Турист Марина (Marina2506)
Марина
была вчера 9:31

Прага — Чехия Май 2018

В экскурсионную поездку в Чехию отправились вдвоем с ребенком на 5 дней с 29 апреля по 3 мая включительно. Останавливались непосредственно в Праге, а в один из дней выбрались в городки Глубока-над-Влтавой и Чески-Крумлов.

Визит в Прагу не был первым. С тех пор, как впервые вглядывалась в суровые серые воды Влтавы с Карлового моста, с интересом рассматривала яркие затейливые фасады домов в районе Староместской площади и, замерев от восхищения, любовалась храмом Девы Марии перед Тыном, вдыхая смесь сладковатого запаха вертящихся над углями трдло и коптящихся на вертелах свиных туш, прошло ровно 6 лет. Но в те два холодных, промозглых мартовских дня, проведенных в Праге, насладиться сполна гостеприимством уютного города не получилось. Все эти годы мечтала повторить Прагу именно весной, но весной поздней, цветущей и благоухающей. Поэтому на сей раз о том, через какую страну делать закончившийся шенген, задумываться не пришлось.

Организационная составляющая. Несколько слов о перелете. Впервые вылетали из Минска. Билеты а/к «Белавиа», выполняющей регулярные рейсы совместно с а/к «Чешские авиалинии», приобретала через официальный сайт (https://belavia.by) в ноябре прошлого года по цене 435 евро туда-обратно на двоих взрослых (ребенок по туристическим параметрам по достижении 12 лет автоматически стал взрослым). Учитывая, что в стоимость включен и багаж и ручная кладь, цена показалась ну очень приятной! Вряд ли данный маршрут заинтересует жителей столичного региона, но для нас подобный вариант оказался более удобным, чем вылеты из Москвы. Во-первых, в дороге до аэропорта провели всего 3,5 часа. И никаких пробок и въездов в город! Национальный аэропорт «Минск» находится от города на расстоянии 22 км. Во-вторых, исключительно благоприятное впечатление произвела сама воздушная гавань Беларуси. Нет очередей на въезд автотранспорта (въезд через терминал, 20 минут можно находиться на территории бесплатно), в аэропорту нет очередей на досмотр, ну разве что на паспортный контроль и то небольшие. Поскольку на рейсы и туда, и обратно зарегистрировалась онлайн заранее, при наличии распечатанных посадочных талонов сразу же направились в зону таможенного досмотра. И в-третьих, время полета из Минска до Праги и обратно составляет всего 1 час 45 минут! При таких приятных составляющих было бы глупо не попробовать вылет из Минска. Перелеты Боингами 737–500 прошли в штатном режиме без задержек. За короткое время полета даже покормили: чай/кофе, вода, сырно-мясная нарезка, булка, плавленый сырок и сладкая вафля. Понравились также оба аэропорта: тихо, спокойно и без сумасшедших толп.

Прага для меня — старая, добрая классика во всем! Поэтому отель выбирала с интерьерами в любимом классическом стиле. Boutique Hotel Seven Days 4* привлек внимание сразу. И несмотря на то, что пересмотрела отзывы не по одному десятку отелей Праги, остановила свой выбор именно на нем.

Чехия весной. Часть I. Обзорно-гастрономическая

Важным условием при выборе отеля была также близость к Вацлавской площади, поскольку около памятника Святому Вацлаву неизменное место встречи организованных туристических групп. К тому же, в 15 минутах ходьбы от отеля расположены главный железнодорожный вокзал города и Староместская площадь, да и остальные достопримечательности района Прага-1 находятся в пешей доступности.

Чехия весной. Часть I. Обзорно-гастрономическая

Подробно об отеле можно почитать ЗДЕСЬ Повторяться не буду, скажу лишь, что отель произвел исключительно приятное впечатление! Всем знакомым и друзьям, собирающимся в Прагу, безоговорочно буду его рекомендовать.

О хлебе насущном (или пражский гастро-тур) Куда же в Праге без чешской кухни. Конечно, никуда! Люблю знакомиться со страной в том числе через призму взаимоотношений с традиционными национальными блюдами, поэтому лично для меня было важно попасть в «правильные» рестораны.

В свой первый визит в Прагу удалось попробовать только некоторые бюда, но вкус вепрова колена и чесночного супа (чеснечки) запомнился надолго! В городе повсеместно витают ароматы еды, а по периметру знаковых площадей — Староместкой и Вацлавской, установлены вертела для жарки колбасок, свиных туш и различных хрюшкиных частей,

Чехия весной. Часть I. Обзорно-гастрономическая

а также специальные печи с металлическими трубками, на которых готовят трдельники (трдло, шметдол — кому как больше нравится).

Чехия весной. Часть I. Обзорно-гастрономическая

Трдельники также готовят в многочисленных кафе, расположенных в любой точке города.

Чехия весной. Часть I. Обзорно-гастрономическая

Когда озаботилась вопросом поиска ресторанов для посещения в Праге в этот раз, была ошеломлена их количеством. Оказывается, все заведения пражского общепита делятся на несколько категорий: рестораны первой категории — Restaurant, рестораны второй категории — Restaurace, едальни (что-то типа столовых) и уличные точки общепита с фастфудной едой. Соответственно, первые два типа заведений более высокого уровня, со стилизованными интерьерами, скатертями на столах, разнообразным выбором блюд, неплохим уровнем сервиса и наличием, как правило, меню на русском языке. Два вторых типа уровнем попроще. Никаких советов по поводу фастфудной еды и едален не дам — не посещали такие.

Ещё дома составила внушительный список ресторанов первой и второй категории, отмеченных сертификатом качества Трипадвизора, желательных к посещению, в зависимости от того, в какой точке города к моменту обеда или ужина мы окажемся. Важный совет: чтобы попасть в нужный ресторан первой категории, необходимо забронировать столик заранее, особенно на ужин, а возможно и на обед. С ресторанами второй категории дела обстоят получше, но на ужины всё же лучше не рисковать и бронировать заранее и их.

Рекомендовать какие-либо блюда или рестораны неблагодарное дело. Вкусы у всех разные, визуальные предпочтения и подавно. Поэтому, опишу те, которые посетили и попробовали мы. Возможно, кому-то пригодится, чтобы определиться с выбором.

Ресторан, в котором оказались в обед первого дня — «Комо» (Como restaurant & cocktail bar) на Вацлавской площади. Вообще-то планировали наведаться в ресторан «Утопна» (Vytopna Railway Restaurant), также расположенный на Вацлавской площади, в котором пиво и напитки до столиков доставляют паровозики, курсирующие по железной дороге, оборудованной внутри ресторана. Увы, попытка не удалась. Даже мысль в голову не пришла о том, что в обед можно не попасть в какой-либо ресторан, иначе забронировала бы столик заранее. Но сильно не расстроились, благо в моем списке имелась ещё пара ресторанов в пределах периметра Вацлавской площади, ближайшим из которых оказался «Комо».

Чехия весной. Часть I. Обзорно-гастрономическая

В обед посетителям предлагают занять столики на улице, а за ужином можно расположиться внутри ресторана. Интерьеры очень стильные, кухня тоже на уровне! Но здесь мы не заказывали блюда чешской кухни, а наслаждались лазаньей и пастой — тем, что любим больше всего. Счет на двоих с прохладительными напитками составил 757 крон (30 евро).

Отметить приезд в Прагу решили за ужином. Тут уж я подготовилась основательно) Столик в ресторане «Звонница» (Zvonice), засветившемся в «Орле и Решке», забронировала недели за две до поездки, списавшись с менеджером ресторана по электронной почте (zvonice@jindrisskavez.cz). Ресторан относят к заведениям высокой кухни.

Чехия весной. Часть I. Обзорно-гастрономическая

Перейдя по ссылке http://www.restaurantzvonice.cz/lang/cz/ можно изучить меню и заранее определиться с предпочтениями. Мечтала попробовать национальные блюда из дичи по древнеческим рецептам. Заказывали окорок косули по-древнечески на сливочном соусе с корзинкой свежей брусники, маринованной в красном вине, подаваемый с булочным и карловарским кнедликом, и традиционное пикантное рагу из дичи на красном вине, подаваемое со шпиговым кнедликом и жареными картофельными лепешками по-старочески. Вот только пиво заказывать не стала, предпочтя красное сухое вино.

Чехия весной. Часть I. Обзорно-гастрономическая

Названия блюд в меню звучат, как песня, но то ли мы ошиблись с выбором, то ли блюда древнеческой кухни не наш вариант, но мясо косули не впечатлило совершенно, в отличие от обслуживания — здесь всё великолепно! Дичь раньше пробовать доводилось, причем разную: кабана, медведя, лося, но косуля по вкусовым качествам и рядом не стояла. Традиционное пикантное рагу из дичи (в данном случае кабана) понравилось куда больше. Дешевым ресторан не назову. Стоимость горячих блюд стартует с 680 крон (примерно 27 евро). Наш общий счет со скидкой и чаевыми составил 1800 крон (70 евро). Скидка в размере 10% предоставляется, если будете рассчитываться наличными (принимают как кроны, так и евро), об этом менеджер предупредил в переписке. Однако, сбрасывать со счетов данный ресторан не стану. В меню масса интересных блюд, которые хотелось бы попробовать. К тому же в ресторане весьма атмосферно, ведь он расположен на 7–8 этажах Индржижской башни, интерьеры которой дышат средневековьем!

На верхнем этаже башни — смотровая. Мы туда не поднимались, поскольку каких-то особенных видов на город, судя по фото в сети, отсюда не увидишь. Для этого есть другие площадки, о которых обязательно ещё напишу.

Являясь неисправимой сладкоежкой, не могла обделить вниманием кафе-ресторан «Славию», которое вполне может претендовать на статус исторической достопримечательности.

Чехия весной. Часть I. Обзорно-гастрономическая

Общеизвестно, что это самая старая из сохранившихся в Праге кофеен — она была открыта в 1881 году! Здесь все пропитано историей! В кафе бывали Бедржих Сметана, Марина Цветаева, Вацлав Гавел и многие другие знаменитости! Направились сюда именно за десертами. Себе выбрала фирменный десерт «Славия», состоящий из шоколадного торта и мороженого со взбитыми сливками, политыми шоколадно-малиновым сиропом, ребенок пожелал сложное мороженое с кучей добавок под названием «Венеция».

Чехия весной. Часть I. Обзорно-гастрономическая

Десерты не просто вкусные, они изумительны! Их вкусовые качества вкупе с видом из окна у нашего столика на здание Народного театра и мост Легий оставили неизгладимое впечатление!

Всё было бы отлично, если бы не досадное недоразумение: изучая счёт (кстати, немаленький — 1570 крон (62 евро), обнаружила, что «съела» два десерта вместо одного. Нет, я, конечно, могу, но не в этот раз. А платить за воздух как-то не комильфо. Официант сразу же исправил оплошность, поэтому, находясь в приподнятом настроении, не стала заострять внимание на инциденте, списав всё на усталость персонала. Думать по-другому в таком чудесном городе, учитывая, что больше это не повторилось, просто не хотелось.

В ресторанах «У графу» («Plzenska Restaurace U Graffu»)

и «Фердинанда» («Ferdinanda»)

заказывали традиционные блюда ческой кухни: чесночный суп, свичкова (тушеная говядина с приправами в соусе, подаваемая с кнедликами), жаркое из свинины с печеной картошкой. Все блюда очень вкусные, порции большие и обслуживание на уровне! Счёт в обоих ресторанах приемлемый, в пределах 25–30 евро.

Однажды чешская кухня приелась настолько, что оказавшись в ресторане «Кампа Парк» («Kampa Park») заказали сашими и салат с креветками и рукколой.

Чехия весной. Часть I. Обзорно-гастрономическая

Данный ресторан очень понравился! Помимо чешской кухни можно выбрать блюда средиземноморской и японской кухни. А уж вид с открытой террасы ресторана открывается такой, что дух захватывает! Влтава со снующими по ней корабликами и прогулочными плавсредствами, Карлов мост, Староместская мостовая башня, обрамленная пышно цветущими кустами белой сирени — всё это перед вашими глазами!

Чехия весной. Часть I. Обзорно-гастрономическая

В ресторане есть и закрытое помещение с элегантным интерьером. А чего стоит туалет! Туда, как на экскурсию: керамика шикарная в благородных сливочно-серых тонах, косметические средства L’occitane (и не только мыло, но и крем для рук), орхидеи цветут! Вот только цены не маленькие (счёт с чаевыми составил 1600 крон (63 евро). Что поделать, за виды, общую атмосферу и вкусные блюда приходится платить).

В ресторане «Хузинак» дело дошло, наконец-то, до мяса птицы.

Вот прямо мечтала попробовать птицу по чешскому рецепту. Утка-гриль (¼ тушки весом 250 гр) была великолепна!

Чехия весной. Часть I. Обзорно-гастрономическая

Подается с красной тушеной капустой и кнедликами. Счёт здесь оказался самым гуманным — с чаевыми 550 крон (22 евро). Одну рекомендацию по чешским блюдам всё же дам: обязательно попробуйте жареный сыр. Камамбер в панировке (или без), гермелин, сыр с плесенью — это очень вкусно! А в сочетании с кисло-сладким соусом из брусники вообще божественно!

Чехия весной. Часть I. Обзорно-гастрономическая

Трдло тоже никто не отменял (если только вы не относитесь к тем, кто категорически не любит сладкую выпечку): тесто мягкое, не пресное, хорошо пропеченное на углях. Нам понравилось в сочетании с мороженым и взбитыми сливками! И цена смешная — 60–70 крон обычный трдло (2,35–2,75 евро), с добавками 120–150 крон (4,7–5,9 евро).

Сознательно ничего не пишу о чешском пиве. Пробовала разное: светлое «Будвайзер» и «Пилснер», темное «Крушовице», но вывод один — как была равнодушна к пиву, так ничего и не изменилось. Бокал красного сухого гораздо лучше.

Внимательно проверяйте счета в ресторанах! Во-первых, чтобы решить вопрос с чаевыми. Часто плата за обслуживание уже включена в чек (в таком случае в конце счета увидите надпись «Service» с определенной суммой). Однако некоторые официанты не стесняются напомнить, что чаевые в счет не включены (в ресторанах принято давать на чай 10% от стоимости заказа, но тут уж вам решать). Во-вторых, чтобы не приписали лишнего (о казусе в ресторане «Славия» написала выше). Резюмируя про гастрономию скажу, что фанатом чешской кухни я не стала: что-то понравилось больше, что-то не понравилось совсем. Но это не значит, что чешская кухня не понравится остальным.

О некоторых бытовых моментах. Бесплатные туалеты есть во всех ресторанах и музеях города.

С обменом валют в Праге тоже никаких проблем. В городе масса обменников, правда нужно найти лучшие, не с грабительским курсом. Нам напрягаться с поисками не пришлось — выгодные обменники найдены путешественниками задолго до нас. Мы лишь направились на пересечение улиц Opletalova и Politickich veznu, расположенными чуть правее от Вацлавской площади, если следовать вперед от памятника Святому Вацлаву. Именно там самые выгодные «арабские» обменники.

Питьевую воду, сигареты, пиво можно приобрести в небольших магазинчиках, разбросанных по всему городу. Цены в них на одну и ту же единицу продукции могут существенно отличаться (например, бутылка воды объемом 1,5 л в магазине в районе Вацлавской площади и Индржижской башни стоит 14–16 крон (0,5–0,6 евро), она же в магазинах на Староместской площади стоит уже 75–80 крон (2,9–3,1 евро), на территории Пражского града вода объемом 0,5 л! стоит уже 100 крон (3,9 евро).

Несколько слов о передвижениях в пределах города. Для нас было предпочтительнее передвигаться пешком, поскольку расстояния между желаемыми пунктами экскурсионного плана были не такими уж огромными. Однако, этих самых пунктов было ОЧЕНЬ много. Поэтому транспорт эксплуатировали, когда ноги гудели до такой степени, что, казалось, идешь не по асфальту или брусчатке, а по раскаленным углям.

Пользоваться транспортом в Праге одно удовольствие! В метро всего 3 ветки, расстояния между станциями минимальные. На информационных стендах у трамвайных путей и метро размещены схемы всех маршрутов. Билеты на транспорт (йезденки) стоят 24 кроны (12 — для детей до 15 лет) на 30 минут, 36 крон (18 крон) на 90 минут. Есть и проездные на разное количество дней. Удобно, что йезденки действительны во всех видах транспорта (фуникулёре в том числе), но строго в указанное время. Приобрести йезденки можно в автоматах в метро (там всё очень просто, даже я, которая с техникой на «Вы» разобралась с первого раза) или в табакериях (тех самых небольших магазинчиках, в которых продаются пиво, вода, сигареты). Имейте в виду, что в магазинчиках не всегда они могут быть, или может не оказаться нужного (льготного для ребенка, например). По этой причине однажды нам пришлось познакомиться с автоматом в метро.

Заранее мониторила вопрос оформления справки для бесплатного проезда для ребенка. Её можно оформить для детей от 6 до 15 лет. Для этого нужен документ, удостоверяющий личность ребенка с фотографией (загранпаспорт — идеальный вариант), фотография 3,5×4,5 см и документ одного из родителей. Цена справки (пруказки) — 20 крон. У нас банально не оказалось фотографии нужного размера, а если учесть расходы на фотографирование и то количество раз, когда пришлось воспользоваться транспортом, нам такая справка оказалась невыгодной.

Не забывайте компостировать в транспорте билет! Штраф за безбилетный проезд (проезд с не прокомпостированным билетом тоже считается таковым) 800 крон (31 евро).

Коротко об общих впечатлениях. Прага очень уютный, комфортный город для туриста по многим параметрам! Здесь доступные цены на проживание и питание, удобные транспортные развязки. На любом виде транспорта (трамвай, метро) в течение 15–20 минут можно добраться до знаковых достопримечательностей города. И, вместе с тем, он компактный для пеших прогулок любой дальности (в один из дней мы поставили очередной личный рекорд, прошагав 22 км (более 32 тыс. шагов)!!! Упоминать о самих достопримечательностях, думаю, не стоит, факт их наличия в огромном количестве в Праге очевиден без слов.

О наших передвижениях по Праге и экскурсионной составляющей расскажу отдельно.

А для тех, кто по какой-то случайности ещё не доехал до Праги и раздумывает — стоит ли, скажу, что думать не нужно, нужно ехать и наслаждаться! Прага прекрасна!!! Особенно поздней весной! А чтобы окончательно развеять сомнения, добавлю немного ярких красок цветущей майской Праги.