Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Восточная Ява, Центральная Ява, Бали — Индонезия Июль 2018

Как известно, Индонезия расположена в Тихоокеанском огненном кольце, на условной линии протяженностью в тысячи километров, где сталкиваются Индо-Австралийская и Евроазиатская литосферные плиты. Именно этому сложному геологическому процессу каждый вулкан в Индонезии обязан своим появлением.

Есть интересная статистика, из которой следует, что Индонезия является мировым лидером по многим аспектам вулканической активности. Этот регион имеет самое большое число активных вулканов, занимает второе место, после Японии, по числу подтверждённых извержений. Высокая плотность населения в стране привела к тому, что Индонезия лидирует по числу извержений, приводивших к человеческим жертвам. Самое страшное и разрушительное произошло в конце XIX века, когда извержение разбушевавшегося вулкана Кракатау и вызванное им цунами привело к гибели около 36 тысяч человек, в море были смыты 295 городов и селений, многие из них еще до подхода цунами были разрушены ударной волной, которая повалила экваториальные леса на побережье Зондского пролива и сорвала крыши с домов в Джакарте в 150 километрах от места катастрофы. Последствия извержения в той или иной степени ощущались во всех областях земного шара. И в наши дни индонезийские вулканы не редко производят «шумовые эффекты» и выбрасывают на поверхность столбы пепла и порции лавы.

К индонезийцам в буквальном смысле можно применить известное выражение «живут как на вулкане». Но для того, чтобы понять, что же такое жить в стране вулканов, нужно хотя бы один раз увидеть это чудо своими глазами, подумала я, и вплотную занялась организацией нашей поездки в Индонезию с обязательным посещением действующих вулканов.

Боязнь вулканов не находится на первом месте в списке моих страхов, пальма первенства давно и основательно отдана цунами, но все-таки легкий холодок от предстоящей встречи с огнедышащими горами чувствовался. И я очень надеялась, что во время нашего визита все монстры будут тихо-мирно спать. Но два вулкана все-таки подлили масло в огонь моих переживаний. 24 мая произошло извержение вулкана Мерапи, который находится в 30 километрах от Джокьякарты на острове Ява, фото и видео с огромным столбом пепла облетели все мировые СМИ, из-за повышенной опасности на некоторое время был закрыт аэропорт города. А 02 июля активизировался Агунг на острове Бали, местное население с прилегающих территорий было эвакуировано, зону в радиусе 4 километров закрыли для посещений. 06 июля мы ступили на индонезийскую землю в аэропорту Денпасара.

Первый вулкан, который мы увидели, находится на северо-востоке острова Бали — это вулкан Гунунг-Батур или просто Батур. К вулкану легко добраться примерно за 40 минут езды от популярного городка Убуда. Батур — действующий вулкан, в котором время от времени происходят подземные толчки. Самый большой выброс за последнее десятилетие был зафиксирован в 1999–2000 годах, тогда столб пепла достигал более 300 метров в высоту. Небольшую активность вулкана жители деревень, расположенных у подножия, могли наблюдать в июне 2011 года.

Нам же Батур не показался грозным, великан спокойно отдыхал, и мы смогли в ясную погоду вдоволь насладиться красивыми пейзажами и видами, открывающимися на сам вулкан и одноимённое озеро Батур.

Вулканическая цепь острова Ява одна из самых активных в мире: из 120 вулканов 30 — действующие. Самые известные вулканы Явы расположены на большом расстоянии друг от друга, поэтому добираясь из одного места в другое, мы летели самолетами, совершали длительные переезды на автомобиле, но об этом подробнее я расскажу в следующих заметках.

На сегодняшний день крупнейшим в стране действующим вулканом является вулкан Мерапи, высота которого составляет около 3000 метров. Название переводится в нескольких вариантах: «место, где горит огонь», «огненная гора», «красный огонь». Мерапи входит и в десятку самых активных вулканов планеты. Извержения Мерапи происходят достаточно регулярно: крупные наблюдаются в среднем каждые 7 лет, не очень серьезные происходят с периодичностью 2 раза в год.

Бурное извержение вулкана в 1006 году привело к тому, что три столетия земля вокруг него оставалась безжизненной пустыней, было полностью стерто с лица Земли яванско-индийское царство Матарам. Извержение в 1672 году изменило русла девяти рек, разрушило десятки городов и деревень и полностью перекроило ландшафт на огромной территории. Но выбросы из жерла вулкана, повлекшие за собой столь чудовищные разрушения и смерти людей, по воле случая помогли сохранить до наших дней крупнейший на планете буддистский храм Боробудур, построенный в VIII веке и долгое время пребывавший под слоем пепла.

К моменту нашего приезда, вулкан Мерапи затих, более того гигант даже не захотел показаться нам во всей красе и скрылся за густой пеленой облаков.

Вулканов бояться — в Индонезию не ходить

В районе Джокьякарты можно увидеть огромное количество следов вулканической деятельности.

Застывшая лава в районе Джокьякарты

Плато Диенг — одно из самых интересных мест Центральной Явы. Это большая 15-километровая кальдера взорвавшегося мегавулкана Прау, образовавшаяся после суперизвержения миллионы лет назад.

Вулканические процессы на плато продолжаются до сих пор, здесь множество геотермалей в виде кратеров, заполненных водой или кипящей грязью, многочисленные фумаролы, дымя, бурля и кипя, испускают вулканические газы.

Плато Диенг
Вулканов бояться — в Индонезию не ходить

Самый известный кратер — Сикиданг. В кратере постоянно кипит вода, и рождается огромный столб пара, обволакивающий местность и разносящий на многие метры стойкий запах сероводорода. Большое количество воды, охлаждающей магму, в настоящее время препятствует извержениям дремлющего вулкана.

Кратер Сикиданг
Вулканов бояться — в Индонезию не ходить

Пейзаж вокруг кратера поражает своей инопланетностью. Неудивительно, что яванцы издревле в мифах и легендах наделяли это место сверхъестественными силами и считали обителью богов (Диенг от «Ди Хьянг» — обитель богов).

Развлечение на плато Диенг
Вулканов бояться — в Индонезию не ходить

На востоке острова Ява, на территории национального парка Бромо-Тенггер-Семеру на фоне необычного ландшафта клубит дымом и газами грозный вулкан Бромо (2392 м). Мы начали знакомство с Бромо и окрестностями на рассвете со смотровой площадки, которая расположена на горе Пананджакан.

Рассвет в национальном парке Бромо-Тенггер-Семеру

Действительно перед глазами открылось захватывающее зрелище — над долиной, усыпанной черным вулканическим песком (Пепельным морем называют долину местные жители) плывут облака и возвышаются конусообразные склоны, а из кратеров поднимаются столбы дыма.

Впервые выгуляли флаг Туристера
Впервые "выгуляли" флаг Туристера
В долине вулканов

Вулкан Бромо вполне доступен для туристов в силу своей небольшой высоты, проложенных троп к его вершине, а также удобных лесенок.

Вулканов бояться — в Индонезию не ходить

Не стоит отрицать опасности Бромо, в любое время вулкан может взорваться, превращаясь из идиллически курящего в монстра, извергающего мощные столбы пепла, пара и серы. Вулкан активен на протяжении 20 лет, последнее извержение произошло в 2012 году, на его счету есть и человеческие жертвы. Но соблазн заглянуть в жерло действующего вулкана и по-индонезийской традиции бросить туда букетик цветов для задабривания духов очень велик, а впечатления незабываемы!

Кратер вулкана Бромо
Вулканов бояться — в Индонезию не ходить

Примерно в 6 часах езды от Бромо находится другой невероятно популярный у туристов со всего мира вулкан — Иджен. Это действующий стратовулкан высотой 2386 метров, его используют для добычи полезных ископаемых, в частности серы. В кратере вулкана находится сернистое озеро Кавах Иджен, оно необыкновенно красиво, с водой изумрудного цвета, но эта красота опасна — озеро наполнено миллионами тонн смеси серной и соляной кислот. Это самое крупное кислотное озеро в мире.

Вулкан Иджен

До рассвета в кратере вулкана можно наблюдать удивительное явление — лаву, пламенеющую неоново-синим цветом.

Не смотря на предупреждающие об опасности таблички, я, как и другие путешественники, спустилась в кратер, мой проводник снабдил меня респиратором, без которого я вряд ли смогла дышать, не причинив вреда здоровью, так как от действующих фумарол исходят ядовитые пары серы, способные обжечь легкие.

Вулканов бояться — в Индонезию не ходить

Невероятное потрясение испытываешь, когда видишь как рабочие, местные жители, без каких-либо специальных костюмов и респираторов добывают куски серы голыми руками, некоторые лишь повязывают платок для защиты рта и носа.

Добытчик серы на вулкане Иджен

Наше путешествие в страну вулканов — Индонезию оказалось удивительным, по крайней мере, ничего похожего в прежних путешествиях мы не видели и не испытывали.

Из серии Я здесь был. Кратер вулкана Бромо
Из серии "Я здесь был". Кратер вулкана Бромо

Почти всегда извержения несут разрушения и даже смерти, но именно вулканы удобряют местную землю, позволяя собирать по два-три урожая в течение года. Вулканы греют и сжигают, пугают и завораживают, стирают с лица земли и дают материалы для восстановления. Жители Индонезии уже научились жить в гармонии с непредсказуемой мощью природы, а нам туристам дозволено лишь приоткрыть для себя тайны действующих и потухших вулканов, совершив восхождение к их кратерам, почувствовать их горячее дыхание.