Турист Екатерина Кузьмина (Masterkatya)
Екатерина Кузьмина
была 29 ноября 2018 13:30

Май 2018

Крокодил Гена, Тимур и его команда, пионерские костры, детские рисунки и даже уборные на улице — как в советских пионерлагерях. Соскучились по такой романтике? Езжайте в Переделкино!

Переделкино. Назад в детство

Тот, кто родился в СССР, скорее всего, что-то слышал о Переделкине. Это слово из детства, и главная ассоциация — с именем Корнея Чуковского. Впервые он приехал сюда незадолго до Великой Отечественной войны, а в 50-е годы обосновался в посёлке окончательно.

Конечно, Чуковский — не единственный известный обитатель Переделкина. Здесь в разные годы жили Борис Пастернак, Илья Ильф и Евгений Петров, Вениамин Каверин, Лев Кассиль, Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Константин Симонов, Александр Фадеев, Чингиз Айтматов, Константин Паустовский… И это только малая часть внушительного списка. Чем творческих людей привлекал этот посёлок? Сейчас расскажу.

Переделкино. Назад в детство

В конце двадцатых годов прошлого века Сталин стал понимать, что первые завоевания социализма необходимо идеологически поддерживать и обосновывать. Так пришёл конец авангарду и возник соцреализм. В начале тридцатых из-за границы вернулся Максим Горький — специально для того, чтобы стать главной фигурой нового литературного направления и возглавить созданный Союз писателей СССР. Именно он предложил Сталину основать писательский посёлок в Переделкине — здесь ему как-то особенно легко дышалось. Строительство началось в 1934 году между двумя деревеньками — Лукино и Измалково, на реке Сетуни и ее притоке Переделке.

Если соберётесь поехать, есть варианты добраться до Переделкина по железной дороге, на машине и даже на метро! Один из главных плюсов посёлка — близкое соседство с Москвой. Электричка отправляется с Киевского вокзала, время в пути примерно полчаса. На метро едем до свежеоткрытой станции Новопеределкино (или предыдущей — Боровское шоссе, не принципиально). До места придётся пройти около трёх километров. На машине поедем по Можайскому шоссе и, как говорится, не успеем разогнаться, как вот оно — Переделкино, примерно в 10 километрах от МКАДа.

Люди оставляют машины прямо на обочине, здесь за это никто не порицает, но мне больше нравится нормальная парковка у храма князя Игоря Черниговского, недалеко от главных ворот кладбища.

Переделкино. Назад в детство

Гулять в Переделкине и окрестностях можно с любого места в любом направлении. Вот бредёшь себе по дороге вдоль забора среди высоченных деревьев, вдыхаешь свежий загородный воздух и вдруг замечаешь, что ограда как-то красиво изменилась. А это рисунки полувыцветшие появились! Когда среди них не без труда начинаешь узнавать муху-цокотуху, Айболита и крокодила Гену, понимаешь, что до дома-музея Корнея Чуковского рукой подать.

Переделкино. Назад в детство

По ощущениям, это место не очень сильно изменилось с того времени, как здесь жил Чуковский.

Место классное, среди леса, не зря Чуковский писал о нём в дневниках: «Это самая любимая моя комната из всех, в каких я когда-либо жил»; «Зелень кругом такой огненной яркости, какой я еще никогда не видал».

Переделкино. Назад в детство

Мы были в Переделкине два раза, но в дом-музей Чуковского так и не попали: сначала случился выходной, а потом время не совпало: просто так в дом не зайдёшь, только с организованной экскурсией, а они проводятся не то чтобы очень часто.

Зато вдоволь погуляли по округе. Вот здесь, на своем участке, Корней Иванович проводил знаменитые костры для детей из окрестных деревень, санаториев и пионерских лагерей.

Переделкино. Назад в детство

А вот то, что гораздо резче, чем поляна для костра, проявляет воспоминания о советских пионерлагерях.

Кстати, на территории дома-музея и сегодня проводятся интересные мероприятия для детей. И это здорово.

Чуковский прожил в Переделкине до своей смерти в 1969 году и похоронен здесь же, вместе с женой, дочерью и внучкой.

Немалую часть жизни в писательском посёлке провёл ещё один известный литератор — Борис Пастернак — и здесь же находится его могила.

Переделкино. Назад в детство

В Переделкине он работал над романом «Доктор Живаго», переводами и несколькими стихотворениями, объединёнными под названием «Переделкино». Если вам интересно узнать, где Пастернак жил и творил, зайдите в его дом-музей. Здесь всё рядом.

Здесь же, на Переделкинском кладбище, похоронен поэт и переводчик Арсений Тарковский и установлен крест в память его сына Андрея.

Вообще, бродя по Переделкинскому кладбищу, открываешь много нового. Здесь есть коммунистический уголок.

Переделкино. Назад в детство

Для того, чтобы превознести человека за большой стаж в партии, пренебрегали исторической точностью. Ну какая КПСС в 1905 году?!

Есть и ошибки, наспех и криво исправленные. Сразу три на одной плите.

Сегодня от былой творческой атмосферы в Переделкине мало что осталось. После распада СССР начался передел имущества, и правовой статус большинства литературных дач до сих пор не определён. Многие дома заброшены.

Переделкино. Назад в детство

Кое-какие из владений приватизированы, и на месте старых построек возникли роскошные особняки. Дом творчества писателей превращён в средней руки дом отдыха-гостиницу.

Но что бы здесь ни менялось, Переделкино остаётся одним из самых моих любимых мест Подмосковья. Идёшь куда глаза глядят среди дач и частокола столбов с клубками электропроводов, и почему-то возникает навязчивая ассоциация с «Тимуром и его командой», хотя знаешь, что Гайдар никогда не жил в Переделкино.

То случайно наткнёшься на какую-нибудь прелесть, вроде предупреждающих надписей и картинок на заборах.

Переделкино. Назад в детство

Судя по дизайну, возраст этой таблички про ноги не один десяток лет.

Вот так, улицу за улицей, мы обошли посёлок и вернулись к тому месту, откуда, оставив машину, и начали нашу прогулку…