Турист Наталья (Natalya_1987)
была 23 февраля 22:50

Камерон-Хайлендс — Малайзия Ноябрь 2017

начало путешествия

На сегодня у нас переезд с острова Пенанг в горы, а именно в высокогорный курорт Камерон Хайлендс (Cameron Highlands). Пенанг — это единственный остров, соединенный с материковой Малайзией мостом, поэтому самый простой способ добраться в горы — это автобус, отправляющийся с автобусного терминала Penang Komtar дважды в день: в 08:00 и 13:30. Стоимость поездки 40 ринггит. Дорога проходит по живописнейшим местам и занимает около 5 часов. В пути автобус делает несколько остановок на 10–15 минут, можно выйти, размять ноги, купить что-нибудь перекусить и самое главное — погреться на солнышке: автобус кондиционированный и в нем довольно прохладно.

Последние 1,5 часа дорога — это несложный горный серпантин, который легко переносится (не укачивает). Единственная проблема, возникшая при въезде — это жуткие пробки из десятков экскурсионных автобусов, загораживающих и без того узкую трассу. Дело в том, что на выходные и в праздничные дни сюда любят приезжать малазийцы, желающие отдохнуть от жары; везут на экскурсии школьников. В эти дни на главной площади города разворачивается ночной рынок с местной едой, фруктами и игрушками в виде клубничек. И как раз была суббота. Поэтому со стороны Пенанга лучше приезжать сюда в будний день — не будет пробок.

Итак, высокогорный курорт Камерон Хайлендс (Cameron Highlands) представлен двумя небольшими туристическими городами: Tanah Rata (Тана Рата) и Brinchang (Бринчанг), расположенными в пяти километрах друг от друга. Тана Рата — это конечная станция для всех автобусов, именно здесь расположен автобусный терминал Фрезия (Freesia Bus Terminal). Это очень удобно и послужило причиной нашего поселения на 3 дня именно в этом городе.

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

Где лучше выбрать отель в горах? Конечно же на верхушке горы!

Наш отель Heritage Hotel Cameron Highlands 4* (стоимостью примерно 67 $ в сутки) видно было далеко, он располагался высоко над городом, с балкончика (даже второго этажа!) открывались чудесные виды. Только вот на пеших туристов он не рассчитан: к нему нет пешеходных дорожек — подъем только по автомобильной трассе. Радовало то, что машины здесь ездили редко. Да и подниматься по несколько раз в гору в отель и спускаться надоедало. Поход в магазин/в город отнимали много времени и сил.

Такой красивый снаружи, внутри отель совсем не радовал. Здесь было сыро и очень холодно. Постоянно приходилось одевать что-нибудь потеплее, тонкое одеяло совсем не спасало от холода. Кондиционера с теплом не было, отопления тем более. Вместо этого на половину потолка мощный вентилятор, за считанные минуты обдувающий комнату леденящим ветром. Зачем??? Здесь и так дубак!

Да и с уборкой здесь совсем не дружат. Индикатор чистоты это показывал: сушеная бабочка возле лифта пролежала все 3 дня нашего пребывания нетронутая на одном и том же месте, сушеный жучок в нашем номере тоже.

Из плюсов — каждый номер снабжен чайником, кружками, пакетированным чаем, феном и горячей водой. Ежедневно выдаются 3 бутылочки питьевой воды. В коридоре возле нашего номера была гладильная доска с утюгом, что было весьма удобно. И номер радовал большими квадратными метрами (в футбол можно было играть!), не приходилось спотыкаться о чемоданы.

В отеле долго находиться нельзя — можно заледенеть. Пошли греться на улицу и смотреть ради чего приехали. Хотя и с уличным климатом особо не погреешься. Погода круглый год здесь стоит прохладная и редко поднимается выше +22 градусов. С февраля по апрель — сухой сезон, это самое лучшее время для посещения Cameron Highlands. С ноября по февраль — сезон муссонов. Температура в это время самая низкая, порой падает до +8 градусов, также часты проливные дожди.

Это вам не Пенанг с нереальной жарой более 35 градусов. Здесь в футболке как-то не совсем комфортно, прохладненько. Легкая ветровка никогда не помешает.

Первое, что бросается в глаза — это необычный архитектурный стиль. Иногда забываешь, что находишься в азиатской стране, увиденное больше напоминает Европу.

Также здесь невероятное количество самых разнообразных цветов. Они здесь повсюду: на клумбах, вдоль дорог, возле церквей и практически возле каждого дома. Город весь цветущий. Такого я еще нигде не встречала.

Радует глаз невероятное количество зелени, в которой город буквально утопает.

Только здесь можно встретить на каждом углу автомобили Land Rover. Некоторые находятся в изрядно потрепанном состоянии, удивляешься, как они вообще до сих пор ездят. Некоторые стоят на обочинах, как раритет, сливаясь с природой.

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

Также часто встречаются интересные школьные автобусы.

Рядом с нашим отелем расположились 2 католические церкви: Chapel Of Our Lady Of Mount Carmel (Часовня Богоматери Кармельской) и Sekolah Kebangsaan Convent (Школьный национальный монастырь), по всему периметру здания украшенный рисунками забавных котов. Необычный стрит-арт для церковного здания.

Все основные достопримечательности, находящиеся в Камерон Хайлендсе, природно-рукотворного характера. Мы решили сегодня до захода солнца посетить одну из них — клубничную ферму, а потом вернуться посмотреть город.

Дорога от нашего отеля до фермы в одну сторону занимает полчаса. Весь путь проходит вдоль автомобильной трассы, снабженной неплохим тротуарчиком. Лишь в некоторых местах приходится идти по обочине.

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

В этом месте клубничных ферм несколько, расположены они в жилом квартале, рядом с собственными домами местных жителей. Вход на плантацию не знаю сколько стоит, но из-за маленького забора фото и осмотр плантации — бесплатно. Говорят, некоторые фермы за деньги разрешают поучаствовать в сборе урожая, небольшая часть которого забирается себе. «Фермы» напоминают большие крытые теплицы, в которых на стеллажах в мешочках и горшках растет клубника. К каждому кусту проведен тоненький поливочный шланг.

При фермах есть магазинчики, где можно купить клубнику и всё, что из неё делают: мороженное, напитки, варенье и т. п. десерты. Здесь продаются магнитики с клубникой, а также подушки и игрушки в форме клубники.

Мы попали сюда с группой малазийских школьников, с интересом рассматривающих нас, всё вокруг и скупающих в магазине клубнику. Мы ограничились клубничным мороженным. Очень вкусно.

Вечерело. Надо успеть осмотреть сам город. Хотя на это много времени не потребуется. Город Тана Рата, больше напоминающий поселок, состоит из одной большой главной улицы, возле которой сосредоточение всех туристических мест: автостанции, отелей, магазинов, банков и едален. Поэтому для осмотра всего города потребуется полчаса — час.

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

Самый большой минус этого места — вечером здесь очень скучно. Все основные достопримечательности закрываются, бродить по дорогам и джунглям страшновато, а в самом городе пойти не куда. Все туристы и местные жители помимо кафешек собираются в парке Taman Pertabalan со странной скульптурой. Местные мальчишки играют в футбол, катаются на велосипедах, бегают. Для туристов сделали развлечение — продают тазик с мыльной водой и приспособления для пускания мыльных пузырей: от пластиковых маленьких для деток, до больших для взрослых, представляющих собой 2 палки с натянутой веревкой. После окунания веревок в мыльную воду получаются большие пузыри. Не знаю, как остальные туристы, но китайцы в восторге, по всему парку бегают с тазиками и делают селфи с пузырями. Забавно за ними наблюдать.

С главной улицы виднеется наш отель, вон он на горе. Идти в него не хотелось.

Еще долго бродили по улице, наткнулись на скульптуру из овощей. Сидели в парке. Только к вечеру вернулись в свой ледник отель. Посидели в холле, послушали классическую убаюкивающую музыку и пошли в номер. Уснуть мешал холод.

День второй.

В Малайзии для нас стало традицией начинать утро с невкусного отельного завтрака. Вот и сегодня, спустившись на завтрак, на вкусности не рассчитывали. Но увиденное, заставило не поверить своим глазам: картофельное пюре, сосиски, всем желающим — свежая яичница. Впервые за всё время НЕ рис с курицей! Хотя рис с подливкой тоже присутствовал на шведском столе. Мы набросились на картошку. Стоит ли говорить, что кроме нас (единственных русских на весь отель!) её никто не кушал. Из фруктов, стандартно, как и во всех отелях — арбуз! Правда, нарезанный крупными кусочками. Сразу чувствуется 4-х звездность отеля!

Заряженные позитивом и вкусным завтраком, мы были готовы к дальнейшему исследованию города и окрестностей.

Уличные турфирмы предлагают большой выбор экскурсий: от групповых до индивидуальных. Мы решили осматривать всё самостоятельно.

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

Начать день решили с осмотра того, ради чего собственно и приехали сюда — с чайных плантаций. Их несколько: самые посещаемые плантации Boh и менее известные Bharat.

В пешей доступности от нашего отеля располагались чайные плантации Bharat. На них и остановили свой выбор.

Дорога занимает примерно 1,5 часа в одну сторону, если идти по прямой серпантину, никуда не сворачивая. У нас этого не получилось. Не успев пройти и километра, наткнулись на небольшой парк.

За ним на карте был обозначен Tan’s Camellia Garden (Сад камелий Тана). Место нас заинтересовало, поэтому мы свернули с основной тропы в сад.

Вероятно, это был когда-то красивый сад с множеством цветов. Сейчас же это совершенно заброшенное место, напоминающее просто часть джунглей, в которое иногда попадают случайные туристы. Посещение соответственно свободное и бесплатное.

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

Город Тана Рата известен также множеством треккинговых маршрутов по джунглям к водопадам и в горы: от легких на несколько километров, не требующих специальной подготовки к хождению по лесным тропам, до сложных, с подъемами на вершину горы. Карты маршрутов продаются почти во всех местных магазинах и турфирмах, также карту можно бесплатно взять в информационном центре или скачать в интернете. Все маршруты пронумерованы, и практически любой местный житель может подсказать, откуда начинается та или иная тропа.

Недалеко от сада камелий начинается маршрут Jungle Walk № 10 с крутого подъема до горы Gunung Jasar и продолжается до горы Gunung Perdah (1551 метр), отходит в сторону от маршрута № 11 и идет параллельно с ним. Затем обе тропы сливаются с 12 тропой возле метеостанции рядом с полем для гольфа.

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

По джунглям можно ходить как самостоятельно, так и заказать экскурсию с проводником. Это очень интересно, незабываемо и заманчиво, но насколько безопасно ходить по джунглям самостоятельно? Про это все умалчивают. В интернете на одном англоязычном сайте мелькала информация, что на 9 маршруте несколько туристов были подвергнуты нападению со стороны местных жителей с ножами.

Мы решили воздержаться от посещения треккинговых маршрутов по джунглям. Безопасность важнее. Поэтому, выйдя опять на дорогу, под проезжающие мимо байки и автомобили, мы топаем на чайную плантацию и на джунгли любуемся издалека.

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

Увиденное, конечно, впечатляет: куда ни глянь, всюду зелень. На трассу можно посмотреть сверху, взобравшись на гору по лестнице. Правда это занимает больше времени, но виды открываются красивые.

Наконец-то добрались до чайных плантаций. Ну что сказать, очень красиво! Путь в 5 километров стоил того, чтобы на это посмотреть, побродить среди чайных кустиков.

Здесь есть чайный домик, где, сидя на балкончике с видом на плантации, можно отведать местного чая с десертом. Рядом также есть магазинчик, откуда не получится уйти без покупок. Надо же попробовать малазийский чай!

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

Путь назад занял меньше времени, хотя и приходилось всё время идти вверх, в гору. Отдых в отеле. Далее по плану у нас посещение расположенного неподалеку Агротехнологического парка Марди. Вход стоит 5 ринггит. Режим работы с 08:00 до 17:00. За эти небольшие деньги у вас появляется уникальная возможность прогулки по парку с необычной архитектурой

среди множества цветов.

Можно посмотреть какими способами выращиваются знакомые нам овощи.

И снова вернуться к цветам, от буйства красок и разнообразия которых невозможно отвести взгляд.

При парке есть музей овощей, который во время нашего визита был закрыт. Также говорят, есть магазин, где продаются свежие овощи, выращенные на ферме, по очень низким ценам. Магазин мы так и не нашли.

Время здесь пролетает незаметно. Пора на выход. На горе заприметили жилой дом. Оттуда должны открываться красивые виды. Это же своего рода бесплатная смотровая площадка. Пойдем, посмотрим.

Путь в одну сторону занял примерно полчаса. Я еще на свой высокорасположенный отель жаловалась. Люди здесь годами живут и по нескольку раз в день поднимаются на такие высоты.

Сверху можно посмотреть на парк, в котором мы недавно гуляли и на окрестности. Удивительно, куда ни глянь, везде теплички, везде что-то выращивают. В принципе, местный климат и питательная глинистая почва позволяют получать высокие урожаи.

На обратном пути заглянули в индуистский храм Sri Subramaniya Alayam.

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

Впереди нас опять ожидал скучный вечер в поисках занятия или прогулки. Занятие «подкинула» природа: со смотровой площадки отеля мы наблюдали, как на город опускается густой и плотный туман, укрывая собой всё вокруг, оставляя мелкие капельки на коже и практически нулевую видимость, создавая, таким образом, сказочную атмосферу.

День третий.

Сегодня, получив заряд бодрости на вкусном завтраке, мы едем в соседний город Бринчанг, знаменитый своими фермами. По расписанию, найденному на просторах интернета, с автостанции Тана Рата ежедневно каждый час в Бринчанг отправляется маршрутка в 06:15, 07:30, 08:30, 09:30 и т. д., последняя — в 18:30. По факту ездят они реже. Например, на 09:30 маршрутки не было, пришлось ждать час. Выехали только в 10:30. Судя по разным билетам у водителя, стоимость проезда здесь тоже зависит от расстояния. Проезд до остановки «Kea Farm» стоит 4 ринггита. На этой остановке выходило много местных, одетых в рабочую форму. Видимо ехали на работу на фермы. Кстати, местные «порадовали». Такое чувство, что они не видели друг друга лет 10, каждый что-то бурно рассказывал соседям, стараясь перекричать шум мотора и всех остальных. Такой гвалт создали! Поездка под крики с местными заняла 20 минут. Кстати, сюда с автостанции можно добраться на такси, стоимость проезда 25 ринггит.

От остановки «Kea Farm» мы прошли чуть дальше на север около километра до конечной точки и стали постепенно возвращаться назад. Весь наш маршрут на сегодня выглядел так:

Первое место, которое мы посетили, стала медовая ферма Ee Feng Gu Bee Farm. Вход — бесплатный. К счастью, пчел здесь очень мало. Можно посмотреть на постановочные ульи с маленькими пчелками.

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

Основной «достопримечательностью» фермы является большой супермаркет в 2 этажа, где можно купить местный мед, чай и всё, что душе угодно. Конечно же, мы тоже не смогли уйти без покупок.

Следующим пунктом стал малоизвестный сад орхидей и роз (Orchid and rose garden), расположенный в стороне от главной дороги. Но его можно легко найти по указателю на основной дороге. Вход — 6 ринггит. За 3 ринггита можно купить корм и покормить красивых рыбок (карп кои) или индюка.

Место неплохое, туристов практически нет (кроме нас были еще 2 малазийские семьи с детками), можно спокойно погулять среди растений и цветов.

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

Роз здесь не очень много, но достаточно, чтобы ими полюбоваться. Различного окраса и вида.

Также часто встречаются китайские розы — гибикусы:

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

Вот орхидей очень мало. Хотя может и не сезон.

Много насекомоядных цветов:

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

Да и других различных цветочков хватает.

Поднявшись повыше, можно осмотреть окрестности и поглядеть на сад сверху. Помимо цветочков, здесь выращивается перец в большом количестве, салат, овощи. Есть тепличка с клубникой и незнакомые растения, впечатляющие размерами.

Для туристов здесь есть дополнительное развлечение — прогулка по джунглям (Jungle Walk). Правда, не совсем по джунглям, просто среди растительности, которая окутывает тебя со всех сторон. Иди себе, да смотри по сторонам в поисках чего-нибудь интересного. Впервые здесь увидела растение-хамелеон. Его листья меняют цвет от темно-зеленого до синего в зависимости от того, как падает свет.

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

Проведя в этом парке значительную часть времени, мы пошли дальше. Следующей достопримечательностью стала ферма бабочек (Butterfly Garden). Их здесь две, расположены рядышком. Мы решили ограничиться одной. Вход — 7 ринггит. Здесь мне понравилось больше, чем в саду бабочек в Куала-Лумпуре. Бабочек было больше, они не такие шустрые, можно нормально рассмотреть и сфотографировать.

Помимо бабочек здесь есть небольшой цветник и мини-зоопарк.

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

Дальше мы вернулись на остановку «Kea Farm». Одним глазком взглянули на Kea Garden. Здесь есть игровая площадка для детей. Есть скульптура рабочего в форме. Форма у работников фермы и в самом деле такая: темно-зеленый комбинезон и желтые резиновые сапоги.

Из растений здесь есть цветы и плантации клубники.

Кстати, о клубнике. Здесь она повсюду: ею украшены магазины, заборы, одежда, игрушки; из неё делают все возможные десерты и сладости.

Рядом с остановкой «Kea Farm» располагается фермерский рынок, где продают овощи, сладости и прочие товары. Но основным товаром выступает клубника. Перекрикивая друг друга, продавцы предлагают свежие ягоды. Цена недешева, за коробочку (примерно с пол литровую баночку) просят 20 ринггит. По всем отзывам в интернете, клубника безвкусная. Мы не стали покупать.

Пройдя вглубь торговых рядов и следуя указателю, можно выйти еще к одной достопримечательности, куда привозят многих туристов — Rose Centre (сад роз). Вход — 6 ринггит. Место немножко разочаровало: роз немного, больше других цветочков, всё полусухое, в неухоженном состоянии. Множество лестниц, на которые нужно подниматься всё выше и выше, чтобы посмотреть, что растет на каждом уровне. Не столько любуешься цветами, сколько поднимаешься по лестницам.

Горы, прохлада, чай, клубника, цветы или необычная Малайзия

По всей территории сада расставлены различные скульптуры.

Следующим пунктом по дороге стала ферма кактусов Cactus Point, представляющая собой большой магазин с множеством кактусов: от многолетних выставочных экземпляров до кактусов на продажу. Посещение — бесплатно. Такого количества и разнообразия кактусов нигде больше не увидишь! Цены — очень дешевые. Маленький кактус можно приобрести за 2 ринггита. Для сравнения 2 ринггита на наши казахстанские деньги — это 160 тенге. У нас в цветочных магазинах цены на маленькие кактусы начинаются от 800 тенге. Если бы можно в целости и сохранности привезти его в наш ноябрьский холод, я бы полмагазина скупила. Но, увы!

На этом посещение ферм закончилось. Конечно, в городе еще есть и клубничные фермы, и ферма кактусов, но все они похожи друг на друга, поэтому смысла посещать все — нет.

Что же касается самого города Бринчанга, то особого интереса он не представляет. Он чем-то похож на соседний Тана Рата: такая же одна главная улица, с обеих сторон которой расположены отели, магазины, кафе; похожая архитектура. Из достопримечательностей — индуистский храм. За городом гораздо интереснее.

Осмотр достопримечательностей мы закончили. Вопрос: как добраться обратно в Тана Рату? Расписание маршрутки не знаем, говорят, обратно она ездит реже, чем раз в час. Наверное, раз в два часа. Сидеть на остановке неизвестно сколько и ждать с моря погоды обратную маршрутку — не вариант. Такси поблизости не наблюдается. Самый верный способ добраться обратно — пешком. Расстоянием между городами всего лишь 5 километров. Тем более, ходьба полезна для здоровья. Пошли!

Правда не везде есть тротуар, иногда приходилось идти по обочине автомобильной дороги. Но через время свернув с главной дороги, вышли на хороший тротуарчик. Сквозь деревья проглядывается поле для гольфа. Также наткнулись на англиканскую церковь Gereja All Souls. Вот знакомый мостик через речку, клубничная ферма, которую мы посещали в первый день и всего лишь пол часа ходьбы до отеля.

Всё запланированное мы посетили, непосещенным осталось только одно место — Mossy Forest. Это очень удивительный мшистый лес, расположенный в 9 километрах от Бринчанга и находящаяся неподалеку смотровая вышка на горе, откуда можно посмотреть на все горы и деревья сверху. Не посетили мы его, потому что не знали, как туда добраться. В интернете написано, что можно на такси, за поездку берут недешево — от 200 ринггит. Мы согласны были отдать такие деньги. Только вот где найти такси, которое туда довезет. На автостанции в Тана Рате рядом с таксистами висит табличка «Mossy Forest не обслуживаем». Таксист в Бринчанге при словах «Mossy Forest» покачал головой. Почему — непонятно. Может дорога туда не из легких (узкий крутой серпантин) и легковушка не потянет. Может, нужен местный, потрепанный жизнью, грузовичок Land Rover. Может таксистам запрещено возить туда туристов, оставляя место для заработка местным турфирмам. Вообщем, непонятно. Для заказа индивидуальной экскурсии в этом место у нас не оставалось времени — утром мы уезжали в Куала-Лумпур.

С автобусного терминала в Тана Рата ежедневно в столицу отправляются автобусы в 08:00, 08:45, 09:30, 10:45, 13:45, 16:00, 17:30. Стоимость проезда 35 ринггит. Дорога занимает 4 часа. Только знали бы вы, какая это дорога! Сразу при выезде начинается узкий жуткий серпантин, который, кажется, не кончится никогда, поворот за поворотом, петля за петлей. Он занимает ровно 1,5 часа пути. Шикарные виды, открывающиеся из окна автобуса, являются неплохой компенсацией за нелегкую поездку по серпантину.