Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 10:45
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Коломна — Россия Август 2018

Листая страницы истории нашей страны, поневоле натыкаешься на города, обладающие древней и славной историей. Один из таких городов — Коломна. Основанный в XII веке как пограничный пост Рязанского княжества, он прошёл нелёгкий путь от восточного рубежа русских земель до самого густонаселённого города Подмосковья в XIX веке. Это — дорога от Руси к России длиною в восемь веков.
Сегодня дорогу в Коломну проще всего отыскать на Казанском Вокзале Москвы. Электричка приходит на одноимённую ж/д станцию. Вероятно график движения местных автобусов согласован с движением поездов — когда я вышел из электрички на остановке уже стоял автобус.

Дорога от Руси к России

От ж/д станции до исторического центра города около 2 км. Это явно не то расстояние, которое было бы сложно преодолеть пешком. Через каких-то полчаса я уже был в историческом центре города на Площади Двух Революций — 1905 и 1917 года. Помимо одноимённого мемориала, белоснежный Владимир Ильич здесь указывает дорогу, видимо, к Светлому Будущему™.

За площадью уже начинается Коломенский Кремль — то что осталось от некогда грозной крепости. Сейчас от крепостной стены осталось только два прясла. Одно из них, южное, находится у самого входа в Кремль. Здесь представлено несколько картин современных художников, посвящённых знаковым событиям в истории Коломны — нападение татар в 1237 году, прибытие Дмитрия Донского в Коломну в 1380 году.

Дорога от Руси к России

За остатками стены начинается красивая и широкая улица Лажечникова.

По левую сторону от неё находится Брусенский Женский Монастырь

Если пройти немного дальше от улицы, то мы окажемся у ещё одного прясла Крепостной Стены, Западного — второго из сохранившихся её фрагментов.

В нём находятся Михайловские Ворота, сделанные при возведении стены в 1520-е годы. Названы они так по расположенной неподалеку церкви Архангела Михаила.

Дорога от Руси к России

В 2007 году за крепостной стеной был установлен памятник Дмитрию Донскому в честь победы русских войск в Куликовской Битве. Ведь именно в Коломне московский князь собирал своё войско.

Если вернуться на улицу Лажечникова то по другую её сторону будет очень интересный Музей Патефонов. Дело в том, что в 1933 году в Коломне был основан патефонный завод союзного значения. Он не уступал продукции других граммофонных заводов страны. В экспозиции множество самых разных патефонов. И что самое интересное — они рабочие.

Дорога от Руси к России

В моем доме — тысяча пластинок,
В моем доме даже по ночам
Либо рок-н-ролл в старинном стиле,
Либо шлягер в стиле баббл-гам.

Уже не совсем патефоны — а радиолы и электрофоны. На первом фото — Вега-323. В детстве у меня была Вега-109 с точно такой же головкой звукоснимателя и полупрозрачной крышкой. Ну, а Ригонду на втором фото, наверное, все узнают.

Дорога от Руси к России

Если продолжить двигаться по улице Лажечникова то можно выйти на набережную Москвы-реки, на которой есть очень красивая клумба под названием Блюдечко.

Вид на реку открывается очень живописный.

Здесь же, в конце улицы Лажечникова, в бывшем здании городской усадьбы, находится Коломенский Краеведческий Музей.

Дорога от Руси к России

Можно посмотреть на макет Коломенского Кремля — такого, каким он был в XVI веке.

А также деньги во времена различных русских правителей

Дорога от Руси к России

и целый клад 5-копеечных монет эпохи Екатерины II.

Двигатели и локомотивы XX века.

Дорога от Руси к России

Рядом с музеем — экспозиция военной техники.

Если двинуться от улицы Лажечникова на восток, то мы попадём на Соборную Площадь. С западной её стороны расположен дом, в который в 1911–1913 годы к родственникам приезжал русский писатель А. И. Куприн.

Дорога от Руси к России

На самой Соборной Площади, как следует из её названия, расположено несколько богоугодных заведений. А в центре её — красивые клумбы.

Бывшее приходское соборное училище, а ныне — ООШ № 3. Коломенским школьникам можно только позавидовать.

Дорога от Руси к России

Успенский Собор второй половины XVII века был возведён на месте древнего храма XIV века. Внутри — 4 колонны, всё очень красиво расписано.

Также с северной стороны площади — памятник Кириллу и Мефодию.

Немного необычная Тихвинская церковь середины XIX века — сама церковь из красного камня, а колокольня — из белого.

Дорога от Руси к России

Самый старый храм на Соборной Площади — Храм Воскресения Словущего XIV века.

Также на Соборную площадь выходит Ново-Голутвин Монастырь, основанный в 1799 году.

Двигаемся дальше на восток. Здесь не сохранилось крепостной стены, зато сохранились Пятницкие Ворота. Дорога за ними — пожалуй самый значимый отрезок пути от Руси к России. По этой дороге шёл Дмитрий Донской (тогда ещё просто князь московский Дмитрий Иванович) во главе сборной русской рати на Куликово Поле. Его сын, Василий Дмитриевич, отсюда выступил на сражение с завоевателем мира Тамерланом. Отсюда Иван III, основатель Русского Государства, выступил на последнего хана Большой Орды, нашествием которого на Руси закончилось татаро-монгольское иго. В 2014 году Город-Музей отреставрировал и оставил открытой историческую мостовую у Пятницких ворот на пямять о том, что все мы живём в стране, которая начиналась на этой Дороге.

Дорога от Руси к России

За воротами находится несколько магазинов-музеев, стилизованных под старину. Можно купить ароматное мыло и не менее ароматные калачи. И заодно сходить на экскурсию.

Стена напротив также стилизована под старину. Жаль припаркованные авто не стилизованы под дилижансы XIX века.

Дорога от Руси к России

Начало моего рассказа было сконцентрировано вокруг улицы Лажечникова. Кем же был Лажечников, раз его имя до сих пор носит центральная улица Коломенского Кремля? Чтобы ответить на этот вопрос, мы вернёмся к площади Двух Революций, недалеко от которой находится Усадьба купцов Лажечниковых.

Экспозиция в доме, некогда принадлежавшего купцу Ивану Лажечникову, представляет собой иллюстрацию жизни типичной купеческой семьи.

Дорога от Руси к России

В музее представлены предметы быта XIX века.

Сейчас мало кто помнит имя Ивана Лажечникова. А между тем он был не просто купцом, он был также и писателем, и более того — одним из зачинателей русского исторического романа.

Дорога от Руси к России

Лажечников вёл активную переписку с А. С. Пушкиным. Зная, что тот пишет историю Пугачева он отправлял ему рукопись, на которую Пушкин опирался при написании.

В мемориальной комнате воссоздан интерьер московской квартиры одной из дочерей Лажечникова.

Дорога от Руси к России

В ещё одной комнате — непременные атрибуты чаепития XIX века. А именно — посуда и самовары.

Коломна — прекрасный древний русский город. В нём есть всё — богатая военная история, древние церкви и храмы, а также объекты, демонстрирующие ощутимый вклад Коломны в культуру и искусство. И посетить этот город стоит хотя бы ради того, чтобы всего за несколько часов пройти вместе с Коломной путь от Руси к России длиною в восемь веков.