Турист Ольга Клейн (fanolia)
Ольга Клейн
была 4 мая 18:44

Витре — Франция Сентябрь 2018

В путешествии по северу Франции мы выбрали Ренн базой для выездов. Делать это было совсем не сложно, т. к. отель мы выбрали именно с этим расчетом — «Novotel» расположен вблизи железнодорожного вокзала и автобусной станции. Витре нашли случайно в каком-то путеводителе, когда искали место для недолгого, неутомительного прогулочного выезда. Не так часто в поездках случаются такие приятные открытия, как этот чудесный городок, который вызвал у меня просто безумный восторг. Чистый, цветущий, солнечный Витре относится к департаменту Иль и Вилен региона Бретань. Тихий городок, почти деревня, в 30 минутах езды от Ренна. На фото ниже — вокзал Витре.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Что-то подсказывало, что прогулка заладится:) Когда ты один едешь в пустой электричке:

Да что пустая электричка! — город пустой! Какое это огромное счастье или везение оказаться в таком месте один на один с историей — думаю не надо убеждать. Вот это серьезный момент — город не затоптан туристами. Ну встречались отдельные человеки, но чаще мы были вообще одни на улице, в замке. Это признанный факт, что Витре менее известен, чем Фужер, Динан или Ренн. А между тем он на третьем месте по количеству фахверка в Бретани.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Средневековый Витре — это городок мелких буржуа, разбогатевших на торговле конопляной пенькой. В 15 — 16 веках здесь процветала торговля конопляной тканью и сырьем для корабельного такелажа, которые пользовались большим спросом в этом морском регионе.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Дома с «портиками» — 9 таких домов находятся на улице rue de la Poterie — бывшей улице «Больших портиков»

Портики стоящих вплотную домов образовывали галерею, где можно было вести торговлю, защищали от непогоды. Ну и известный всем факт, что надстройка позволяла увеличить жилую площадь верхних этажей здания, уменьшая при этом размер налога за землю.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Замок Витре практически ровесник города. Землю выделил бретанский герцог Жоффруа в 1000 году. В 1060 году барон Робер I де Витрэ заложил замок. Первая деревянная! :) крепость располагалась на вершине холма Сен-Крю. Позже Бароном Андре III на этом месте был построен замок из камня, который впоследствии достраивался и перестраивался.

Вид на замок Витре с площади Шато.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Разумеется есть свидетельства поселений в этих местах и с неолита и железного века. При раскопках на месте замка были обнаружены в земле и в каменных саркофагах меровингские и каролингские гробницы.

На фото видна впечатляющая глубина рва вокруг замка и полная высота башен. С площади же видна лишь половина их высоты.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Столетняя война между Англией и Францией заставила владельцев укреплять замок. В это время строится самая укрепленная часть — донжон (башня св. Лаврентия) и башня Монтафилан с барбаканом, с подъемным мостом через глубокий ров перед воротами. Средневековый город был окружен мощными стенами с круглыми башнями, две из них остались до сих пор. С замка просматривалась полностью вся долина, он был надежной защитой британских владений от Франции. Но… внезапно… в 1487 г. замок был сдан французам. Без боя! бароном де Лавалем.

От первого каменного замка остался лишь этот фрагмент стены с проходом. Хорошо заметна разница в каменной кладке. Старая стена с «оплавленными» временем камнями.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

В 16в. во время религиозных войн между католиками и протестантами замок выдержал достаточно тяжелую пятимесячную осаду. В это время замок был собственностью гугенотского (протестантского) рода Колиньи. Кроме того, во время сильной вспышки чумы в конце того же 16 века, в замке скрывался Бретонский парламент.

Памятник павшим воинам на фоне башни св. Лаврентия на площади Шато.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

В башне Монтафилан есть кассы, где можно купить билет для входа внутрь башни св. Лаврентия. Там на нескольких этажах располагаются немногочисленные экспонаты музея. И есть выход на галерею стен замка, через которую можно пройти в башню с часовней (с белым эркером). Строение с арочной галереей — это мэрия города в настоящее время.

Внутренний двор крепости.

Вид со стен на площадь Шато.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Вид со стены замка на башню св. Лаврентия и на дверь, через которую и можно попасть на стену.

Экспонаты. Слегка позабавила звезда во лбу, неожиданно всплыл образ колхозницы с ВДНХ. Это бюст Марианны — образ Великой французской революции. Liberté, Égalité, Fraternité. Прости, Марианна, за «колхозницу» :)

Немаловажный артефакт:) Средневековый туалет.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

На одном из этажей башни.

После осмотра замка мы вернулись пообедать на цветастую улицу Потри. Это страшное в Италии и Франции обеденное время — даже кебабная закрылась на наших глазах. Тишина грозила превратиться в «мертвую тишину». Но в ресторане «Le Candiot» (Rue de la Poterie, 37) похоже обедала группа строителей-реставраторов. Возможно благодяря этому нам любезно разрешили выбрать себе место и очень вкусно накормили. В любом случае могу рекомендовать это милое местечко с розовым фасадом на цветущей улице. Предвидя трудности перевода, официантка притащила! и поставила прямо перед нами штендер с описанием то ли комплексного обеда, то ли блюда дня. Выбрали мы по меню все, что хотели — и рыбу, и утиную ножку, и кофе без кофеина и конечно бретонский сидр. Я испытала чувство огромной благодарности — девочка-официантка носилась одна! Строители кстати нормально так пообедали — сначала 0,5 пива! потом горячее, потом десерт и кофе! четверо из них- молодые парни сидели за соседним столиком и пели песни!!! неплохо подпевая на английском фоновой музыке:) Захотелось тут на лето реставратором подработать;)

Витре — это заповедник фахверковых домов. В последнее время почему-то я сильно зафанатела по этому фахверку, хотя конечно не раз встречала его в Европе. Французский фахверк, французы называют его коломбаж, имеет некоторые свои особенности в рисунке стенового каркаса и конструкции крыш.

Вот этот рисунок называется «дерево жизни», бывает еще «Андреевский крест», названный так за сходство с формой креста, на котором был распят святой апостол Андрей Первозванный. (Rue d’en Bas)

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Вот только флажки, протянутые через всю улицу, если честно, меня раздражали — мешали снимать. Подобным городкам во Франции присваивают статус «город истории и искусства». Возможно их развесили к какому-то культурному событию.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Не знаю, что здесь было в средневековье, но сейчас здесь парикмахерская)

Один из немногих каменных домов в Витре до 17 века — Hôtel du Bât или Hotel du Bol d’Or (золотая чаша) 1513 года постройки. Это была гостиница на участке старой римской дороги от Ле-Мана до Ренна.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Все эти милые домики на Rue d’en Bas — историческая ценность. И вся их история в том, что они тут стоят по 5 столетий. Стояли и стоят. И в этом их чудо и их ценность.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Вот и другая местная специфика — чердачные окна, которые имеют множество форм. Причем их нельзя называть мансардными, потому как они появились задолго до того, как Франсуа Мансар стал «злоупотреблять» в своей архитектуре высокими крышами с жилыми помещениями — мансардами.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Вид со стен крепости на нижний город.

Вид на башню Св. Лаврентия со стен крепости.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Вид на замок с южной стороны. Справа видна мощная башня, оставшаяся от нижних ворот бывших городских крепостных стен Витре.

Вид снизу на донжон — башню Святого Лаврентия

Улица Бодрэри (Rue de la Baudrairie) ведет на улицу Нотр Дам

Не приходится сомневаться в возрасте этих деревянных головушек. Как для меня это трогательно, что буржуа вот хоть как-то по-своему хотели украсить свой дом!

Улица Бодрэри

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Готическая церковь Нотр-Дам-де-Витре (Notre-Dame Church). Церковь была основана в 11 веке бароном Робером I, практически одновременно с крепостью. Высокий неоготический шпиль с часами и некоторые элементы декора появились позже, при реконструкции в 1858 г.

Интересная особенность — кафедра, с которой читают проповеди, помещенная снаружи церкви. Внутри тоже есть кафедра с искусной деревянной резьбой.

Деревянный свод церкви Богоматери Витре.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Почти напротив церкви можно увидеть особняк Hôtel Ringues de la Troussannais (ул. Сен-Луи). Он был возведен в 16 веке, когда ренессанс стал активно проникать в Бретань. В этот период и стали появляться во Франции богатые каменные дома на одну семью с воротами, с внутреним двором. Это они называются особняк Hôtel.

В особняке Ренг-де-ла-Труссане сейчас размещаются какие-то социальные службы. Чудный внутренний дворик. С удивлением поняла, что не помню, как туда проникла. Точно не через главный вход.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Те самые каменные особняки разбогатевших буржуа.

Витре и гугеноты, разбогатевшие на конопле

Есть еще в Витре церковь Святого Мартина. Её можно увидеть практически от вокзальной площади, если посмотреть направо в сторону бульвара Сен-Мартен, в конце которого она и возвышается. В 19-м веке старинное готическое здание 12 века разрушили и перестроили в неороманском стиле. Готику жаль, но и это далеко не простой новодел.

Есть еще несколько мест, до корых мы не дошли, но которые достойны внимания. Это частично сохранившийся августинский монастырь, древнее кладбище с готическими каменными воротами (за церковью св. Мартина) и «Луг прачек». Луг прачек — это название современного парка у реки Вилен под стенами замка, но возможно что там под навесом и была когда-то прачечная. В любом случае место живописное и расслабляющее.