Турист Иван Якунин (Ivan_Jakunin-1)
Иван Якунин — был 24 марта 10:33
Здравствуйте, меня зовут Диван.

Саранск — Россия Июнь 2018

Поводов для очередного путешествия всегда множество. Кто-то загодя планирует интересные места. У кого-то давно лежат списки «десять самых красивых пляжей» и «лучшие деревни России», для кого-то завтрашний день — потемки, и никто не знает, куда занесет таких судьба. Вот примерно последним вариантом у меня вышел июньский Саранск. Волею любви к трибунам на футболе, я увлекаюсь таким явлением как groundhopping, что переводится как прыжки по стадионам. Не сомневаюсь, что многие догадались о том, что поездка связана с домашним Чемпионатом Мира. Именно так — я решил посмотреть новый для себя стадион, поставить галочку напротив графы «Домашний ЧМ» и взглянуть на Саранск, ведь многие имеют краткую обязательную программу в виде вокзалов, храмов или памятников Ленину, и стадион в моем случае также лишь повод узнать город, людей и новые места. Изюминкой путешествия была организация транспорта вокруг чемпионата Мира — являясь владельцем билета на матч «Панама-Тунис» я совершенно бесплатно прокатился в оба конца у купе спецпоезда в компании болельщиков из нескольких стран.

Тунисский Саранск

О самом матче и болельщиков я оставлю впечатления для другого ресурса, ориентированного на groundhopping и здесь кратко расскажу то, что повлияло бы на туриста в столице Мордовии. Первым делом это фестиваль болельщиков. Завешанные флагами Туниса кафе, толпы отдыхающих на газонах центральных скверов и песни у фонтанов. Мимо этого не пройти. Да никто и не собирался, если честно — футбол стал праздником, нежели состязанием, по крайней мере, на турнирах планетарного масштаба. И второе — принятые меры. Весь центр Саранска закрыт для автомобильного движения. Это создает необыкновенное ощущение простора на улицах. Ровно настолько, насколько утопают в трафике ближайшие к центру тенистые, но всего лишь улочки жилых массивов. Кажется, что организаторы просто скрыли проблему машин в тень своих невысоких спальных районов, а жители не против, большинство довольны и спокойно решают создающиеся проблемы на дорогах, иногда выходя разрулить пробки прямо на дороги. Наверное, часть впечатлений от Саранска будут не точными, ведь в нашем мире глубоко и органично вплелись пробки, горящие вечером мириадами стопов на центральных улицах, привычный гул клаксонов и вредный свинцовый привкус выхлопных газов вдоль федеральных трасс.

Ну, а пока потомки карфагенян распевают свои песни с восточным мотивом, а представители одной из самых образованных стран центральной и южной Америк скромно прячутся в тени кафетериев я успел прогуляться по перекрытому центру, познакомившись с достопримечательностями столицы Мордовии.

Как и все города, Саранск начинается с вокзала. Тот располагается немного в стороне от центра, и придется пройтись пешком минут десять-пятнадцать. Стоит задержаться у него исключительно ради памятника героям-стратонавтам. Рвущимся ввысь человеком встречает Саранск гостей. Ну как тут не любить небо, правда выполнив свою миссию и добравшись до отметки 22 км, стратонавты так и не вернулись домой, разбившись на юге республики. Величие и пытливость человеческой мысли эти факты не умаляют, правда?

Саранск основан в 1641 году. Меня смутил тот факт, что эта цифра отображена во многих местах и даже на площади тысячелетия. Как жителю страны, которая разменяла тысячу лет части своих сынов-городов, привычно видеть подобные цифры в знак дня рождения. Однако главная площадь Саранска названа в честь вхождения Мордовии в состав Руси. Об этом событии знаменует камень с картой и памятными надписями, включая цитату президента РФ. Площадь украшает большой фонтан, не имеющий бортов, в виде орнамента Кече (Солнца), символа плодородия.

Тунисский Саранск

Неудивительно, что именно этот орнамент стал визитной карточкой — он украшает как национальную одежду, так и повседневную современного кроя, печатается на сувенирах. Площадь широкая, шумная, с одной стороны зажатая торговыми рядами, с другой высоким зданием МГУ (Мордовский, не Московский) с нулевым университетским километром и памятником Огареву. Фонтану фоном служит большой спортивный дворец, скрывающий двухэтажный МакДональдс, разрывающийся в попытках обслужить гостей ЧМ на всех языках Мира.

Здания по своей архитектуре соответствуют гордому статусу столицы республики. Практически все учреждения имеют свою изюминку, чаще оставшуюся в наследство от царизма с его нравами к высокому в обществе господ и от советских времен с их стремлением к светлому и настоящему. Иногда попадаются деревянные домики с изящным коньком или аккуратными резными оконцами. Ну, а если речь идет о театре, молодежном центре или пенсионном фонде, то вы наверняка найдете за что зацепиться глазу — от парада статуй на тему мордовских традиционных ремесел до фонтана с замысловатом сюжетом подачи воды.

По своему масштабу красоте и расположению центром туристического притяжения является Собор Федора Ушакова, перед которым стоит памятник адмиралу. Собор возвышается и, признаться, расположенные рядом серые гиганты ТЦ Рио и дома не могут перебить величия храма с его золотыми куполами. Под ним и находились основные лежбища фанатов, отдыхающих в тени зданий, от храма начинался вход на территорию FanFest, где можно было смотреть футбол и пить пиво. От храма лучами расходятся дороги по всему центру Саранска, соединяя все достопримечательности.

Тунисский Саранск

Одну из них выделю особо — не знаю почему, но именно к памятнику семье я стремился попасть обязательно. Очередь за фотографией выстроилась длиннее остальных к памятникам города. Многодетная семья с мамой в положении, вот-вот сорвутся с места и уйдут к храму, настолько сильно удалось передать динамику движения композиции.

Недалеко от храма, изрешеченный заборами фанатского феста расположился военный мемориал. Он включает часовню, памятник солдатам, погибшим в первой мировой войне, солдатам, защищавшим честь и свободу в ВОВ. И снова некая трагичность и умиление, как с памятником семье — на постаменте, окруженном списком погибших, мать передает меч сыну. Чуть дальше, вниз, расположилась техника, недоступная во время проведения матчей.

Уже там, на смотровой площадке, у памятника патриарху Никону, открывается чудесный вид на Саранск и расположившийся в низине парк им. Пушкина. Колесо обозрения на берегу пруда и разноцветные лоскуты палаток среди деревьев сливаются вместе с песнями местных культурных коллективов. Спускаясь к нему от военного мемориала, не пройдешь мимо дворника. Веселый низенький старичок, отлитый из бронзы, с воробьем на шапке-ушанке, тот весело поглядывает на гуляющих, подметая улочку. Говорят, что даже дворник оказался на своем месте не просто так, чтобы место заполнить. Мордовия не единожды признавалась самым благоустроенным регионом России.

Очутившись в парке оказываешься буквально с головой погруженный в кипящую жизнь отдыхающих. Здесь и музыка и кафе с танцами, палатки, предлагающие продукты народных промыслов, дискотека и визжащие на выгуле дети. Словом, жизнь кипит вокруг лисьих норок, лисьих фигурок, лисьих скульптур. Лиса в наше время — имиджевый зверь как Саранска, так и всей Мордовии. В древности в этих местах промысел пушнины был основным видом заработка, чем и заслужила лиса свое место на гербе Саранска. В наше время с красным зверьком ассоциируют предприимчивость и деловитость. Лиса Саранска не менее символична, чем медведь Ярославля.

Тунисский Саранск

У парка, через дорогу располагается городской пляж, скрытый от туристов оградами и заборами, начинающийся со входа в спальном районе. Очень странно смотрелись явные спортсмены, плывущие баттерфляем сквозь всю акваторию пляжа, с отдыхающими пивом на берегу, шумно обсуждающими перипетии чемпионата мира и совсем не интересующимися — сколько же метров одолел на одном дыхании их товарищ. Товарищ плыл, меланхолично взирая на площадь дружбы народов и стадион Старт.

Стадион Старт вырос вместо разрушенного и застроенного стадиона Светотехника. На Старте есть красивый ансамбль из единственной трибуны и здания, остальное — сборные конструкции, что выделяет не в лучшую сторону конструкторов такого сооружения. Оказалось, что созданного мало для стандартов лиги, вот и приютили обладателей самых дешевых билетов местного футбольного клуба и фанатов гостей на шаткие леса. Хочется надеяться, что новый отстроенный стадион не окажется непосильной ношей для клуба и ФК Мордовия будет играть в своем новом доме.

От стадиона Старт, к слову, до Мордовия Арена улочкой метров семьсот через реку Инсар и железнодорожные пути, проходящие под самым боком бело-оранжевого гиганта. И контрастом стоят теперь уж совсем конуры, утлые домишки на переездах и на углу улиц. Каменные, деревянные, резные и по своему, по стариковски, красивые. По улице вверх работает музей Мордовской народной культуры. Приветливые сотрудницы зазывают словно на базаре, приглашая всех оценить глубину и красоту местных традиций. Льется музыка и резная игрушка приветливыми улыбками мужиков-пахарей притягивает остановиться и поддаться уговорам девчонок.

Кстати, Мордовия не зря богата на памятники, посвященные дружбе народов, России, единения и проживания. Мордовия была форпостом Московии, её границами много лет назад, охраняя рубежи ещё шатко стоящего на ногах государства в период перемены границ. Об этом мне рассказали в книжном Доме. Зашел я туда не случайно — искал книги местных авторов о народностях и легендах Мордовии. И попал на разговорчивую женщину, поведывавшую о рубежах Московии, Руси и православия. К слову, книгу так и не нашел. Мне попалась книга повестей одного местного, как оказалось, почитаемого писателя. Но аннотация к тексту, где я узнал что повесть показывает старые обряды мордвы о любви, о имянаречении и свадьбе, была единственным текстом на русском языке внутри книги. Сама же книга на мордовском и в общем то для меня не читаемым ни разу.

По всему центральному Саранску раскиданы фонтаны и памятники, как например кошка у гостиницы или причудливые водяные одуванчики. На любом уголке неожиданно вас может встретить лиса, витая в орнаменте оградки. Надо просто прогуляться.

За рекой Инсар и дальше от стадиона растет новый район Саранска. Ещё недавно все домики здесь принадлежали частному сектору и до сих высокоэтажные дома соседствуют с низенькими хибарками, коптящими воздух из труб на крышах, покрытых шифером. Стадион оказался символом нового Саранска, в котором многоквартирные дома построены по технологиям энергосбережения, а между ними тянутся дорожки прогулочных зон без изысков. Памятник Емельяну Пугачеву, некогда гордо смотрящему на просторный город, и окруженный простором, теперь прикрывает грудью величественное здание. От этого, кстати, Пугачев не выглядит менее гордо. Внизу у реки в березках прячется зона отдыха, угадываемая по стойкому запаху шашлыка и музыки из кафешек. Жизнь по другую сторону реки такая же как и в старом городе. Только в яркой упаковке авангарда и современных технологий.

Тунисский Саранск

Каким бы современным и ярким не стоял дом — так прекрасно, когда видишь, как выходят из его подъезда простые люди в костюмах с мордовским орнаментом. Это связано не только с праздником футбола. То и дело на глаза попадались рубахи и майки современного кроя с орнаментом на простых людях, спешащих на работу, домой, в гости, по делам, стоящими за кассой в магазине или у закрытой парковки, так как въезд к ней перекрыт из-за футбола. И в этом я всегда приветствовал тягу к родным традициям, гордостью за свои корни. Люди приветливые и светлые, улыбающиеся. Уж не знаю, стоит ли опять делать скидку на футбол, но чаще было легче напроситься на совет, чем молча пройти мимо.

Последним впечатлением был ночной Саранск — тихий в улочках и гуляющий на площади тысячелетия, где маленькие кафе, бары, ресторанчики зажигаются цветастыми витринами и окружены стайками молодежи.

Знакомство с Саранском получилось интересным. Мордовия богата на чудные и интересные места. Но куда бы вы не ехали — озеро Инерка, мордовский заповедник или монастыри вокруг Рузаевки — уделите день прогулке по Саранску.