Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Керимяки, Хельсинки + 3 города — Финляндия, Рускеала — Россия Май 2018

По-летнему жаркий май после аномально холодного апреля разбудил лесную живность. Возможно, на лоб сел комар, далёкие предки которого кусали самого Ленина?

Полгода метавшийся по окраинам южной Финляндии Ильич, то убегающий от реальных опасностей, то срывающийся в приступе мании преследования, прилично наследил в регионе. Памятники, названия улиц, экспозиции в музеях живы, будто сама Суоми была некогда частью советского государственного пространства.

Забавно, насколько пионерская школьная линия Финляндия-Ленин-шалаш далека от действительности. В Финляндии Ильич и его подвижники останавливались в домах, на квартирах и в весьма респектабельных гостиницах. А история с шалашом — эпизод на несколько недель, случившийся в Ленинградской области. И знаменитое «Ленин в Заливе» — история о паре летних месяцев, проведённых в том числе и в сарае. Шалаш же стал перевалочной базой для броска в Финляндию, но именно он вошёл в историю и даже обзавёлся после смерти вождя собственным мемориально-музейным комплексом. Сарай в этом комплексе, впрочем, также имеется.

Первомайские праздники в части организации бюджетных поездок, на первый взгляд, не лучшее время для Финляндии. Ценник на проживание даже в хостелах вызывает удивление, а большинство кемпингов открывается ближе к середине месяца. А хочется, чтобы как Ленин, бесплатно, пусть и в шалаше.

Хочется — сделаем. Не все это знают, но для авто- мото- и велопутешественников Финляндия — страна отличных бесплатных ночёвок.

Как Ленин

В ленинский шалаш не поехали. И не потому, что не интересно, а потому, что праздники. И очередь на выезд со стороны Петербурга обещала быть бесконечной. Отчасти это подтверждалось состоянием трассы — от самого выезда из Смоленска и до Петербурга по встречке тянулся бесконечный поток машин. А мы шли по пустому шоссе. Питерцы массово сваливали из города.

Отличная альтернатива попадания в Финляндию — через Карелию. Угадал на сто процентов, очереди не было, пролетели границу за 15 минут.

Тем более, что перед самой границей расположилась достопримечательность, в которой мы ещё не бывали — рускеальский мраморный каньон.

Как Ленин

Май в экскурсионном графике каньона — зимний сезон. Но праздники делают своё дело, и очереди на некоторые экскурсии достигают пары часов. Записались в ожидание на «Подземную Рускеалу» и по отдельным билетам совершили часовую прогулку по основным дорожкам парка.

Каньон Рускеалы — отличный пример создания и сохранения достопримечательного места по частной инициативе. Билеты, пожалуй, дороговаты, зато общая ухоженность парка и постоянное расширение доступного гостям пространства — прекрасная альтернатива заброшенным карьерам для сталкеров.

Как Ленин

Мрамор не любит воду, но в дождливую погоду наиболее выгодно играет оттенками.

Самая дорогостоящая и самая ожидаемая экскурсия — под землю. Открыта чуть более года назад и фактически это второй зимний сезон для туристов.

Как Ленин

Всё серьёзно — каски, инструктаж. Защита головы очень кстати, человек моего роста точно словит несколько предательских выступов на низких потолках. Что и получилось. Не просто так все каски изрядно покоцаны.

Проход в подземную часть, из которого начинается экскурсия, спелеологи раскапывали несколько лет, а затем ещё долго укрепляли, бетонировали. По этажности это третий верхний уровень выработок, он находится на уровне воды в карьере. А под водой скрыты ещё три уровня глубиной до 60 метров!

Как Ленин

В зимнем варианте подземной экскурсии один минус — нельзя вернуться на место старта корабликом, входящем в стоимость посещения. Зато ледяные гроты с подсветкой и музыкой!

Каждый год скульпторы вырезают ледяную копию одного из зданий, облицованных мрамором из Рускеалы. В этом сезоне пещеру за провалом украшает изначальный макет Исаакиевского собора.

Как Ленин

Экскурсионный маршрут огибает провал, заводит в тупиковую штольню с выходом на мини-пристань — и на сегодня всё.

Пообедали в кафе-столовой напротив касс, крайне рекомендую. Простая кухня с карельским оттенком, форель-грибы-пироги. Пиво и прочие напитки приносить с собой.

От Рускеалы до погранперехода Вяртсиля — двадцать минут езды. Переход пустой, да к тому же нас угораздило проскочить по отдельной ветке для грузовиков. Никаких досмотров, несколько минут на оформление — и мы в Суоми.

Из горного парка выехали в пятом часу вечера. Майские дни коротковаты, и, очевидно, ночевать придётся недалеко от границы. В идеале — в районе Савонлинны, чтобы с утра пройтись по городу и заглянуть в крепость.

Несмотря на сгущающиеся сумерки, сделали остановку в городке Керимяки. Побродить вокруг ожидаемо закрытой церкви. Финляндия не богата на достопримечательности мирового масштаба, а церковь как-никак самое большое деревянное здание на планете.

Последнее практичное действие перед поиском бесплатной ночёвки — обеспечение едой. Здесь действовали по схеме, отработанной год назад в Исландии: в карту вбиты попутные бюджетные супермаркеты Lidl и ABC. За час до закрытия в мясном отделе появились гриль-заготовки с приятными скидками, дополнить которые осталось бельгийскими соусами, свежей выпечкой и одноразовым грилем.

Итак. Будем как Ленин. Найдём укромное местечко на глухом лесном озере неподалёку от шумной Савонлинны. Для этого нужно запомнить полезное слово — Laavu. По-фински это и будет, собственно, «шалаш», а поискать многочисленные шалашики можно на специальном сайте.

Как Ленин

Шалаши придётся искать по регионам, это не трудно. Удивительно, но в maps.me абсолютное большинство лааву есть. Совет из практики — если в друг ни в гугле, ни в мэпсми заявленной на сайте точки не обнаруживается — не стоит на неё рассчитывать.

В одной из таких сомнительных точек мы хотели пообедать в ливень — зря. Прогулка по мокрому лесу привела к фундаменту. Лааву разобрали.

На картинке выше видно два типа иконок. Вигвам с дымком — это просто организованная площадка с кострищем. Может быть и навес, и дрова, но это не гарантировано. Конечно, никто не мешает поставить рядышком палатку.

Иконка-домик — шанс на отличную ночёвку. Но, планируя стоянки, однозначно необходимо забивать в карту два-три домика в окрестностях.

Как Ленин

Вот наше идеальное лааву. Приспособленное именно под ночёвку.

Что же такое лааву и почему их так много? Лааву — стоянка, сооружаемая и содержащаяся за счёт муниципального бюджета. В каждом домике обязательно будет необходимый минимум: дрова, свечи, спички, аптечка. Карта местности и список телефонов экстренных служб. В суровом финском климате такие шалаши — шанс на спасение для незадачливых туристов.

Лааву — это скорее место для экстренной ночёвки, нежели регулярное бесплатное размещение. И в большинстве случаев точка с шалашом — слегка организованное место для палатки.

В идеальном лааву найдётся всё необходимое для комфортной ночёвки, включая посуду, удочки и даже лодку. Учитывая наличие льда на озере и снега в окрестностях, мы не замёрзли в зимней экипировке, просто расстелив на деревянный пол кучу имевшихся в шалаше ковриков и закутавшись в хорошие горные спальники.

Но это — про идеальное лааву. Где не заметно присутствие человека, лишь лоси ревут из-за озера, разминаясь перед весенним гоном, да пара лебедей ревностно отгоняет от застолблённого водоёма пролетающих конкурентов.

С лааву в зоне национальных парков сложнее. Есть точки, где официально можно находиться полчаса-час, буквально для приготовления еды и перекуса.

Как Ленин

Есть и лааву, не приспособленные для ночёвок. Так, поплутав по недружелюбному ночному еловому лесу, уже многократно усомнившись в своих навыках ориентирования, высветил крошечный охотничий домик-вышку. Да, он открыт, и при большой нужде один человек, свернувшись калачиком, даже сможет в нём поспать. Но ни дров, ни очага, ни ровной площадки под палатку вокруг не обнаружилось.

Планируя поездку на майские в Суоми нужно помнить, что первомай здесь — официальный праздник. Вернее, даже несколько праздников. А уж если начало мая выпадает на выходные дни — на замке будет буквально всё.

Хорошо, крепость Савонлинны имеет всегда открытую часть, по которой можно прогуляться без билетов в любое время.

Как Ленин

Чёрный баран Олавинлинны со скрипом поворачивает бронзовую голову и оценивает новый прикид, оставшийся с празднования пасхи.

Понтонный мост к крепостному острову облепили дети — через протоку между озёрами на огромной скорости несутся рыхлые льдины. При ударе об острые понтоны льдины с треском раскалываются, а мост подпрыгивает.

Как Ленин

Доступная в выходной часть крепости привлекательна разве что видами с верхнего яруса. Здание заметно отреставрировано, приспособлено под туристов, и на оригинал, по крайней мере в этой части, не особо похоже.

Предприимчивые чайки устраивают фотосессию с туристами за скромное вкусное вознаграждение.

Как Ленин

Очень стараюсь включить даже в короткое путешествие новый объект всемирного наследия. Майская поездка получилась церковно-деревянной. После самого большого деревянного здания в мире крошечная церквушка деревни Петейявеси смотрится совсем игрушечной. Но сколько же в ней гармонии!

Необычное сочетание архитектурных форм, приземистая брутально-скандинавская церковь и взлетающая с покатой крыши готическая колокольня, красно-белая раскраска которой видна издалека.

Как Ленин

На небольшом прицерковном погосте помимо вполне современных каменных надгробий обнаружились деревянные — те самые колоды, от которых пошло русское название кладбищ — «колодбища».

Скромные интерьеры основного здания церкви можно поснимать через окна. Видно, что частично помещение отдано под музейное пространство.

Службы проводятся только в летнее время, тогда же открыт доступ для туристов.

Как Ленин

Смеркалось. Наступал вечер 30 апреля. В супермаркетах появились нетипичные для страны очереди молодёжи в разноцветных штанах с пёстрыми нашивками. Закупала молодёжь пиво — ящиками, и что покрепче — литрами.

Это всё неспроста. Наступала Вальпургиева ночь, один из самых любимых праздников финнов, Vappu.

Ваппу — праздник студентов. Разноцветные комбинезоны, halari, обозначают принадлежность к определённому учебному заведению, а нашивки, насколько мы успели рассмотреть, отражают достижения и успехи студента, причём не только в учёбе, но и в социальной жизни, например, в волонтёрстве.

Часть студентов — в одинаковых белых кепках. Это выпускники.

Как Ленин

Ваппу — повод слегка побеспредельничать. Можно спокойно ходить по улицам с пивом в руке. Конечно, присоединился к традиции.

Ваппу — повод понервничать. Парковка и ночёвка становятся проблематичны. Да, это уже выходной, и все парковки бесплатны, но найти место в центре города практически невозможно. Выкрутились, пользуясь офисными паркингами. Обычно на них стоять запрещено, каждое парковочное место отведено под конкретную машину, но в Вальпургиеву ночь всем наплевать.

Большая часть лааву неподалёку от города заняты под традиционные ночные пикники. Пришлось проверить менее комфортный бесплатный вариант — переночекать в машине на шоссейной парковке-кармане. Обошлись без горячего ужина, в остальном — абсолютно приемлемый и тихий способ.

Как Ленин

Полноценные празднования приходятся на первомай. Да, первое мая — это ещё и праздник трудящихся. И пока на ступенях художественного музея Турку распевался хор ветеранов-выпускников (Ваппу — праздник всех студентов, когда-либо выпустившихся из учебных заведений), напротив свежеиспечённые выпускники намыливали лысину бронзовому Ленину (тоже традиция Ваппу), а в самом центре перекрывали движение для демонстрантов.

Несмотря на мерзкий моросящий дождь, продолжатели дела Ленина промаршировали до центральной площади с кричалками, шариками и транспарантами. Костяк демонстрации составляла молодёжь, так что и здесь праздник вышел крайне задорным.

Как Ленин

Монолит замка Турку был ожидаемо неприступен, но проехать мимо просто не смогли. Станислав Сергеевич нагонялся пасущихся на газоне диких гусей, а затем разозлённые гуси нагонялись Станислава, чуть было не взяв его в кольцо.

Покинуть Суоми без финального пикника было бы преступлением. Поскольку ночь с лааву не сложилась, решили заглянуть в ближайшую отмеченную точку с утра. Тем более, точка как раз по пути в Хельсинки, на выезде из пригорода Турку.

Здесь обнаружилась интересная фишка — лааву расположился в скальном массиве, в дорожном тупичке. А проезд в сам тупичок доступен только для жителей нескольких домиков района. Для прочих — «кирпич» и отдельная парковка. В лес через район — только пешком.

Как Ленин

Прежде, чем искать лааву, поднялись по крутой деревянной лестнице на вершину скалы. Да так там и остались. Дождь закончился, столик со скамейками и прекрасная смотровая вышка присутствовали — что ещё нужно для обеда с роскошными видами?

Одноразовый гриль прекрасно подходит для ровных камней.

Как Ленин

За одну закладку можно приготовить и мясо, и рыбу, и овощные котлетки!

Богатый стол с панорамой озера, выглядывающего из-за вершин кривых северных сосен.

Потихоньку подтягивались местные, выбирали камни на почтительном отдалении и занимались примерно тем же самым. В принципе, переночевать можно и в такой вот слегка организованной точке.

Как Ленин

В финале маршрута хотели прокатиться на пароме до столичной крепости Суоменлинна, но приползший с моря густой туман и пустота на паромном причале заставили благоразумно передумать. Единственным источником жизни на всегда суетливой рыночной площади были бассейны прибрежной сауны.

В дорогу на Выборг нас провожал одиноко прикованный в углу пирса Николай II. Как символично.