Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 14:11
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Мехико — Мексика Июль 2018

Итак, Мехико, первая веха на большом мексиканском пути… Начать отсюда вояж по городам я хотела всегда: не с курорта, не с колониальных городков, а именно со столицы. Во-первых, логично: прилететь с страну и познакомиться (путь и очень бегло) с главным городом, во-вторых, плавное погружение в культуру: не сразу в гости к индейцам или в джунгли, а все же плавно, прикасаясь к реалиям новой жизни и познавая их.

Путь до Мексики был долгим из-за двух пересадок: в Париже и Гаване. Но это были на момент покупки самые бюджетные билеты из СПб (да и из Москвы тоже), поэтому, не раздумывая, ухватила их. В Париже 4 часа, в Гаване — целая ночь в аэропорту, и вот, наконец, Мехико! Город не просто огромный, он — гигантский! До вояжа много читала и слышала отзывов, что город очень масштабный по размеру, но воочию увидела его впервые с борта самолета и поняла, что все правда: с неба даже не было видно его краев! Это даже немного напугало: каково же там будет гулять, в таком муравейнике?

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Пограничные формальности, заветный штампик с паспорт на 180 дней пребывания (как бы хотелось использовать их все!), тщательная проверка багажа (впервые открывали у всех чемоданы и основательно рыли вещи) и — свобода!

Аэропорт им. Бенито Хуареса большой, просторный, но после Шарля де Голля показался очень уютным. По прилету сразу занялась поисками обменников, которых в аэропорту десятки, и курс самый выгодный в стране. Выбор большой, предложений масса, в результате выбрала самый выгодный: 1 доллар = 19,35 мексиканских песо. Решила не рисковать и обменяла там все свои 900 долларов на 22 дня. И правда потом, где ни смотрела курс по городам, он был ниже: к югу снижался ощутимо, достигнув уже в курортной Плайе дель Кармен отметки в 17,05 песо за 1 доллар. Так что не проходите мимо. Деньги в Мексике очень красивые — разноцветные и с пленочными вклейками, расписанные узорами и украшенные видами основных достопримечательностей страны.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Погода в городе тоже своеобразная. Мексиканскую столицу называют «Городом вечной весны», и не зря: круглый год в Мехико комфортная погода: не холодно — не жарко. Все из-за того, что город расположен на высоте 2200 м над уровнем моря и окружен холмами, что и делает его микроклимат приятным. Дышится там отменно! В середине июля было +22 градуса, в основном пасмурно, но солнце проглядывало из-за облаков, напоминая о лете. Гулять приятно, не жарко, спать комфортно. Вечером или ночью шел дождь

С жильем проблем нет: выбор и хостелов, и отелей на любой вкус и кошелек. Важно выбрать район поближе к центру: и безопаснее, и удобнее с точки зрения перемещений. По акции раннего бронирования удалось взять в Мехико очень неплохой отельчик — Hotel Isabel, расположенный на одноименной улице Isabel La Catolica. Это самый центр старого города, до главной площади Сокало минут 10 пешком. На этой улице расположена станция метро Isabel La Catolica (розовая ветка), что также удобно с точки зрения логистики. Отель обошелся по цене хостела: 300 песо (15 $) за ночь. Завтрак не включен, но есть ресторанчик и бар внутри (цены выше среднего, лучше в окрестных домах поискать, выбор большой). Номер просторный, 2 окна, 2 кровати, туалетный столик, ТВ и сейф. Из интересностей — раковина в номере, а удобства все — на этаже, но не один туалет и душ, а несколько: примерно на 4–5 номеров. Был санузел напротив номера прямо, чисто, удобно. В стоимость входит 1 литр питьевой воды в сутки, тоже приятный бонус. Сам отель выполнен в колониальном стиле: внутри здание полое, много зелени и колонн. Провела в нем 3 ночи, очень приятно все и продуманно.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Метро в Мехико — отдельная тема для разговора. После питерской подземки — мрак, но стоимость проезда — всего 5 песо (четверть доллара)! Этим и оправдывает. Но на этом плюсы и кончаются… Длинные коридоры, которые достигают 2 км в длину (!), служат переходами между станциями, и их не избежать: каждая поездка к значимым достопримечательностям и автовокзалам будет с минимум одной, а то и двумя пересадками. Но больше бросается в глаза полное отсутствие эскалаторов: на спуск и подъем, между станциями и т. п. — везде. Один раз только видела его, но в таком месте, где как раз можно подняться пешком. Даже с рюкзаком за спиной сложно ездить в метро, а уж с чемоданом… Но снова цена в 5 песо взяла свое. На такси я передвигалась всего пару раз, когда спешила. Главное найти машинку со счетчиком, тогда поездка выйдет в 2–3 раза дешевле. Например, до музея антропологии от центра в отеле мне предложили за 180 (!) песо доехать, потом на улице водитель такси сказал назвал цену 110 песо, а по счетчику я доехала в итоге за 65 песо! И так везде. Машинки приятные, по городам каждое такси имеет свой цвет и символику города. Да и город сам очень интересный, стоит гораздо большего внимания, чем 2-дневный пробег… В Сан-Кристобале познакомилась с девочкой из Москвы, она жила в Мехико больше 2 недель и все равно мало было.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Раз уж пошли организационные моменты, скажу про безопасность. Вопреки всем байкам, не заметила ничего подозрительного ни разу: ловила такси на улицах, передвигалась на метро в разное время суток, один раз проехала на метробусе. Все цивилизованно и спокойно, местные до того привыкли к туристам, что не обращают на них никакого внимания. Конечно, в любой стране (в том числе в нашей) нужно соблюдать элементарные правила безопасности, но так вот глобально бояться не стоит. Есть и бомжи, и разные личности, но если их не трогаешь, они сидят себе мирно. Люди в Мехико занятые, все куда-то спешат, но есть и часть вальяжных — безработных, видимо. Их много, в центре в том числе, но никакого агрессии от них не исходило. Вечерами тоже гуляла, туристов много в основном у Сокало, дальше по улицам количество снижается. Много местных, но опять же, все спокойные. Стоит обратиться за помощью, сразу на лицах появляются улыбки, и люди с радостью подсказывают дорогу или какие-то моменты. Вообще мне было во всей стране очень комфортно в этом плане, ни разу не ощущала опасность или тревогу даже.

Несмотря на огромное число жителей (с пригородами — более 20 млн человек) в городе нет давки и тесноты, как может показаться. Как-то жители распределяются равномерно. В метро тоже нет большого потока людей днем, но к вечеру центральные станции лучше обходить стороной: давка, переполненные вагоны и человеческий муравейник. А утром и днем — красота! Чем и пользовалась. Общественный транспорт ездит по особой выделенной полосе, тем самым минуя пробки, которые в Мехико одни из самых плотных в мире.

Еще Мехико не обошло такое явление, как трущобы, но расположены они в основном в пригородах. В городе часто небо серое, поэтому их красят в яркие цвета, да и вообще из-за любви к ярким краскам, как и во всей Латинской Америке. Рассмотреть их в полной мере можно по пути в Теотиуакан: дорога идет по верхней трассе, отчего все постройки и районы видны, как на ладони.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Так получилось, что город видела либо рано утром, либо вечером, но в этом тоже есть своя романтика: утром нет толп туристов, можно вдоволь побродить по пустынным улочкам, а вечером — окунуться в туристическую атмосферу.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Первый день (не прилета — следующий, полноценный) был посвящен пирамидам Теотиуакана, о которых будет отдельный рассказ, место стоит того. После насыщенного дня хотелось лечь и спать: небольшая, но все же высота над уровнем моря, путь на пирамиду Солнца и вообще почти полдня хождения по руинам настраивали на отдых. Но сжатые сроки диктовали свои условия.

В Мехико у меня была главная цель, ради которой, по сути, и включила город в маршрут: базилика Девы Марии Гваделупской, точнее, целый комплекс храмов, находящихся на месте, где Дева явилась людям почти 500 лет назад. Эту святую и ее образ я почитаю давно, считая своей покровительницей. 12 декабря — день ее явления и мой день рождения, а Дева Гваделупская — покровительница всей Латинской Америки. Это хоть немного объясняет мою неуемную тягу к этому региону в целом и к Мексике, в частности. В прошлом году в Лиме нашла ее статуэтку, привезла домой, и с тех пор чувствую какую-то поддержку. В общем, базилики и так являются одной из главных туристических достопримечательностей, а у меня была еще и такая миссия своя.

Возвращаясь из Теотиуакана и рассматривая схему метро, я увидела, что станция La villa basilica (красная ветка) находится совсем рядом от вокзала Мехико Норте, куда уже через час возвращалась. Оценив количество времени и недолго думая, я помчалась к одной из главных целей путешествий. Несколько станций, одна пересадка, и я на месте.

Базилика находится в одном из неблагополучных районов Мехико (как говорят), от метро идти еще минут 10 по небольшим пустынным кварталам. Но то ли на душевном подъеме, то ли в реальности — опасности я снова не почувствовала. Указатель висит, идти недолго, а у комплекса полно людей.

На огромной площади расположено сразу несколько храмов: самый древний, 1531 года постройки, два сооружения 17–18 веков и новый, построенный в 70-х гг. XX века.

Согласно легенде, в 1531 году зимой обычному крестьянину по имени Хуан Диего на холме Тепейяк явился образ Девы Марии, которая просила построить на холме храм. Он рассказал о своем видении епископу, но священнослужитель ему не поверил. Епископ выслушал индейца, но попросил, чтобы Дева Мария подтвердила сказанное каким-либо знамением. Тогда Хуан Диего отправился к холму Тепейяк, там к нему снова явилась Дева Мария. Хуан передал ей слова епископа, Богородица согласилась дать знамение и сказала юноше прийти на следующий день на это же место. Хуан пришел на второй день и увидел, что на бесплодной скале, несмотря на зимний период, расцвел пышный куст розы, а возле него стоит Дева Мария. Это и было её знамение. Богородица сказала Хуану, чтобы он взял розы, завернул их в свой плащ и отнес епископу. Хуан Диего пришел к епископу и его советникам, и развернул перед ними плащ. От уведенного все присутствующие упали на колени: на плаще Хуана невероятным образом оказался запечатлен лик Пресвятой Девы. Сегодня её считают покровительницей обеих Америк, как Северной, так и Южной. Каждый год около четырнадцати миллионов людей съезжается в Мехико, дабы посетить базилику, в которой находится образ. Многие люди преодолевают каменную дорогу к храму на коленях и молятся каждый о своем чуде. И эти чудеса происходят.

После этих событий на холме Тепейяк возвели храм в честь Божьей Матери, который впоследствии превратился в центр паломничества.

Первая веха на пути — главный храм (хотя и самый новый), где находится образ.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Внутри он огромный, вмещает десятки тысяч человек. Выполнен он в современнои и необычном для храма стиле. В центре алтаря находится та самая икона Девы Марии.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Входя в храм, я дрожала от чувства свершения мечты, а как только села на скамью, началась служба! Настоящая, полуторачасовая, со всеми обрядами, большинство из которых видела впервые. И после нее поняла, почему латиноамериканцы так любят ходить в церковь: то чувство единения с каждым и участие не сравнить ни с чем! В конце службы тоже ждал сюрприз: монахиня ходила по рядам с мешочком для пожертвований и взамен давала иконку Девы с молитвой на обороте. Такой вот сувенирчик оттуда привезла!

Уйти из храма было сложно, но комплекс огромный и стоит внимания весь. Следующим объектом для осмотра стали два храма в центре. Ранее главной базиликой считался именно центральный храм 18 века (кто смотрел фильм «Есения», помнит сцены венчания там), но в притоком паломников решено было построить большой современный собор. Но эти два храма доступны по-прежнему для посещения, а их интерьер сохранен в такой степени, что сразу вспоминаются многие мексиканские фильмы и сериалы.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Чуть выше разбит красивейший скверик, засаженный тропическими растениями. В нем расположена скульптурная группа «Явление Девы Гваделупской»: в камне запечатлен момент появления иконы перед епископом, а вокруг все засажено красными розами, вторя легенде…

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

На пути к скверу установлен огромный памятник папе Иоанну Павлу II, который бывал в Мехико и почитал святыню.

В этом сквере также начинается лестница, ведущая вверх, непосредственно на холм Тепейяк. Она насчитывает 365 ступеней — по числу дней в году. Рядом с ней находятся статуи Девы Гваделупской и соответствующие мексиканские атрибуты — яркие пончо, сомбреро и ковры. Глядя на эти краски, можно провести там весь вечер, что я, по сути, и сделала.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

И только когда стало темнеть, опомнилась… День выдался невероятно насыщенным и долгим, но он задал ритм путешествия, стал его первой главой.

Далее мы с Мехико расстались на 2 дня, после чего встретились вновь. День был посвящен музею антропологии и центру города.

Музей антропологии в Мехико — это Мекка для любителей древностей и народоведения: в нем собрана вся история от незапятных времен до Конкисты и включены все племена, жившие на территории современной Мексики. 26 залов, 2 этажа и огромная территория с внутренним двором, где воссозданы в миниатюре все знаковые археологические памятники с разных концов страны. А залы бережно хранят все статуи, каменных идолов, предметы быта и даже целые фрагменты стен пирамид и святилищ!

В субботу вход был бесплатным — такой приятный бонус, да и такси сразу окупилось. Вообще вход стоит 70 песо.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Получив вожделенную схему залов и имея в запасе около 2 часов до закрытия (из-за дождя и дневного времени прибытия в город), я в буквальном смысле погрузилась в мир мексиканской старины.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Верх экспозиции — гигантский 19-тонный Камень Солнца — знаменитый календарь ацтеков. Вообще в зале этого народа я провела больше всего времени: в свое время активно изучала эту тему.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Невозможно за 2 часа обойти даже половину залов, каждый из них уникален. Лучше закладывать полный день и находиться в музее не менее 4 часов. И то, думаю, будет мало!

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

По пути в музей начался дождь, который растянулся на весь вечер. Летом в этих широтах сезон дождей, но в основном идут они вечером и ночью. О возвращении в отель и речи не могло идти: последний день в столице! Закутавшись потемплее в палантин, я поехала в центр на метробусе. Это двухэтажный автобус, как две капли воды похожий на обычный обзорный, но повторяющий ветки метро. Проезд в нем стоит 7 песо, но оплачивается специальной картой-проездным. Промучившись с этой системой и пытаясь узнать, как зайти в автобус, я, наконец, получила дельный совет от женщины-полицейской: зайти вместе с кем-то по его карте и отдать деньги наличными. На удачу рядом оказалась молодая супружеская пара, которая и помогла мне. До Сокало — главной площади метробус этот не шел, а повторял зеленую ветку, где ближайшаей станцией оказалась Hidalgo. Тем самым я убила сразу двух зайцев: начала путь издалека, чтобы в итоге попасть на площадь, а потом — в отель, а по пути расположены многие знаковые достопримечательности центра, которые и увидела.

Дождь не был помехой, к нему в родном Питере привыкла, а улицы и здания так казались еще более красивыми и необычными, даже таинственными. Пешеходные тротуары в центре исхожены туристами так, что даже отполированы, а дождь делает их просто глянцевыми, отражая фонари и подсветку.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Первая веха и одновременно — самая высокая постройка города — 182-метровая Torre Latinoamericana, небоскреб в 44 этажа, который выдерживает землетрясения до 9 баллов. На 43 этаже находится смотровая площадка, откуда Мехико виден, как на ладони. Но в последний вечер и уже почти в сумерках хотелось увидеть не панораму (с борта самолета была увидена более масштабная картина), а город, и необычный, дождливый и вечерний Мехико предстал передо мной во всей красе.

Маршрут этот описан у многих туристеровцев и в интернете в целом: пешеходный марш-бросок, который позволяет увидеть многие красоты города в обход обзорного автобуса или экскурсии. От башни неподалеку — парк Аламеда, главное здание которого — Дворец изящных искусств — уже зажглось красочной подсветкой, которая отражалась на мокром асфальте, играя красками еще больше. Это здание оперного театра, фасад которого украшают индейские (ацтекские) божества вперемешку с греческими покровителями творчества.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Здесь же бросается в глаза арка — вход в парк, на возвышении которой находится памятник единственному президенту Мексики индейского происхождения и национальному герою страны — Бенито Хуаресу.

А дальше — только успевай поворачивать голову на 360 градусов: «ось достопримечательностей» не дает заскучать. Здесь и многочисленные церкви, и дом с азулежу — португальской плиткой, построенный в 16 веке. Сейчас в нем расположен магазин и кафе.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Большая часть «оси» расположена вдоль пешеходной улицы Франсиско Мадеро, где вечером начинается настоящая туристическая феерия — кафе, рестораны, магазины сувениров и много людей.

Можно здесь увидеть и одно прижившееся явление — шарманщиков, которые играют на улицах столицы уже более 200 лет. Некогда переселенцы из Европы, теперь они — часть города и ее атмосферы. Такой вот синтез культур.

Незаметно для себя, разглядывая разношерстную толпу туристов и любуясь яркими огоньками зданий, слушая музыку, доносящуюся отвсюду, я добрела до Сокало — главной площади Мехико и одной из самых больших в мире. Ее главная достопримечательность, как и всей столицы, — кафедральный собор, который признан самым большим в латиноамериканском мире. Здесь же находится и президентский дворец, который возвели на месте резиденции последнего правителя ацтеков — Монтесумы.

Когда добралась сюда, было уже почти темно, площадь была оцеплена, на ней размещена огромная сцена, где местные знаменитости давали концерт. Это было так необычно, особенно вблизи собора, но никого не смущало — люди веселились, присоединилась к ним и я. Музыканты-битбоксеры активно заигрывали с публикой, а я все смотрела на громаду собора, который при свете фонарей был невероятно таинственным.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

У него очень долгая история — он строился аж 240 лет, но это явно того стоило: самый большой, самый красивый… Особенно поразила пристройка — церковь, фасад которой испещрен барельефами, резной настолько, насколько можно себе представить. А при свете фонарей и дождливой погоде… Все-таки романтика в дожде определенно есть!

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

Знаменит собор не только размерами, но и богатейшим внутренним убранством: его статуи, украшения и древности можно отнести в отдельный музей. Особенно известен алтарь королей 18 века, полностью выполненный из драгоценных металлов, он занимает центральное место внутри.

Вообще Мехико произвел очень приятное впечатление: несмотря на прохладу и дождь, он по-летнему теплый и душевный. Он удивил, поразил и очаровал, заставил задуматься и порадоваться. Город непростой, противоречивый иногда, но очень колоритный. Безусловно, он стоит посещения и большего, чем 2–3 дня! Я не успела до конца его прочувствовать, но проникнуться симпатией смогла. И, надеюсь, развеяла некоторые мифы и октрыла реалии города, которые, буду верить, пригодятся путешественникам. Мехико стал первым городом на большом мексиканском пути и открытием во всех смыслах. Хоть и ждала скорее увидеть колониальные городки, столицу было приятно изучать во всех отношениях. Жаль, что мало, но верю, что это не последний раз… И мы с ним увидимся когда-нибудь снова.

Мехико: мифы и реалии мексиканской столицы

На следующий день я выезжала на север страны, где ждали новые открытия, но Мехико навсегда остался в памяти: гигантский, каменный, но зеленый, испанский, но индейский, уникальный и манящий… Осталась бы здесь еще, но мечта звала дальше, к новым приключениям…