Турист Роман Рытов (romanryt)
Роман Рытов
был 28 февраля 22:29

Кипр Октябрь 2018

Мои обычные походы по горам были довольно недалеко от Омска, в радиусе пары дней езды на поезде. Везде отличная и разнообразная природа, но примерно один и тот же быт, питание это какая-нибудь вариация крупы с тушенкой и чай. Все это я люблю, но захотелось разнообразия. Давно хотел посмотреть другие страны (за границами старого доброго Союза), но каждый раз подворачивалось что-нибудь интересненькое неподалеку. Так и сейчас хотелось бы посмотреть Узбекистан, но в интернете наткнулся на рекламу похода по Кипру и решил, что все-таки пора съездить дальше обычного. Списался с организатором, купил билеты и понеслось…

День 1.

День дороги. Утром в Омском аэропорту огромная толпа людей, так как примерно в одно время вылетает несколько рейсов. Рейс слегка задерживается, сижу в ожидании на бортике клумбы, кресел свободных уже нет. Где-то в этой толпе мельком увидел своего декана, видать летит куда-то по делам науки. Сев в самолет я сразу уснул, не дождавшись взлета, где-то через час открыл глаза, а мой декан сидит в соседнем кресле. Остаток пути слушаю истории о жизни универа и математиков. В Москве пересаживаюсь на самолет до Ларнаки, пока стоял у трапа хорошо так подмерз. Зато Кипр встретил 30 градусной жарой. Встретились с нашей группой в аэропорту, познакомились, тут вроде еще не все, остальные на месте нашей стоянки. Идем пешком в рощу неподалеку ставить палатки. Вдоль дороги растет множество незнакомых цветов, в воздухе незнакомые запахи. На дорогах ездят праворукие мерседесы, даже не знал, что такие бывают. В паре километров от аэропорта в роще эвкалиптов и мимоз ставим лагерь. Недалеко от лагеря в той же роще стоит туалет, вызвавший во мне как в жителе России большое удивление: просто в лесу, но чистый, в кафеле, с умывальником и бумагой! Первый раз нам его положение показал наш организатор Максим, а когда мы пошли второй раз без него, слегка заплутали. В нашей стране подобное заведение на природе легко нашли бы по запаху, а тут пришлось искать глазами. Сегодня программа не насыщенная, поужинали и спать, а завтра нас ждет большой переезд.

День 2.

Просыпаемся от шума самолетов и машин. Утренние процедуры и выходим в Ларнаку. В 9 утра уже довольно жарко. Дорога до города идет вдоль высохшего в это время года соленого озера, а когда после дождливого сезона оно наполняется тут живут розовые фламинго. Надо будет как-нибудь подобрать поход в такой сезон.

Пеший вегапоход по Кипру

В городе идем по набережной, немного обидно смотреть как люди купаются и загорают на песочке, а я должен идти куда-то с рюкзаком. Нужная нам автобусная станция находится в нескольких метрах от пляжа, до отправления оставалось минут 15 и можно было попробовать морскую водичку. В такое теплое море я еще никогда не заходил. Берег очень пологий, чтобы зайти по колено, надо отойти от берега метров 50. Вода чистейшая, видны стайки рыб.

Автобус везет нас в город Никос. Пока Максим разбирается с дальнейшим рейсом пробуем местный фрукт гуаву. До этой поездки даже не знал о таком, очень вкусно. Следующим автобусом едем в деревню Какопетрия где-то в центральной части острова, откуда должен начаться наш пеший маршрут. Почти весь путь в автобусе проспал, так как за окном интересного мало. Города имеют однообразную архитектуру — очень плотно натыканные белые коробки домов, деревьев мало, а за городом их почти нет. Пейзаж мне напомнил южные казахстанские степи.

Пеший маршрут начался как обычно в гору, как я понимаю первая часть пути — это переход через хребет Тродос. Поначалу идем через деревню мимо садов, где набрали несколько пакетов винограда и пакет слив, тут они особенно сладкие.

Пеший вегапоход по Кипру

Попутно пробуем инжир, миндаль, плоды земляничного дерева и средиземноморский боярышник, похожий на ранетки, и даже плод кактуса. Максим набрал шалфея, чтобы заварить вместо чая. По пути зашли в церковь св. Николая 11 века, очень необычное здание. Церковь открыта, но каких-то священников нет, тут самообслуживание.

Пеший вегапоход по Кипру

Так с паузами на сбор и поедание фруктов и ягод добрались до места нашей стоянки рядом с горной речкой.

На Кипре почти везде запрещено разводить костры и ставить палатки, но мы же русские люди — провели отличный вечер у костра за разговорами. Стемнело рано и непривычно быстро, появилось очень звездное небо, порадовав всего за полчаса парой красивых болидов. Ночь настолько теплая, что можно было бы остаться спать под открытым небом у костровища. Лена так и сделала, я был восхищен, девушка впервые в походе и уже спит под открыым небом.

День 3.

Этот поход — поход гурманов и чревоугодников с вегетарианским уклоном. Тема еды будет через весь отчет. Утром встаем с рассветом, пока не жарко. Завтракаем только виноградом, им реально можно наестся, и выдвигаемся. Три часа нудноватого подъема по ущелью.

Пеший вегапоход по Кипру

На привалах продолжаем питаться собранным вчера в деревне виноградом, запасы какие-то огромные, в моем рюкзаке еще не начатый мешок килограмма на два. Поднявшись на хребет идем по сосновому бору, пейзажи тут конечно красивейшие.

Пеший вегапоход по Кипру

По пути вдоль тропинки собираем трюфели, за час набрался хороший такой пакет.

Пеший вегапоход по Кипру

Еще полчаса и приходим в деревню Тродос (Trodos), хотя это не деревня в нашем представлении: тут только кафешки, небольшой рынок и прогулочные дорожки. На стене одного из домиков намалеваны знаменитые три русские буквы хорошего такого размера (фотку не прилагаю из-за культуры и цензуры). На какое-то время наша группа разделилась: спортивная часть группы пошла скорым шагом в радиалку вокруг горы, более ленивая часть — я, Лена и Инна, осталась тут отдыхать. Сделали пару вылазок до базарчика, попробовали местное мороженое, закупились гуавой, продавцы угостили нас сливами и орешками. Инна решила устроить праздник и набрала цукатов и вяленых ягод. Пока ждали наших, ели гуаву и болтали о разном. Максим при возвращении притащил дыню и еще пакет гуавы, что не день, то праздник живота. Идем дальше, теперь дорога вниз, ноги сами несут.

Где-то через час встали лагерем в лесу у ручья.

Пеший вегапоход по Кипру

Сегодня у нас пир — трюфели с гречкой, лакомства от Инны, гуава и виноград. Все это даже не осилить. Ночь снова теплая и звездная. На палатку даже не ставим тент, спим только под внутренним слоем, так свежей, а через окошко видны звезды.

День 4.

Ночью пошел дождь, совсем нежданный. Пришлось выпрыгивать из палатки, укрывать вещи и ставить тент. Утром поздравляем Сашу с Днем Рождения, подарив две палки сладкой колбасы, что припасла Инна. Приятно, что есть люди, предпочитающие проводить День Рождения не обжираловкой за домашним столом, а в подобных путешествиях далеко от дома с новыми людьми. Завтракаем уже традиционным виноградом, пьем чай и выдвигаемся. Половина нашего пути шла проселочной дорогой, пройдя через один из старых венецианских мостов,

Пеший вегапоход по Кипру

половина по трассе между городками Пано Платрес (Pano Platres) и Фини (Phini) и везде прекрасные пейзажи.

Пеший вегапоход по Кипру

Местные жители, увидев нас, даже проезжая мимо на машине, обычно улыбаются и приветствуют. По ходу пути мы объединяемся в кучки по два-три человека и болтаем о разном; со временем кто-то останавливается сделать снимок или сорвать что-нибудь; составы миникомпаний и темы разговоров меняются. Самое устойчивое сочетание Инна, Лена и Наташа, видимо много женских тем, нам не понять.

Пеший вегапоход по Кипру

По пути рвем виноград, сливы, яблоки. Уже к концу дня наткнулись на заброшенный сад, добыча: целая тыква, немного помидорок, цукини, кабачок и персики. Вечернюю стоянку делам на дне ущелья, рядом с ручьем. Сварили кипрский походный суп из тыквы, цукини, помидор, вчерашних грибов и множества специй.

Это совсем не то к чему я привык в походах по Уралу или Саянам, типа макарон с тушенкой. Лес, в котором мы стоим полон живности, Максим видел дикого козла (муфлона), в ручье возле нашего лагеря живет семейка крабов.

Пеший вегапоход по Кипру

Наши палатки стоят рядом, после отбоя, слышно как Саша с Настей который вечер рубятся в палатке в настольные игры.

День 5.

Если бы не этот дневник, уже потерял бы счет дней, такое чувство, что дома был не меньше месяца назад. Сегодня мы встаем позже обычного, подкрепляемся фруктовым салатом из яблок, персиков, слив и инжира. Пьем чай, точнее пьем мы шалфей, но по привычке называем это «попить чаю». Маршрут почти весь день идет довольно однообразно по хвойному лесу. Из интересностей — пересекаем три венецианских каменных моста. Когда по ним шли ослики венецианских купцов груженые добытой в этих местах медью.

Пеший вегапоход по Кипру

Место около одного из них популярная точка в туристических экскурсиях, туда привозят народ на джипах по пути к разным достопримечательностям Кипра. Очень заметна разница между нашим туризмом и таким сидячим. Большая часть людей, приехавших на машинах — такие животики на ножках, но зато все чистые, отглаженные, причесанные.

Тропы по которым мы идем — это туристические тропы сделанные с таким расчетом чтобы пройти за один день без необходимости ставить палатку и разводить костер. Первая часть нашего похода состоит из таких троп и переходов от одной к другой. Конечно все очень чисто, нет свалок и помоек, как можно видеть в наших горах. У многих деревьев и кустарников вдоль тропы стоят таблички с названиями на английском, греческом и латыни.

Пеший вегапоход по Кипру

Вечером встаем лагерем на вершине какого-то холма под несколькими миндальными деревьями. Опавшие орехи стали значительной частью ужина, их так много что можно сидеть на одном месте, собирать до чего руки дотягиваются, и этого хватит наесться. В дополнение сварили компот из добытых в саду яблок и слив. Пока не стемнело, рядом с нашем лагерем пасся ослик, видимо когда-то он был домашним, но теперь одичал. Позволил себя немного погладить и отошел кормиться дальше.

А в половину восьмого уже конкретно стемнело и народ разбрелся по палаткам спать. Я сижу один у костра, пишу этот дневник и любуюсь звездами, наконец-то не мешают деревья, небо видно от горизонта до горизонта. Ночь настолько теплая, что можно просто лежать на траве. Для сибиряков это какое-то чудо, чтобы в октябре можно было так проводить время. Для меня это самое лучшие часы в походе: вот так лежать на земле у костра, чувствовать запахи природы, слушать цикад и смотреть на звезды. Я иногда не понимаю своих товарищей по походу, почему они в палатках, мы ж шли в поход не рюкзаки таскать, а как раз ради таких моментов.

Пеший вегапоход по Кипру

День 6.

Что-то этот день меня умотал, видимо сказывается нехватка горячей еды. Утром встали посреди отличного пейзажа, позавтракали орехами и фруктами и вышли.

Пеший вегапоход по Кипру

Дорога сразу пошла в гору, шли вверх часа два, это было трудновато. Недалеко от утреннего лагеря мы прошли брошенную лет 40 назад деревню. Дома уже стали разрушаться, возможно, в этом им помогли люди, так как стекол, дверей и крыш нет совсем.

Но фруктовые деревья тут сохранились, мы набрали кучу гранатов, которыми объедались пока лезло, а в дорогу Максим отжал пару бутылок сока. Местные гранаты внутри почти не имеют перегородок, сплошные зерна, гранат можно кусать как яблоко, отжимать во рту сок и выплевывать косточки. И так пять-шесть штук, пока от сока не заболит язык. Следом за гранатами мы наткнулись на виноградник, опять объелись и надавили сока. Сок местного винограда сладкий как варенье и хорошо придает сил, дальнейшая дорога в гору стала сразу бодрее.

Пеший вегапоход по Кипру

Недалеко от виноградника попался резервуар для воды, похожий на бассейн, в нем довольно чистая вода и плавают рыбки. Кое-кто не удержался от купания. К обеду пришли в деревню Панагия (Pano Panagia), где Максим обычно заканчивает горную часть похода и откуда автобусом группа переезжает к морю. Но народ решил пройтись еще, поэтому прикупаем продукты, часок сидим в интернете и двигаемся дальше. Что мне нравится в местных деревушках-городках, в центре почти везде есть открытый wi-fi, может специально для туристов сделано.

Через пару часов попадается отличная площадка для отдыха, там есть столы с лавками, краник с питьевой водой, цивильный туалет и даже розетки. Жаль, что мы тут ненадолго и надо идти дальше. Пейзаж сменился, теперь идем не по лесу, а по степи с отличным обзором.

Пеший вегапоход по Кипру

К вечеру проходим еще одну покинутую деревню Anadhiou, не знаю, как это по-русски. Эта выглядит как новая, везде чисто, дома в полном порядке, цветут сады, только все двери закрыты и никого нет; заходи в любой дом и живи. Запасаемся тут водой, и немного отойдя от деревни встаем лагерем. Сегодня у нас праздник живота: овощной суп, оладушки на виноградном соке, арбузик; для завтрака заготавливаем варенье. После такого ужина настроение поднялось и народ не пошел спать, мы лежали около костровища и болтали о разном. Завтрашний день обещает быть насыщенным, мы должны выйти к морю.

День 7.

С утра первая радость — хороший завтрак, макарошки с овощами и фирменный салат из зеленых помидор от Кости. Недалеко от нашей стоянки фруктовый сад, там есть шланг с водой и можно помыться — еще одна радость. Там же набрали помидоры и гранаты, снова радость. Начинаем наш маршрут с очередного подъемы мимо разрушенной деревушки Сарама (Sarama). Идти уже легче, то ли привык, то ли сказывается хорошее питание.

Пеший вегапоход по Кипру

По пути рвем гранаты и виноград. За перевальчиком начинается деревня Киос (Kios), в которой встаем на большой привал. Тут много продумано для туристов, мы стоим в центре деревни под навесом с о столами и лавками, как и везде кран с питьевой водой, розетки, рядом фруктовый сад, церквушка, детская площадка и удобства. С этой площадки уже видно море, хочется поскорее добежать и искупаться. Дальше дорога только вниз, идти очень легко. По пути встречаются деревья кэроба, их стручки на вкус чем-то напоминают ириски, а вот запашок от деревьев напоминает запах хлорки. Дойдя до моря ищем где бы встать так, чтобы рядом было питьевая вода. В результате протопали вдоль берега еще километра три. Шли метрах в 20 от воды, там купаются люди сытые, чистые, довольные; а я идут тут под рюкзаком уставший, вспотевший и пыльный и пока не могу искупаться! Наконец-то встаем лагерем прямо на пляже недалеко от кемпинга рядом с городом Полис (Polis). Насколько я помню, Полис по-гречески значит город, получается, что это город, который называется «Город». Какое счастье искупаться и переодеться в сухое и чистое. Максим скулинарил рагу из добытых по пути кабачков, как всегда очень вкусно. Сегодня был самый длинный переход, порядка 26 километров. Поэтому после ужина народ разошелся спать, чувствуется что накопилась усталость, поболтать у костра сил уже нет.

День 8.

Просыпаемся под звуки прибоя. Утро какое-то ленивое, вроде встали рано, около 7 утра, а вышли как никогда поздно около 11. Наверное где-то в душе никому не охота уходить с пляжа. Этим же утром нашу команду покинул Костя, уже несколько дней проблемы с коленом, идти дальше совсем тяжело. Он купил билет на сегодняшний самолет до Питера и к этому моменту, как я пишу дневник, Костян уже где-то около дома. Как мы потом уже узнали, побыв в Питере несколько дней он не усидел и вернулся на Кипр к более спокойному пляжному отдыху. А для нас уже который день подряд дорога начинается с подъема. Идем в деревушку на холме, откуда красивый вид на всю долину с Полисом и его пляжем.

Пеший вегапоход по Кипру

По пути запасаемся едой, добыли пару отличных тыкв, немного лимонов и фиников. На привале в деревне Максим приготовил лимонад из свежевыжатых гранатов и лайма, очень вкусно, пол-литровая бутылка уходит как одним глотком. Следующий привал около одиноко стоящей у дороги церквушки. Внутри никого нет, но она не заперта, можно зайти. Рядом кран с питьевой водой, туалет с умывальником, мылом и бумагой, для русского человека это то ли чудо, то ли варварство. Дальше берем небольшой перевал с которого снова видно море.

Дорога только вниз, по пути болтаем с Максимом о физике и философии. Вообще народ в поход попался какой-то на редкость начитанный, по пути часто слышно какие-то разговоры о высоком. В месте, где мы должны будем встать на весь следующий день питьевой воды нет и приходится по пути набирать все емкости. Бухта для нашей стоянки оказалась даже по русским меркам страшной помойкой, для европейцев и слов печатных не подобрать. Быстро искупавшись решили перебраться в соседнюю бухту, где должно быть почище. Идем не по дороге, а вдоль берега. Это место чем-то напомнило горную тундру, вокруг только карликовые деревья и камни. Новая бухта совсем другое дело, очень чисто, просторно, есть тенёк от солнца. Купаемся, ужинаем и какое-о время болтаем о звездах, политике и всякой всячине.

День 9.

Сегодня дневка, никуда идти не надо, отдыхаем. Вся бухта наша, больше никого нет; только днем ненадолго приплыли на катере ребята покупаться, а ночью заходили рыбаки. Мы весь день купаемся, загораем, разговариваем о всяком. Утром казалось, что день будет очень длинным, время до обеда тянулось долго-долго, а потом как-то раз и уже закат. Разговоры все чаще о завершении похода, о дороге домой. Хотя обратно так не хочется!

Пеший вегапоход по Кипру

День 10.

Впервые в жизни встречаю свой День рождения не в квартире, просыпаюсь в палатке на берегу теплого моря. Сама возможность, вот так встать, пройти несколько метров и окунуться в воду, уже отличный подарок. Утром собираемся не спеша, есть время еще покупаться и позагорать. После выхода идем вдоль берега до туристического местечка — ресторана Лара. Дорого ровная, идти легко. Мимо частенько гоняют туристы на квадроциклах, сами-то они в очках и повязках на нос и рот, а нам приходится их пылью дышать. Сегодня очень жарко, пока дошли до Лары, сами слегка прожарились. А там почти вся группа налетела на мороженое, сходили в душ и засели в интернет. Попытались первый и последний раз за поход сделать групповое фото, но как-то все так и не собрались.

Пеший вегапоход по Кипру

После ресторанчика какое-то время идем вдоль моря, а потом сходим с дороги в сторону бананового сада с большим желанием добыть вкусненького. Сад оказался окружен хорошим забором и пришлось его обходить по колючим зарослям. Мне колючки чувствовались даже через походные штаны, как там шли наши девочки в шортах, не понимаю. За садом сворачиваем и спускаемся в каньон, тут ставим лагерь.

День 11.

Рано утром, до завтрака все кроме меня и Максима убежали в радиалку по каньону, где стоял лагерь. Говорят, там красиво, но я решил дать отдых натертой ноге, а Максим там был много раз, уже не интересно. Народ на прогулке сильно задержался, и мы решили завтракать не дожидаясь людей, но стоило открыть кастрюлю и начать раскладывать еду, как сразу появились наши друзья. Почему-то люди всегда приходят к еде. Завтракаем, собираемся, выходим. Первый привал совсем недалеко у церкви Матроны. Вот так и должно выглядеть святое место: чисто, все в цветах и никаких священников. Открывай, заходи и делай, что нужно.

Пеший вегапоход по Кипру

После церкви дорога идет вдоль моря, огибая каньоны и проходя мимо банановых садов. С бананами неурожай, пока все зеленые. Но зато повезло наткнуться на сад с отличными с гранатами, где сделали следующую остановку. Дальше идем по асфальту мимо шикарных вил. Там совсем другая жизнь, надо как-нибудь попробовать, интересно выдержу ли там хотя бы месяц. Вдоль дороги Наташу разглядела сад с авокадо и убежала за добычей. Спелых авокадо не нашлось, но каким-то чудом там оказались спелые и вкусные манго. Где-то через час спускаемся к морю к белым скалам. Действительно ярко белого цвета очень гладкие скалы, по ним приятно ходить босиком.

Пеший вегапоход по Кипру

Там отдыхаем, едим манго и гранаты, кто-то купается. Дальше последний переход к коралловому пляжу. По пути наконец-то повезло найти рощу спелых бананов, которыми набили рюкзаки. Коралловый пляж уже туристическое место и автобусная остановка, где закончилась пешая часть нашего похода. Оттуда переезжаем в бухту Пафоса, где еще час гуляем, едим мороженое и едем к аэропорту.

Тут в 300 метрах от аэропорта на берегу моря отличная роща и место для стоянки со всеми удобствами, как и везде на Кипре. Из наших банановых запасов Максим наготовил гору пончиков, а как основное блюдо овощное рагу с фасолью и множеством пряных трав; блюда грузинских ресторанов стоят в сторонке, по сравнению с нашей едой. Сегодня сильно чувствовалось, что уже иду домой, такой день в путешествии всегда какой-то особенный, голова очень ясная, а в душе смесь чувств: очень не хочется уезжать из такого места и одновременно приятно, что скоро буду дома.

День 12.

Утром поднимаемся пораньше, дел много. Несмотря на ранний час, к нашему лагерю подъехала машина с парой полицейских. Почти все полицейские на Кипре, что я видел, похожи на киногероев Сталлоне, только еще брутальнее: здоровые, бородатые, в черных очках, при этом очень вежливые и культурные. При встрече, пожелали на доброго утра на английском, внимательно посмотрели на нашу стоянку. Узнав, что мы из России, как-то расслабились и напомнив где тут можно разводить огонь, а где не уехали. Когда мы сели завтракать, они еще раз проезжали мимо, улыбнулись и помахали руками, вроде как пожелав приятного аппетита. Пока все собираются, быстренько бегу искупаться и попрощаться с морем, и возвращаюсь к сборам.

Пеший вегапоход по Кипру

Все собрав, на прощание пьем сок из грейпфрутов, обнимаемся. Максим, Катя и Лена на какое-то время еще остаются тут. Я, Инна, Саша и Настя садимся в автобус до аэропорта Ларнаки. Там, на всякий случай, прощаемся. И хотя у меня с Сашей и Настей один самолет, увидеться после посадки уже не получилось. Ночь в дороге и рассвет я встречаю около омского аэропорта. Уже который раз, иду на остановку и удивляюсь: «как так, несколько часов назад я купался в теплом море, а теперь иду в куртке, и от холода коченеют уши».

Хороший получился поход, моя благодарность Максиму за организацию и всем участникам за хорошую компанию. Надеюсь, что скоро еще сходим куда-нибудь далеко в красивые места.