Турист Наталья (Natalya_1987)
была 23 февраля 22:50

Пенанг, Джорджтаун — Малайзия Ноябрь 2017

начало путешествия

На Пенанг мы прилетели из Сингапура. Удивительно, чуть больше часа в воздухе и красивая жизнь по фэн-шуй резко заканчивается, осознаешь это, когда тебя высаживают посреди летного поля и до здания аэропорта ты должен топать пешком. Аэропорт небольшой, немножко грязноватый. Отсутствие штампа о вылете из Сингапура напрягало не только нас, но и девушку на паспортном контроле, попросила показать посадочный талон. Итак, формальности улажены, штамп в паспорт на 30 дней получен, чемоданы (за которые мы так молились в Сингапуре) прибыли, набрана куча бесполезных, но зато бесплатных(!) карт Пенанга. Теперь вперед, в город!

Текущая задача — добраться до отеля. Самый дешевый способ — это автобус. Остановка находится через дорогу с левой стороны от выхода. Нам был нужен 102 автобус (идет до башни Комтар, рядом с которой находился наш отель). На остановке их было аж 2 штуки, вот только ни водителя, ни других пассажиров поблизости не было. Решили подождать, всё бы ничего, но вот погодка не располагала к ожиданиям: температура на улице просто зашкаливала (по ощущениям было градусов 40), ни облачка, ни ветерочка, зато чудно светило яркое солнышко. Остановка, кстати, полностью соответствовала такой погоде: она была прозрачная, даже не отбрасывала тень.

Наконец-то два, медленно плавящихся, туриста были замечены таксистом. Господи, никогда так не радовались их приближениям! За 35 ринггит он предложил отвезти в отель. Не знаю дорого ли это, но в тот момент мы были согласны на всё.

Отель «Cititel express Wembley» (60 $ в сутки) был выбран нами не случайно, он располагался рядом с башней Комтар — самого высокого здания в городе. Это не только хороший ориентир, но и главный транспортный узел. А поскольку исследовать остров и покидать его мы собирались на автобусах, то такое соседство с автостанцией было очень кстати.

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

А вот и наш отель, расположенный на интересной улочке, на которую с наступлением темноты страшновато было выйти: здесь располагались дома местных жителей и к вечеру улица заполнялась толпами мужиков.

Важная информация! С 1 сентября 2017 года вступил в силу закон о введении туристического налога на все отели Малайзии. Общая сумма налога не зависит от категории отеля и составляет 10 ринггит за номер в сутки. Помимо этого на Пенанге существует налог в 2 ринггита с человека (взимается вроде бы за сохранение объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО).

Нам достался номер на 18-том этаже. К лифту подбежали два молодых охранника, видимо никогда не видевшие русских, с любопытством заглядывая внутрь и откровенно рассматривая нас, мы чувствовали себя обезьянами. Лифт быстро поднялся наверх, мы, побросав рюкзаки и чемоданы, ринулись к окну. Вот он, долгожданный красивый вид из окна:

Сам же номер был метр на метр, но 3 дня потерпеть можно.

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

Сгущались тучи, времени до конца дня оставалось мало, мы, перекусив вредной едой в ближайшем 7/11, в быстром темпе пошли осматривать местные достопримечательности. По пути нам встретился дом с интересным граффити:

Правительство за островом следит: на улицах в принципе чисто, возле большого надземного перехода строят лифт для инвалидов, проводится ремонт храмов. Возникает только один вопрос: почему всё ремонтируется тогда, когда мы приехали? Многие храмы обтянуты лесами, эстетики никакой.

Вид с надземного перехода на улицу Пенанг (Jalan Penang):

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

Первым местом, которое мы посетили, стало старое Протестантское кладбище (Old Protestant Cemetery). Согласна, странное место для начала знакомства с городом, но так сложилось. Очень необычное место, я такое видела только в кино.

Посещение — бесплатно. На входе плиты с историей кладбища, схемой расположения могил и списком похороненных здесь людей. «Это кладбище построено в 1786 году в первом поселении Пенанг, использовалось чуть более 100 лет. Затем было открыто новое кладбище. Протестанты были похоронены в северной части, католики — в Южной. Позже обе стороны были разделены видимой сегодня разделительной стеной. Общее число лиц, похороненных на Протестантском кладбище, неизвестно (по данным 2013 года — примерно 459 человек, 150 из которых не были идентифицированы). Многие мемориалы были разрушены во время Второй Мировой Войны. Неисчислимое количество людей было похоронено в безымянных могилах, а новые могилы часто лежали поверх старых. Здесь похоронены американцы, армяне, австралийцы, англичане, китайцы, голландцы, французы и немцы, в том числе основатель поселения капитан Фрэнсис Лайт. На кладбище похоронено большое число представителей колониального общества — от высокопоставленных правительственных чиновников и гражданских служащих до офицеров армии, полицейских, врачей, инженеров, судей, торговцев и духовенства. Есть также трактирщики, моряки и случайные военнопленные. Это кладбище считается одним из наиболее хорошо сохранившихся примеров христианского кладбища 18–19 века в Юго-Восточной Азии».

Побродив немножко здесь, мы пошли дальше исследовать город. Внимание привлек этот красивый дом. Это резиденция Ku Din Ku Meh. Возле ворот — табличка с историей: «Tengku Baharudin Tengku Meh, более популярный как Ku Din Ku Meh, был администратором Сетула (сейчас Сатуна — провинции на юге Таиланда) в начале 1900-х годов. Он купил это бунгало в 1901 году, где он управлял своим экспортным бизнесом. Нынешняя семья назвала бунгало «Segara Ninda». Сейчас этот исторический коттедж служит гостиницей, хотя он больше похож на музей. Вот бы пожить в таком домике.

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

В одном месте обнаружили скопление велорикш, бойко предлагающих свои услуги. Здесь даже есть граффити, посвященное велорикше.

Заглянули на Англиканскую церковь Святого Георгия (St. George’s Anglican Church), построенную в начале 19 века. Круглый павильон перед церковью — мемориал, посвященный Фрэнсису Лайту, основателю города Джорджтауна.

Вообще, на Пенанге очень интересно и гармонично колониальная европейская архитектура вписывается в азиатскую.

По дороге нам попался Государственный музей Пенанга (Penang State Museum). Вход 1 ринггит. В музеи можно многое узнать о малайской культуре и истории. Мы сюда не попали, музей был закрыт в виду позднего времени. Хотя в интернете писали, что он вообще сейчас закрыт для посещений — здесь проводится ремонт.

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

Ни один город ЮВА не обходится без Чайнатаун, Джорджтаун — не исключение, тем более, что китайцев здесь проживает гораздо больше, чем всех остальных национальностей. Правда, среди традиционных китайских домиков, разбросанных по всему острову, достаточно сложно какой-то определенный квартал назвать китайским, но на гугл-карте обозначена улица Кэмпбелл (Lebuh Campbell) с отметкой «Chinatown».

По этой улице мы и добрались до знаменитой мечети Капитана Келинга (Kapitan Keling Mosque). Это старейшая центральная мечеть города. Была построена в 1801 году первыми мусульманами-индусами острова Пенанг. Первоначально мечеть была одноэтажная, после реставрации в 1930 году получила современный облик. По мусульманским правилам, ее не перестроили, а увеличили.

Гуляя по улицам города, мы часто натыкались на разные храмы: китайские, индийские. К сожалению, было уже поздно, и они были закрыты.

Потом начался дождь. Убрав фотоаппарат в рюкзак, мы еще долго гуляли по улицам старого города под зонтиками. Здесь какая-то непередаваемая атмосфера. Идти в отель не хотелось.

Вернулись, когда стемнело, из окна полюбовались на город — город засыпал.

День второй.

Проснулись мы рано, не терпелось исследовать остров. Город только-только просыпался. Даже невкусный завтрак из риса с курицей с соусом карри не подпортил настроения. Мы были готовы к приключениям. Поехали!

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

А поехали мы за приключениями на местном автобусе. Еще на этапе подготовке вдохновились разрекламированными автобусами «Hop-On Hop-Off»: «2 маршрута — городской и пляжный, остановки возле основных и наиболее значимых достопримечательностей». Но почитав отзывы, идея использовать такой автобус отпала: они очень редко ездят, людям по часу приходилось стоять на остановках в ожидании автобусов; некоторые, так и не дождавшись, ловили такси. Да и билеты не очень дешевы. То ли дело местные автобусы: и ездят часто, да и покататься с местными интереснее, когда еще тебя будет рассматривать пол автобуса, здороваться с тобой, улыбаться.

Возле башни Комтар в киоске купили самый лучший туристический проездной за 30 ринггит: недельный с неограниченным числом поездок. Проездной продается при предъявлении паспорта. Подали паспорт, парень в киоске очень долго что-то рассматривал в нем, потом отдал девушке, она долго рассматривала, оказывается, возникла проблема с прочтением нашей страны на паспорте, хотя вроде понятно написано: ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN.

— Откуда вы? — спросил он

— Казахстан!

— Аааааа, Казахстан.

И всё равно напечатал неправильно… Ну ладно, надеюсь никто из водителей не заметил.

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

Автобусная организация интересная: заходишь через переднюю дверь, выходишь через заднюю; перед остановкой нужно нажать кнопку «Стоп», иначе водитель может проехать мимо, если на выход/вход нет людей. Стоимость проезда зависит от расстояния: чем дальше, тем дороже. Заходишь, говоришь водителю остановку, он называет цену, дает билет. Сдачи не существует, деньги опускаются в металлическую коробочку, поэтому при себе лучше иметь мелкие купюры. Нам с проездным было проще: зашли, показали и всё.

На остановках установлены стенды с актуальной информацией: схемой движения автобусов на данной остановке, временем, стоимостью проезда.

Итак, сегодня мы едем в Национальный парк Пенанга. От башни Комтар туда идет 101 автобус. Ехать 40–45 минут с одного конца острова на другой. Приехали, на входе табличка «Парк закрыт» и что-то написано про уборку / расчистку.

Разочарованию не было предела. Обидно, закрыли его совсем недавно, когда мы, не подозревая о таком обломе, отдыхали в Куала-Лумпуре. А ведь хорошо подготовились, продумали маршруты, на панорамах гугл-карт «прошли» все тропы… Совсем не думали, что его могут закрыть… Да кто ж вообще знал, что его закрывают!

Огорченные, вернулись на остановку, полюбовались окружающими пейзажами. Подъехал 101 автобус, поехали дальше.

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

Заменой нацпарку стал расположенный неподалеку сад специй. Но сначала спустились к пляжу. Удивительно, такая теплая и чистая вода и никто не купается. По песку бегают маленькие прозрачные крабики. Побродили по пляжу, устроили фотосессию.

А вот и сад тропических специй. Вход платный. Самый дешевый с аудиогидом — 28 ринггит, с живым гидом — дороже. На входе — карта сада, на руки дают такую же. Карта здесь просто необходима, мы умудрились раз 10 заблудиться в трех соснах деревьях.

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

Вообще в саду очень красиво, всё зеленое, везде дорожки, ступеньки. Правда, окружающая растительность больше напоминает обычные растения, нежели специи. Возле растений — таблички с номером, с названиями.

Также можно ознакомиться с готовыми специями. Для организованных групп здесь есть уютное местечко, где поят травяным чаем. Неорганизованные самостоятельные туристы в этом местечке за столиком организовали полянку из еды, захваченной на случай похода в джунгли Национальный парк. Хорошо-то как! В парке обнаружили гамак. Вот бы поспать в таком месте!

Также здесь есть детская площадка, состоящая из горок и лестниц.

В саду также много различных цветочков, фотографируя которые, случайно обнаружила змейку. Показала её проходящей мимо группе китайцев. Змейка получила много внимания. Фотосессия змейки каждым китайцем прошла отлично!

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

Позже нас накрыл ливень. Наученные жизнью в Сингапуре — без зонтика не выходить, с сочувствием смотрели на туристов, пытающихся найти себе укрытие. Мы же, деловые, шагали на выход практически сухие под зонтиками. Сад мы успели посмотреть практически весь, намеренно пропустив магазин со специями. У выхода обнаружили варана, лежащего на мостике.

Сад, конечно, не сравнится с Национальным парком, но за неимением лучшего и при наличии свободного времени можно посетить.

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

Следующим пунктом по дороге стала Плавучая мечеть (Tanjung Bungah Floating Mosque). Возле неё стояло много экскурсионных автобусов. Туда по очереди мужчины заводили группы мальчиков, одетых в белые одежды. Девочек не наблюдалось. Ну не может же быть эта мечеть только мужская… Мы не рискнули зайти внутрь. Полюбовались издали, пофотографировали и погуляли вокруг.

На обратной дороге бросилась в глаза помойка из вещей. Пригляделись. А нет, оказывается, так неромантично выращивают возле дома фрукты. Интересно, от кого их накрывают?

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

Подкрепившись и отдохнув, остаток дня мы провели в Джорджтауне, гуляя по улицам, рассматривая попадающиеся по пути храмы, интересные красивые домики и наслаждаясь той атмосферой, которая царит в старом городе.

Вместе с проездным в киоске нам вручили карту граффити старого города, являющихся одной из главных достопримечательностей Пенанга. Ну что делать, пойдём искать граффити.

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

Точнее, их даже искать не приходится, сворачивая на любую улочку, внимательнее смотря по сторонам, обязательно что-нибудь да бросится в глаза.

Знаменитые граффити легко находятся сами: возле них всегда очередь из фотографирующихся китайцев и палатки с сувенирами и магнитиками. Жалко, что за ними совсем не следят, не реставрируют: краска смывается, тускнеет, штукатурка осыпается. Скоро от рисунков совсем ничего не останется…

На смену им рисуются новые, менее знаменитые рисунки.

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

Сейчас всё чаще встречаются металлические рисунки, более долговечные.

Гуляя по улицам старого города, добрались до колониальной части Джорджтауна. Здесь сразу бросается в глаза другая архитектура.

Вышли к набережной. Полюбовались на красивый закат. Скоро стемнеет, нужно возвращаться в отель.

День третий.

Встали мы опять рано, как всегда встретили рассвет. На сегодня у нас обширная экскурсионная программа — мы едем в соседний город Air Itam.

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

Первое место, куда мы поехали и куда просто невозможно не съездить — храмовый комплекс Кек Лок Си (Kek Lok Si) — храм Вечного Блаженства. Это величественное храмовое сооружение, самое крупное на Пенанге. Здесь невероятной красоты архитектура, множество мелких храмов, пагоды, сады. Добраться сюда можно на 201 автобусе от башни Комтар. Храм видно довольно далеко, он расположен на священном Холме Журавлей. Вокруг храма сейчас стройка, увидев которую, мы ужаснулись, думали, нас ждет очередной облом и храм закрыт. Но стройка не мешает посещению храма. Более, того, начиная с 1893 года и по сей день храмовый комплекс постоянно достраивается.

Перед храмом множество статуй каменных Будд и пруд с невероятным количеством черепах, которых можно покормить продаваемой рядом травой.

Это первый из множества маленьких храмов, который мы посетили. На входе необходимо разуваться. Красота внутри невероятная. Стены украшены статуэтками Будд. Интересно, сколько их здесь. Также можно за 1 ринггит завязать ленточку на желание или купить сувенир (брелок, магнитик, кулончик) с частичкой энергии этого места.

На территории комплекса можно заблудиться, настолько он огромный.

Интересно то, что в храме очень процветает бизнес — здесь продают крышу. Не целиком, конечно, а по черепице, на которой что-то пишут по-китайски. Очень часто можно увидеть молящихся китайцев с черепицей в руках.

Следующим стал храм с множеством уже больших Будд.

Если не заблудиться и найти нужную дорогу, можно на фуникулере подняться наверх к статуе богини милосердия Гуань Инь. Фуникулер платный — 3 ринггита в одну сторону, 6 — туда-обратно. Бесплатно наверх можно дойти лишь по автомобильной трассе.

Мини-фуникулер своего рода небольшой аттракцион, с него открываются замечательные виды. А наверху впечатляет невероятная резьба по камню. Здесь также расположен сад с животными из китайского гороскопа. Все туристы заняты поиском своего «зверя» и фотографированием с ним.

Еще одна платная часть храма — семи ярусная пагода Ban Pa Thar (Пагода Десяти Тысяч Будд). Вход в неё стоит 2 ринггита. Посетить её тоже стоит. С вершины открываются красивые виды. На каждом этаже пагоды расположены разнообразные статуи будд, на стенах тоже отделка с буддами. Неужели их и правда 10 000?

Несмотря на то, что это место является раскрученным туристическим, туристов было немного, большинство — конечно же китайцы. И что очень странно для такого большого и действующего храма — очень мало монахов.

Из храма добровольно уйти нельзя, мы провели здесь добрую половину дня. Вытащив себя из этого чудесного места, мы пешком решили добраться еще до одной не менее знаменитой туристической достопримечательности — холма Пенанг Хилл. По пути повстречали монумент и интересный памятник.

Дорога на Пенанг Хилл:

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

Пришли, на заборе табличка — закрыто и опять что-то про расчистку/уборку холма. Что ж за невезуха такая!

Расстроились. Решили посетить расположенный неподалеку храм Tien Kong Than Temple, чтобы поход в это место не был совсем бессмысленным. Храм расположен на горе и к нему ведут еще множество ступеней. По солнышку и жаре очень здорово подниматься сюда. Храм видимо не совсем туристический, внутри ходят монахи, посматривают с удивлением на туристов. Мы поспешили удалиться.

Вернулись к остановке, дождались автобуса и поехали в отель. Удивление вызвала молодая мусульманская девушка-водитель, так профессионально управляющая автобусом. По пути проехали мимо религиозной школы для мальчиков. Интересно, на Пенанге девочки и мальчики видимо обучаются раздельно.

Отдых, подкрепление пищей и глобальный вопрос: что делать дальше. Времени до вечера оставалось достаточно. Сначала решили поехать в ботанический сад, но учитывая, что все основные достопримечательности острова закрыты, везде ремонт, то возникало сомнение, что сад работает, да и добираться до него сложновато: идущий туда 10 автобус ходит очень редко — раз в час. Решили, раз день начался с посещения храма, то нужно храмом и закончить, так что остаток дня получился храмовый.

Практически все туристы, находящиеся на Пенанге посещают 2 знаменитых храма: бирманский и тайский, расположенных друг напротив друга. Так что едем туда. Пришли на автостанцию возле башни Комтар и обнаружили, что карта города и листочек с полезной информацией остались лежать на полочке в отеле. Блин! Возвращаться лень. Номер автобуса, который идет туда, остался в памяти — 101, мы на нём уже катались. Название храмов, конечно же не помню, но на карте на сотке примерно найду. Едем.

По MAPS.ME отследили движение автобуса, вот и остановка недалеко от храма. Зашли во двор, странно, что не видно туристов, одни местные, которые пришли помолиться странным фигурам и поглядывают в нашу сторону. Да и знаменитых скульптур, оставшихся в памяти по сотням фотографий из отзывов о путешествиях, не наблюдается. Второго храма напротив, кстати тоже. Как оказалось, мы посетили Тайский буддийский храм Buddhist Temple Wat Buppharam. А те два знаменитых храма находятся чуть подальше.

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

Добрались и до них. Тайский буддийский храм Wat Wat Chaiyamangalaram, в котором находится статуя лежачего Будды. На двери храма табличка «Закрыто», хотя по времени должен быть открыт, наверное, здесь тоже ремонт. Вот даже не расстроились, уже просто привыкли к обломам.

Расположенный через дорогу Бирманский храм (Burmese Buddhist Temple), к счастью, был открыт. Здесь-то мы и зависли на долгое время, разглядывая чудесную архитектуру, отделку храма, статуи.

На территории храма много различных скульптур. Интересный храм. Обязательно советую посетить.

Оставшуюся часть дня просто прогуляли по улицам, где достопримечательности находят тебя сами. Стоит свернуть в какой-нибудь переулок, тут же можно встретить самые различные храмы.

Пенанг – остров тысячи достопримечательностей и обломов

Повстречали надпись «Я люблю Пенанг». А вот полюбила ли его я, сказать не могу. Да, здесь очень интересно, хорошие люди, доброжелательные, ненавязчивые. Но вот закрытие самых главных достопримечательностей, таких как Пенанг Хилл и Национальный парк, подпортило общее впечатление.

Говорят, на холме Пенанг Хилл есть надпись «Вы никогда не были на Пенанге, если вы не были на Пенанг Хилл». Есть в этом какая-то доля правды, чувствуется неполное впечатление об острове: не всё увидели и самое главное, не взглянули на остров издали, с высоты. Но ничего не поделаешь, видимо не судьба.

С такими мыслями вернулись в отель готовиться к завтрашнему отъезду. Завтра мы едем в Камерон Хайлендс — в горы.