Турист Ксения (Schnapi)
Ксения
был 21 апреля 2020 8:49

Рим — Италия Апрель 2018

В апреле мы совершили с мамой второе совместное путешествие. И это была Италия (Рим-Флоренция-Венеция). Я ехала в Рим счастливая, как будто возвращалась домой, вспоминая свою первую поездку. И в этот раз мне очень хотелось справиться с моим вечным врагом — навязчивым внутренним требованием увидеть все, что рекомендовано путеводителем, даже если мозг громко подсказывает нецелесообразность и бессмысленность такого намерения. Мне не совсем это удалось, но ищем плюсы. Например, теперь я точно знаю, где и как гулять в Риме законченному интроверту, испытывающему раздражение и физический дискомфорт в окружении толп людей вокруг.

Город

Самое главное — выходить из дома как можно раньше. Причем в 7 утра улицы уже не будут пустыми, но все-таки в это время есть хоть какие-то шансы увидеть основные достопримечательности в тишине, чтобы разглядеть и оценить их красоту.

Вечный город без музеев и путеводителя

Теперь приезжая в Рим, вместо музеев я буду просто гулять по городу, по возможности обходя фонтан Треви и площадь Испании в дневные часы.

Буду сидеть в апельсиновом саду (Parco Savella) на Авентинском холме,

Вечный город без музеев и путеводителя

кататься на лодке в парке Боргезе,

Вечный город без музеев и путеводителя

путаться в улицах Трастевере, останавливаясь на бокал вина и прошутто,

слушать уличных музыкантов и наблюдать за танцующими парами итальянцев,

умиляться многочисленным хозяевам, выгуливающим двух, трех и даже четырех собак одновременно.

Вечный город без музеев и путеводителя

Я не пожалею 14 евро на билет в Замок Ангела, потому что с его верхней площадки открывается потрясающий вид на Рим. Останусь там на некоторое время, чтобы выпить кофе и насмотреться на город, запомнить его, как можно лучше. (Конечно, смотровая площадка замка находится не так высоко, как в соборе святого Петра, но если сравнивать длинну очереди, то для меня выбор очевиден.)

Вечный город без музеев и путеводителя

Неожиданно устав (вот глупость сейчас сказала!) от античного и барочного Рима, я отправлюсь в маленький посольский квартал Coppede, выстроенный в стиле модерн, чтобы поудивляться Замоку фей, фонтану Лягушек и Дому паука. (От парка Боргезе до Piazza Mincio можно дойти примерно за 15 минут.)

Вечный город без музеев и путеводителя

А если мне захочется совсем спрятаться от туристов и побывать в не вполне ухоженных парках (кстати сказать, в Риме почему-то траву и кусты регулярно нигде не стригут), где все больше простые римляне совершают утренние пробежки, играют в футбол и прогуливаются с детьми и собаками, то вилла Дориа Памфили (в 40 минутах ходьбы от Ватикана, вход на пересечении via Aurelia Antica и via di S. Pancrazio) и вилла Торлония (примерно на таком же расстоянии от Боргезе) к моим услугам. Дворец первой закрыт для посещения, а вот вторую можно осмотреть как музей. Главным образом интересен Совиный домик (Casina delle Civette) с его витражами. И где-то там же есть бункер Муссолини, но мы его не искали. (Вход на территорию обоих парков бесплатный.)

вилла Дориа Памфили
Совиный домик

Ну, а чтобы поставить яркий финальный аккорд в моих римских каникулах, я поеду в Тиволи на виллу Д’Эсте. Людей там в разы меньше, чем в городе. Кроме того, эта вилла считается прабабушкой Петергофа. И именно она, а не французский Версаль, напомнила мне его фонтаны. Красота невероятная, хочется смотреть, смотреть и смотреть. (Добираться туда просто — на автобусе от станции Ponte Mammolo. В апреле проблем с очередями, билетами и пробками нет никаких.)

Музеи

Ну, а теперь несколько слов об искусстве. Сейчас я скажу такое, за что меня могут закидать камнями и обвинить в невежестве, но тем не менее. Если вы уверены, что хорошо разбираетесь в живописи и скульптуре, или изо-всех стремитесь стать экспертом в итальянском Возрождении, основательно изучили творчество мастеров того времени, тогда, безусловно, стоить посетить не только Ватикан, но и галерею Боргезе, и остальные картинные галереи, о которых пишут в путеводителях. В противном случае не мучайте себя — оценить по достоинству без подготовки и экскурсионного сопровождения сотни картин художников, о которых, вполне возможно, вы и не слышали, вряд ли получится. Кстати, в Боргезе нет аудиогида на русском языке, поэтому только скульптуры Бернини и картины Караваджо тронули нас по-настоящему.

Если говорить о Ватикане, то я очень, ну просто очень рекомендую купить билет на ранний вход в музей (Early Entrance and Breakfast in Vatican). Да, он неприлично дорогой (68 евро, включает вход в музей, завтрак и аудиогид на русском языке), но зато увидеть Станцы Рафаэля и Сикстинскую капеллу будет можно в 7.45 (сразу после сытного американского завтра во дворе с шишкой), пока основной поток туристов еще не пускают (до 9.00). И в это время музейные залы и коридоры будут выглядеть так

А не так.

В подобных условиях о каком восприятии прекрасного вообще можно говорить? Все равно, что пытаться рассмотреть лепнину и мозаику московского метро в час пик.

После этой поездки мне больше не интересны музеи, но в следующий раз я обязательно приду к открытию собора святого Петра, чтобы быть в числе первых и наслаждаться «Пьетой» Микеланджело. Я могу любоваться ею бесконечно. Ну или как минимум до тех пор, пока количество людей вокруг не начнет убивать все мои возвышенные чувства. И я буду неоднократно заходить в собор Сан-Луиджи-деи-Франчезе и Санта-Мария-дель-Пополо, чтобы смотреть на Караваджо, который стал для меня сейчас главным открытием.

Еда

И конечно же, невозможно в полной мере насладиться путешествием, если не попробовать вкуснейшую пиццу (лучшая в da Francesco на piazza del Fico, 29), пасту (Da Tonino на via del Governo Vecchio, 18) и тирамису (в магазине Pompi на Via della Corsa, 82). Кстати, не все римские gelato одинаково хороши, в одном кафе оно нас даже разочаровало. Лучшее мороженое, которое мы пробовали, продается в сети Blue Ice (via delle Muratte 89–94, via di Sant Agenese in Agone или piazza di Santa Maria in Trastevere, 4).

Вечный город без музеев и путеводителя

Ну, буду потихоньку заканчивать. После 6 дней, проведенных в Риме, мы уехали во Флоренцию, а оттуда в Венецию, которая стала для меня городом № 4 (после Рима, Стамбула и Праги), куда я хочу возвращаться снова и снова. И да, Питер чем-то похож на Венецию, особенно со стрелки, где открывается вид на большую воду. Просто Петропавловская крепость какая-то на горизонте.

Конечно, про эти города надо писать отдельно и подробно, а это в другой раз. Сейчас завершу словами хозяина гостиницы, в которой мы останавливались. Он так спокойно, без пафоса сказал на прощанье: «Приезжайте еще! Италия — это лучшая страна для отпуска». Тем же тоном он мог напомнить, что земля круглая или солнце восходит на востоке. Это же так очевидно, о чем вообще тут можно говорить.