Турист quagdu
quagdu
был вчера 23:38

Пол-Европы за 3 часа: Перелёт Стокгольм — Рим

Чехия, Швеция, Польша, Германия, Австрия, Италия, Дания Август 2017
9 7

На вопрос зачем фотографировать что-то на земле из иллюминатора самолёта, если всё то же самое в гораздо лучшем качестве можно увидеть на космоснимках, отвечу, что интерес конечно не просто в получении фотографий неких мест. Это как занимательная игра! Ведь не так уж и просто найти подходящий объект. Надо же сфотографировать нечто, что помещается в кадр и получается при этом с достаточным числом подробностей, чтобы можно было понять что там и как.

Содержание
Швеция

Ничго интересного

Дания

Балтика. Остров Буян

Польша

Устье Одры. Щецин. Российские императрицы

Германия

Депрессивный Бранденбург. Разведывательный авиационный полк ВВС СССР

Чехия

Рокицани — древнейший город страны

Германия

Бавария: Дунай, Инн, родина Гитлера

Австрия

Озёрный край Зальцкаммергут: Зальцбург, река Зальцах. Берхтесгаденские Альпы: пик Хоккёниг, озеро Целль, исток Зальцаха. Высокий Тауэрн: пик Гросглоккнер, ледник Пастерце. Исток Дравы: Лиенц, казаки-коллаборационисты. Карнийские Альпы: три метра воды на голову

Италия

Венецианские Альпы: Тальяменто — река с самой широкой поймой. Венецианская низменность: провинция Порденоне, провинция Тревизо. Венеция: Лагуна, Сан-Микеле, Лидо, мост Риальто, площадь Сан-Марко. Римини. Апеннины

Причём действовать надо молниеносно. Самолёт летит быстро. Вот, только заметил что-то вдалеке, не поймешь ещё толком что это, но чувствуешь, может быть интересно. В это время ещё занят съёмкой других объектов, но через несколько секунд наступает черёд и этого. Есть всего 2–3 попытки сделать фотографию и объект скроется в туманной дымке. На всё про всё лишь одна минута, так что в полёте скучать некогда.

Особый интерес снимать протяжённые объекты: большие магистрали, реки, морские берега, горные хребты. Для них нужно ещё спрогнозировать лучший ракурс и снимать не сразу, а может быть, немного вслед.

И напоследок самое интересное для меня занятие, выполняемое уже не спеша дома — идентификация увиденного. Это вообще похоже на детективное расследование, включающее анализ космоснимков, онлайн- и топокарт, изучение справочных данных. Крепкая визуальная память, изрядное пространственное воображение и просто наблюдательность приветствуются!

Конечно хорошая погода во время полёта очень нужна, но с этим мне чаще везёт. Как-то раз видимость была просто исключительной! По пути из Москвы в Рим пролетали над Восточной Венгрией, а я отлично мог рассмотреть гору Баников (2178 м) в Высоких Татрах на удалении 165 км. При этом между нами помещалась ещё и вся Словакия целиком! А Гросглоккнер — самую высокую гору Австрии (3798 м) заснял, находясь над территорией Словении, вообще с расстояния 229 км.

Ещё всегда обращаю внимание на то, по какому борту следует бронировать место чтобы солнце не слепило глаза всю дорогу.

В этот раз я опишу свои наблюдения, сделанные во время рейса из Стокгольма в Рим, а также результаты сопутствующих камеральных исследований. Полёт проходил над территорией Швеции, Германии (дважды), Чехии, Австрии и Италии, над акваторией Балтики и Адриатики. В какое-то время иллюминатор показывал владения Дании и Польши.

Если кому рассказ покажется скучным — я не виноват. Для меня он наполнен богатыми красками собственных впечатлений, так что пишу во многом для себя, дабы зафиксировать увиденное и познанное.

Швеция

После взлёта из аэропорта Скавста потянулась бесконечная череда шведских озёр. Вдали виднелся сильно изрезанный восточный берег на Балтике. Между озёрами то там то сям попадались микроскопические посёлки, не вызывавшие особого интереса. Но главное — ещё не погасло табло «Пристегнуть ремни». В это время, как известно, просят выключить все электронные приборы. Понимаю, что фотокамера, даже со встроенным GPS-приёмником, не может помешать полёту, но и вступать в конфликт с экипажем не хотелось.

Дания

Наконец, материковая Швеция закончилась и показался принадлежащий Дании остров Борнхольм, занимающий позицию на полпути от Швеции к Польше (до Дании от Борнхолма впятеро дальше, чем до Швеции и вдвое, чем до Польши). Остров многократно попадал под контроль разных стран. В 1945 году даже был занят Красной армией. Есть мнение, что легендарный остров Буян — тоже он.

1 из 2
Остров Борнхольм. Bornholm

В кадр поместился северо-восточный берег Борнхольма и город Тайн на нём.

Польша

К Польше подлетели аккурат над устьем Одера. Точнее будет сказать, что в этот момент мы пролетали над территорией Германии (земля Мекленбург-Передняя Померания), но так близко к границе, что видно было только Польшу.

1 из 4
Пол-Европы за 3 часа: Перелёт Стокгольм — Рим
 
Устье Одера. Oder

Формально Одер заканчивается при впадении в Щецинский залив, который, с одной стороны, является эстуарием Одера, а с другой — заливом Балтийского моря, отделённым от него двумя большими островами. Пролив между ними, являясь продолжением одерского фарватера, называется Свина. Её считают рекой, хотя длиной она всего 16 км и не всегда вода в ней течёт в море. В общем много путаницы. По берегам Свины стоит Свиноуйсьце — самый западный польский город и крупнейший порт страны.

Нововарпенское озеро — залив в южной части Щецинской лагуны — интересно тем, что его ближняя к нам часть вместе с островом Ритер-Вердер принадлежит Германии, а дальняя — Польше. Городок, что оккупировал мыс, отделяющий озеро, — Ново-Варпо.

1
Пол-Европы за 3 часа: Перелёт Стокгольм — Рим
Щецин. Szczecin. Stettin

На берегу озера Домбе, через которое протекает Одер, прежде чем попасть в Щецинский залив, стоит город Щецин, основанный западнославянским племенем поморян в VIII веке. Щецин для России знаменателен тем, что в его замке родились (последовательно) сразу две российские императрицы: Екатерина II и Мария Фёдоровна (жена Павла I, мать Александра I и Николая I).

Бранденбург

Польская территория ушла вдаль и наблюдению представилась немецкая земля Бранденбург. В центре этой земли располагается Берлин, но он, к сожалению, был виден только с другого борта самолёта. Хотя довольно низкое послеобеденное солнце явно помешало бы что-то нормально рассмотреть. А мне же довелось увидеть Шведт.

1 из 3
Шведт. Schwedt

Сей депрессивный восточно-германский городок знаменит практически двукратным сокращением числа жителей после объединения Германий. Дело дошло даже до сноса целого района города, застроенного брошенными многоэтажками. И это несмотря на репатриацию сюда множества советских немцев! Река позади города — всё тот же Одер.

На втором снимке — небольшой городок Фюрстенвальде-на-Шпрее, реке, на которой в 50 км ниже по течению стоит и Берлин. Сам же город Фюрстенвальде возник в XIII веке, всего на 50 лет позже Берлина.

Вскоре пролетели над огромным карьером. Это разрез Вельцов-Зюд, в котором до 1992 года открытым способом вели добычу бурого угля. Рекультивировать карьер оказалось не под силу даже богатой объединённой Германии. В правом нижнем углу снимка видна взлётно-посадочная полоса города Вельцов, которую до вывода советских войск занимал 11-й Витебский Краснознаменный ордена Кутузова III степени отдельный разведывательный авиационный полк ВВС СССР.

Затем мы проследовали прямо над Дрезденом, но снимать его было затруднительно.

Чехия

В течение непродолжительного времени пролетали над Чехией. Нарочно или нет, но самолёт снова оказался точно над крупнейшим городом Западной Чехии — Пльзенем. А сфотографировал я только небольшой городок Рокицани. Это один из древнейших городов Чехии, упоминаемый впервые в 1110 году.

1
Пол-Европы за 3 часа: Перелёт Стокгольм — Рим
Город Рокицани. Rokycany

Бавария

И вновь мы оказались над германской территорией, но теперь уже Баварией. Вскоре стал наблюдать извилистую широкую полосу, уходящую вдаль докуда можно было рассмотреть, — Дунай — крупнейшая центрально-европейская река протяжённостью 2860 км.

1 из 3
Дунай. Donau

Где-то там вдали Дунай встречает Вену.

Возле города Пассау в Дунай впадают сразу две реки — Инн и Ильц. Как обычно бывает с великими реками при слиянии с наиболее крупными своими притоками сами титульные реки оказываются менее широкими, чем приток. Так и здесь, Инн, который выделяются на 2-м снимке более мутной водой, заметно шире Дуная. А Пассау — очень древний город, известный ещё с доримских времён.

Большая дорога что перебирается через Дунай — федеральная трасса А3, пересекающая Германию по диагонали от Голландии до Австрии. Мост, крупно показанный на 3-м снимке, — самый длинный на этой трассе. А за Инном, кстати, уже простирается территория Австрии.

Дунай отошёл в сторону, уступив место своему мутному притоку Инну. Эта река длиной более полутысячи километров берёт начало в швейцарских Альпах, принося в Дунай большую массу взвешенных частиц.

1 из 2
Пол-Европы за 3 часа: Перелёт Стокгольм — Рим
 
Город Зимбах-на-Инне (Германия) и город Браунау-на-Инне (Австрия)

На Инне напротив друг друга стоят городки: немецкий Зимбах (на переднем плане) и австрийский Браунау (на заднем плане). У обоих в названии присутствует добавка «на Инне». Первый из них известен с 927 года, а второй — с 810. В Браунау родился Адольф Гитлер, который всю жизнь потом скрывал, что никакой он не немец, а австриец. Хотя нет никаких документов, подтверждающих, что Гитлеру было присвоено звание почётного гражданина Браунау, но так это всеми и считалось. В 2011 году тем не менее данное звание с Гитлера было снято.

Австрия

Вот и Инн скрылся из виду, а мы, продолжая ещё довольно долго лететь над германской территорией, видели в иллюминатор уже лишь австрийскую. Перед нами раскинулся озёрный край Зальцкаммергут. Здесь, в предгорьях Альп, ледник сформировал 76 больших и малых озёр. Горушки вокруг озёр сложены флишем, той же горной породой, что и прибрежные скалы на российском Черноморском побережье Кавказа.

2
Пол-Европы за 3 часа: Перелёт Стокгольм — Рим
Озёра Зальцкаммергута

Ещё чуть-чуть и показался главный город этой исторической местности — Зальцбург.

1 из 2
Зальцбург. Salzburg

На увеличенном снимке хорошо можно рассмотреть находящиеся в центре города две горы: гора Капуцинов (слева) и гора Монахов (в центре снимка). На каждой из них с ранних христианских времён существовали монастыри. Река, разделяющая эти горы, — Зальцах — крупнейший приток Инна.

Наконец начались вполне ощутимые горы — Берхтесгаденские Альпы (входящие в состав массива Северные Известняковые Альпы).

1 из 5
Гора Голльсток. 2522. Göllstock

Это не очень высокий хребет, высотой немногим не дотягивающей до 3 км. Самый значительный пик — Хохкёниг (2941 м) интересен тем, что зимой его склон становится самым длинным горнолыжным спуском на востоке Альп.

Вдруг из-за горы на несколько секунд показалось живописное озеро Целль. Но я успел среагировать и сделать пару снимков. Озеро имеет размеры 4⨯1,5 км. Первые поселения здесь известны ещё с римского периода, а в 740 году епископ зальцбургский основал на его берегах монастырь.

Долина реки Зальцах в этом месте протянулась параллельно основным горным хребтам с запада на восток. Через 50 км Зальцах потечёт на север и вернётся к недавно оставленному нами Зальцбургу, а дальше впадёт в уже виденный Инн.

1
Пол-Европы за 3 часа: Перелёт Стокгольм — Рим
Дисбахское водохранилище и долина Зальцаха

Зальцах отмечает здесь границу между крупными горными массивами Северные Известняковые Альпы и Центральные Восточные Альпы, которые нам предстоит сейчас увидеть. Главный хребет этого массива называется Высокий Тауэрн.

1 из 7
Тенистая гора (2096). Schttberg

Горы здесь значительно выше и это понятно даже визуально — вершины зримо приближаются к самолёту. Стало легко невооружённым глазом рассматривать постройки горнолыжных курортов — подъёмники и приюты среди альпийских лугов. Постепенно горы стали ещё больше и луга уступили место ледникам.

Наконец показалась величественная вершина высочайшей горы Австрии — Гросглоккнера (3798 м). С юго-восточного склона горы сползает и самый длинный (9 км) ледник Австрии Пастерце.

Южную кромку Центральных Восточных Альп (и Высокого Тауэрна в частности) отмечает река Драва. Это пятый по величине приток Дуная, в который Драва впадает на территории Хорватии.

1 из 2
Город Лиенц. Lienz

На Драве стоит небольшой город Лиенц, известный по неоднозначному эпизоду II Мировой войны — выдаче английскими оккупационными властями Советскому Союзу нескольких десятков тысяч казаков-коллаборационистов. С одной стороны они воевали за Гитлера против своей родины и, не имея другого гражданства кроме советского, для всех были военными преступниками. С другой стороны англичане нарушили свои обещания, данные казачьим генералам перед их капитуляцией, попутно убив при этом около 1000 безоружных человек. С третьей стороны выданы были не только казаки, но и члены их семей, а также и беженцы и даже эмигранты первой волны. Нетрудно догадаться, что попав в СССР все они были сурово наказаны.

В общем, не оправдывая казаков, сотрудничавших с фашистами, отмечу, что трижды глуп тот, кто повернётся спиной к англичанам (см., например, бомбардировку Копенгагена британским флотом).

С другой стороны Дравы начинается хребет Карнийские Альпы, входящий в горный массив Южные Известняковые Альпы.

1 из 2
Пол-Европы за 3 часа: Перелёт Стокгольм — Рим
 
Гора Ундичи Колония Монтана (3092 м). Cima Undici

Карнийские альпы не так высоки как Высокий Тауэрн, но интересны тем, что на их склоны выпадает рекордное для всех Альп количество осадков (3000 мм в год).

Италия

Ну, вот мы и добрались до цели нашего путешествия — Италии. Однако до Рима надо было ещё долететь. Удивительно, но горы, которые показались нам в первую очередь на итальянской территории, называются Венецианские Альпы. Они входят в состав Карнийских Альп.

1 из 3
Река Тальяменто и город Тольмеццо

Река Тальяменто выглядит как могучий поток шире всех виденных нами сегодня рек. Но длина её всего 172 км. Берёт начало в Карнийских Альпах и выбравшись из горной страны, она пересекает Венецианскую равнину чтобы влиться в северную оконечность Адриатики между Венецией и Триестом. Кажущаяся ширина реки — это видимость создаваемая мошнейшими аллювиальными наносами. Всё-таки 3 метра воды на каждый клочок суши — это не шутка! Когда идут осадки река очевидно неимоверно разливается (ширина поймы до 3 км), но сейчас в летнюю межень представлена несколькими узкими ветвящимися рукавами.

Наконец, Альпы остались позади и перед нами раскинулась Венецианская низменность. Первым делом показался город Порденоне, центр одноимённой провинции. Затем Одерцо (провинция Тревизо).

1 из 3
Пол-Европы за 3 часа: Перелёт Стокгольм — Рим
 
Город Порденоне. Prdenone

А в качестве подарка предстала и сама Венеция, рассмотреть которую удалось почти целиком.

1 из 4
Выход из Венецианской лагуны

Удивительно что в том итальянском путешествии после Рима нам предстояло посетить и Венецию. И, пролетая над ней, я смог рассмотреть, если не дом, то уж точно квартал, в котором нам предстояло остановиться! Вон он, примыкает слева к мосту Риальто (видно на 3-м снимке). Кто представляет географию Венеции поймёт меня. Я же, тщательно готовясь к посещению этого города, изучил Венецию вдоль и поперёк, что и позволило мгновенно сориентироваться в ситуации.

Обратили внимание насколько зелена вода в Лагуне? Можно видеть как скопления синезелёных водорослей красочно обтекают кладбищенский остров Сан-Микеле, закручиваясь в затейливые вихри. Если понимать, что живут эти одноклеточные простейшие всего сутки, то значит большинство из тех, что формируют скопления, уже умерли и, разлагаясь, издают мерзкий запах, выделяют в воду токсины. После этого думаю ни у кого не останется желания омыть ноги в венецианский водице…

Кстати, наблюдению с самолёта Венеция поддавалась всего полторы минуты.

А вот и Римини! Понятно почему это крупнейший итальянский курорт на Адриатике. Песчаные плажи здесь бесконечые.

1 из 2
Римини

К сожалению (опять!) самолёт наш в этот момент пролетал как раз над горой Титано, государством Сан-Марино. Сфотографировать что-то из-под фюзеляжа не представлялось возможным. Возможно пилоты сами хотели на него посмотреть.

С небольших холмов начался горный хребет Апеннины. Эта их часть называется Умбро-Маркские Апеннины.

1 из 3
Начало хребта Умбро-Маркские Апеннины

Между гор спрятался довольно большой город Терни — центр провинции Умбрия.

Так получилось, что все замечательные итальянские озёра оказались по другую сторону самолёта. Ну, что ж, смотреть и фотографировать против солнца было бы затруднительно как ни старайся.

Всё, пошли на посадку, я выключил аппаратуру. К тому же началась сильная турбулентность, самолёт то и дело падал в воздушные ямы, рыскал из строны в сторону и я опасался повредить объектив. Вскоре приземлились в аэропорту Чампино.

Дополнение

См. более поздний рассказ о полёте в поперечном направлении "Кристальная атмосфера: Перелёт Москва — Рим"

Комментарии