Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.

Красновишерск — Россия Сентябрь 2013

Все знают, что Волга впадает в Каспийское море, что Кама впадает в Волгу, а некоторые даже слышали, что Вишера впадает в Каму. Но это не совсем так, а точнее — совсем не так. В месте слияния Кама на 450 км длиннее Волги, и воды несёт на 30% больше, так что это Волга — приток Камы. Но! Только при подготовке этого рассказа, роясь в интернете, узнал, что и при слиянии Камы с Вишерой тоже поднапутали наши предки, где главная река. Оказывается, в месте слияния Вишера мощнее и полноводнее Камы, то есть она здесь главная река, и это Вишера встречается дальше с Волгой и принимает её как приток… Вот и получается, что это Вишера — главная река европейской России, и это Вишера впадает в Каспийское море. Просто русичи намного раньше освоили Волгу, чем Каму, а уж до Вишеры когда добрались…

Ну и ладно, не будем меряться, просто будем знать, что это так. Да ещё не забудем, что на заре Российского государства именно по Вишере проложен был первый путь за Каменный Пояс, в Сибирь. Даже памятник об этом есть у дороги, идущей вдоль берега Вишеры.

Памятник первопроходцам, пролагавшим путь в Сибирь по Вишере и её притокам. Надпись: Вишерская дорога из Европы в Сибирь. XVI век.
Памятник первопроходцам, пролагавшим путь в Сибирь по Вишере и её притокам. Надпись: "Вишерская дорога из Европы в Сибирь. XVI век".

Мне приходилось раньше бывать на Вишере по делам — в городе Красновишерске, а также на левых притоках Вишеры — Большом Колчиме, где добывали алмазы, и на Вёлсе, на разработках россыпного золота. Может, и романтично звучит, а на самом деле варварство по отношению к природе. Помню, когда пролетали на вертолете над Вишерой, из Большого Колчима выползал рыжий язык мути и тянулся, почти не смешиваясь с темной водой Вишеры, километров двадцать, до Красновишерска и дальше.

Но это рукотворные «пейзажи» из деловых поездок, а хотелось всё же поближе познакомиться с живой природой нашего северного края. И когда представилась возможность присоединиться к автобусной экскурсии Пермь — Вишера (камень Ветлан) — Чердынь — Соликамск — Пермь, мы с женой сразу согласились. Впечатлениями о Чердыни я уже поделился (рассказ Пермь Великая Чердынь), сейчас очередь Вишерской части нашего путешествия. Сентябрь, золотая осень, но солнца не было совсем, поэтому как-то грустновато было… Но всё равно — красота уральской природы завораживает.

Первую часть пути — от Перми до Соликамска — проделывал десятки раз, выезжая в командировки. Видимо, глаз «замылился», да и ехали без остановок — ничего не зафиксировал. По дороге от Соликамска до Красновишерска тоже ездил не раз и помню, что там по обеим сторонам дороги раскинулись чистые сосновые боры с пушистой подстилкой из белого мха-лишайника. Каждый раз думал: вот бы остановиться да побродить по такому лесу…

И вот — случилось. Первая остановка была у нас как раз в таком бору-беломошнике.

Экскурсионный автобус остановился ненадолго у бора-беломошника

Но, похоже, не только нам приглянулось это место — повсюду видны следы человеков: то плохо заделанная скважина, то какие-то неопрятные тряпки на деревьях, которые будто бы должны олицетворять нечто языческое, оккультное.

Рукотворный гейзер - незатампонированная артезианская скважина
М-да, популярное место у туристов...

К счастью, кое-что живое ещё осталось.

Едем дальше. Проскочив Красновишерск, через несколько километров останавливаемся на левом берегу Вишеры.

Отсюда до Ветлана ещё пешком где-то 2 км, хотя дорога идёт до самого Ветлана и дальше. Видимо, недостаточно хороша для автобуса. Пока идём — можно ещё про Вишеру что-нибудь вспомнить…

На Вишере мало населенных пунктов, хотя река не маленькая и должна бы притягивать людей. Да она и притягивала в своё время, когда была дорогой в Сибирь, но потом южнее открыли более короткие и удобные пути, и перестала быть Вишера большой дорогой, а у заросшей тропинки кому ж интересно жить… Во времена промышленного бума на Урале XVIII—XIX вв. предпринимались попытки втянуть Вишеру в колесо индустриализации, но все они закончились ничем. Некоторое оживление наблюдалось в эпоху ГУЛАГа, только не очень жизнеутверждающее. «Населения» на берегах Вишеры заметно прибавилось, и трудились они на лесоповале и сплаве леса ударно, полстраны лесом обеспечивали. По крайней мере, четыре бумкомбината только в Пермском крае. На память о тех временах остались изрядные проплешины в пышной шевелюре вишерской тайги да пунктир деревянных ряжей вдоль русла Вишеры, с помощью которых тогда регулировали молевой сплав леса.

Чем знаменита Вишера (как и другой приток Камы — Чусовая), так это своими «Камнями» — скалистыми останцами древних Уральских гор. На Средней Вишере по описанию сплавного маршрута их насчитывается более сорока. Я там не был и личные впечатления имею только о Ветлане, а потому для знакомства со всей Вишерой рекомендую обратиться к прекрасному очерку Павла Распопова «Река Вишера: особенности, история и путеводитель по реке», опубликованному 20.03.2018 на портале «Ураловед».

Камень Ветлан — один из самых нижних по течению Вишеры, зато самый высокий — 143 м над урезом реки, и самый длинный — более 1700 м вдоль реки. При таких размерах его бы издалека снимать…

А вот и Ветлан лицом к народу. Мрачноватое личико...
А вот и Ветлан "лицом к народу". Мрачноватое личико...

А ещё Камень Ветлан — самый доступный для туристов, даже лестницу деревянную в 2003 году соорудили для подъема (увы, в 2013 она уже дыроватая была). Сфотографировал её на обратном пути.

Ветлан выдал нам порцию почти дикой природы (ну не считая этой дыроватой лестницы, само собой...)

Кто-то из нашей группы не поленился, сосчитал все ступеньки, получилось, насколько помню, около восьмисот. Ну и как же было не запечатлеть триумф покорителя такой заоблачной высоты…

Впрочем, в тот дождливый день высота действительно была заоблачной.

Тучи рвутся в клочья, зацепившись за Ветлан

К сожалению, из-за низкой облачности и дождя так и не увидели гору (или тоже камень?) Полюд, который обычно с Ветлана прекрасно виден. Существует даже легенда, что когда-то Полюд и Ветлан были богатырями, оба влюбились в красавицу Вишеру, потом бились за неё долго и безуспешно, пока не окаменели. А она всё так же бежит и бежит между ними. Само название Ветлан на языке коми-пермяков («ветланин») означает «место, где можно пройти». Значит, отступил Ветлан, позволил красавице Вишере пройти мимо.

Когда поднимались на Ветлан, мне, по правде, не до красот было, на которые надо было оглядываться. Но когда пошли вниз — чуть ли не с каждой ступеньки стали открываться завораживающие своей почти первозданной дикостью виды. И здесь я умолкаю.

Вишера, камень Ветлан

После спуска с Ветлана ещё погуляли по берегу Вишеры, не в силах оторваться от неё. Даже про дождь как будто забыли.

Коротким получилось наше знакомство с Вишерой. Но незабываемым, как первое свидание с любимой.