Турист Владимир Олейник (violik)
Владимир Олейник
был 1 марта 19:02

Клатови — Чехия Апрель 2016

Пльзеньский вояж близился к завершению. В этот день была намечена поездка в город Клатови (Klatovy) и замок-крепость Швигов (vodní hrad Švihov). Клатови — второй по численности населения город Пльзеньского края, т. е. по чешским меркам город сравнительно большой. Проезд из Пльзеня в Клатови и Швигов не представляет никаких сложностей. Садишься в поезд, доезжаешь до Швигова, а после осмотра замка так же на поезде доезжаешь до Клатови. Всё просто, никаких пересадок на другие поезда или автобусы. Находится Клатови от Пльзеня сравнительно недалеко (~50 км). Да и на местах путь пешком был совсем небольшим. Так что, день должен был быть достаточно лёгким. Должен…. Но, увы, жизнь внесла свои коррективы. Уж так получилось, что выходя из номера в назначенное время, я как-то слишком сильно толкнул дверь. Сам не знаю, как так получилось. Дверь просто как-то распахнулась настежь. Ну, распахнулась и распахнулась, благо с петель не слетела и никого не задела. Но… когда я стал закрывать дверь, то увидел, что дверь я закрыть не могу. И речь идёт не о замке. Дверь просто не вставала на своё место — по мере закрывания, сантиметров за 20 от косяка, чувствовалось резкое сопротивление, а уже в 10 сантиметрах от косяка её уже было невозможно сдвинуть с места. При этом внешне ничего подозрительного я не увидел и никак не мог понять, что же случилось. Минут через 10 после моих попыток закрыть дверь я стал понимать, что закрыть эту чёртову дверь я не смогу. Так же стал понимать, что и на поезд я уже не успеваю, да и вообще, что без посторонней помощи мне не обойтись. Но я чётко знал, что в такую рань (~7.30) никого из работников отеля на месте нет. И всё же, мне ничего не оставалось, как всё же бегать вниз со своего этажа и смотреть пришла ли работница отеля. Но всё было тщетно, её комната была закрыта… Так с периодичностью примерно раз в 10 минут, я бегал туда-сюда. И в какой-то момент мне наконец-то повезло: я увидел поднимающуюся по лестнице пожилую уборщицу отеля. При помощи языка жестов (да, и опять же — славяне…) я объяснил ей свою проблему. Она успокоила меня, сказала, что позовёт своего мужа и он всё починит. И сказала, чтобы я перенёс свои вещи в её комнату на моём же этаже. Так же объяснила, что после того, как они починят дверь, они сами перенесут мои вещи в мой номер. Вот такие приключения свалились на мою голову с утра. И всё же, несмотря на такую досадную неприятность, я радовался тому, что произошло это именно в этот день, а не в другой. Ведь случись подобное в другой день, когда я собирался ехать в другое место, поездка могла просто не состояться (малое количество рейсов транспорта, накладки при состыковке рейсов и т. д.). Сейчас же я просто выехал на час позже, благо были и другие рейсы.
И через 45 минут езды на поезде, я вышел на станции Швигов у Клатови. От ж/д-станции до замка предстояло пройти пешком чуть больше километра

Между прочим, и замок Швигов, и Клатови я уже видел мельком из окна поезда ещё в первый день моей поездки, когда я ездил в замок Велгартице (Пльзеньский вояж, часть первая). Помню, как я даже был несколько удивлён — стоит себе такой замок-крепость в «чистом поле». Как-то не по «правилам» подобных крепостей… Подобные замки-крепости в основном возводились на холмах и прочих возвышенностях. И из окна поезда, и со стороны шоссе, вдоль которого я шёл, замок Швигов больше напоминает некий монастырь, а не замок-крепость

Кстати, обратите внимание на цветущие деревья и поле. Какая же красивая пора года! Жаль только, что этот день был немного пасмурным. По мере приближения к замку, можно было увидеть некоторые башенки и прочие замковые сооружения

Пройдя ещё несколько десятков метров, я увидел то, что осталось от внешних крепостных стен и башен замка

Пльзеньский вояж. Часть девятая: Швигов и Клатови

Молодцы, конечно, реставраторы, честь им и хвала. Думаю, что не только мне доводилось видеть некий «срезанный» до основания периметр от фундамента (или стен) каких-либо исторических объектов. Здесь же они так же, словно бритвой срезали, но на высоте примерно полутора метров. Вроде всё то же самое, но восприятие уже совершенно другое! Что и говорить — молодцы! А крепость тем временем, по мере моего продвижения ко входу, «обнажала» себя всё больше и больше…

Буквально, спустя какое-то мгновенье, понимаешь, что строители Швигова были вовсе не «лопухами». И хоть его и построили в «чистом поле», всё же устроили некоторые препятствия и засады потенциальному противнику. Таким препятствием для противника стали рвы, заполненные водами местной реки Углавы

Собственно, из-за этих рвов, заполненных водой, Швигов и называется как vodní hrad, а не просто hrad. Переводится это как — водная крепость.

И вот я уже подхожу ко входу в крепость

Пльзеньский вояж. Часть девятая: Швигов и Клатови

Обратите внимание на что-то непонятное в месте изгиба стены, напоминающее маленький стог сена… А между тем, именно про это с диким восторгом рассказывала моя супруга Наталья, которая была в этой поездке двумя неделями раньше меня. Это ни что иное, как жилище семейства нутрий. Я хоть и не менее восторженно отношусь к живности, увиденной в поездках, всё же поспешил к кассам замка: как-никак посещение основной массы замков Чехии проходит строго в установленное время по расписанию. На сайте замка можно почерпнуть подробную информацию об экскурсионных турах, о времени посещения и т. д. В апреле открыто два экскурсионных тура: Замок (тур 1) и Кухня (тур 2). Честно говоря, уже и не припомню, почему я взял билет только в замок. Скорее всего, либо второго тура не оказалось (такое, увы, бывает — тур заявлен, а его нет), либо меня не устраивало время его проведения. Другого объяснения я не нахожу… Кстати, у замка Швигов есть и второй сайт. Как и следовало ожидать, из-за той неприятности, что произошла со мной утром, к первому сеансу я опоздал (обычно я стараюсь попасть на первый сеанс…). До начала тура у меня было достаточно времени, чтобы спокойно выпить кружечку пива в заведении на территории замка (какая же Чехия без пива…), а так же для фотографирования объектов замка

Пльзеньский вояж. Часть девятая: Швигов и Клатови

Правда, это было уже потом. Я же в первую очередь пошёл поглазеть на нутрий. Помню, с каким восторгом Наталья говорила мне об этих нутриях — о том, как они плавали в воде, о том, что видела она их буквально в двух шагах от себя… Мне в этом смысле не повезло — никто не плавал, и уж тем более, в шаговой доступности от меня их не было. Но всё равно я их увидел и поснимал. Правда, пришлось одевать телевик. Одна из нутрий дрыхла «без задних ног», и то и дело зевала, показывая свои жутковатые зубы

Сам замок был построен в конце XV века. С самого начала он был задуман как искусственный остров. Центральным постройками замка являются дворец, часовня (из-за которой замок со стороны напоминает монастырь) и башня. Все эти постройки защищались внутренними крепостными стенами с четырьмя угловыми башнями. В свою очередь, внутренние постройки защищались наружными крепостными стенами и сооружениями, а так же рвом с водой. Что и говорить — солидное сооружение! Вот как выглядел Швигов в те давние времена (фото с сайта замка)

Пльзеньский вояж. Часть девятая: Швигов и Клатови

Так он выглядит в наши дни (фото из интернета)

В 11.00 началась экскурсия по замку. Вообще-то, для подобных замков-крепостей, Швигов сохранился (или отреставрирован…) просто превосходно. Как я заметил из своей практики (да, и почитав соответствующую литературу), главная сложность подачи подобных замков-крепостей в качестве объектов туризма — интерьеры, зачастую — практически полное их отсутствие. И не надо быть каким-то серьёзным знатоком, чтобы понимать, что чем старее эпоха, тем сложнее подобрать мебель и прочие элементы интерьера в соответствии с временной эпохой. Тем не менее, в отличие от других подобных замков, Швигов вовсе даже не пустой…
Здесь можно увидеть и интересные витражи

Пльзеньский вояж. Часть девятая: Швигов и Клатови

…и старинную мебель (явно не 19-го века…)

…и старинные гобелены

…часовню замка

…и прочие элементы интерьера

Пльзеньский вояж. Часть девятая: Швигов и Клатови

Ну и, конечно же, рыцарская атрибутика (бальзам на душу…)

В общем, с интерьерами в замке всё в порядке

Лично мне очень понравился Швигов. Во-первых — люблю замки-крепости (именно их, в первую, очередь). Во-вторых — Швигов не пустой в плане экспонатов (не так уж часто такое бывает в замках-крепостях). В третьих: здесь есть та самая «атмосфера» того времени. Не сомневаюсь, что он понравится всем любителям подобных замков. А после экскурсии меня ждал приятный подарок. Эти экскурсанты из моей группы даже и не заметили этого «подарка». Ну… бог их знает. Может они уток никогда не видели, а нутрии для них — как голуби в Москве (на фото нутрии сидят себе спокойненько неподалёку от дерева)

Пльзеньский вояж. Часть девятая: Швигов и Клатови

Шучу, конечно… На деле, это конечно, не более как, уж извините за правду, «отупевшие» европейцы (а то, что чешская молодёжь потихонечку тупеет, я убедился не единожды…), ничего не видящие вокруг себя. Впрочем, какое мне до них дело? Я же со скоростью пули «подлетел» к нутриям, при этом старался их не спугнуть… Забавные зверьки, впрочем, как и любая другая живность

После экскурсии по замку я ещё пошёл посмотреть центральную площадь Швигова. Почему бы и не дойти до площади, которая находится на расстоянии чуть больше ста метров от входа в замок

Что ещё напоследок сказать о замке? Думаю, я вряд ли сильно ошибусь, сказав, что подавляющая часть туристеров ничего не слышали о Швигове. Но… Не сомневаюсь, что найдётся немалое количество людей, которые смотрели фильм-сказку «Три орешка для золушки» (или, по крайней мере, что-то слышали об этом фильме). Какая связь между замком и фильмом? Простая. Часть фильма снималась именно в этом замке.
А я вскоре покинул Швигов и направился в Клатови…
Если набрать в поисковике — «Клатови», и посмотреть первые же картинки, сразу же можно увидеть фотографии центральной площади с этакой (характерной для Чехии) башней. В ходе подготовки поездки я внимательно изучал карту на Mapy.cz. Об этом сайте я подробно рассказывал в советах (смотреть здесь). В руках умелого пользователя сайт «сам всё расскажет и покажет». Вот и я увидел, что в Клатови есть что посмотреть. Забегая вперёд, сразу скажу… Как оказалось на самом деле, и с посещением башни, и с посещением местного музея, и если уж совсем плестись со скоростью черепахи, то на осмотр города уйдёт максимум три часа времени.

Если посмотреть на карту города в аэрокосмическом варианте, то сразу будет виден исторический центр города

Видно, что исторический центр Клатови имеет правильное округлое очертание, как у бОльшей части городов Европы. И так же, как и все подобные средневековые города Европы, Клатови был обнесён каменной стеной. Немало фрагментов этой стены сохранилось и до наших дней.
Приехав в Клатови, в первую очередь, я направился «покорять город». «Город взят», если ты посетил смотровую площадку на какой-либо башне, если таковая имеется. В Клатови такая башня со смотровой площадкой есть. Находится она на центральной площади старого города

Пльзеньский вояж. Часть девятая: Швигов и Клатови

И именуется она Чёрной башней (Černá věž). В апреле смотровая площадка Чёрной башни открыта для посещения в выходные дни с 9.00 до 16.00. Со смотровой площадки открывается вид на близлежащие окрестности, в том числе и на Белую башню (Bílá věž)

И если про возможность посещения Чёрной башни я узнал на городском сайте Клатови, то про Белую башню я ничего не нашёл. Так выглядит центральная площадь города

Погода тем временем немного ухудшилась, даже чуть-чуть покапал дождик, слава богу, не сильно. Я немного побродил по улицам центра Клатови. Некоторые здания выглядят красиво

Пльзеньский вояж. Часть девятая: Швигов и Клатови

Посетил я и местный краеведческий музей. И хотя я люблю ходить по музеям, этот музей не произвёл на меня должного впечатления. А вот само здание музея весьма красивое

Пльзеньский вояж. Часть девятая: Швигов и Клатови

Удивительно, но в Клатови сохранилась бОльшая часть средневековой городской стены с башнями

Собственно, на этом осмотр города и завершился. Тем более в этом месте меня и настиг небольшой дождь — самое время для обеда, после которого я направился в сторону вокзала. В итоге на осмотр всего города у меня ушло порядка 3,5 часов (с учётом обеда и пути от вокзала и обратно). По пути к вокзалу я не мог в очередной раз не восхититься этим замечательным временем года. В апреле в Чехии очень красиво. И это фото демонстрирует всю широту весенней цветовой палитры

Пльзеньский вояж. Часть девятая: Швигов и Клатови

Вскоре я уехал из Клатови и уже только в Плзнене вдруг вспомнил, что кое-что из намеченного для посещения в Клатови. я всё-таки упустил. Неподалёку от центральной площади, фактически рядом с Чёрной башней находятся так называемые катакомбы. Что это такое? Если посмотреть на карту города, то можно увидеть, что рядом с Чёрной башней находится костёл. Это иезуитская церковь Непорочного зачатия Пресвятой Богородицы и святого Игнатия. В свою очередь, рядом с этим костёлом и находятся эти так называемые катакомбы. Сразу могу сказать (как я где-то прочитал) — именно кактакомбы являются самой знаменитой и таинственной достопримечательностью Клатови (!!!). Каким образом они «вылетели» из моей головы? Не знаю… Только одно могу сказать — а может это и к лучшему? Вот уж, дейстительно, поверишь в Бога… Может это он отвёл меня от этого жутковатого места? Я и в самом деле, не жалею о том. что не увидел это своими глазами. Так о чём же идёт речь? А речь о том, что рядом с костёлом имеются некие помещения в которых хоронили монахов ордена иезуитов, а так же именитых горожан. В наши дни это выглядит так: в катакомбах можно увидеть много гробов с прозрачной крышкой. А в самих гробах лежат мумии тех самых монахов и именитых горожан. Я видел это в Гугл-картах. Зрелище не для слабонервных. Наталья была там, но она в итоге не стала осматривать все «залы» кактакомб. Лично мне хватило того. что я увидел в Гугл-картах — посмотрите и вы. По сути, это интерактивная экскурсия по катакомбам. Как-то сразу на ум приходит костница в Кутной Горе, от которой у нормального человека «челюсть отвиснет». Лично по мне, костница — просто кощунство. Но при этом костница не вызывает такого чувства ужаса, как эти катакомбы. Как назвать охарактеризовать катакомбы Клатови? Не знаю. Одно могу сказать… Пожалуй, хорошо, что я не увидел это своими глазами.
Что сказать в целом про Клатови? Весьма интересный городок, достойный для посещения.