Турист Elena (ElenaVGo)
Elena
была 24 апреля 17:38

Да Лат — Вьетнам Март 2018

Из Сингапура, где прошла первая неделя нашего отпуска, мы отправились во Вьетнам. Теперь нам предстояло две недели более расслабленного отдыха в Нячанге. Однако проводить всё время на пляже — это не для нас, поэтому ещё до отпуска мы составили список экскурсий или мест, которые планировали посетить.
Одним из них был Да Лат. Каких только восторжённых эпитетов не встретишь, читая в интернете отзывы об этом городе: «вьетнамская Швейцария», «европейская сказка в Азии», «город незабываемых впечатлений» и т. п. И уже, будучи во Вьетнаме на одной из экскурсий, услышали ответ гида на вопрос туриста: «Какая экскурсия из Нячанга самая интересная и стоящая?»
 — «Безусловно, Да Лат!».

Конечно, и нам захотелось посмотреть на это вьетнамское чудо. А уж когда я увидела фото фарфорового храма Линь Фуок, водопадов и отеля-музея Crazy House, Да Лат тут же был включён в наш план. Мы не собирались брать туда экскурсию, а предпочли, как обычно, самостоятельную поездку. Тем более, что доехать на автобусе из Нячанга в Да Лат и обратно — не составляет никакого труда. Цены на автобусные билеты в различных кампаниях были примерно одинаковы, время отправления — тоже (в 7 и 11 утра). В Нячанге мы жили в апартаментах «Greenfield Nha Trang Apartments for rent». Билеты в Да Лат мы взяли в транспортной кампании, расположенной в соседнем здании — было очень удобно уезжать рано утром. Билеты на двоих туда и обратно — 600 тыс. VND. И, кстати, при покупке билетов можно сразу попросить, чтобы вас забрали прямо из отеля (и в Да Лате тоже), хотя это не экскурсионный автобус. Однако по прибытии в конечный пункт — по отелям не развозят.

Время в пути — 3,5–4 часа, в зависимости от времени сделанных по пути остановок. Останавливались мы по пути и туда, и на обратном пути, один раз — на очень симпатичной автобусной станции, где, пока водитель мыл автобус, можно было при желании «размяться» и перекусить.

автобусная станция на пути в Да Лат

Выбор — где мы будем останавливаться в Да Лате — для меня даже не стоял. Наверное, в моём детстве мне не хватило подобных сказочных впечатлений, и я прямо-таки загорелась мыслью пожить в одном из необычных номеров Crazy House. Уже само его название — «сумасшедший дом» — предрекает необычные впечатления.

Два дня в Да Лате

Этот музей-отель заслуживает того, чтобы его описание вынести в отдельный отзыв об этой достопримечательности.

Поскольку приехали мы в 11, а в номер нас до 14 часов нас не пустили (хотя он и был свободен, мы даже сходили посмотрели на обстановку через открытую дверь, как и другие туристы), вещи мы оставили на рецепции и пошли немного осмотреться на территории, но было столько народу, что на узких мостиках и в галереях разойтись было невозможно. Мы решили пообедать, а Crazy House обследовать с утра пораньше. Прямо напротив входа есть кафе, но цены там высокие, а выбор нас не порадовал. Ну, желание владельцев кафе нажиться на голодных туристах вблизи популярной достопримечательности вполне понятно. Решили поискать что-нибудь ещё в пешей доступности. И вот тут нас ждал сюрприз: несмотря на то, что в Да Лате жары никакой не было, да, думаю, и вообще не бывает — все попадавшиеся нам кафе и магазины оказывались закрыты. Сиеста! Мы уже смирились с тем, что придётся вернуться в отель и обойтись чаем в номере после заселения, но вдруг увидели работающее кафе с японской кухней «Moo Moo BBQ Dalat». Посмотрели меню — обширное, цены привлекательные. Судя по новизне обстановки — оно открылось недавно. Мы были единственными посетителями в это время. В меню — только национальная кухня, посуда вся тоже красивая, в японском стиле, вилок и ножей нет — только палочки. Всё было очень мило, блюда понравились, напоследок нам выдали купоны на скидку при следующем посещении.

Сытые и довольные, мы пошли заселяться в свой номер — как раз уже подошло время. Перенесли вещи в номер, русскоговорящая девушка Нга с рецепции провела с нами подробный «инструктаж».

Впереди у нас было ещё полдня, и мы отправились знакомиться с городом. Да Лат относительно молод, основан в конце 19 века, в период французской колонизации Вьетнама. Не вызывает сомнения обстоятельство, что в первую очередь именно благодаря Crazy House Да Лат сейчас привлекает такое количество туристов, без него не обходится ни одна экскурсия в этот город. Другие достопримечательности Да Лата — горные пейзажи, водопады, пагоды (за исключением фарфоровой) — может быть, и не вполне типичны для других часто посещаемых туристами городов Вьетнама, но что-нибудь похожее можно увидеть и в других местах. Утверждение о том, что Да Лат — это «очаровательный швейцарский городок во вьетнамских горах», которое постоянно встречалось в отзывах, на месте нам показалось некоторым преувеличением. Да, здесь прохладнее, чем на побережье, а ночью может быть даже холодно. Поэтому сами вьетнамцы любят приезжать сюда, например, здесь многие проводят свой медовый месяц (нам в различных местах часто попадались на глаза свадебные фотосессии). Но улицы в центре города не очень-то отличаются от улиц в других вьетнамских городах, разве что немного почище.

Два дня в Да Лате

Да и то, в самом центре, на площади и улицах рядом с рынком — обычная азиатская грязища.

Более-менее облагорожена территория вокруг озера в центре Да Лата: парковые зоны, кафе на берегу,

оригинальные клумбы вокруг фонтана.

Два дня в Да Лате

Озеро Xuan Huong Lake — искусственное озеро в центре Да Лата, образовалось после строительства дамбы в 1919 г. Здесь можно взять на прокат лодку или катамаран в виде лебедя, покататься по берегу в карете.

Мы не пошли в парки и сады — всевозможными разновидностями флоры и фауны мы уже насытились в этом отпуске: и в Сингапуре, и в Нячанге при поездке на Vinpearl. Не посещали и те городские Да Латские храмы, которые обычно включают в экскурсии по Да Лату, по предварительному изучению они не показались нам достаточно интересными. Гуляя в центре, увидели совсем новый храм, территория вокруг него ещё приводится в порядок после строительства.

Вечер мы завершили изучением ассортимента местного рынка.

Два дня в Да Лате

Нам попадалась уже информация в интернете о том, что в Далате продаётся невероятное количество различных вкусностей к чаю, но действительность даже превзошла наши ожидания. Здесь были самые разные фрукты, ягоды и даже цветы: засахаренные, вымоченные в сиропе, засушенные, в каких-то посыпках и специях — и всё о-очень вкусное. Накупили всяких разных, чтобы взять с собой — в Нячанге таких нет.

Очень понравились макадамские орехи и миндаль, жареный с какими-то специями.

Два дня в Да Лате

Только обязательно нужно торговаться — цены очень сильно завшено изначально: к примеру, за 1 кг макадамских орехов изначально просили 500 тыс. VND, а продали в итоге за 200 тыс. VND. Кроме того, мы купили здесь отличного зелёного чая. А вот знаменитым далатским кофе закупились всё-таки не на рынке, а в магазине.

Я вообще большой любитель кофе, а настоящий «Luwak» или «Weasel» для меня — кофе не имеющий конкурентов. Да и не только для меня, он вообще считается лучшим в мире и самым дорогим. Цены в Да Лате на кофе ниже не только курортных нячанговских, но и хошиминских (в предыдущие поездки во Вьетнам мы закупались кофе перед вылетом домой на центральном рынке Хошимина). Да и где может быть лучше и дешевле покупать кофе, нежели в тех местах, где его выращивают? Кроме того, в Да Лате «Weasel» обычно продают сухой обжарки, а в Хошимине — как правило, обжаренным в кокосовом или пальмовом масле (чтобы при хранении аромат сохранялся дольше, как нам объясняли).

Чем ещё удивил далатский рынок — это авокадо огромных размеров

Два дня в Да Лате

и невероятным количество артишоков.

В Да Лате вообще культ артишоков. Этот «овощ» — на самом деле ещё нераскрывшаяся корзинка будущего цветка приличных размеров. Маленькие и средние артишоки продают консервированными, маринованными, с оливковым маслом с добавлением различных специй и трав. Крупные артишоки (размером с небольшой кочан капусты) продают свежими, для последующей варки. Артишоки и продукцию их них продают на рынке и в магазинах. В городе есть несколько различных торговых сетей, специализирующихся на этой продукции. В этих магазинах все полки заставлены упаковками всех цветов и размеров, содержащими только чаи, вытяжки, настойки из артишоков. В них бесплатно предлагают продегустировать напиток из этих цветов. Даже в Crazy House в ежедневный пополняемый набор в номере входят не обычные пакетики с чёрным или зелёным чаем, а с артишоками. Говорят, что этот продукт является источником молодости и долголетия, и якобы благодаря нему и мадам Данг Вьет Нга так хорошо выглядит, несмотря на свой преклонный возраст.

Утром второго дня мы встали пораньше, чтобы до открытия музея спокойно осмотреть Crazy House. Полностью обследовав весь комплекс, мы позавтракали в номере и выдвинулись на дальнейшее знакомство с далатскими достопримечательностями. Начать решили с посещения монастыря Thien Vien Truc Lam. Мы читали, что туда можно добраться в том числе и на канатке. Взяли такси, чтобы доехать до канатной дороги. С таксистами в Да Лате нам фатально не везло. Не понимали они, куда нам нужно, или дорогу не знали. Причём у нас была карта с собой, тыкаешь им нужную точку на карте, объясняешь по-английски — а в ответ либо полный ступор, либо водитель кивает, но по дороге выясняется, что правильного направления всё-таки не знает. И ведь нужны-то нам были обычные туристические места, должны вроде знать… Короче, от далатских таксистов осталось раздражение и недоумение.

Когда наконец-то мы оказались на обзорной площадке перед посадкой на канатку

цветок Драконий коготь

никак не могли понять — как же подняться к монастырю, потому что канатная дорога отсюда на поднималась, а спускалась. Оказалось, в интернете нам попадались некорректные отзывы (друг у друга они, что ли их переписывают?) — на самом деле, к монастырю с верхней обзорной площадки нужно было именно спуститься. И вообще канатка как таковая и не нужна собственно, чтобы добраться до монастыря — туда можно сразу доехать на такси. А уже от монастыря можно покататься на канатной дороге вверх до обзорной площадки (больше тут ничего и нет) и обратно вниз — билет туда-обратно (80 тыс. VND) выгоднее, чем только в один конец (60 тыс. VND). Но это имеет смысл только в том случае, если канатная дорога вообще для вас в диковинку, и вы воспринимаете это как развлечение.

Спустились к монастырю

Это действующий буддийский монастырь, построен относительно недавно — в 1994 году, и если это не первый увиденный вами такого рода монастырь — он ничем особенным не удивит.

Но территория вокруг монастыря очень ухоженная, большая парковая зона, везде клумбы.

Два дня в Да Лате

Огромное количество ярких цветов всевозможных видов и расцветок:

Здесь было бы приятно погулять, если бы не огромное скопление народа. Осмотрев монастырь, мы взяли такси и направились к водопаду Датанла. Ехать не долго — минут 5. Находится он в 5 км от Да Лата.

Два дня в Да Лате

Здесь тоже было очень много туристов, в кассы — очередь (вход — 20 тыс. VND). На площадке у входа множество туристических автобусов и прочего транспорта — этот водопад обычно включают в состав экскурсий по Да Лату. Но в отличие от групповых экскурсий, нам можно было не торопиться, и осмотреть водопад не на бегу. Сам водопад не представляет из себя ничего особенного, но вьетнамцы — молодцы, устроили здесь целый аттракцион: спуститься с горы к водопаду (и обратно) можно на электросанях по рельсам, проложенным через лес.

На одних санях можно ехать и вдвоем, и по одному. На водопаде устроено несколько уровней. Между ними также можно передвигаться на электросанях (билеты на проезд по различным уровням отличаются по цене, и их можно покупать отдельно), причём здесь уже, в отличие от первоначального спуска, скорость движения можно регулировать самим при помощи рычага. Мне это развлечение очень понравилось. Рельсы здесь — конечно, не американские горки, но тоже с подъёмами, спусками и крутыми виражами. Хотелось разогнаться по максимуму для остроты ощущений, но не позволял едущий впереди китаец, всё время останавливающийся для фотосессий.

У водопада:

Здесь есть еще два уровня, к которым можно спуститься сначала по канатной дороге, а затем на лифте. Но когда мы были там, канатка не работала. Впрочем, мы не расстроились — у нас в этот день было ещё запланировано посещение фарфорового храма Линь Фуок (Linh Phuoc pagoda), а небо начало хмуриться. До сих пор нам с погодой везло, было очень тепло и солнечно, хотя часто в отзывах упоминалось о проливных дождях в Да Лате.

Мы читали, что доехать до храма Линь Фуок можно на такси или на туристическом поезде в стиле ретро. Поезд отправляется в железнодорожного вокзала в центре Да Лата, который сам по себе является исторической достопримечательностью (построен французами в 1938 году), за вход на его территорию даже берут плату, хоть и невысокую.

Два дня в Да Лате

Как только мы подъехали к вокзалу, разразился ливень. Хорошо, что мы предусмотрительно таскали с собой зонты. Внутри вокзала нет ничего интересного. Слева от входа расположена касса. В зале ожидания продают сувениры, а также мебель и прочие оригинальные изделия из тикового дерева. По бокам перрона — два пути, на которых стоят несколько старинных вагонов и паровоз. В одном из вагонов устроено кафе.

С этого исторического вокзала поезд ходит только до станции Чаймат (Trai Mat), на которой находится пагода Линь Фуок. В расписании указано, что поезд (он всего один) туда и обратно ходит 5 раз в день (в 7–45, 9–50, 11–55, 14–00 и 16–05), но рейс может быть отменён, если желающих поехать наберётся менее 25. Расписания, кстати, здесь придерживаются не особо пунктуально.

До ближайшего рейса нужно было ждать минут 40, но ливень был сильнейший, и нам только и оставалось ждать в помещении вокзала и надеяться, что нужное количество туристов всё-таки соберётся. В вокзальном кафе — только напитки и снэки. Вместе с дождём пришёл холод, и я очень пожалела, что глядя утром на яркое солнце, не захватила с собой ветровку. На перроне увидели очередную свадебную процессию, устроившую фотосессию на фоне старинных вагонов.

Два дня в Да Лате

Наконец пришёл поезд из Чаймата, и немногочисленные туристы, и мы в том числе, устремились к кассе. Цена билета за проезд туда и обратно — от 108 до 150 тыс. VND.

Цена зависит от типа вагона: по самой низкой продают билеты в вагоны с деревянными скамейками, по самой высокой — в вип-вагон (здесь тоже два типа билетов — подешевле на кожаные скамьи и самые дорогие — на диванчики со столиками для двух человек.

Два дня в Да Лате

Мы взяли самые дорогие — «гулять — так гулять». Билеты продают с местами. В стоимость проезда входит 0,5л бутылка воды. Народу набралось как раз на один вагон, и тянет его, кстати, обычный маленький локомотив, а не старинный паровоз.

Дорога занимает 20 минут. Пейзажи по бокам — унылые: сначала пустыри, потом теплицы. От станции до пагоды идти 5 минут. Времени до отправления обратного поезда у нас было 50 минут, Т. е. на осмотр пагоды 40 минут. Дождь продолжал лить, и мы побежали по лужам — времени было мало. Вообще, мы очень пожалели, что затеяли поездку сюда поездом, и время на ожидание потратили, и само это ретро-путешествие не стоит потраченных денег, и времени на осмотр пагоды предлагают маловато. Если бы пришлось ехать ещё раз, мы бы однозначно выбрали такси для этой поездки.

Сама пагода Линь Фуок не является старинной — построена в середине прошлого века (работы по расширению и реставрации ведутся и сейчас), но какая же это красота! Это — самая, на мой взгляд, интересная достопримечательность Да Лата. Называется пагода фарфоровой, потому что вся — и снаружи, и внутри — облицована осколками битой керамики и цветного стекла. Даже в дождливую погоду от этой красоты дух захватывает, а уж как, наверное, здесь всё сияет, когда ярко светит солнце!

С левой стороны площади находится Бесценная Башня и центральный молельный зал длиной 33 метра и шириной 22 метра. В глубине зала расположена статуя Будды Шакьямуни высотой 4,9 метра. По обеим сторонам зала от входа — ряд колонн, обвитых изображениями фарфоровых драконов.

Два дня в Да Лате

На стенах изображены сцены из жизни Будды Шакьямуни от его рождения до нирваны. Необычен для храма также потолок — на нём изображено голубое небо с облаками.

Рядом со входом в этот храм — арка в виде огромного дракона со статуей Будды Майтрейи наверху,

за нею находятся небольшое озеро и цветочный сад, но из-за дождя нам не удалось там погулять.

Два дня в Да Лате

В центре комплекса расположена красивая 7-ярусная колокольня.

На её нижнем уровне стоят стражи Дхармы.

Во втором ярусе находится огромный колокол желаний (отлит в конце 20 века и добавлен во время реставрации, имеет высоту 4,3 метра, диаметр 2,2 метра и вес около 10 тонн), традиционный для буддийской пагоды, весь оклеенный вокруг на высоту человеческого роста бумажками с желаниями. Этот колокол, вроде бы, считается самым большим во Вьетнаме. Несмотря на непрекращающийся дождь, здесь было очень много людей, колокол даже сфотографировать не получилось. Гудит он постоянно: чтобы написанное желание исполнилось, в колокол нужно ударить.

Вид с площадки на уровне, где находится колокол:

В соседнем с колокольней здании комплекса, похожем на расписную фарфоровую шкатулку,

Два дня в Да Лате

находится самое красивое помещение — храм, посвященный богине милосердия Гуань Инь. Образ этого божества восходит к буддийскому бодхисаттве Авалокитешваре, но выступает преимущественно в женском обличье, это — покровительница женщин, подательница детей, родовспомогательница, а также спасающая просящих от всевозможных бедствий.

У её подножия — статуи нефритового Будды. Отделка стен поражает великолепием и яркостью красок. Это, действительно, очень красиво.

Два дня в Да Лате

Даже винтовые лестницы и переходы внутри храма украшены с таким же старанием и любовью:

Отдельно расположена ещё одна статуя богини Гуань Инь, высотой 17 метров, очень необычная, полностью облицована цветками бессмертника.

Два дня в Да Лате

Подвальный этаж посвящен буддистским раю и аду. Мы туда не спускались, потому что и времени было мало, да и вообще эти сценки меня мало привлекают. Рядом с храмом находятся мастерские местных монахов и магазины, в которых продаются изделия из дерева, камня различных пород: предметы интерьера, статуэтки больших и маленьких размеров.

Если бы погода была хорошая, мы бы «махнули рукой» на обратный билет на поезд и погуляли бы здесь ещё — так красив этот комплекс. Но дождь не переставал лить, я замёрзла, и мы заторопились, чтобы не опоздать. К слову сказать, когда поезд тронулся и уже отъехал от станции, мы услышали крики, и в открытую дверь единственного вагона все увидели бегущего по рельсам туриста, опоздавшего-таки к отправлению. К нашему удивлению, поезд остановился и подождал опоздавшего.

Мы приехали на железнодорожный вокзал Да Лата, и поскольку дождь так и не прекратился, взяли такси и поехали в отель. Впрочем, мы выполнили намеченную культурную программу, и были вобщем-то довольны, хоть погода и подвела нас.

Вечером в Crazy House включается цветная подсветка и музыка, и всё приобретает совсем ирреалистический вид.

Два дня в Да Лате

Дождь наконец-то кончился, пора было где-нибудь поужинать. Мы устали за день и не хотели в темноте долго искать подходящее кафе, решили отправиться во вчерашнее японское «Moo Moo BBQ Dalat», тем более нам купоны на скидку выдали. Посетителей было немного, выбрали по меню несколько блюд, и тут оказалось, что одно из мясных блюд, которое заказал муж, относится к числу тех, которые посетители готовят самостоятельно из выбранных продуктов. Мы видели уже во Вьетнаме такое, но сами были только однажды в таком кафе в Хошимине, там на круге с электрическим подогревом в центре стола мы варили в кастрюле морепродукты и всё, что к ним прилагалось. Здесь же блюдо нужно было жарить. В центре стола снимается крышка, в имеющуюся там ёмкость засыпаются горящие угли и устанавливается решётка, на которой и жарится принесённое тонко нарезанное маринованное мясо, сосиски, овощи. Всё свежайшее.

Экзотично, очень вкусно и недорого.

Вернувшись в свой номер, мы попросили растопить нам наш камин-тыкву, потому что из-за долгого дождя было не то, чтобы прохладно, но как-то сыро. Камин растопили, и в такой уютной обстановке мы пили чай с накупленными вчера вкусняшками.

Два дня в Да Лате

Просто здорово, что довелось провести два дня в такой сказочной обстановке!

Утром за нами прямо в отель должен был приехать автобус. Пока мы ждали его прибытия, сидели в паутинном саду и стали свидетелями того, как горько рыдала маленькая девочка и упрашивала родителей не уезжать из этого волшебного дома, а пожить здесь ещё.

Однако вскоре приехал наш автобус, и мы, попрощавшись с этим удивительным местом, уехали в Нячанг.