Турист Vit (lokrumskif)
был 3 апреля 2023 10:59

Фукуок — Вьетнам Март 2018

Предыдущая часть тут.

Переезд на новое место (пляж Онг Ланг в районе Манго Бэй) занял минут 20. Вселились и сразу пошли на море. Этот пляж не сравнить с Лонг Бич — чисто, вода прозрачнее, есть рельеф и деревья. Первый день мы просто безмятежно купались и валялись в тени огромной сосны, наблюдая за призрачными песчаными крабиками.

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Эта сравнительная малолюдность оказалась временной — просто была середина дня, люди разошлись на обед. Впрочем, все равно в целом все терпимо. Однако ложкой дегтя явилось постоянное прибытие в зону купания прогулочных корабликов, они вставали на рейд прямо напротив пляжа и выбрасывали из своих недр кучи китайцев в оранжевых жилетах. Те, непрерывно галдя, плавали сплоченной толпой, частенько выбираясь на берег. Я уже не помню, почему мы решили, что это китайцы, но таков был консенсус. Напротив пляжа идет полоса небольших скалистых рифов, купальщики с восторгом выбирались на них и сидели, громко делясь впечатлениями. Выглядело это примерно так:

Купальщики на рифе:

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Кораблики приходили два раза в день, стоянка тут у них примерно по часу. Самое большое скопление наблюдается по выходным.

Завтрак в новом отельчике намного скромнее, чем в прежнем (омлет, банановый блинчик и кофе). Кофе во Вьетнаме готовят особенным образом, я его очень полюбил, на завтрак давали именно нужный вариант. Приносят стакан с небольшим количеством сгущенки, сверху установлен миникофейничек, из которого кофе капает в стакан. Пока ешь свой омлет, как раз заполняется стакан. Ужинать ходили в разные заведенья, частенько в No Name BBQ — ресторанчик с низкими ценами, но вкусной едой. Брали обычно рыбу на гриле — макрель, снэппера или барракуду, иногда шашлычки с гребешками, баклажаны, кукурузу, окру (окра, или бамия, здесь заметно крупней европейской). Столы сделаны из нержавейки, скатертей нет (как в морге — констатировал я), между столиками порой может проехать байк одного из работников, бегают кошки-собаки-дети. Этакая фантасмагория. Но многолюдно и, повторюсь, вкусно.

Барракуда с гриля, также видна тарелка с окрой:

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Рядом было достаточно заведений классом повыше, на любой вкус, есть и пиццерия с весьма приличной пиццей. Первые дни на новом месте мы гуляли по певучему песку нашего пляжа, пройдя вправо и влево до естественных преград. Правее нашего лежбища побережье каменистое, прерываемое редкими песчаными включениями. Я такой рельеф люблю гораздо больше, чем унылый песчаный берег.

На этом снимке видны корзины, в которые пару раз в день работники собирали выбрасываемые морем водоросли:

Сизифов труд — через несколько часов водоросли опаять прибывали. Зато большую часть времени чисто. Март — последний месяц сухого сезона. Поскольку не стоит ожидать, что раздел периодов проиходит мгновенно, можно предположить постепенное нарастание дождливый дней в конце сухого сезона. Так и есть. Дожди во второй половине месяца шли по ночам, примерно в одну ночь из трех. Однажды сильнейший ливень пролился и днем, продолжался примерно до четырех часов дня. Море стало особенно мутным, повсеместно в него стекали ручьи с ближайших холмов, на плоских участках образовались огромные лужи и болота. Зато вечером нас впечатлил лягушачий концерт — со свежеобразованных болот неслась такая какофония, что некоторые звуки мы не могли идентифицировать, обращались к работнику нашего отеля (по имени Ха), тот охотно набрал на телефоне слово frog.

— Неужели все эти звуки издают frogs?

— Да, именно так.

Решили записать этот концерт. Подойдя к болотцу, с удивлением обнаружили местных жителей, с фонариками, по колено в воде, собрающих этих квакающих лягушек (потом видели в ресторанах тушки этих бедолаг, лежали у гриля).

Этот миниролик нужно слушать на большой громкости:

Море пришло в норму уже на следующий день. Ничто не напоминало о ливне. Гамаки под напором ветра становятся дыбом:

Каменистое побережье:

Несмотря на неудобный для многих пляж, в этой части расположены несколько весьма дорогих отелей (от 60 $ до 200 $). И я вполне понимаю тех, кто предпочел эти места — тишина, мало бродячих туристов, тенистый лес.

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Метрах в 50 от берега обнаружились странные захоронения — 6 могил (склепов?) в ряд. Изучение надписей позволило предположить, что в начале 2000-х здесь что-то произошло, возможно, утонул катер, все даты смерти совпадают, а среди вьетнамских имен есть два европейских.

Более подробно что-либо выяснить не удалось ввиду языкового барьера. Если же пойти влево (к югу) от нашего пляжа, то картинки будут такими:

Песчаный пляж вскоре кончается и начинается каменистая гряда. Здесь много местных, ловят рыбу, устраивают пикники, просто сидят в тени деревьев.

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Обилие местных жителей объяснилось просто — здесь стоит буддийский храм:

Многие идут помолиться, возвращаясь затем к своим пикникам:

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Я опрометчиво отправился в путь босиком, а камни порой крайне недружественны, но если не сдаваться и идти еще дальше, то будешь вознагражден открывающимся вскоре великолепным уединенным пляжем:

Это пляж отеля Chen Sea Resort. Как и везде во Вьетнаме, любой может прийти сюда и расположиться вне лежаков (если при этом не будет угнетать комплекс чужака).

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Я прошел еще дальше, там начался труднопроходимый каменистый берег:

Интересная структура местных камней:

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

После нескольких расслабленных дней взял в аренду байк, опять на 4 дня, опять сторговался по 100 тыс. в день, на этот раз Хонда Эйрблейд. Сначала съездили в природный парк с водопадом.

Вход платный, но очень дешевый. Повсюду стоят фигруры различных животных, есть пруды с фонтанами. Хлебное дерево (Джек фрут):

Резная мебель в одной из беседок парка:

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

К водопаду нужно идти минут 15 в гору, по тенистым джунглям. Мы опрометчиво поехали в выходной день (просто перестаешь следить за днями недели), было много местных, они устраивают пикники прямо на ручье, затрудняя фотосъемку (про мусор умолчу, надеюсь, уносят с собой). Вокруг красиво, но водопад в это время сильно усыхает, полноводнее всего он бывает осенью, после сезона дождей.

Водопад Суой Трань:

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Народ купается в прохладе небольшого углубления внизу водопада, многие европейцы устраивают длительные фотосессии, если хочется сделать кадр без людей, приходится ждать. Вьетнацы с этим не заморачиваются — и сами беззаботно влезают в чужой кадр, и снимают, невзирая на присутствие людей.

На обратном пути я решил заехать на Дневной рынок. На Фукуоке более известен Ночной рынок, где продают и продукты, и вещи, и морепродукты, которые тут же готовят, и тут же их можно съесть в многочисленных ресторанчиках. Нам оно не очень понравилось (бегают крысы, стоит специфический запах и т. п.), но столики заполнены, мангалы дымятся, пиво льется рекой. Дневной рынок находится по соседству, на другой стороне реки, он в большей степени продуктовый, здесь редко встречаются европеоиды, а местные между рядами ездят на байках. Мы поставили байк на стоянку и пошли пешком. Колорит, конечно, потрясающий.

Ракушки в ассортименте:

Угри:

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

В овощных лавках замечены цветы банана (их тоже едят?):

Яйца насыпом:

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Среди рыб частенько можно видеть небольших акул:

А это рыбы, вызывающие у подводного охотника благоговение — ваху (слева) и кобии (справа):

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Очень много на Фукуоке сушеных даров моря (мелких и не очень). Это креветки размером с фильтр сигареты, кальмарчики со средний палец, рыбки такого же калибра. Их подмешивают в салаты, едят просто так. Также сушат и стандартных представителй морской фауны. Лавка с сушеными морепродуктами:

А этот продукт остался нами неразгадан:

Как и эти (моллюски?):

На следующий день поехали исследовать северо-запад. Неподалеку от городка Куа Кан есть пляжик, сравнительно чистый и безлюдный, это южная часть пляжа Вунг Бао. На байке сюда не пускают — прямо в джунглях устроены ворота и возле них скучают охранники. Многие, натолкнувшись на запрет, разочарованно уезжают, но если слегка растормошить охранников, то выясняется, что можно оставить байк здесь, а далее пройти пешком. Мы так и сделали. Вот это место уже в большей степени похоже на рай. Правда, почему-то нет пальм, только сосны да что-то вроде платанов.

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Жену больше всего напрягало отсутствие мест с хорошей тенью, если же тень есть, то далеко от берега и там мусор, которого весьма мало на самом пляже. Пройдя дальше, удобную тень таки нашли. Вдали маячил характерный прогулочный кораблик, но и он вскоре уплыл. Вот оно, счастье — никого нет, тишина, лишь пение птиц да легкий шум моря…

Левый край пляжа:

Я вдоволь наплавался с маской, вода сравнительно прозрачная, правда, море на живность тут небогато. Жене пляж тоже понравился, но она не любит ездить на байке, позитив от пляжа для нее перечеркивается негативом от поездки. К тому же путь туда лежит мимо главной (или одной из главных) мусорных свалок острова, ехать приходится сквозь дым и соответствующий аромат, я просто задерживал дыхание на ту минуту, что требуется на проезд, жена, наверное, так не могла и посему страдала. Заехали на самый север, местечко Гань Дау. Пляж тут есть, но с каким-то промысловым оттенком, купающихся не видно. Да и мусор опять же.

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Напротив видны берега Камбоджи (вернее, ее острова).

Можно было проехать еще дальше по северному побережью к востоку, но по карте видно, что дорога вскоре кончается. Да и примерно уже было понятно, что там можно увидеть. К тому же дорога все равно отходила здесь от моря. Решили повернуть назад. По пути заехал еще к пляжу отеля Chez Carole. Здесь вполне прилично и малолюдно.

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Оставшиеся два дня я ездил один, охватил практически весь северо-запад острова. Многие места на берегу недоступны из-за расположенного в этой части огромного комплекса Вин Перл, включающего в себя отель, парк аттракционов, зоопарк и сафари-парк. Дороги порой просто упираются в забор или перекрыты. В этих краях в море выдается мыс, заметный почти со всего западного берега. На нем расположен отель со своим пляжиком. Правая, северо-западная, часть мыса с отельным пляжем выглядит так:

Левая сторона более грязная, здесь идет строительство какого-то причала — грузовики, пыль.

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Заехал на позитивно описанный многими пляж Дай, вернее, на его южную часть, северная примыкает к упомянутому выше мысу и малопривлекательна. Ну не знаю, мне и южная часть не очень:

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Возможно, здесь раньше было неплохо, но рядом начали строить большой отель, связанные с этим обстоятельства мешают нормальному восприятию пляжа. Да и вода довольно мутная. Хотя малолюдность мне по душе.

Итоги исследования пляжей Фукуока, конечно, субъективны. На мой взгляд, лучшие пляжи — Онг Ланг и южный Вунг Бао. Есть еще нормальные пляжи у отелей, но ввиду уединенности этих отелей здесь будешь чувствовать себя неуютно (незваным чужаком). Онг Ланг в том месте, где пребывали мы, имеет два негативных фактора: а) избыточное количество приходящих сюда прогулочных корабликов, б) имеющаяся здесь дорога с покрытием, ведущая непосредственно к морю. Второй пункт для тех, кто живет вдалеке, наоборот, является плюсом, но слишком уж много приезжает людей, а пляж не очень большой, вследствие этого — переполнение. Пока еще ситуация терпимая, но наверху строится много новых отелей и бунгало, можно спрогнозировать, что вскоре (года через 2–3) здесь яблоку будет негде упасть. Да и с тех пор, как на Фукуоке построили новый интернациональный аэропорт (старый заброшен, осталась лишь ВПП, по которой ездит транспорт как по дороге), количество рейсов и прибывающих туристов растет по экспоненте. А остров к этому подготовлен слабо. Не знаю, может вьетнамцы начнут расчищать новые пляжи, прикинув, что туризм приносит больше выгоды, чем рыбный промысел. Но пока ситуация не очень.

Оставшиеся дни мы провели в расслабленной умиротворенности, валяясь на пляже с книжками, подолгу плавая, потребляя много фруктов и пробуя новые блюда в ресторанчиках. С растительностью на Фукуоке все в порядке. Высокая влажность и частые дожди, наряду с постоянным теплом, стимулируют рост всяческой флоры. Много деревьев с развитой корневой системой (из тех, что обнимают древние стены храмов в Камбодже). Много сосен, с длинными иглами и миниатюрными шишками. Жена обнаружила интересное растение — стыдливую мимозу, его тут очень много. Такое название отражает интересную способность листиков реагировать на прикосновения (видео):

Несмотря на ежедневную уборку пляжа, органических артефактов (листья, водоросли, хвоя) всегда в наличии весьма много.

Скелет листа:

Вьетнам, как много в слове этом... Часть 3

Отдельно можно упомянуть закаты. Они здесь весьма красивы, солнце садится в море, иногда окрашивая облака в багровые тона. В 18:30 (±) берег заполняется туристами с фотоаппаратами, возникает даже некий ажиотаж в районе особенно фотогеничных мест. Я к закатам отношусь спокойно, но порой поддавался всеобщему настроению.

Отъезд был ранним, такси заказано на 6 утра; перелет в Хошимин, там вселились в отель в том же районе, что и ранее, позавтракали в ближайшем кафе и пошли бродить по городу. Ничего нового тут обнаружено не было, попытались заняться легким шоппингом в торговых центрах — безуспешно, ассортимент и цены вполне европейские. Зато вблизи отеля, ниже уровня земли, было замечено нечто среднее между ТЦ и рынком, здесь даже что-то купили. После ужина (в ресторанчике, понравившемся еще в первый приезд) сходил на ближайший рынок, потратил оставшиеся местные тугрики, купив на них кешью на развес, вышло примерно полкило. Утром следующего дня вылет, маршрут перелета тот же: Куала Лумпур — Абу-Даби — Москва.

Прощай Вьетнам, пряный, контрастный и волнующий. Если б еще фотоаппарат не забыл…

Еще раз прошу прощения за качество снимков.