Турист Ангел Странствий (StranTV)
Ангел Странствий
был 25 июня 14:09

Остуни — Италия Август 2015

Путешествуя по Апулии, я дала себе слово, что вернувшись, приступлю к изучению итальянского языка, т. к. по-английски здесь не говорит никто…

О городе Остуни я не знала, и не узнала бы, ни соберись я в путешествие в Бари. А т. к. я путешествую в одиночку, перед поездкой активно изучаю интересные места, расположенные неподалеку от основного пункта — надо же как-то себя развлекать! Очередной раз, планируя поездку в Бари, по найденной мной информации выстроился маршрут:

— Бари (Bari)
— Трани (Trani)
— Альтамура (Altamura) ‑ где в известняковой пещере Ламалунга были найдены останки кальцинированного человека, ныне возрастом 400000 лет (это самые древние останки на земле!)
— Таранто (Taranto)
— Лечче (Lecce) ‑ удивительнейший город, о нем я собираюсь рассказать в ближайшее время
— Кастеляна Гроте (Castellana Grotte) ‑ как раз на время моего отпуска в пещере давали потрясающий спектакль, очень рекомендуемый мной к посещению, — «Hell In The Cave» — даже без знания какого-либо иностранного языка, просто ради эстетического наслаждения
— и …Остуни (Ostuni).

Остуни появился в моем списке самым последним. Информации о нем в русскоязычном интернете немного.

Кавалькада Sant’Oronzo

И, опять-таки, на время моего отпуска приходился городской праздник в Остуни — Кавалькада Св. Оронцо (Cavalcata di Sant’Oronzo). Об этом мероприятии упоминания есть, но очень скупые, не больше 2 строчек. Я связалась с администрацией города, чтобы уточнить расписание праздника и, получив подробный ответ, поняла, что Остуни станет если не «гвоздем» моего путешествия, то очень важной его составляющей. Так, в общем-то, и случилось.

Кавалькада проводится в Остуни ежегодно, 25—27 августа. В это время в город съезжается неимоверное количество народа. Неимоверное настолько, что если вы окажетесь в день конного шествия на центральной улице города, будьте уверены, в ближайшие часа 4 выбраться оттуда вам не удастся. Это как в час-пик в переполненном вагоне метро, невозможно даже пошевелиться. По этой же причине места вдоль улицы стоит занимать заранее, часа за 2 до шествия. О времени проведения кавалькады узнать несложно ‑ листовки с информацией раздаются на площади Св. Оронцо, клеятся буквально на каждый второй столб, а на вопрос: «A che ora inizierà la processione a cavallo?» (итал.) — Вам ответит любой местный житель. Ну и, в конце концов, по оживлению на улицах о приближении мероприятия можно будет догадаться и без подсказок.
Праздник открывается сбором наездников и службой в Кафедральном соборе (Piazza Beato Giovanni Paolo II). После этого по центральной улице шествует оркестр, за ним — священнослужители проносят огромную серебряную статую Св. Оронцо, и уже за ними берет старт сама кавалькада ‑ бесконечный кортеж из ряженных в наипышнейшие и роскошнейшие наряды лошадей и таких же точно всадников.

Кавалькада Sant’Oronzo

Конное шествие проходит от окраин Остуни к центру.

Итальянская кавалькада

Так выглядит ежегодная Cavalcata di Sant ' Oronzo.
БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА ИНТЕРЕС К ПРОЕКТУ И ПОДДЕРЖКУ — в виде Like, комментариев или подписки на канал! Поспособствуйте моему бескорыстному энтузиазму в создании новых рассказов об интересных исторических объектах и нетривиальных мероприятиях. Спасибо!

Истоки этого действия восходят к середине XVII века, к страшной эпидемии чумы 1657 года, выкосившей почти половину населения Апулии. Чума уже сжимала смертельное кольцо вокруг Остуни, и вдруг… внезапно остановилась — ни один житель Остуни не заболел. Чудодейство было приписано Св. Оронцо — покровителю города, чей праздник как раз приходится на 26 августа.
На деле же, как утверждают историки, чума не нашла места в Остуни из-за белого кальцита — местного известняка, из которого сложены все дома Оснуни. Этот известняк почему-то терпеть не могут крысы — и не живут в домах, построенных из него. Ну, а нет крыс — нет и чумы!
Несмотря на столь прозаичный механизм «чуда», легенда о Святом оказалась чрезвычайно живучей: из года в год жители Остуни, облачившись в праздничные одеяния, приходили к церкви в честь Св. Оронцо, брали его статую, изваянную из папье-маше, и несли на главную площадь города ‑ славить.
Столетие спустя, 43 знатных гражданина Остуни решили пересоздать статую Святого в серебре. Получив папское благословение, объявили сбор денежных средств. 4000 дукатов требовалось на новое изваяние — сумма для того времени баснословная ‑ тем не менее, она была собрана. Изготовление драгоценной фигуры поручили неаполитанскому скульптору Луке Баккара. В 1788 готовую статую все те же 43 синьора привезли из Неаполя в Остуни, устроив, по прибытии пышное празднество с фейерверками. Конное шествие из 43 человек, в пышных платьях, с возвышающейся серебряной статуей Св. Оронцо, произвело сильнейшее эмоциональное впечатление на остунян. Спустя некоторое время горожане повторили его. Так, 26 августа 1803 года состоялась первая кавалькада.

Сегодня Cavalcata dei Devoti (кавалькада Преданных) или Cavalcata di Sant’Oronzo сохраняет все основные черты тех, первых кавалькад, только количество участников из года в год подрастает. Неизменными остаются пышные костюмы коней и всадников (последние некоторым образом напоминают наряды тореадоров).

Кавалькада Sant’Oronzo

Подготовка к празднику начинается за несколько дней. Костюмы изготавливаются собственноручно каждой семьей, член которой участвует в кавалькаде. Каждая семья разрабатывает свой оригинальный орнамент на костюме, и занимается вышивкой. Во время подготовки можно зайти в любой дом и понаблюдать за работой мастеров и за примеркой (особенно впечатляют примерки костюмов на лошадей!). Собственно, костюмы — это, на мой взгляд, главная часть праздника. Они — все разные, их узоры носят информативный характер о семье, ее происхождении, сфере занятий. Неизменным остаются лишь цвета: красный — символизирует кровь (чума, как известно, поражает кровь) и белый — цвет здоровья. Белые орнаменты на красной ткани свидетельствуют о том, что чуме не удалось-таки поразить жителей. Остуняне охотно привечают туристов и открывают им секреты мастерства!

За день до кавалькады молодые наездники тренируются. Вечером на многих улицах можно встретить горе-наездников, которых лошади отчаянно пытаются скинуть. Конечно, инструкторы всегда рядом, но наблюдать за такими сценами, все же, стоит на расстоянии. :-)

Кстати, во время шествия организаторы праздника создают ограду, чтобы лошади, ненароком, не затоптали собравшихся.

После шествия открывается ярмарка — всего! — здесь и продукты, и бижутерия, и сувениры — все по невероятно низким ценам! И здесь же, в обязательном порядке, полноразмерные фигуры скелетов: праздники, мол, праздниками, но и о вечном забывать не стоит. Хотя… забывают — за красочными долгими многоорудийными фейерверками, концертами фолклорными и классическими и веселыми народными ночными гуляниями.

Кавалькада Sant’Oronzo

Я была на таком празднике в 2015 году, и до сих пор его вспоминаю. Cavalcata di Sant’Oronzo посетить, определенно, стоит!

До Остуни несложно добраться из Бари или Таранто на электричке. Время в пути — не более получаса.

Кавалькада Sant’Oronzo

НО! Стоит учесть, что сам город расположен достаточно далеко от железнодорожной станции. Придется ехать на автобусе. А от автобусной остановки до исторического центра — еще 1,5 км пешком, и в горку (это к вопросу о чемоданах).