Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Невельск — Россия Сентябрь 2017
Закат над Монероном

продолжение, начало смотри:

Сахалин. Невельск — Хонто: тепло принесенное Куросио

Сахалин. Невельск-Хонто: пикник на обочине

Сахалин. Невельск — Хонто: брекватер

Сахалин. Невельск — Хонто: золотой шар.

Счастье для всех.

Даром.

И пусть никто не уйдет обиженный.

А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине», 1972.

Накануне был необычный закат малинового цвета, бегущие облака принимали странные очертания, громоздились вверх, в виде сюрреалистических куполов и казалось в небесах спешно идет строительство града обреченного, готового к приему огромного количества душ, которых поставит земная твердь. Огромная стая ворон заслонила малиновое небо, они совершили несколько прощальных кругов над городом и улетели на восток, в горы. Твердь напряглась в ожидании, той «капли», которая перевесит на весах судьбы и высвободит огромный поток энергии, который свернет блоки земной коры, подбросит, как на сковороде, то, что находится на поверхности.

Многие заметили, что-то надвигается — страшное, тревожное и неотвратимое.

Ночь прошла в странных снах переходящих в полуявь, полудрему, с судорожными рывками и падением в темноту пропасти. В предрассветной сероватой тишине были слышны лишь тысячи мышей, перебегающие площадь с замершей темной фигурой вождя, тянущей ладонь для рукопожатия. Взгляд вождя был направлен вниз и казалось, что металлические глазные яблоки выпадут из орбит и подпрыгивая устремятся за бегущими зверьками. Звук бегущих лапок слился в слабый шелест, блестящие бусинки глаз были устремлены на сопки, за которыми уже брезжит рассвет.

Сахалин. Невельск — Хонто: золотой шар

Наутро половина города уже знало, что-то произойдет.

Бытовые мелочи и дела отвлекали сознание, но более древняя структура мозга — подсознание — упрямо посылала импульсы тревоги, перебивающие разговоры, мысли и действия.

Перед первым ударом послышался нарастающий гул, зазвенели провода, южная и центральная часть города качнулась от энергетической волны магнитудой в 6,3 (6,8) балла и ее гребень устремилась дальше на юг, вздымаясь от удара на два метра. Эпицентр находился рядом с городом, в проливе, на глубине 10 километров. Там куда она ударилась, разбившись о более твердые породы, вздыбилось. Огромная часть дна моря, словно гигантская подводная лодка с потоками стекающей воды вышла на поверхность. Миллионы обитателей мелководья оказавшись на поверхности устремились к потокам в понижениях, с единственным желанием попасть в его спасительные струи, которые унесут в море. Но вода уходила быстрее, образовавшийся поток с огромной скоростью нес с севера на юг потоки воды и мусор.

Вмиг мокрая поверхность покрытая водорослями заблестела серебром бьющейся в агонии рыбы. И пока испуганные люди выбирались из треснувших домов под дождем из кирпичей, провалившихся крыш, на поднявшуюся поверхность моря уже бежали кочегары, из ближайшей кочегарки. Они, размахивая мешками для рыбы, падая и шатаясь от повторных ударов и буксуя в скользких водорослях собирали прыгающую рыбу. Халява священна! Наперегонки с ними из близлежащих домов бежали люди с ведрами. Забыв про упавшие холодильники, телевизоры, мебель. Азарт халявы, перемешанный с инстинктом самосохранения (чем кормиться, если все завалит) затмевает все остальное. В небе над городом возникло несколько огромных облаков с меняющимися очертаниями, в которых угадывался лики святых и очертания плывущих рыб. Как не вспомнить, кормление Иисусом пяти тысяч человек двумя рыбами и хлебами: «ели все, сколько кто хотел, и насытились».

Все живоописанное и живопредставленное, не плод моего воображения, это всего лишь художественно обработанные отрывочные воспоминания информаторов, размещенные в монографии Б. В. Левина и соавторов «Невельское землетрясение и цунами 2 августа 2007 года, о. Сахалин». Эти воспоминания/ощущения — неоценимый материал, который позволяет проанализировать и восстановить картину тех дней.

А вот скупой отчет районной больницы: пострадавших 28 человек, 4 тяжелые ранения, 1 человек погиб. Странно, да? Удар стихии интенсивностью 8 баллов и так мало жертв…

Фото из сети Интернет

Можно отметить фактор времени — первый и самый сильный удар произошел в 13.37 местного времени — обеденный перерыв — большая часть людей была на улице. Можно припомнить, как незадолго до землетрясения, в апреле, вдоль берега прошел корабль с иконой Божией Матери «Призри на смирение» и большая часть невельчан уверена, что именно божественное вмешательство спасло город от гибели. Второй удар с магнитудой в 6,0, на глубине 15 км произошел в 16.22. Перед вторым мощным ударом стало тихо — не летали мухи, птицы, все замерло. Когда на город легла темень в стороне Горнозаводска, на юге, возник столб синего цвета, уходящий к звездам, и как от щелчка выключателя началось свечение моря.

Но людям, попавшим в эту ситуацию, было не до этого. Степень разрушений была огромна, нужно было снести половину города и вновь отстроить. Под снос попадало 239 жилых домов и около 30 объектов социально-культурной сферы. Нужно было где-то жить, на дворе август, а зима не за горами. Невельчане скитались по дачам и вагонам СахЖД пригнанным вокруг острова, жили в палатках и у знакомых. Заверения чиновников сидящих на самом верху о том, что каждому пострадавшему предоставят жилье к наступлению холодов, вызывало у островитян приступ матерных слов и выражений. Оно так и вышло, к 1 декабря, жилье получило лишь 18 семей, которых вселили в непострадавший от землетрясения долгострой, ставший новостроем. Как говорят: «обещанного три года ждут», настолько растянулась процедура переселения невельчан. С виду неповоротливая система, такой и оказалась, однако нужно только удивляться с какой скоростью убрали губернатора Малахова, поставив Хорошавина, и как быстро привезли мешки для трупов сразу после землетрясения.

река Лютога
Мост через р. Лютога у п. Огоньки
Поселок Огоньки
Долина реки Брянки (Быстрой), по которой дорога идет на Ловецкий перевал

дорога с Ловецкого перевала
Обещанный в прошлой главе водопад Искорка с южной стороны мыса Лопатина

Как-то в сентябре я привез группу детей, сдал их в добрые руки экскурсовода краеведческого музея и воспользовавшись тем, что у меня есть почти полтора часа отправился наверх обозревать окрестности.

Распадок Сельский. Дорога к плотинам
Сахалин. Невельск — Хонто: золотой шар

Невельск хорошо смотрится с Прибрежного хребта подпирающего город с востока, туда и отправимся, чтобы увидеть его сверху. До самой высокой точки, где стоит православный крест, было не дойти — в полтора часа я бы не уложился, поэтому пришлось довольствоваться средними высотами. От площади нужно пройти к Дворцу правосудия, обойти его слева и пройти по пятидесятиметровой улице Гражданской, через сотню метров она переходит в Нагорную и дальше в Дачную.

ул. Гражданская

Вид на северную часть Невельска
Северная часть Невельска

Если не поворачивать по Нагорной уходящей влево, а уйти прямо через полуразрушенную лестницу то можно самым коротким путем подняться на площадку где сейчас стоит церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Когда-то эта лестница вела к японскому храму, уютно примостившемуся в распадке ручья, затем его перенесли выше, выровняв для этого площадку.

Храм назывался Хончто-дзиндзя. От него сейчас остался только возвышенный железобетонный фундамент «хонден», с отверстиями для «хей-каки» (изгороди, для священного помещения) — он в тылу у церкви.

Фундамент храма Хонто-дзиндзя

Если верить историку Игорю Самарину, то храм этот был поставлен в 1922 году. Наверняка в этом храме побывал наследный принц Хирохито (будущий император Японии), посетивший Хонто с визитом в 1925 году. Почему наверняка, потому что совсем рядом, слева, если стоять лицом к храмам, находилась мэрия, где он побывал и сфотографировался с местными чиновниками.

Это место очень любимо невельчанами, особенно тогда, когда здесь был небольшой парк, доставшийся от японцев. Называли его «На львах», по двум львам, которые стояли здесь около входа в храм на высоких постаментах. Интересно, но львы эти не выполняли функцию «кома ину» (псов-хранителей), а просто были подарены этому месту богатым человеком, меценатом. В 1947 году храм снесли, а львов для красоты оставили, но как вы догадываетесь ненадолго. Один почил в 50-е годы (кому помешал?), второй дожил до 70-х и его часть гранитного поджарого тела где-то до сих пор лежит в кустах. В 70-х исчезли и тории, стоявшие у лестницы. В этом распадке сейчас валяются и каменные блоки от храма и сейчас уже непонятно, что это было: подставки под каменные фонари, остатки фундамента или что-то другое, да и лестница уже убийственная, ночью без фонаря лучше не ходить. Летели годы, облик города менялся, на площадке «На львах», устроили танцплощадку, потом исчезла и она, и вот через двадцать лет после сноса храма (1947), в 1967, чуть выше появился памятник погибшим рыбакам, а еще через тридцать, в 1997 на площадке возвели православный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Инициатором строительства, кроме церковных работников выступил мэр города И. Малахов — человек который сменит И. Фархутдинова, на посту губернатора. Церковь красивая, построили ее в традициях русского деревянного зодчества, украсили оригинальным иконостасом. Освещали торжественно в августе следующего года в присутствии бывшего мэра Невельска, ставшего губернатором Сахалинской области Игоря Фархутдинова, который через пять лет трагически погибнет в авиакатастрофе.

Мои внимательные читатели, наверное уже поняли, что фамилии эти я пишу подробно не по причине большой любви к нашим губернаторам, а потому, как они непосредственно являются персонажами нашей истории о «Золотом шаре». Да и если обратили внимание на расклад цифр с семеркой — 1927, 1947, 1967, 1997 — он здесь тоже не случаен, также как история двух храмов и повязанного с ними памятника погибшим рыбакам, стоявшего неподалеку.

2007 (следующая семерка!) пришлась на землетрясение, в результате которого город был разрушен, а Малахов снят с должности губернатора, в связи с утратой доверия главного лица государства. На его место пришел уже всем известный в мире А. Хорошавин (а может и в солнечной системе), на первый взгляд, не имеющий никакого отношения к Невельску и к нашей истории о Шаре. Но это так только на первый взгляд.

Но мы не будем торопить события, лучше поднимемся еще выше, откуда панорамы обновленного и переформатированного Невельска более заметны.

Дорога на сопки
Южная часть Невельска. Мыс Лопатина
Южная часть Невельска

Южная часть Невельска. Морской колледж
Центральная часть Невельска. Площадь Ленина

Центральная часть Невельска

Северная часть Невельска
Сахалин. Невельск — Хонто: золотой шар

11,1 млрд. руб. выделенных из областного и федерального бюджета позволили построить 83,9 тыс.м2 жилья в самом Невельске и в Троицком (рядом с Южно-Сахалинском), 13 объектов инженерной, 11 объектов социально-культурной инфраструктуры, а 1,3 млрд. рублей ушло на строительство 12 объектов федеральной собственности — полиции, налоговой, казначейства, дома правосудия, ФСБ, ГИМС и др. Те кто не пожелал въехать в новые квартиры получили государственные жилищные сертификаты на покупку квартир на вторичном рынке (1909 сертификатов). Все построенные объекты напоминают внешне цветные кубики, и я не знаю, хорошо ли это или плохо. Мне кажется, что можно было подойти и к строительству и к отделке лучше. Где-то уже отваливается и сыпется.

Построили и новую церковь из ангарской лиственницы, выросшей под Иркутском.

При этом мне немного непонятно, что с той церковью, которая стоит там, где и фундамент японского храма — она вечно на замке. Говорят, что ее используют как воскресную школу. Но мне кажется тут дело совсем в другом. Как-то мне довелось познакомиться с женщиной, которая «везде плавала и все знает», она мне сказала такую вещь: наши храмы и церкви часто ставят на тех местах, где уже стояли храмы и места поклонений других концессий. Делается, это неспроста, а для того, чтобы привлечь к православию тех, которые уже молились на этом месте, но своим богам. Смысла я в этом не углядел, подтверждения тоже не нашел — увы. Но мне кажется, что это приводит к «сражениям на небесах», и уже не борьбе добра и зла, а борьбе богов. И это отражается здесь на земле, на живущих здесь людях, которые и понятия не имеют, за что собственно страдают или почему собственно произошло то или иное событие.

В окрестностях Невельска, в 1983 году, чуть было не началась III Мировая война. Да-да, с Невельска и начался «боингопад» — самый первый из «Боингов» «сбили» там. Однако, не смотря на то, что наши военные подтвердили, что уничтожили «Боинг» над поселком с идиотским названием Правда, правда тут и закончилась, не успев начаться.

На мой взгляд, вся она голимая написана только в работе Мишеля Брюна «Сахалинский инцидент», где автор доказывает, что заинтересованные стороны — СССР, США, Япония и Южная Корея, молчат и каждый по своей причине, о том, что же всё-таки произошло в ночном небе 1 сентября у Невельска. Судя по доказательствам Брюна, там разыгралась нешуточная схватка с участием истребителей Су-15, МиГ-21, МиГ — 31 с одной стороны и не менее десятка военных самолетов США, вторгшихся в советское воздушное пространство, среди которых постановщики помех, истребители прикрытия, самолет-разведчик SR-71 «Блекберд»,и RС-135V (самолет радиоразведки — переделанный «Боинг-707»).

Что же касается «Боинга», рейса КАL — 007, то в акватории у Монерона и Невельска не нашли ни одного трупа, ни одного обломка самолета, ничего! Вместо его из десятка мест вокруг Монерона подняли совершенно другие обломки: катапультированные кресла от F-111, куски обшивки и крыльев, надувные плотики военных самолетов и много всякой всячины начиная с нескольких сотен ботинок (связанных шнурками) и заканчивая оторванной рукой в черной перчатке (как в детской страшилке).

При этом, не ожидая такого отпора, перепугались все, начиная с американцев, поднявших во Флориде со стратегической военно-воздушной базы Пенсакола все В-52 с ядерными боеголовками, заканчивая японцами поднявшими в воздух половина истребителей Японии (72 шт), с авиабазы Читозе. Они то, по мнению Брюна и сшибли с перепугу злополучный «Боинг», в своих территориальных водах, приняв его за советский самолет.

Воды Татарского пролива на границе территориальных вод и около Монерона кипели от огромного количества советских рыболовных траулеров из Невельска, вылавливающих обломки погибших самолетов сетями и тралами. Среди них создавая друг другу помехи, вертелись американские, японские и советские боевые корабли, воздух барражировали самолеты этих же стран, кружа как грифы над падалью и высматривая добычу. Каждые искали свое. Но никак ни злополучный КАL-007.

Недавно я наконец-то нашел памятный знак этому «Боингу» на старом японском кладбище в Южном распадке Невельска (о котором, кстати, знают не все жители близлежащих домов). Во как, вдумайтесь: на старом японском кладбище в Невельске, памятная плита тем, кого на самом деле сбили не мы, а японцы под Ниигатой. Пусть слово «кладбище» вас не смущает, покойников здесь нет, это места где происходило кремация. И это тоже символично, ведь это памятник тем, кто на самом деле не погиб (на лайнере был только экипаж). На плите высечены имена экипажа, состоявшие на службе в разведке Южной Кореи. Они сделали все, для одной из самых грязных провокаций против страны, на территории которой им потом поставят памятник, к которому изредка, забредают ради интереса, такие как я.

Старое японское кладбище в Южном распадке Невельска

А что скажет пытливый читатель: «А шар то где, золотой, исполняющий желания?». Да будет и шар, ведь эта цепочка на первый взгляд разноплановых событий, на самом деле информация к размышлению, предисловие к рассказу о «Золотом Шаре», который исполнял желания.