Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была 8 мая 18:10
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Теотиуакан де Ариста — Мексика Июль 2018

В часе езды от Мехико находится чудо света — заброшенный древний город Теотиуакан, который является одной из самых известных достопримечательностей в Латинской Америке. История его полна загадок и тайн, и он до сих пор активно изучается исследователями.

Этот город представляет собой невообразимое зрелище: среди невысоких холмов, окружающих долину в 45 километрах от Мехико, выделяются пирамиды удивительно правильной формы, по размеру которым нет равных во всем мире, а вскоре можно увидеть весь таинственный город, название которого переводится как «Город Богов». В свое время Теотиуакан был важным церемониальным и городским центром. Эта религиозная столица находилась в расцвете еще за тысячу лет до прихода сюда ацтеков. Когда же они обнаружили его, город был уже несколько столетий заброшен…

И до сих пор археологические исследования не могут дать ответа на вопрос: зачем и при каких обстоятельствах жители города покинули его? Кто его построил и для чего? Сегодня в Теотиуакане находится огромный археологический комплекс, который можно назвать мексиканским музеем под открытым небом.

Этот город привлекает ежегодно миллионы туристов со всего мира, а по энергетике может сравниться с Мачу Пикчу в Перу. Стоит ли говорить, что я горела желанием его посетить… Поэтому один из дней в Мехико был целиком отдан загадочному городу…

Теотиуакан — место, где рождаются боги

Как добраться. Логистика. Стоимость билетов.

Добраться до Теотиуакана из Мехико не составит труда: с Северного автовокзала (станция метро и вокзал — Mexico Norte) каждый час отправляются автобусы. Найти их легко: зайдя в здание терминала, свернуть налево и пройти мимо многочисленных стоек автобусных компаний до гейта № 8, рядом с ним — окошко и касса с надписью «Autobuses Teotihuacan» и нарисованной ступенчатой пирамидой. В кассе есть возможность приобрести сразу 2 билета — туда и обратно: это удобно, поскольку автобус проходящий, и Теотиуакан — не конечная его остановка.

Билет в одну сторону стоит 52 песо (3 доллара), в обе — 104 (около 6 долларов). Время отправления указано конкретное, в обратном билете — открытое, то есть можно по билету проехать на любом автобусе в любое время в течение дня. Это очень удобно, не придется спешить и пытаться уложиться в сроки: город не терпит суеты…

Автобус едет примерно час, водитель громко объявляет «Пирамидас», выходить вы будете явно не одни: туристов всегда достаточно. В этих автобусах я впервые наблюдала за местными жителями, которых на последующих остановках зашло немало: настоящие индейцы и метисы с котомками, сумками и даже животными (рядом села миленькая бабулька в пестрой одежде и с котенком в коробке) — ехать очень занимательно. К тому же по пути открывается панорамный вид на окрестности Мехико и на трущобы, раскрашенные, несмотря на бедность, во все цвета радуги. От этого даже самые ветхие дома смотрятся нарядно: типичный стиль Латинской Америки, а в пасмурной столице — праздник вдвойне.

Автобус останавливается у двух входов в город: вдалеке от пирамид и напротив пирамиды Солнца. Очень рекомендую выходить сразу у первого входа: дойти до пирамид по легендарной дороге мертвых, через раскопанные котлованы, по пути забредая внутрь улочек и любуясь кактусами, — этот путь обязателен для всех! Его огромный и главный плюс — не нужно возвращаться: в обратный путь можно отправиться от входа № 2 напротив главной пирамиды. Это очень удобно, поскольку расстояния огромные, а после подъема на пирамиды сил не останется, и выход напротив будет, как награда.

Преодолев небольшой путь и выйдя на остановке, сразу попадаешь в параллельный мир… На километры вокруг — только редкие холмы и многочисленные кактусы… Эти растения я увидела именно тут впервые в стране и большей концентрации не было нигде, пожалуй, кроме Оахаки и ее парка кактусов, но там они высажены специально, а в Теотиуакане — естественные, иногда — просто рощи.

Вот он, город Богов, точнее, пока только вход, который стоит 70 песо. А дальше предстоит длинный путь в древность и загадки…

История и достопримечательности

Об истории города известно немного: больше вопросов, чем ответов. Теотиуакан ведет свою историю с V века до. н. э. По крайней мере, ученые установили, что в это время были уже некоторые постройки. Город был обширным центром жизни и занимал гигантскую площадь — более 25 кв. км. Здесь были широкие улицы, дома, кварталы ремесленников и множество храмов и пирамид, сохранившихся до наших дней. Но о повседневной жизни горожан ученым мало что удалось выяснить, их быт и нравы до сих пор остаются загадкой.

Город построен по четким канонам: все улицы идут под прямыми углами, образуя практически идеальную симметрию. Главная улица города имела (и сейчас сохранилась) длину более 2 километров и ширину 40 метров. Сейчас все ее знают, как дорогу Мертвых. Вдоль нее были выстроены самые значимые здания — храмы, дворцы и те самые огромные пирамиды, сохранившиеся до наших дней — пирамиды Луны и Солнца. Считалось, что эти два главных светила также родились в городе богов.

Теотиуакан — место, где рождаются боги

Ранее полагали, что город каким-то образом связан с ацтеками, но ученые установили: когда ацтеки в XV веке пришли на эти земли и обнаружили город, он был уже 700 лет заброшен. Из-за гигантских пирамид и построек ацтеки придали ему религиозное значение и назвали Теотиуакан, что в переводе с их языка означает «Место, где рождаются боги». Ацтеки сделали его чем-то вроде греческого Олимпа, используя для массовых празднеств, ритуалов и церемоний, а пирамиды стали главными площадками для обрядов и жертвоприношений.

Если в Мехико меня сопровождали тучи, то здесь было такое яркое солнце, что даже некоторые фото были засвечены лучами. И температура здесь несколько выше, даже было жарко: такой вот микроклимат.

Теотиуакан — место, где рождаются боги

Территория города поражает всякое воображение: гигантская территория, а пирамиды — где-то на горизонте. Тени почти нет, если не считать небольшого (явно естественного происхождения) садика кактусов, которые, подобно деревьям, давали тень. Здесь можно отдохнуть перед большим марш-броском к главным целям города.

Две пирамиды — Луны и Солнца — признаны самыми большими в обеих Америках. Высота пирамиды Солнца составляет 64,5 метра, немногим ей уступает вторая пирамида — Луны — 42 метра.

У входа № 1 встречает посетителей огромная Цитадель: вопреки ассоциациям по названию, это площадь, которая в свое время служила местом для массовых собраний и празднеств. Вмещала она до 100 тысяч человек. На ней же расположены руины храма Пернатого Змея — Кетцалькоатля — главного божества ацтеков.

Теотиуакан — место, где рождаются боги

От Цитадели вид на город и пирамиды открывается панорамный: они кажутся просто крошечными!

Теотиуакан — место, где рождаются боги

Дорога к ним идёт сквозь раскопанные котлованы, то вверх по ступеням, то вниз, отчего сил не остается еще до приближения к гигантам. Но дорога настолько живописная и интересная, что усталость уходит на второй план, уступая место жажде приключений.

Здесь очень бросается в глаза необычная кладка: камни собраны вместе не просто так, а образуют как будто узоры. Ох, как напоминает это Мачу Пикчу! Но мексиканский его вариант производит не меньшее впечатление!

Теотиуакан — место, где рождаются боги

Пока доходишь до пирамиды Солнца, все вокруг кажется таким небольшим и привлекательным, хотя и загадочным…

Теотиуакан — место, где рождаются боги

Но внезапно вырастающая громада пирамиды не оставляет ощущения реальности… Как, кто и когда построил это?

Теотиуакан — место, где рождаются боги

По мере приближения к одной из главных достопримечательностей города погода стала портиться: как будто древние боги затянули яркое небо тучами, не одобряя попытки тысяч туристов взобраться на вершину их владений. Действительно, все, кто приезжает в Теотиуакан, поднимаются наверх, туда, где раньше был храм Солнца. Это место считалось ранее самым почитаемым в городе, а теперь эстафету переняли туристы. Конечно, мимо пройти я не могла.

248 ступеней — вроде бы не очень много, но какие они там! Высокие, очень крутые и узкие, а народу в разы больше, все идут сплошным потоком, из-за этого передохнуть почти нереально. Каждый пролет — своеобразное испытание. В Мехико 2200 м высоты над уровнем моря почти не ощущается, но здесь, при подъеме появляется и знакомая одышка, и нехватка кислорода. Но после каждого пролёта есть площадка, где можно передохнуть и увидеть все более обширную панораму города.

Теотиуакан — место, где рождаются боги

Последний участок подъема самый крутой и узкий, оттого и дается тяжелее всего. Но виды оттуда сказочные! И пасмурная погода лишь дополняет эффект потустороннего!

Теотиуакан — место, где рождаются боги

В это время даже начался моросящий дождь, который именно здесь пришелся очень кстати: впечатления таинственности сложились.

Вообще по энергетике город смело может конкурировать с Мачу Пикчу, не зря мексиканцы до сих пор почитают его, как место силы, и каждые выходные приезжают сюда заряжаться. В целом жители Мексики обожают путешествовать по своей стране и в одиночку, и целыми семьями: во всех городах я встречала огромное количество именно мексиканских туристов, и это говорит о многом. И Теотиуакан — не исключение.

Проведя в общей сложности полдня в божественном городе, я ничуть не стремилась обратно: он как будто держал… Но ноющие ноги молили о пощаде, и я им уступила. Дойдя до пирамиды Луны и еще немного погуляв там, я отправилась к выходу № 2, который, как писала, оказался прямо напротив пирамиды Солнца, что очень удобно. На выезде порадовали и виды самого городка Теотиуакан-де-Ариста, где также все гармонирует с расположенными вблизи руинами.

Теотиуакан — место, где рождаются боги

Путь назад прошел так же незаметно, за просмотром пейзажей за окном и огромных частей агломерации Мехико. Теотиуакан был одной из главных моих целей в Мексике, и придал столько сил и энергии, что успела в тот же день добраться до главной святыни континента — базилики Девы Гваделупской и не просто добраться, а досконально и пристально ее обойти и вкусить ауру, витающую там. От двух таких энергетических центров в один день бешено колотилось сердце, и был задан ритм всего путешествия: по максимуму, по полной, навстречу приключениям! И предстоящие города уже были нипочем…

P. S. Немного о сувенирах. В Теотиуакане продают свои изделия ремесленники, просто носят по территории или стоят в лотках на выходе. Есть неплохое серебро, но главное — разные столь популярные в Мексике кричалки-пищалки с рыком ягуара, уханьем птицы и т. п. здесь стоят просто копейки: 2 глиняные «сопелки» продавец отдала мне всего за 50 песо! Для сравнения цены на юге доходят до 200 песо (Чичен-Ица, Паленке и даже рынки). Поэтому те, кто хочет привезти диковинки в подарок — приобретайте их в Теотиуакане: будет, о чем рассказать друзьям (место покупки), и прилично сэкономить.