Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 6 мая 19:03

Бердянск — Украина Август 2018

Согласитесь, про то, что сильно любишь, можешь говорить, писать, снимать бесконечно. Когда я только начала писать на Туристере, то первое, про что я написала после описания своего большого вояжа по Малайзии и Сингапуру, была ода признания любви моему морю https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/24716 . Там я показала подборку фото за много лет, тех разных мест, которые я очень люблю. Но прошло уже три года. Я обленилась и перестала возить с собой на отдых свой любимый фотоаппарат. В это место я вообще почти ничего не вожу, мне там ничего не нужно, ото всего отдыхаю. Но телефон стал такой неотъемлемой нашей частью, что иногда он становится продолжением человека, вроде третьей руки. А когда на эту часть можно что-то запечатлеть, а потом и показать, то как этим не воспользоваться?

Хочу ещё раз показать то место, где я, несмотря на всю свою любовь к смене мест, городов, стран, круга общения, каждый год скрываюсь ото всех на 2 недели и запитываю свою энергетическую батарею. Вы думаете она у меня бесконечная? А вот и нет. Она ещё как опустошается. Поэтому эту энергию надо где-то брать, чтобы потом жить самой в бешеном темпе, а ещё подпитывать тех, кому эта подпидка очень нужна. Конечно, у каждого из нас есть свои любимые потайные места и кладовочки, откуда мы свою энергию добываем, но я хочу показать то место, где происходит моя основная зарядка на целый год. Это — Азовское море, Бердянская коса, открытая часть. Вы же знаете, что в море течениями и постоянными ветрами иногда наносятся такие выросты, типа аппендикса, которые вроде как и суша, но место очень зыбкое и непостоянное. Около Бердянска эта коса — в виде такой запятой, которая с одной стороны образует Бердянский залив, в котором и расположен одноименный город, а с другой — открытой стороны она полностью предоставлена власти моря, который её намывает и размывает, нещадно хлещет волнами и ветрами и дают ту красоту и энергию, за которой я постоянно туда езжу уже 20 лет подряд.

Моё место силы

Те люди, которые говорят, что Азовское море — это болото, могут иметь в виду эту картину. Не подумайте, что он всегда такой зеленый. Во-первых, тина только около берега, во-вторых, она не опасна, в-третьих, такое бывает очень редко!

Такое бывает, но не часто и именно со стороны залива. Там море мелкое, органики очень много, вода очень теплая. Обычно вода в море чистая, хоть и не очень прозрачная, и совершенно не голубая и не синяя, а зеленовато-желтая, опять же из-за органики и большого количества йода, растворимого в воде. Поэтому этим морским воздухом очень полезно дышать.

Моё место силы

Ради этого теплого и полезного моря сюда приезжают семьи с маленькими детьми. И я приехала когда-то с двухлетним сыном именно ради этого большого детского бассейна.

Нам там так понравилось, что постепенно сын стал проводить там всё лето, поэтому фактически вырос на этом побережье, и до сих пор с удовольствием продолжает туда ездить.

Если в вашей жизни должно что-то произойти, то оно обязательно произойдет. Если какое-то место должно стать вашим домом, хотя бы ненадолго, то оно вас позовет. В 1998 году мы ехали в совершенно незнакомое место, абсолютно ничего про него не зная (интернета тогда не было). В результате мы волей случая (по велению судьбы) оказались в единственном доме, расположенном среди эпицентра курортной зоны, в лучшем месте для отдыха. Только мы это поняли лишь несколько лет спустя. Нам так повезло с территориальным положением нашего жилья, что мы в первый же год открыли для себя другую — открытую часть косы, и увидели всю красоту и мощь Азовского моря.

В первые годы мы ездили сюда не только ради моря, но и ради лечения целебными грязями, рапановыми ваннами и прочими приятными процедурами, так как жили всегда на территории самого большого бердянского санатория «Лазурный». Увы, сейчас этот огромный комбинат, восстанавливавший здоровье тысяч отдыхающих, практически не работает. Не умеют в современной Украине использовать богатства своей страны. А ведь по химическому составу бердянские грязи даже лучше, чем распиаренные грязи Карловых Вар. Только там — мировой курорт, а здесь — пустые корпуса, которые когда-то были полностью заполнены отдыхающими.

Курортный вопрос всё равно не в нашей власти решить, поэтому просто идем на море. Я люблю ездить в Бердянск в августе. Ну, вообще-то у меня всегда отпуск в это время. На всех европейских курортах — самый жаркий сезон в переносном и самом прямом смысле этого слова. А я жару и влажность очень не люблю. Мне надо, чтобы было тепло и сухо. Так вот, в Бердянске для меня — идеальный август. Воздух +27±35, вода +24±26, дожди бывают, но, как правило, редко, но обильно — гроза, ливень, а потом опять хорошо.

Зато в августе почти всегда на открытом море бывает ветер и волны. Знаю, что многие волны не любят. Им нравится, когда вода тихая и прозрачная. Такое здесь тоже бывает. Но мне такое море не интересно.

Моё место силы

Все же моей неспокойной натуре намного больше по душе мечущиеся волны, грохот прибоя и брызги, разлетающиеся далеко от кромки моря.

Я могу часами ходить вдоль волн, слушать их шум и впитывать как губка энергию разбивающихся у твоих ног волн.

Шторм на Азовском море.

Ещё больше я люблю «массаж Афродиты». Это мое название. Когда лежишь на берегу в том месте, где волны выбрасывают на берег всю свою мощь, не в силах пойти дальше. И эта вся сила волны обрушивается на твое тело, иногда закручивая и переворачивая, пытаясь утащить с собой в царство Нептуна.

А ты вцепляешься в песок руками и прочими частями тела и противостоишь власти воды. Массаж получается очень мощный и эффективный. Отбивает конкретно все места тела, а заодно делает прекрасный пиллинг морским песочком.

Можно делать более нежный вариант такого массажа — морской пеной, которую разбрасывает море по берегу огромными кружевными шлейфами.

Моё место силы

Пена иногда похожа на взбитые сливки, иногда на искрящийся снег, иногда вообще рисует пейзажи.

Для нежного массажа стоит лишь немного дальше отодвинуться от кромки моря в сторону берега — и уже руки русалок с морской пеной будут ласкать вас и нежно обволакивать. Это не сравнится ни с каким турецким хаммамом.

Моё место силы

После водных процедур всегда хочется чем-то перекусить и что-то попить. Конечно, я не изменяю своему любимому пенному напитку, отлично утоляющего жажду. Ведь полюбила я его именно на пляже (правда другом и очень много лет назад).

На пляже мне всегда хочется сладенького. Тут масса вариантов различных сладких пирожков и мороженого. На отдыхе стоит забыть про подсчет калорий в сдобных булочках и сладких десертах. Мы же отдыхаем и накапливаем энергию (а калории уйдут при плавании). Поэтому выбираем самые сладкие пирожки и самые большие и вкусные мороженые.

Ещё я очень люблю виноград. Какой он в Бердянске! Столько различных видов и сортов, которых никогда не бывает в Москве. Постоянный взрыв мозга на рынке — какой выбрать? Хочется весь, сразу, а ещё про запас. Доза глюкозы после последнего вечернего плавания всегда придаёт завершенности дню, прожитому на пляже.

Моё место силы

Дома тоже хочется попробовать чего-то вкусного, чего нам не хватает в московской жизни. Шашлыки, рыба, сливки, в которых ложка стоит, конечно же, сало и местные арбузы.

Кстати, мой сын стал фанатом шашлыков в 2 года именно здесь. Он ежедневно водил меня за руку в кафе, где прекрасно готовили шашлык, и ужинал только там. 20 лет назад там ещё всегда были шашлыки из осетрины, которая тогда продавалась там по цене курятины и мы её ели во всех видах. Сейчас об этом остались одни воспоминания, осетров давно всех повыловили и никто их восстановлением не занимается.

Раньше по вечерам я куда-то выбиралась. Или на прогулку в вечерний город, или на территорию санатория, посмотреть какие-то танцы или посидеть в кафешке. Теперь в санатории всё глухо, в город ехать лень. Я, конечно, в городе бываю, но совсем проездом, краем глаза отмечая какие-то изменения. (Например, в последнюю поездку не обнаружила своей любимой кондитерской с бердянскими тортами, которая всегда работала. Наверное, разорилась).

Моё место силы

Здесь мне хочется такого отдыха, когда забываешь и про наряды, и про косметику и даже (!!!) про любимые украшения. Один сарафан для пляжа и одни шлёпки — вот и вся одежда на 2 недели. Скучно? Пожалуй. Но 2 недели как раз хватает, чтобы организм отдохнул, такой отдых надоел, а необходимое количество энергии накопилось. Да, это своеобразный день сурка. Подъем, завтрак, весь рабочий день на море, а потом ужин и сон. Но бежать без остановки, даже в путешествиях не отдыхая ни минуты (а обычно выматываясь так, что вечером падаешь замертво) тоже невозможно. Поэтому релакс, спокойствие, нормальный режим — а потом можно опять бежать целый год.

Давайте, еще погуляем на море? Я же там тоже лежать не люблю. Сначала 40 минут ходьбы до пляжа. А потом прогулки по 2 часа по берегу. Я чаще гуляю в сторону косы. Там пляжи санатория и баз отдыха. Пляжи постоянно меняют свою ширину и форму. Это зависит от силы и направления ветра. В какие-то годы пляжи широкие, как сейчас.

Но направление ветра может на длительное время поменяться, и тогда на месте пляжа будут плескаться волны. Мы уже сталкивались с таким явлением, когда за одну зиму смыло не только пляж, но и стационарные лежаки, закрепленные на металлических опорах, огромную многолетнюю оливу вырвало с корнем и даже размыло укрепленную набережную. На месте, где мы всегда загорали, плескалось море.

На следующий год ветер поменялся, пляж опять намыло, и даже на месте старой оливы начала расти новая. Такая морская жизнь.

Моё место силы

Иногда вода размывает не только пляжи, но и разрушает постройки. Вообще-то на косе, особенно близко к воде ничего строить нельзя. Но хватает и старых зданий, и заброшенного современного недостроя.

Моё место силы

Самое страшное, что такие же явления происходят на том участка косы, где расположены большие грязевые лиманы. Полоска берега, отделяющая море от лимана становится Уже год от года. Раньше на ней росли деревья, потом их смыло морем, остались островки травы, но и они постепенно смываются. Осталась узкая песчаная перемычка лишь несколько метров шириной, которая может достаточно быстро перемыться морскими волнами, и тогда грязь из лимана выльется в море. Ничего хорошего от этого ждать не приходится. Экологи который год бьют тревогу, но у украинского правительства намного больше других проблем, чем проблемы чистоты и сохранности моря. Это же не их личное море, а общее. Значит и нечего про это думать.

Пока же в этом месте дуют ветра и им рада не только я одна, но и любители кайт-серфинга. Они часто приезжают сюда с досками и парусами-парашютами, чтобы мчаться по морским волнам, при помощи силы ветра, несущей их вдаль.

Здесь мало людей, можно быть практически наедине с морем, солнцем, песком и ветром. Именно эти минуты особенно ценны. Когда ты один на один со всеми стихиями одновременно. Наступает особая гармония.

На пляже в некоторых местах можно увидеть очень интересный песок красного цвета. На Байкале мы тоже видели красный песок из мельчайших частиц граната. А вот из чего Бердянский красный песок, я не знаю. Но в некоторых местах море рисует им очень красивые картины.

И, конечно, какое Азовское море без ракушек? Их иногда намывает целые горы. Они разных видов, цветов и размеров, выбрать самую красивую бывает очень сложно.

Ещё на море много чаек. Не только больших морских, но и маленьких лиманных. Они огромными стаями курсируют между лиманами и морем.

Моё место силы

На лиманах не только грязь и рапа. Хотя, конечно — это их главное богатство. На берегу всегда есть люди, намазавшие грязью разные участки тела. Никогда этого не понимала, ведь так грязь высыхает и всё. Настоящее удовольствие и эффект происходит, когда тебя заворачивают в горячую серую массу на 20–25 минут, а потом ты такой расслабленный, что минимум полчаса лежишь отдыхаешь (некоторые даже спят).

На участках высохших лиманов растут интересные красные суккуленты, образуя целые поля красного цвета.

Моё место силы

Ещё только здесь растут очень красивые цветы сиреневого цвета, которые похожи на большие сиреневые облака, спустившиеся на землю. Самое хорошее, что из этих цветов получаются прекрасные сухоцветы, они стоят очень долго не меняя цвета и формы. Поэтому каждый год я вожу такое маленькое облачко себе домой, чтобы оно напоминало мне о лете.

В Бердянске, несмотря на наличие моря, воздух очень сухой. Здесь вокруг степи, поэтому и растения степные. Не знаю кому как, но мне именно такое сочетание моря и сухого воздуха очень нравится. Знаю, что в других местах, где море солонее и воздух напитан влагой, растения растут намного пышнее и красивее. Но мой организм в таких местах начинает мгновенно превращаться в аквариум с подгнившей водицей внутри. Видно, я никак не орхидея, а какая-нибудь колючка, которая, тем не менее, имеет свое очарование.

Моё место силы

Пройдёмся ещё немного вдоль берега в другую сторону. Хорошо, когда шторм, волны и совсем мало народа. Такая благодать!

Моё место силы

Волны накатывают на берег одна за одной, и каждая по своему прекрасна и неповторима. Я мучаю свой несчастный телефон, раскалившийся от напряжения и всё никак не могу остановиться.

Ну что? Нагулялись со мной по Азовскому морскому побережью. Понимаю, что картинки с крутыми скалами и синей бездонной водой или с белым песком, покрытым бирюзовым водным покрывалом смотрятся красивее, картиннее, инстаграмнее. А я люблю такое море — взъерошенное, неприлизаное, ненакрашенное, но очень живое и натуральное. Наверное, поэтому я и нашла здесь место силы, что мы с ним очень похожи?

Моё место силы

Конечно, кто я для него? Не более, чем песчинка. Оно за секунды смоет мои следы и даже не вспомнит обо мне.

Я рисую в небе воображаемые сердечки из облаков, чтобы море увидело их отражение.

Моё место силы

С грустью прощаюсь с моим морем. Глажу его волны и шепчу: " Я тебя люблю! Я обязательно к тебе приеду через год! Я буду скучать и ждать новой встречи!».