Лучших людей района» и администрацией, в ночи здание которой светится триколором. Жилые районы изредка украшены современными маркетинговыми проектами, сливаясь новейшим временем и эпохой СССР. Вот серые однообразные постройки, как картина грифелем приобретает мазки гуаши, в виде цветастых магазинов. Серым зданием, подобно «Радуге», окажется и ещё один старинный магазин моего детства и сохранивший свой шарм — «Мелодия». Там и сейчас от гитарных струн до варгана расположились инструменты. Небольшая площадь перед бывшим Детским Миром, теперь оккупированным пятерочкой и Магнитом, совсем недавно приобрела типовую стелу городов воинской доблести. К сожалению, стела встала не очень удачно и сливается с домом, возвышающемся за ней. Зато уже успела принять на своем небольшом плацу государственный оркестр барабанщиков.

Клин. Легенды и факты. Часть первая

Рядом Ледовый дворец. Он вырос в городе в 2010 году на месте парка. Раньше там стояло чертово колесо и начинались все старты городских соревнований по бегу, уходящих вниз на дорожки парка. Ледовый дворец им. Валерия Харламова приютил у себя хоккейный клуб Титан, выступающий ранее в ВХЛ и принимающий таких гигантов, как ХК Донбасс, Сокол Киев, Молот Прикамье, Саратовский и рижский клубы. С уходом из жизни главного мецената Титана — В. И. Белова, закончилась и славная история клуба. А ледовый продолжает жить. Посвящение Харламову не случайно — у него была дача под Клином и среди местных хоккеистов, в городе, он был своим в доску. Вглубь города уходит Сестрорецкий парк, внизу дамба и водохранилище, созданное скорее как регулятор уровня воды в городе, когда Сенеж, находящийся в 20 километрах выше, сбрасывает излишки.

Поле у Ледового дворца в парке — место проведения реконструкторского сражения «Освобождение Клина от немецко-фашистских захватчиков», проходящее в феврале ежегодно. С каждым годом мероприятие получается всё масштабнее и скоро историкам придется разыгрывать воздушный бой, чтобы удивить клинчан, собирающихся по кромке поля-боя.

Клин. Легенды и факты. Часть первая

Парк Сестрорецкий совсем недавно стал точкой притяжения горожан. Буквально пять лет назад он представлял собой рощицу с разбитыми асфальтированными дорожками, провалами в грунте на месте подводных ручьев и забитыми мусором берегами. Потом за него взялись, превращая в парк отдыха. Именно отдыха — заменяя тихие зеленые уголки яркими местами для активной жизни. Преображение парку пошло на пользу. Выстроенный скейт-парк соседствуют с привыкшими «по старинке» отдыхающими на шашлыках. Домики для барбекю сдаются ежедневно, дети стайками носятся между стариками, шоркающими палочками для скандинавской ходьбы. Между дорожками остались березы, возвышающиеся высоко в небо, скульптуры из прошлой жизни парка своими бесформенными коллаборациями до сих пор вызывают приступы смеха у местных жителей и не поддельный интерес у туристов. Что в них такого?

Парк продолжили на другой берег, ранее погрязший в кустарнике как нечесаная трехмесячная борода. Неожиданно три моста стали центром парка, а не его альтернативным входом. Русло некогда полноводной Сестры идеально подходило для подобного рельефа. Сама река, как и положено, протекает в одном русле, а два соседствующих — это своего рода каналы, глубокие рытвины. Вот и вышло, что от берега до берега нужно строить три моста. Легенд вокруг сооружений ходило немало. Там и привидения водились и мосты танцевали так, что сбрасывали проходящих жителей и в нулевых эти мосты были точкой сбора клинских бритоголовых, в лихие девяностые отправляющиеся в рейды на рынки и улицы Клина.

Клин. Легенды и факты. Часть первая

Теперь мосты соединяют старый парк с вновь образованной набережной, покамест украшенной небольшой стеной для удержания грунта и разрисованной на тему клинских личностей мирового масштаба. В парке есть небольшой пляж — где чаще загорают чем купаются, летний кинотеатр, забивающийся на концерты теплыми вечерами, детские площадки и волейбольная площадка. Старые границы парка оканчивались на речной станции с кафе, шашлыком, сладкой ватой и прокатом катамаранов. Теперь парк уходит далеко за станцию, минуя мост с небольшим водопадом, известным как последнее пристанище сбежавшего бегемота из бродячего цирка. Дальше как раз парк классический, не обременённый ничем кроме лавочек и дорожки. С одной стороны река, с другой деревья и, пока, заросли борщевика. Тихий зеленый уголок оканчивается у моста через реку на улице Чайковского. Она же петербургская улица — старая царская Ленинградка.

Вернемся к трем мостам — по другую сторону активно строится ещё один парк. Власти нарекли его «Иоланта», в честь оперы Чайковского. Но название не прижилось — куда жителям промышленного городка такие высокие названия в местах отдыха? Старое название по усадьбе, расположенной здесь — Демьяново, само собой вытеснило Иоланту. Новый парк несколько лет является фестивалем цветов, где на всё лето расцветают инсталляции местных предприятий и бизнесменов как общественная нагрузка и вклад в жизнь города. Выходит красочно — жители довольны. На склоне расположен, я так его называю, памятник вандалам — зонтик от солнца с фразами о счастье от именитых людей. Почему вандалам? При установке первые лепестки были разбиты сразу — стоило ночи укутать подарок городу. Заменили оперативно — на следующий день. Опять разбили. Третий раз лепестки зонтика перестали быть яркими и играть на солнце разноцветными зайчиками, зато разбить не удалось и зонтик радует желающих скрыться от непогоды под ним. Теперь там следы желающих скрыться — бутылки, пачки от чипсов, сыграет, презервативов, бумага. Глядя на него — понимаю, что не заслуживает человечество красоты, чистоты и хорошего отношения, пока взращиваются такие люди, плодящие грязь и разрушение. Но верю — когда-нибудь добрых поступками и мышлением людей, станет больше. Тогда-то вдруг окажется немодным кидать мусор на землю, выкидывать окурки из машины, объезжать пробки по обочине. Незаметно самодисциплина искоренит коррупцию и воровство, халатность и лень. Но пока — мы дикари в этом мире.

Клин. Легенды и факты. Часть первая

Наверху усадьба Демьяново — старинное поселение, где жили и гуляли великие люди прошлых веков — Танеевы, Чайковские, Тимирязев, Пушкин и прочие. Даже царица Екатерина любила остановиться в этом тихом оазисе внутри развивающегося города. Здесь захоронены Модест Ильич Чайковский и его семья. В наше время тут располагается казачья община, Успенская церковь и превосходный парк. Внутри парка аллеи с вековыми деревьями, заброшенный пруд, разрушенная усадьба Танеева, на развалинах которой фотосессии проходят не реже свадеб, забавная полянка — место проведения клинских рюхов и молодецких забав. Усадьба Демьяново — часть музея-заповедника П. И. Чайковского и по праву одно из любимых мест отдыха жителей и гостей города.

На краю Сестрорецка парка до сих пор растет и шириться ДШИ имени Чайковского, воспитавшее, к слову, такой хор, как Мандрагора — разъезжающий с гастролями по всему миру. А чуть дальше, в город, к улице Гагарина расположен один из первых фонтанов Клина. Он и сейчас по исполнению — красивейшее сооружение. Правда, сквер оказался отодвинут на задворки жизни Клина и превратился в двор спального района. Но — вода по-прежнему льётся из фонтана, а отсутствие освещение оставляет его любимым местом неформалов, отдыхающих или возвращающихся из Клинского рок-клуба.