Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 22 апреля 18:37

Ле Мон-Сен-Мишель — Франция Октябрь 2017

Как только мы решили лететь во Францию, первым пунктом, куда мы захотели попасть, был именно остров Мон-Сен-Мишель. Это место — второе по популярности у туристов во Франции после Парижа. Вообще-то оно расположено на самом севере страны — в Нормандии. А так как мы, основной целью поездки и местом проживания выбрали Париж, то соответственно, искали, как нам добраться до этого острова на 1 день. Вариант с машиной нам не подходил, мы не водители. Экскурсии я даже не рассматривала. Они точно есть, но зачем переплачивать минимум вдвое и ходить с толпой (я это очень не люблю)? Оставался вариант общественного транспорта. Можно добираться на электричке до города Монпарнас, а от него на автобусе. Но тогда, пожалуй, за 1 день не обернешься, надо ехать с ночевкой. Но в субботу и воскресенье из Парижа ходят прямые автобусы до Мон-Сен-Мишель. Так как мы прилетали в Париж в субботу, то воскресенье решили посветить этой поездке. Билеты за 23,20 евро в обе стороны заранее ещё дома купили на сайте транспортной компании Flixbas.

Автобус выезжает по расписанию с автобусной стоянки Bercy Seine в 7–05. Где-то через полчаса он останавливается на еще одной остановке на окраине Парижа. Стоянка Bercy Seine находится под землей, поэтому очень хорошо, что мы не пошли до нее пешком, как хотели сначала, а поехали на такси. Иначе мы могли бы её не найти, т. к. указателей не видно, а прохожих в этом месте почти нет. Кстати, в Париже очень удобно пользоваться вызовом такси через Uber. Только надо ввести данные платежной карты, так как наличные расчеты не принимаются. Это очень удобно. Можно выбрать тариф личный или совместный. Второй вариант дешевле. Это означает, что 1 или 2 человека садятся в такси, где могут ехать еще какие-то люди по этому маршруту. Но, возможно, попутчиков не будет, и вы поедите одни. Мы ехали вдвоем всего за 5 с копейками евро.

При заказе билетов на сайте было написано, что автобус с указанным номером прибудет на остановку за 15 минут до отправления. Мы приехали заранее и сначала спокойно ждали. Познакомились с еще двумя девушками из Москвы, которые тоже ехали в Мон-Сен-Мишель. За 15 минут до отправления нужного автобуса не появилось. Где он — никто не знал. Табло нет. Кассы нет. Никаких людей, отвечающих за отправку автобусов нет. Мы спрашивали других водителей, но они говорили — ищите, ждите. Мы бегали вчетвером по перрону туда-сюда, но ничего не было. Увидели ещё трёх японок, которые с такими же вытаращенными от ужаса глазами и трясущимися руками с билетами пытались отыскать автобус. Я думаю, что для четкой Японии такое — вообще нонсенс! Тут нам пришла в голову мысль посмотреть сообщения в телефоне. На счастье был вай-фай, и на телефоне одной девушки было сообщение на русском языке, что наш автобус задерживается на 20 минут из-за дорожной обстановки. Где в Париже в такое время в воскресенье пробки, если все ещё спят крепким сном? Мы решили, что наш водитель тоже проспал и отмазался таким способом. По крайней мере, мы успокоились сами и успокоили японок, готовых было уже разрыдаться, хоть для их нации это нетипично. Через несколько минут автобус припарковался прямо напротив нас, мы заняли лучшие места, и в 7–30 тронулись в путь. Кстати, паспорта при посадке не проверяли, хотя в правилах написано, что они должны быть, считывали только штрих-код билета.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

До Мон-Сен-Мишеля мы ехали ровно 5 часов с двумя небольшими остановками. По пути я разглядывала прекрасные французские пейзажи, среди которых больше всего мне нравились луга с пасущимися коровами. Вот где они набираются молока, из которого готовят мои любимые сыры!

Погода с приближением к острову становилась всё хуже. Небо катастрофически затягивалось плотной пеленой серых туч. Но среди этой серости впереди за высокой травой вырисовывался силуэт нашей мечты, который невозможно перепутать ни с чем.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Я пыталась подтащить этот образ зумом, мне не терпелось побыстрее увидеть этот замок.

Автобус прибывает на стоянку, расположенную на берегу напротив острова. Там 6 больших автостоянок и 1 стоянка для автобусов. Представляете, сколько народу прибывает сюда в летнее время? Но мы были осенью и туристов было много, но не толпы! От стоянок надо немного пройти вперед в сторону острова. Дальше есть три варианта, как до него добраться. Можно поехать на бесплатном автобусе, подождав какое-то время в очереди, на платной упряжке из двойки лошадей или пойти пешком по дороге. Так как погода была замечательная, облака потихоньку разлетались, а солнце все чаще выглядывало, мы решили идти пешком.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Конечно, прогулка пешком к острову — это, пожалуй, самое захватывающее в этой поездке. Сначала вы видите остров вдали, поднимающийся призраком над полями.

Обычно, любят делать кадры с овечьих пастбищ, которые окружают это место. Но я пожалела времени, и на них не пошла, сделала несколько кадров с помощью зума.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Потом остров видно уже ближе и туристы начинают, как по команде, сниматься на его фоне.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Я никак не могла сдвинуться дальше, и стояла, завороженно щелкая затвором, лишь иногда переводя объектив на проезжающие мимо повозки с туристами.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Потом доходишь до дамбы и моста, ведущего на остров. А вот картинку, которую вы увидите с этого места, может сильно отличаться в разное время. Вы можете увидеть остров, окруженный водой, а можете — окруженный морским дном.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

В этом основная загадка этого места. Оно расположено там, где самое большое расстояние морского прилива — до 20 км и самая большая скорость прилива 6,12 км/ч. Перед поездкой в Мон-Сен-Мишель советуют изучать карту приливов, чтобы понять, когда его ожидать. В какие-то дни воды вообще не бывает, два раза в год затапливает всю окрестность, а в какие-то дни можно увидеть и сухое дно и воду. Когда мы приехали, воды не было 2 дня. Поэтому дно достаточно хорошо просохло.

Его успели утрамбовать ногами сотни туристов, ходящих вокруг острова. Мы были не исключение, и тоже отправились на фотосъемку острова с разных точек морского дна.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Очень интересно было посмотреть на остров-крепость, переживший в различные исторические периоды много тяжелых военных лет. Сколько осад пережили эти мощные стены!

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Некоторые люди уходят по дну далеко от острова, но это можно делать только со специальным гидом, так как можно попасть в зыбучие пески и не выбраться из них или не рассчитать время прилива и тебя поглотит морская пучина. Это не красивая фраза. Прилив движется со скоростью горной реки, смывая всё на своём пути. Человек не успеет от него убежать, если вовремя не уйдёт.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Мы далеко не ходили, так как были ограничены во времени, и у нас не было гида. Полюбывавшись на неприступные стены снаружи, поспешили в город. Все же туристы — это не вражеские войска, которые не могли попасть в эту крепость. Хотя по количеству людей, стремящихся к этому небольшому острову, думаю, туристы сейчас опережают количество воинов.

На входе с левой стороны находится информационное бюро. Там можно взять буклет про остров, в том числе на русском языке. Там же за 10 евро продается билет в аббатство, которое расположено на вершине острова. Оно сделало из этого острова то чудо, которым это место является сейчас. Там же на входе есть платные туалеты, тоже важное место для путешественника. Далее вы входите в город и попадаете сразу на его единственную улицу Grand rue. Немного пройдя по ней, слева можно увидеть гостиницу «Тетушки Пуляр» (La Mere Poulard Cafe) со знаменитым рестораном на первом этаже. Про это место я написала отдельный рассказ, оно того заслуживает https://www.tourister.ru/objects/response/id_4501 .

Далее по улице идут ряды сувенирных магазинов и кафе-ресторанов. Слева надо не пропустить неприметную лесенку, ведущую наверх в аббатство. Лестница длинная, достаточно крутая, так что далеко не все туристы поднимаются вверх. Многие остаются в городе внизу. Но мы-то приехали посмотреть всё, поэтому быстро идем вверх. С каждым шагом открываются новые интересные ракурсы. Это и крыши домов.

И монастырское кладбище.

Ну и, конечно, само аббатство. Я не буду подробно рассказывать всю его историю. Кому интересно — обязательно найдут, где её прочитать. Но без краткой справки я не обойдусь.

В 708 году епископу Авранша Святому Оберу трижды являлся во сне Архангел Михаил, и повелевал построить на острове церковь. По легенде, в третий раз он постучал ему во сне по лбу. Когда, очнувшись, епископ увидел на лбу шишку, то понял, что не имеет права ослушаться.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Церковь решено было построить в форме грота, как символ пещеры в Итальянском Монте-Гаргано, где впервые явился архангел Михаил. Церковью дело не кончилось. На горе вырос монастырь, который во времена Великой Французской революции был отнят у Церкви и превращен в тюрьму, а в 1874 году Наполеон III объявил Мон-Сен-Мишель национальным памятником. Что касается монахов, то вернулись они на остров совсем недавно, в 1966 году. Строительство аббатства Сен-Мишель началось в 11 веке и завершилось в 16 веке. А теперь посмотрим на то, что было построено за эти годы. Входим в ворота аббатства и поднимаемся вверх.

Поражают размеры крепостных стен и здания церкви.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Со стен церкви, которая строилась и перестраивалась разные исторические периоды, смотрят мои любимые горгульи.

В одном месте увидела старинный кран для воды, но не проверила, есть ли в нем вода.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Церковь построена в стиле пламенеющей готики.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Шпиль церкви венчает позолоченная фигура Архангела Михаила.

Около входа в церковь — огромная толпа туристов из всех стран мира. И это — не в пик туристического сезона! Пришлось подождать, когда народ разойдется.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Одна китаянка, очевидно, считающая, что она очень похожа на француженку, никак не исчезала за дверью церкви. Она долго болтала с мужчиной, одетым в очень интересную форму. Моряк-шотландец во Франции? Не знаю, кто он был, но я с ним тоже сфотографировалась.

А группу моряков мы еще встретили в помещениях церкви.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Пожалуй, это логично, ведь церковь, судя по её местоположению и оформлению, как раз покровительствует морякам.

В огромном здании церкви, все аскетично, но очень торжественно.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Потом выходим в очень милый внутренний дворик, в котором шли ремонтные работы, поэтому я ограничилась съемками деталей галереи.

Далее идем по переходам и лестницам с выходами в разные помещения аббатства. В одном из них была выставка скульптур одной женщины-скульптора. По-моему, эти работы современной скульптуры очень нелепо смотрятся в древних стенах, поэтому не хочу их показывать в этом рассказе.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Остальные залы пустые, ходишь среди огромных массивных колонн и поражаешься мастерству архитекторов и строителей. Эти постройки простоят еще столетия. Но в помещениях так темно, что фотоаппарат никак не мог сфокусироваться, поэтому фото получились размытыми, но ради общего представления решила их оставить.

В одном из переходов расположено очень интересное деревянное колесо, с помощью которого в период, когда в этом здании была тюрьма, сюда поднимали еду для арестантов, а в период строительства поднимали стройматериалы.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Выйдя из лабиринта залов, мы оказались на лесенке с прекрасным видим на садик внизу.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Со смотровой площадки были прекрасные виды на морское дно, которое буквально через 2 часа целиком покроется водой. Конечно, было бы очень интересно наблюдать отсюда это явление, но, увы, у нас было очень мало времени. Однако, чуть позже, я вам покажу, что мне представилось в этих местах.

Увы-увы, время бежало стремительно, нам надо было торопиться. Но перед дальней обратной дорогой необходимо было подкрепиться. Мы спустились вниз в город, чтобы попробовать самый знаменитый французский омлет в ресторане «Тетушки Пуляр», про который я уже упоминала. После обеда мы забежали в пару сувенирных магазинов, чтобы купить соленую карамель в фирменных коробочках и другие, достаточно дорогие сувениры. Пора было идти назад к автобусу. Погода испортилась. Небо затянуло тучами, и полил дождь. В это время начался морской прилив. В некоторых местах по морскому дну бежали потоки воды, похожие на горные речки. Те места, по которым 3 часа назад мы ходили пешком, уже были залиты водой.

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Увы, у нас не было времени понаблюдать за процессом, когда остров будет окружен водой со всех сторон. Мы поспешили на автобус, идущий до парковок, чтобы не идти обратно час под дождем. Желающих уехать было очень много, поэтому надо было проявить московскую сноровку, чтобы занять место. Наш автобус в Париж уходил со стоянки в 17–20. Пять часов пролетели, как сказочный сон про невероятный остров, который оказался реальным.

В какой-то момент солнце разорвало пелену туч и помахало нам на прощанье рукой. А, возможно, сам Архагнел Михаил дал нам знак, чтобы мы не забывали это место? Да, разве его забудешь?

Сказочный остров Мон-Сен-Мишель

Всю обратную дорогу я писала про Мон-Сен-Мишель, так что основной текст был написан по свежим следам ещё год назад, но должен был отлежаться, как вино, чтобы мне захотелось его показать всем вам. В Париж возвращались по пробкам вместе с парижанами, возвращающимися в город после выходных дней.

В рассказе не получилось показать всё, чем мне запомнилось это сказочное место. Поэтому фотосказка отдельно - https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/37889 .

А мои рассказы про Париж (и не только про него) будут дальше.